Коррекция дислексии у детей

Дислексия. что это такое? виды и признаки

Трудности школьного обучения, вызванные дислексией

Сопутствующие дислексии патологии

Сопутствующая патология относится к совместному возникновению двух (или более) расстройств у одного и того же человека. Сопутствующая патология может быть обнаружена между расстройствами в пределах одной диагностической группы, например, расстройством чтения и математическим расстройством (оба нарушения обучения с общими факторами риска), а также между расстройствами из разных диагностических групп, например, между расстройством чтения и поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Показатели сопутствующей патологии между расстройством чтения и другими нарушениями развития нервной системы сильно различаются, но в среднем около 40% детей с расстройством чтения / дислексией будут иметь и другое расстройство. У многих детей с дислексией проблемы с устной речью выходят далеко за рамки фонологической области.

Поскольку чтение для понимания смысла опирается на языковые навыки, из этого следует, что многие плохие читатели также имеют плохие навыки понимания прочитанного.

У некоторых детей с дислексией отмечается нарушение развития речи (DLD – международная аббревиатура), расстройство, характеризующееся постоянными трудностями в экспрессивной и / или восприимчивой речи. Хотя нарушение общения обычно оценивается отдельно от нарушений обучения, DLD является основным фактором риска развития дислексии. Действительно, ученые отмечают, что среди детей с особыми трудностями чтения (дислексия) около 40% имеют значительные языковые нарушения.

Дети, которые поступают в школу с DLD, подвергаются высокому риску трудностей с грамотностью. Короче говоря, границы дислексии не являются четкими: нередко у детей с дислексией возникают языковые проблемы, а некоторые дети также соответствуют клиническим критериям DLD.

DLD – не единственное расстройство, которое сочетается с дислексией

Дислексия также часто сопровождается проблемами с вниманием и координацией движений. Существует также взаимосвязь между дислексией и нарушением звука речи, социально-эмоциональными и поведенческими расстройствами и проблемами интернализации, такими как тревога и депрессия

Ни одно из этих сопутствующих заболеваний не следует рассматривать как «основные» признаки дислексии, но они могут усложнить как ее проявление, так и реакцию на вмешательство.

Другим расстройством, которое часто сопутствует дислексии, является расстройство счета, вычислений (или дискалькулия). Как и расстройство чтения, математическое расстройство классифицируется как специфическое расстройство обучения в DSM5. Оно сопутствует дислексии в 30-70% случаев. Как и чтение, математика также является сложным навыком с несколькими компонентами. Совпадение с дислексией велико, потому что многие аспекты математики зависят от вербальных навыков, например, знания чисел, подсчета, поиска числовых фактов и решения вербальных задач. Однако математика также включает в себя невербальные навыки; к ним относятся способность оценивать количество и сравнивать различные величины.

Кроме того, проблемы со счетом связаны с плохими зрительно-пространственными навыками, плохой исполнительной функцией и дефицитом рабочей памяти. Такой дефицит обычно является признаком видов невербальных трудностей в обучении, связанных с более низким интеллектуальным уровнем.

Клиническая и образовательная реальность такова, что для многих детей плохое чтение связано с целым рядом трудностей, каждая из которых представляет собой определенное измерение. Как показывает история дислексии, но это далеко не новые проблемы, они преследовали дислексию с тех пор, как она была впервые выявлена в 19 веке.

Существуют ли меры профилактики?

Как любое другое расстройство, дислексию можно предотвратить или замедлить её развитие вовсе.

Необходимо быть внимательными к своим детям, чтобы не пропустить тот момент, когда речь должна развиваться быстрыми темпами.

Но по каким-либо причинам задержалась.

Мало кто знает, но развитие речи очень сильно зависит от сформированности моторики рук.

Так уж мы созданы, что через нервные окончания на пальчиках рук идут импульсы в мозговые области, отвечающие за речевую функцию человека.

Поэтому детям очень важно заниматься рисованием, лепкой, другими занятиями. Это сейчас стали использоваться современные методы развития речи через песочную терапию, пластилиновые аппликации и т.п

Это сейчас стали использоваться современные методы развития речи через песочную терапию, пластилиновые аппликации и т.п.

Занятия нужно усложнять время от времени, чтобы пальчики ребёнка не успели привыкнуть к однообразным действиям и не перестали развиваться.

Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы не утомить малыша.

