Профилактические мероприятиия дисграфии у дошкольников

Эффективные упражнения для коррекции дисграфии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Игры для

профилактики дисграфии.Для современной образовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии. Для решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей, чем о путях её преодоления, тем более что дисграфию (как и любую форму речевой патологии), значительно легче предупредить, чем устранить. Для ранней профилактики дисграфии могут помочь такие игры как: « Безопасный путь» «Мастерская игрушек» «Раскрась игрушки » «Помоги колобку»

Слайд 2Цель: Профилактика дисграфии у дошкольников.Задачи:

Развитие пространственных представлений, зрительного внимания и

памяти. Обогащение словарного запаса, совершенствовать грамматический строй речи.

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.

Развитие мышления, памяти, воображения.

ребёнок говорит правильно КраснаяШапочка по клику мышки двигается в заданномнаправлении.

Если ребёнок ошибается –КраснаяШапочка стоит на месте.

Ход игры.

Слайд 11«Раскрась игрушки»

Игра сопровождается словами: У наших игрушек случилась бедаЗлая колдунья пробралась

сюда.Всё разбросала и что-то сломалаИ даже все яркие краски забрала.(слайд №6)Давайте, ребята ,игрушкам поможем,Цвета им вернём и на место всё сложим.(слайд № 7)Чтобы мячик был прекрасным,Мы его раскрасим …красным (слайд №8)Автомобиль чтоб стал красивым,Мы его раскрасим … синим (слайд №9)Для Оленьки и Людочки Пусть жёлтой станет …дудочка.(слайд №10)

Слайд 22Ход игры.Педагог- Здесь побывала злая колдунья, она сломала игрушки. (на

экране сломанные игрушки мячик, который сдулся, машина без колёс, мишка

без лапки)(слайд №13)Педагог -Что случилось с мячикам?Дети — Мячик сдулся.Педагог — Покажите как сдулся мячик(дети изображают сдувшиеся мячики).А теперь спокойно поднимаемся, расправляем плечики, поднимаем голову. Чем можно надуть мячик?Дети — Насосом.Педагог — Накачаем мячик «С-С-С» На экране появляется мячик.(слайд №14)Педагог — Чего нет у машинки?(слайд №14)Дети — У машины нет колёс.Педагог — Сколько колёс должно быть у машины, чтобы она могла ездить?Дети — Четыре колеса.Педагог- Давайте починим машинку.(Дети имитируют закручивание гаек). На экране появляется машина с колёсами.(слайд №15)Педагог — Что случилось с мишкой?(слайд №15)Дети — У мишки оторвалась лапка.Педагог — Что мы сделаем с лапкой?Дети — ПришьёмПедагог — Чем мы можем пришить лапку?Дети — Иголкой с ниткой.(На экране появляется мишка с пришитой лапкой, слайд №16)

колобок продвигается вперёд. Если ребёнок ошибается, колобок стоит на месте.

А если ребёнок не хочет учиться писать?

При коррекции дисграфии может возникнуть ряд вопросов, не относящихся непосредственно к звукопроизношению и правильности написания. Что делать, если ребёнок не хочет учиться писать? Что делать, если ребёнок не может писать буквы?  Как научить ребёнка писать буквы правильно? Преодолеть подобные проблемы можно и нужно опять таки с помощью игр и корректировочных занятий.

Если ребёнок не может писать буквы – играйте в узнавание букв: рисуйте их! Научите ребенка рисовать буквы, затем упрощайте рисунки и переводите их в печатные буквы. Приобретите прописи для дисграфиков, начинайте обучение письму с обучения написанию отдельных элементов (палочек, завитков и пр), постепенно соединяя их во всё более сложные элементы. Не торопите ребёнка. Не переходите в следующему этапу, пока окончательно не отработаете и не закрепите предыдущий.

Если ребёнок не хочет учиться писать –  начинайте с заполнения пробелов в словах – подстановок отдельных букв. Не нагружайте ребёнка и тем более не ругайте. Это приведёт только к перегрузке нервной системы и стойкому отвращению к письму и процессу учёбы в принципе. Когда зоны мозга у ребенка созревают, он сам начинает проявлять интерес к учёбе. Поощряйте его интерес к рисункам, раскраскам и всему, что развивает мелкую моторику. Раскрашивайте буквы, вырезайте их, рисуйте портреты и потом просите подписать портрет. Постепенно увеличиваете объём текста для подписи. Играйте с ребёнком в игры, побуждающие к письму, – возможно, письма Деду морозу, любимому сказочному герою, выдуманному другу, или просто записка маме или просьба купить шоколадку, но просьба написанная. Всё должно быть именно в виде игры, любое насилие вызовет отторжение.

Правильное написание букв можно развить, выполняя упражнения по корректировке дисграфии. Опять всё начинается с пространственного восприятия и умения различать буквы. Развивайте память ребёнка  – учите стихи, играйте в игры на развитие памяти. Раскрашивайте картинки – это научит ребенка выделять главные силуэты. Практикуйте написание букв и одновременное их произношение.

Для коррекции дисграфии, как я уже писала выше, существует множество различных упражнений. Нужно также помнить о возможности улучшить ситуацию с произношением и мелкой моторикой с помощью специального массажа. Добавление курса нейропсихологической коррекции значительно повышает шансы на устранение дисграфии. Нейропсихологическая коррекция – это процесс, позволяющий как бы заново отстроить нарушенные или ещё не созданные связи между отдельными зонами мозга, а также разгрузить излишне перегруженные его участки. Коррекция включает в себя двигательные элементы, логопедические, занятия по развитию памяти  и ритма. После прохождение курса коррекции отмечается улучшение успеваемости, усидчивости, памяти и общего самочувствие. Данные упражнения можно проводить как для детей, так и для взрослых.

В заключение хочу отметить, что дисграфия – это полностью поддающееся коррекции нарушение. Если у вас или вашего ребёнка обнаружена дисграфия – не пугайтесь. Запаситесь терпением, заручитесь поддержкой специалистов и отправляйтесь в путь по её коррекции. Чем раньше вы начнёте работу по профилактике или коррекции дисграфии, тем легче и быстрее пройдёт этот процесс. Путь по коррекции непростой и долгий, как для ребёнка, так и для его родителей, но, в конце пути вас ждёт победа над дисграфией!

А вы знаете полезные упражнения, которые могут помочь справиться с дисграфией?

Классификация и виды дисграфии

Слайд 22Ход игры.Педагог- Здесь побывала злая колдунья, она сломала игрушки. (на

экране сломанные игрушки мячик, который сдулся, машина без колёс, мишка

без лапки)(слайд №13)Педагог -Что случилось с мячикам?Дети — Мячик сдулся.Педагог — Покажите как сдулся мячик(дети изображают сдувшиеся мячики).А теперь спокойно поднимаемся, расправляем плечики, поднимаем голову. Чем можно надуть мячик?Дети — Насосом.Педагог — Накачаем мячик «С-С-С» На экране появляется мячик.(слайд №14)Педагог — Чего нет у машинки?(слайд №14)Дети — У машины нет колёс.Педагог — Сколько колёс должно быть у машины, чтобы она могла ездить?Дети — Четыре колеса.Педагог- Давайте починим машинку.(Дети имитируют закручивание гаек). На экране появляется машина с колёсами.(слайд №15)Педагог — Что случилось с мишкой?(слайд №15)Дети — У мишки оторвалась лапка.Педагог — Что мы сделаем с лапкой?Дети — ПришьёмПедагог — Чем мы можем пришить лапку?Дети — Иголкой с ниткой.(На экране появляется мишка с пришитой лапкой, слайд №16)

Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка

Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:

Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.

Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.

Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.

Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.

Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко

Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.

Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.

Методы улучшения качества и скорости письма у детей

Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.

Занятия для улучшения мелкой моторики

  1. Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
  2. Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
  3. Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.

Приобретение качественных принадлежностей для письма

В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:

  • качество;
  • материал;
  • форма;
  • безопасность.

Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.

Подготовка рабочего места

В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.

Коррекция захвата ручки или карандаша

Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке. Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом

Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.

Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма

Чтобы сформировать у ребенка красивый почерк, следует начинать занятия не раньше достижения возраста 5-6 лет

В это время малыш уже может фиксировать внимание на достаточно долгое время. Второй важный момент – не превращать обучение в рутину

Большинство детских психологов утверждают, что проще привить ребенку интерес к занятиям через элементы игры.

Написание отдельных элементов

Для развития начальных навыков лучше всего использовать специализированные прописи. Согласно предоставленным в них примерам, ребенок выводит в строчках косые линии, крючки и волны

При выполнении этого задания следует концентрировать внимание не на количестве нарисованных знаков, а на их качестве

Трафареты букв

Далее, малышу необходимо научиться писать отдельные буквы. Для начала, предложите ему обвести силуэт знака по точкам. Только после того, как линия будет четкой и форма буква станет максимально правильной, позвольте ребенку писать буквы в отдельных строчках.

Слоги

Следующий шаг – сложные слоги. Сочетания «ЯЯ», «МЯ», «КЛ», «НЯ», «ОЯ», «АЯ» требуют дополнительной прилежности. Особенно в местах соединения букв. Навык написания следует отрабатывать поэтапно:

  • сначала, научите ребенка прописывать элемент соединения в отдельных строчках;
  • далее, используйте трафареты букв;
  • после этого, приступайте к написанию слогов в отдельных строчках.

Увеличиваем скорость

После того, как ваш ребенок научился красиво писать буквы и слоги, правильно соединять буквы при письме, приступайте к следующей фазе – увеличению скорости написания.

В этом вам поможет несложное упражнение: предложите малышу написать пять коротких слов за определенный промежуток времени. Когда он станет легко справляться с заданием, количество букв в словах можно увеличить, а период процесса написания сократить.

Занятия по обучению письму достаточно сложны. Но, стоит помнить – когда ребенок выполняет задания с удовольствием и без неприязни, любой навык запоминается им намного легче.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: