Как проводить занятия в домашних условиях
Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности. Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты. Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.
К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.
Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж
Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:
- «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
- «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
- «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.
Логопедические игры для постановки звуков Л и Р
Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.
https://youtube.com/watch?v=VVqroVWgbYU
Постановка звука «Л»:
- «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
- Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
- «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.
Постановка звука «Р»:
- «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
- «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
- «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.
Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц
В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:
- Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
- «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
- «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.
Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение. Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой
Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде
Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.
Зеркало в логопедических играх
Учимся составлять слова
«Собирайка»
Ребенку необходимо составить слово из звуков, предоставленных в правильной последовательности. На первом этапе можно использовать вспомогательный материал в виде картинок.
Например: называем звуки, а ребенок думает, какое слово из этих звуков получается: к, о, т; к, и, т; л, у, н, а; д, и, в, а, н.
«Зашифрованные послания»
Перед ребенком картинки, а также схемы слов (можно нарисовать на листочке и картинки, и схемы). Ему необходимо подобрать схемы к картинкам.
Например, у тебя есть карточки, который можешь понять только ты, ведь в них спрятаны слова. Подумай, какие слова здесь спрятаны, а в этом тебе помогут картинки.
Картинки: утка, окно, мама, рама, каша, луна, ложка.
«Забывалка»
Взрослый начинает произносить слово, ребенок должен его закончить.
«Мне нужна твоя помощь! Я забыла сегодня многие слова. Может, ты сможешь мне напомнить их? Я начну их произносить. А ты закончи за меня: па (па), кры (ша), лож(ка), поми (дор)».
«Рассыпанные слова»
Ребенку необходимо составить слово из звуков, предоставленных в неправильной последовательности. Чтобы малышу было проще, можно написать звуки на карточках.
Логопедические игры с фонариком для детей
Игры со светом зрелищны и увлекательны, а фонарик доступен и безопасен для детей. Игра разработана педагогом Натальей Коняхиной. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет сделана коробка. Вам также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, загрузив из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие предметы, изучаемые в дошкольном учреждении). Предметы нужно вырезать и приклеить внутри коробки так, чтобы лицевая сторона была обращена к малышу. Ребенок направляет фонарик на стену и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это туфли?», «В коробке есть яблоко или много?».
Недоразвитие фонетико-фонематической речи у дошкольников
Примечание! Игры с фонариком позволяют легко развить связную речь дошкольника.
Ребенок с фонариком
Запоминаем буквы
Малыш легко справляеся с играми для развития фонематического слуха? Значит, можно переходить к знакомству с буквами.
Если ребенок еще не умеет читать, то буквы называют не так, как в алфавите (эс, пэ, эм), а произносят как звук — отрывисто и четко — , , и так далее. Это облегчит процесс обучения чтению
Несмотря на то, что на данном этапе звук и буква называются одинаково, каждый раз обращаем внимание детей на то, что буквы мы видим и пишем, а звуки — слышим и произносим
«Нарисуй букву»
Рисовать можно на песке, на манке, выкладывать из семечек, скрепок, ниток, мелких ракушек и камней, а также лепить из пластилина. Также можно конструировать буквы из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
«Исправь букву»
Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их. В роли жучка-буквоеда может выступать стирательная резинка, также можно просто написать буквы на листе не полностью.
«Рисуем на спине»
Повесьте на стену большой лист бумаги. Дайте ребенку маркер и попросите его встать перед листом. Напишите на его спине указательным пальцем печатную букву. Пусть ребенок повторит ее на листе. Убедитесь, что он почувствовал, что вы написали. Для этого рисуйте буквы большого размера и медленно.
Роль и значение логопедических игр
От того, насколько сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка
Именно поэтому так важно своевременно предупреждать разнообразные дефекты и следить за чистотой выговариваемых ребенком звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и продуцировании
При определении степени дефекта отмечаются все симптомы, касающиеся умственного, физического и речевого развития.
Игры на развитие речи
Обратите внимание! Игра является главенствующим видом деятельности малыша, с ее помощью он овладевает различными формами мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют существенную роль в создании благоприятной обстановки для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений
Дидактические игры по логопедии для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, осваивает родной язык, в простой форме усваивает нормы грамматики. Преодолеваемые при этом в игровой форме трудности менее заметны и ощутимы для ребенка.
Основное значение логопедических игр в увеличении детского словаря и кругозора, расширении границ сознания ребенка и знакомства его с окружающим миром.
Как игры помогают логопеду
С каждым годом увеличивается процент дошкольников с речевыми патологиями различной сложности и этиологией. Чтобы исправить стандартные нарушения в речи, требуется заниматься хотя бы 2-3 раза в неделю по 30 мин. Однако детей сложно увлечь монотонным делом, они быстро утомляются и отказываются выполнять упражнения, предлагаемые педагогом. Чтобы повысить мотивацию к обучению, логопеды на своих занятиях применяют игровые методики, благодаря которым процесс коррекции перестает быть утомительным для ребенка.
Логопед и ребенок
Настольные логопедические игры для дошкольников
Для детей 6-7 лет подходят настольные логопедические игры. Темы их могут быть самыми разнообразными. Подбираются они исходя из индивидуального или группового плана работы. На просторах Интернета есть множество онлайн-ресурсов, с которых можно скачать поля для настольных игр.
Принцип прохождения довольно прост. Участвуют несколько малышей (или дошкольник соревнуется с логопедом), поочередно кидая кубик и продвигаясь на несколько клеточек вперед, при этом называя предмет, на котором они остановились. Если ребенок не сумел назвать предмет, то отходит на несколько клеточек назад. Выигрывает тот, кто пришел к финишу первым.
Обратите внимание! В дидактические игры могут играть дети всех возрастов: от 2-летних малышей до младших школьников, нуждающиеся в коррекционной помощи логопеда
Настольная игра для дошкольников
Почти каждый родитель сталкивается с нарушением фонематического слуха у малыша, находящегося в процессе изучения родного языка. Обычно ребенок осваивает всю звуковую систему самостоятельно к 6-ти годам, однако стоит внимательно относиться к речи малыша, чтобы избежать серьезных дефектов и нарушений.
Логопедические игры для дошкольников
Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.
1. «Снегурочка и Снеговик»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков – в словах.
Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – , а для Снеговика – картинки со звуком — .
2. «Угости Зою конфетами»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.
3. «Дождик»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.
Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук . Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.
4. «Шарики для Лягушонка»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук .
5. «Звуковая полянка»
Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.
Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.
Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком , а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.
6. «Ежику снятся сны»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук .
Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук .
7. «День рождение Карлсона»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: У Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук .
8. «В каком домике живет звук?»
Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.
Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.
Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.
Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один — много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.
Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками
Логопедические развивающие игры для дошкольников
Цель игры: активировать словарный запас по теме «Овощи» и «Фрукты»; научите детей делить слова на слоги. Материал: рисунки: планарные изображения корзин со слоговыми схемами, изображения предметов – овощей и фруктов. Ход игры: Логопед. Ребята, сегодня едем в гости к бабушкам и дедушкам в деревню посмотреть, какие овощи выросли на грядках. – И вот нас встречают бабушка и дедушка.
Логопед. Бабушка предлагает вам угадать, какие овощи они собрали. – круглый, красный, сочный, полезный, мягкий… (помидор) – овальный, зеленый, хрустящий, грубый, твердый… (огурец) – продолговатый, оранжевый, твердый, вкусный, витаминный… (морковный) – круглый , горький, твердый, полезный… (лук) – круглый, зеленый, сочный, хрустящий… (капуста)
Логопед. Ребята, вы угадали все овощи. А теперь положим их в корзины
– Обратите внимание, какие красивые корзины приготовила бабушка. В каждой корзине есть слоговая схема
Назовем овощи по очереди, определим количество слогов в каждом слове и положим овощ в правильную корзину.
В аналогичную игру можно сыграть на тему «Фрукты». В качестве материала мы используем изображения предметов – фруктов.
Дидактическая игра «Слоговые дома»
Цель игры: научить детей разбивать слова на слоги. Материал. Самолетные изображения домов с оконными карманами. В каждом доме есть слоговая схема. Изображения предметов с изображением персонажей сказок: Волка, Карлсона, Незнайки, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах и других. Ход игры. Логопед. К нам в гости приехали герои сказок. Номинальный. Ребенок. Волк, Карлсон, Мальвина, Буратино, Айболит.
Логопед. Гостей следует «поселить» в домах. Определите количество слогов в каждом слове и «посадите» героя в желаемый дом.
Ребенок (говорите и ударяйте по слогам)
—
«Карл-Сын» – два слога (кладет фото в карман дома №2)
—
«Волк» – 1 слог (кладет картинку в карман дома №1).
—
«Мал-ви-на» – в этом слове три слога (кладет картинку в карман дома №3)
—
«Бу-ра-ти-но» – в слове четыре слога (кладет картинку в карман дома №4)
Логопед. Очень хороший! Пособие можно использовать при изучении других лексических тем.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики дисграфии зрительного нерва и дислексии у дошкольников Логопедические игры для детского сада на животных Настольные логопедические игры для детского сада своими руками
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Логопедические игры для дошкольников своими руками
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для детей старшего дошкольного возраста
Логопедическая игра для детей 5-8 лет «Кто быстрее»
Учимся различать звуки
Эти игры помогут научиться воспроизводить услышанные цепочки слогов и не путать между собой похожие звуки.
«Инопланетянин»
К вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним:
ма — ма — на, та — да — да, бо — бо — по, ву — ву — фу и т.д.
Смысл в том, чтобы чередовать звонкие и глухие звуки. Сначала роль инопланетянина берет на себя взрослый, а затем ребенок.
«Назови лишнее»
Взрослый произносит слоговые цепочки:
га — га — га — ха — га, ша — ша — ша — жа — ша и другие, также чередуя звонкие и глухие согласные. Ребенок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог — тот, что звучит по-другому.
Важно не путать звуки между собой. Для закрепления результата сыграйте в «Путаницу»
Прочитайте ребенку следующие шуточные предложения:
-
Русская красавица своей козою славится.
-
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
-
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Найдите с ребенком, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих? На всякий случай подсказка: заменяем звонкий согласный на глухой.
«Исправь ошибки Незнайки»
Незнайка гостил у бабушки в деревне, и вот что он там видел. Предложите ребенку внимательно прослушать и исправить ошибки.