способы устранения, основные приёмы и методы работы, методика Дейвиса

ПродолжениеЧасть 1Часть 2

Способы устранения дислексии
дислексиядисграфияРодителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход. Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов “Фотоглаз”.
  • Метод “озвученного” чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии
Суть методики:Физиологические основы методики Дейвиса.Методика Дейвиса
Упражнения методики Дейвиса
программа предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса
1. Оценка способности восприятия. 2. Переключение. 3. Разрядка и проверка. 4. Точная настройка. 5. Координация. 6. Освоение символов. Решение.7. Три шага к легкому чтению. Первый шагВторой шагТретий шаг8. Освоение символов применительно к словам.
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 7 мая 2008 г.

Продолжение статьи
За советом к логопеду (все статьи)

Комментарии к статьеДислексия18.04.2008, 08:06Моника18.04.2008, 21:24Наталья23.04.2008, 11:09Вероника25.04.2008, 13:04Лариса, г. Ижевск28.04.2008, 11:02Наташа29.04.2008, 06:27Оксана Сергеевна21.05.2008, 14:55Елена28.05.2008, 13:14Анна01.06.2008, 11:5814.09.2008, 17:07Нелли23.09.2008, 20:27Оксана Сергеевна24.10.2008, 10:11Камиль08.11.2008, 14:52Лера28.11.2008, 11:24ирина02.12.2008, 07:54Камиль03.12.2008, 17:16Лара25.01.2009, 08:45Мария01.02.2009, 10:30Алла02.02.2009, 18:30Вера04.02.2009, 18:34Маргарита04.02.2009, 18:52Маргарита01.03.2009, 21:27Елена03.03.2009, 17:09Unattainable27.05.2009, 17:04Венера04.06.2009, 14:16Мира05.06.2009, 19:51Татьяна, Великий Новгород02.07.2009, 11:20Лана28.09.2009, 21:48Ольга09.10.2009, 10:56Елена, Ярославль04.11.2009, 20:54Мария Иванникова16.11.2009, 21:54Маргарита17.11.2009, 14:42Ольга18.11.2009, 14:20Ольга18.11.2009, 19:18Маргарита19.11.2009, 13:52Ольга09.01.2010, 15:10Светик7812.01.2010, 15:19Ольга12.01.2010, 22:28Маргарита16.02.2010, 13:35Арина16.02.2010, 22:53Светлана17.02.2010, 09:30C23.03.2010, 22:24Елена06.04.2010, 13:44Татьяна08.04.2010, 16:22Маргарита20.04.2010, 12:46Ольга06.05.2010, 20:19Наталья07.05.2010, 20:00Лана07.05.2010, 20:44Наталья03.06.2010, 21:10Татьяна06.06.2010, 15:06Татьяна08.06.2010, 15:24Анна10.08.2010, 11:15марина15.08.2010, 08:31Одесситка13.09.2010, 23:26диля17.09.2010, 23:51Анна22.09.2010, 21:14Жанна01.10.2010, 16:48anna074814.10.2010, 13:43Константин (Львов)16.10.2010, 09:33Татьяна30.10.2010, 23:21Анна03.11.2010, 21:26Ирина24.11.2010, 08:27cycleliftmact26.11.2010, 07:11cycleliftmact28.11.2010, 01:26Вера14.01.2011, 18:37Ирина11.04.2011, 15:49Ирина05.06.2011, 23:31Катя26.01.2012, 14:40Светлана30.01.2012, 14:34Надя28.02.2012, 15:10Стася05.03.2012, 12:30Елена, Южно-Сахалинск10.03.2012, 18:30Надя23.03.2012, 18:45Наталья06.04.2012, 01:39Ольга09.04.2012, 07:01Надя23.05.2012, 22:17татьяна12.11.2012, 16:38Оксана Сергеевна28.01.2013, 20:29Елена06.02.2013, 13:46Елена13.02.2013, 10:46Алика06.03.2013, 21:46катерина22.04.2013, 18:57светлана02.04.2014, 21:09мужской29.01.2015, 16:55наталья29.10.2015, 08:51Нина16.02.2016, 19:36Ольга25.10.2016, 07:48София26.01.2020, 01:15Ольга 24.02.2020, 22:33Гуля12.11.2020, 21:01Алёна30.03.2021, 15:43Evgenii_Manzhos

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников! – системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Мисаренко;

– система работы со слоговыми таблицами А.Н. Корнева;

– система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г.Нагаевой;

– система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Л.М. Козыревой и Т.И. Кондраниной

Использование разработанной системы предполагает:

– определение тематики и содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

– отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

– определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и учителями общеобразовательной школы.

Разработанная система предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности в формировании процесса чтения:

– временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

– наличие трудностей при чтении, обусловленных несформированностью психологической базы чтения;

– замедленный темп чтения.

Система логопедической работы включает в себя четыре раздела:

  • обследование психологической базы навыка чтения у младших школьников;
  • формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по разработанной системе логопедической работы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий. Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.

Принципы, заложенные в систему логопедической работы:

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии. Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания. Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

https://youtube.com/watch?v=6l99V7JQlb8

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

На ________

На____ с____.

На___ с ____ ____.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например
— покосившийся якорь, посреди пустыни.

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Отдельно об IQ, определяющей «дислексиков» и о несостоятельности метода

Первоначально задуманный как показатель общей когнитивной способности, IQ человека – это просто его оценка в тесте IQ. Наиболее широко используемыми показателями IQ являются шкалы Векслера, которые могут использоваться для оценки дошкольников, детей и взрослых (например, Векслер, 1974)

Для настоящих целей важно отметить, что эти шкалы отделяют тесты, выявляющие вербальные навыки, от тестов, выявляющих невербальные или исполнительские навыки (хотя разделение не является чистым)

Вербальные тесты включают в себя показатели словарного запаса, вербальных концепций, знаний о мире и умственной арифметики. Тесты производительности в первую очередь требуют практических ответов, таких как объединение блоков для создания шаблона или кусочков головоломки для создания объекта. В отличие от словесных тестов, они рассчитаны по времени и, следовательно, влияют на скорость обработки.

Человек, прошедший тест на IQ, обычно получает вербальный IQ, Performance IQ и полномасштабный IQ, объединяющий оба. При условии отсутствия явных неврологических или сенсорных нарушений и отсутствия возможностей для получения образования дети со средним или выше среднего полномасштабным IQ, которые, тем не менее, демонстрируют проблемы с чтением и правописанием, классифицировались как дислексики. Эта категория соответствует «специфической дислексии».

Одним из первых критиков несоответствующего определения дислексии был Stanovich, K. E. (1991).

В аргументации Становича против этого подхода было два основных принципа. Во-первых, обучение чтению оказывает положительное влияние на вербальные навыки и словарный запас. Дети, которые хорошо читают, читают больше и, следовательно, имеют больше возможностей для изучения новой информации с помощью печати, чем дети, которые плохо читают. Следствием этого является «эффект Мэтью»: вербальные навыки детей, которые меньше читают, не успевают за своими сверстниками. С этой точки зрения, более низкий вербальный IQ (и, соответственно, полномасштабный IQ) может быть следствием плохого чтения, и поэтому использование формулы «несоответствия», основанной на IQ, для дифференциации разных групп читателей является ошибочным.

Во-вторых, Stanovich и Siegel (1994) показали, что, независимо от IQ, плохие читатели испытывают одни и те же основные фонологические трудности (проблемы при восприятии речевых звуков слов). Учитывая, что навыки чтения демонстрируют непрерывное распределение среди населения и что нет четких качественных или количественных различий в чтении как функции несоответствия, фактически это означает использование термина «дислексия» для любых случаев плохого чтения. Несмотря на то, что это оправдано на статистических основаниях, считать дислексию «просто» плохим чтением (и правописанием), не учитывает тот факт, что она возникает рано (в дошкольном возрасте) и сохраняется с течением времени.

Правильнее использовать термин «Специфическое расстройство обучения с нарушением чтения» для описания того, что другие, и в частности лоббисты, называют дислексией. В определении DSM5 отмечается, что этот термин относится к типу трудностей в обучении, характеризующихся проблемами с точным или беглым чтением слов, плохим декодированием и неправильным написанием, «которые наблюдаются не менее полгода (6 мес.), несмотря на попытки коррекционных и терапевтических вмешательств». В нем также отмечается, что хорошим показателем является «неудовлетворительная успеваемость или относительно удовлетворительная, которая дается при значительных усилиях».

Таким образом, отказ от определения дислексии, связанного с несоответствием IQ, оказался спорным для многих, особенно для тех, кто рассматривает «дислексию» как особую категорию расстройств и отвергает мнение, что это всего лишь отражение плохого чтения.

Упражнения

Справиться с проблемой будет легче, если заранее начать лечение, профилактику и выполнение несложных игровых приемов в домашних условиях.

  • Поочередно замыкать в кольцо каждый палец с большим пальцем. Сначала на одной руке, затем одновременно на двух.
  • Заучивание и повторение скороговорок (исправление семантической разновидности дислексии).
  • Сжимание маленького резинового мячика рукой и перекладывание его в другую руку во время произношения разных слогов (устранение фонематической дислексии).
  • Составление рассказов по картинке (профилактика мнестической дислексии).
  • Буквенные трафареты.
  • Одновременное чтение текста вместе с взрослым. Сначала читать нужно вслух синхронно, затем про себя. Затем тот же текст ребенок должен прочитать самостоятельно.
  • Рисование двумя руками симметричных рисунков или букв (фонематическая).
  • «Лодочка — замочек» учит складывать слоги из букв. Сочетание согласный – гласный – это лодочка и должно произноситься плавно. Сочетание согласный-согласный – это замочек и должно выговариваться резко и отрывисто. Так ребенок учится составлять слоги и правильно их произносить (мнестическая).
  • Игра на нахождение окончания у предложенного слова (теле(фон), компью(тер).
  • «Корректурная проба» — упражнение, при выполнении которого ребенку предлагается короткий текст, где нужно зачеркнуть или обвести в кружок все буквы «а», затем «б, в, г».
  • Поиск пропущенных букв в слове.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Комплекс упражнений для исправления дислексии подбирается индивидуально. Нужно учитывать причину дефекта речи, тяжесть патологии и сопутствующие заболевания.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения по преодолению дислексии развивают способность воспринимать и различать звуки. Таким образом корректируются дефекты звукопроизношения, развиваются правильные фонематические процессы. Маленьким детям дают послушать звуки природы: он должен угадать, кто издает этот звук. Такие же задания можно давать с бытовыми звуками.

Другое упражнение — наполнить несколько коробок мелкими предметами, при этом коробки должны быть парными: пуговицы-пуговицы, монеты-монеты. Ребенок должен на слух найти нужную пару.

Следующие упражнения для преодоления дислексии: произношение одного звука громко и тихо, медленно и быстро, отрывисто и слитно; поиск пары картинок с похожим звучанием (зуб и суп, гайка и галка), закончить стихи, подбирая рифму; повторять слоги с одинаковым гласным (ка-па-та).

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Эти упражнения для преодоления дислексии помогают развить речевой аппарат и голос. Применяется артикуляционная гимнастика:

  1. Сначала выполняют разминку, делая глубокий вдох и выдох, задерживая дыхание, затем неполный выдох;
  2. Малышу предлагают имитировать звуки, которые издают животные: летит муха — «з-з», кошка мурчит — «мрррр»;
  3. Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать все согласные буквы в строке из книги;
  4. Прочитать чистоговорки «чи-чи-чи — потеряли мы мячи», затем наборы слов «арба – арфа», «дверь — червь — зверь», постепенно наращивая громкость голоса и темп;
  5. Читать скороговорки или пословицы.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Упражнения показаны для коррекции тактильной дислексии. Тренировка мелкой моторики рук повышает способность тактильно воспринимать предмет, различать их, развивает пространственные представления, повышает работоспособность головного мозга.

Наиболее эффективные пальчиковая гимнастика. Для маленьких детей подойдут занятия в форме игры, например, «Сорока-белобока» или «Ягоды». Старшим детям можно выполнить обычную гимнастику и массаж пальцев. В плане развития мелкой моторики вас выручат лепка, рисование, а также различные шнуровки, конструкторы, пазлы.

Полезно давать ребенку поиграть в разными по размеру, фактуре, материалу предметами. Вы можете рассыпать разные крупы, разложить игрушки. Ребенку будет интересно перебирать эти предметы. Старшим детям усложните задание и спрячьте в крупе предметы: пусть он на ощупь определит, что это за предмет и из чего он сделан.

Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Эти упражнения при оптической дислексии помогают выработать навыки правильного чтения путем развития зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найти лишнюю букву в ряде А-В-О-Ы-Е, лишний слог в ряде РА-МЕ-ЛА-ДА, найти общее в паре МЫЛО-МИЛО, МЕЛ-МЕЛЬ.

Дальше задания усложняются. Например, переместить букву в правильное место: ЛОСТ-СТОЛ. Когда ученик справится с этим, предлагаются целые предложения с такими неправильными словами.

Упражнения при аграмматической дислексии

Эти упражнения для коррекции дислексия у школьников позволяют развить грамматический строй речи, обогащают словарный запас. Детям предлагают составить словосочетания из предложенных слов, склонять слова, согласовывая их число, род, падеж. В дальнейшем задания усложняются: нужно составлять целые предложения из предложенного набора слов, составлять связный рассказ по картинке, вставлять пропущенное слово в предложение.

Определение болезни

Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

Артикуляционная гимнастика

Правильность произношения и точность артикуляции можно тренировать при помощи специальной гимнастики. Цель её состоит в том, чтобы показать ребёнку, как именно формируются звуки. В самом начале занятий положение губ и языка контролируется по отражению в зеркале. Произнесение звуков сопровождается движениями руки, которая как бы рисует соответствующие им буквы в воздухе. Время от времени преподаватель задаёт вопросы, например: «Где находится язык? Что он делает?»

Когда ребёнок освоится, зеркало можно убрать, а темп занятий увеличить. Главное – не допускать того, чтобы артикуляционная гимнастика превратилась в рутину. Нужно разнообразить упражнения, создавать для малыша комфортный эмоциональный настрой, стимулировать его интерес.

Упражнения для самых маленьких превращают в весёлую игру. Например, есть игра с динозавриком Дино – надеваемой на руку куклой. «Дино – дружелюбный динозавр, и он часто улыбается», – дети должны улыбнуться в ответ. «У Дино – крепкие зубы», – дети должны коснуться кончиком языка каждого своего зуба, сверху донизу. «Язык у Дино очень длинный и подвижный», – дети высовывают язык как можно дальше, а потом снова прячут.

Хорошо развивает речь и логическое мышление следующее упражнение: берётся пословица и произносится несколько раз с интонационным выделением каждого слова поочерёдно. Например: «Старый друг лучше новых двух». Сначала ударение ставится на слово «старый», потом – на «друг», и так далее.

Диагностика

Причины дислексии у школьника

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Для коррекции семантической дислексии ребенка учат значениям разных слов. При этом часто используются картинки, вопросы с уточнениями.

Мнестическая лечится с помощью использования предметов, которые похожи на буквы. Они могут издавать звуки (если это учебный материал), чтобы подсказать ребенку, что это за буква.

При фонематической дислексии логопед акцентирует внимание на произношении. Он показывает, как должен двигаться язык, как раскрыть рот при том или ином звуке

Ребенок повторяет, смотря на свою артикуляцию в зеркале. Потом переходят к произношению «проблемных» букв.

Для коррекции оптической дислексии предлагают рисунки с буквами, с которыми трудности. Ребенку нужно их различить. Также применяется лепка буквы из пластилина или собирание из конструктора, чтобы школьник смог тактильно почувствовать и увидеть разницу в элементах.

Для поправки аграмматического расстройства с детьми придумывают сначала простые предложения, потом – более сложные. Можно описывать разные изображения, или как прошел день.

Метод Рональда Дейвиса

Дислексией у детей и методом ее устранения занимался Рональд Дейвис. В детстве он имел это нарушение. Его этапные упражнения популярны из-за высокой эффективности.

Дальше работаем над координацией движений: понадобится красивый мячик, который издает звук при сжимании (не обязательно, но желательно для поддержки интереса). Подкидываем, вверх-вниз, вправо-влево. Так изучаются стороны, активируются тактильные ощущения.

Даем пластилин особи с нарушением. Она должна слепить букву, назвать ее, произнести соответствующий звук.

На последнем этапе работаем непосредственно с чтением. Сначала учим переводить взгляд слева-направо, узнавать буквы. Закрепляем навыки и переходим к осмыслению. Постепенно разбираем смысл слова-фразы-предложения-сочинения.

Методика Корнева

Методика Корнева направленная на раннее выявление дислексии. Но тесты можно использовать для тренировки:

  1. Нужно перечислить по порядку времена года, а потом – дни недели.
  2. Взрослый показывает «кулак-ребро-ладонь» над столом. Ребенок должен повторить.
  3. Тот, кто занимается с особью с нарушением, должна хлопать по столу с разными расстояниями и количеством ударов. Например: «!!-!-!!!!-!». Ребенок повторяет.
  4. Называется ряд цифр из 3-4 штук. Малыш должен повторить.
  5. За указаниями для изучения сторон, дите показывает, где у него правая рука, левый глаз, правая нога.

Признаки дислексии у детей 8-16 лет / Школьники

Что такое дислексия?

Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.

По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.

Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Механизмы развития дислексии

Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:

  1. речедвигательный — ответственный за артикулирование;
  2. речеслуховой — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
  3. зрительный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
  4. двигательный — переводит графему в кинему.

Все эти действия выполняются в прецентральной извилине головного мозга, а развитие завершается к 10-11 годам.

Письмо должно сопровождаться каким-либо мотивом. За этот процесс несет ответственность кора головного мозга, расположенная в лобной части.

Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что лишь при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.

Если у человека имеются серьезные нарушения хотя бы в одном из рецепторов (слух, зрение), то придется пройти сложные схемы обучения. При таком обучении более широко используются способности других анализаторов.

Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха. К первому виду относится физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.

Третий вид — речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.

Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.

Кроме речевого слуха, у людей имеется еще и специальное зрение на буквы. Это значит, что для письма человеку мало просто видеть то, что его окружает. Он еще должен иметь зрение на буквы, для того чтобы запомнить и воспроизвести их очертания.

Прогноз и профилактика

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: