Полезные игры для развития творческого воображения у дошкольников

7 игр для развития воображения

Игры растут вместе с малышом

После 4 лет игры на развитие воображения становятся более сложными, что обусловлено совершенствованием психических процессов. Можно предложить, например, следующие игры для детей этого возраста.

  • «Изобретатель». Задача малыша – придумать прибор, которого пока не изобретено, но который, по его мнению, может пригодиться в домашнем хозяйстве. Затем его нужно назвать, рассказать о его пользе, изобразить на бумаге. Вариант посложнее – сконструировать при помощи подручных материалов.
  • «Волшебники». Ребенок должен представить себя добрым, а затем злым волшебником. Пусть он изобразит, какая у них мимика, перечислит волшебные дела каждого из них. Полезно нарисовать этих персонажей, чтобы их можно было узнать по внешности, чертам лица, мимике, одежде, атрибутам, волшебным предметам.
  • «Выдуманное животное». Дошкольник должен придумать животное, которого не существует (рыба-кастрюля, зайкожаб, крылозуб – малыш может нафантазировать кого угодно). Пусть расскажет, как животное выглядит, где живет, чем питается, а затем изобразит результат на бумаге.
  • «Новое назначение». Игра групповая. Дети садятся кругом, им предлагается несколько привычных предметов. Передавая их по кругу, они должны по очереди придумывать предметам новую функцию. Например, утюг может стать гирей или молотком, зонтик – парашютом или плавсредством. Побеждает тот, кто придумает самое оригинальное назначение.
  • «Музыка рассказала». Ребенок слушает классическую музыку, а затем рассказывает и изображает все, что она ему навеяла.
  • «Сочинялки». Придумывать можно рассказы по картинкам или по заданной теме, сказки с заданными или произвольно выдуманными героями, придумывать окончание известных сказок (например, «волк не съел семерых козлят, а…», «колобок не сел лисичке на язычок, он ушел от нее и…»).
  • «Говорящий танец». Можно тоже играть группой. Малышам предлагают изобразить в танце какое-либо животное, насекомое, транспорт, явление природы. Более сложный вариант – станцевать удивление, радость, горе, страх, счастье, печаль.

Игры развивающие фантазию и воображение за 5 шагов

Шаг первый. Зачем нужен опыт?

На чем базируется воображение? Воображение и фантазия уходят корнями в опыт ребенка. Чем больше знаний, впечатлений, образов он получает, тем лучше будет работать его воображение.

Поэтому первый и самый главный шаг — давать ребенку новую пищу для ума.

Наполнять его впечатлениями, эмоциями, сведениями, но не пичкать фактами, а именно наполнять. Ходить в театры, на выставки, посещать музеи, гулять на природе, наблюдать за всем вокруг: за облаками, деревьями, птицами.

Кроме того, необходимо развивать все 5 органов чувств. Играть в игры, в которых задействуются: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание.

Игры:

Тактильная игра «Узнай фигуру»

На столе раскладываете геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в плотном не прозрачном мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего).

Показываете ребенку любую фигуру, деталь и просите его нащупать в мешочке и достать такую же.

Усложняете:

  • Просите найти одинаковые по толщине, но любые по форме.
  • Одну квадратную, одну треугольную одной толщины:)

Созерцание

Что мы делаем при выходе из дома? Каждый раз, выходя из дома, вы наблюдаете за облаками, небом, нюхаете воздух. Оцениваете прохладу воздуха лицом, носом, трогаете снег руками, если он у вас есть на земле.

Наблюдаете и оцениваете деревья. Дальше. Вы смотрите на дома вокруг. Размер, цвет, если есть. На что они похожи? Если нет домов, тогда наблюдаете за поверхностью земли, что на ней.

Потом вы смотрите на обувь людей, которые встречаются вам на пути. Какого она цвета? И что это за обувь? Сапоги, туфли и т. п. Придя домой, вспоминаете, перечисляете!

Вкус и аромат

Используйте коробочки с запахами. Ваша задача – научить ребенка различать запахи.

Сделайте два набора по 6 коробочек (баночек), каждую наполните остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин, тмин и т. д., в зависимости от того, что у вас есть дома). Может быть и меньше коробочек поначалу, со временем добавите.

«Найди пару». Предлагаете понюхать коробочку из одного набора, затем найти такой же запах в другом наборе. Сделать то же самое с закрытыми глазами.

Музыка

Можно слушать музыку, а можно и самим сыграть. Играем на подручных инструментах. Берете набор из разных предметов. Банки, стаканы. Разные по наполнению водой и совсем пустые.

Играем на наших «музыкальных» инструментах. Можно усложнить задание. Попросите ребенка повторить мелодию. Можно ее сначала записать на диктофон или видео.

Разделы

  • *Авторы блога
  • *Задать вопрос специалистам…
  • *Новости сообщества
  • *О сообществе
  • *Обсудим? Охотно! (форум)
  • *Спрашивали? Отвечаем!
  • >»Особые» дети
  • >Методики диагностики
  • >Развитие ребёнка
  • >Рекомендации специалистов
  • >Шпаргалка для родителей
  • Говорят дети
  • Дистанционное обучение детей-инвалидов
  • Поверь в своё дитя!
  • Почемучки
  • Развиваемся, играя
  • Родительские хитрости
  • С детьми интересно! (игры, мастерилки, развлекалки…)
  • Учимся? Легко! ВМЕСТЕ!
  • Шкатулка полезностей
  • Эврика!
  • Добавить публикацию

Последние…

  • Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Рекомендации по коррекции нарушений моторных функций у обучающихся с ЗПР
  • Рекомендуемый список литературы по особенностям развития детей с задержкой психического развития
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Причины возникновения задержки психического развития

Архивы

  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Декабрь 2011
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010

Фантазия и ролевые игры

Игра «Поменяться ролями».

Мама или бабушка (дедушка) меняется с ребенком. То есть, он в течение какого-то времени должен выполнять определенные обязанности. Например, накрывать на стол, помыть посуду, убрать за «дочкой» игрушки. А мама в свое время исполняет роль сына или дочери: отнекивается от уроков, не хочет убирать свои вещи, просит новую компьютерную игру и т. д.

Проигрывание неприятных снов.

Детям  иногда снятся плохие сны. На самом деле, это результат большого количества впечатлений, которые получает ребенок за день. Например, жизненные сюжеты, образы, или какая-то негативная информация, на которую мы не обращаем внимания. Но для малыша все это может быть важным событием.

Между тем, проигрывание сновидения с измененной концовкой поможет избавиться от назойливого кошмара. И напротив, если предложить сильно возбужденному ребенку поиграть в сновидения, это приведет к снижению активности.

Особенности воображения

На самом деле, воображение – процесс активный, оно не перестает работать даже во сне. Однако творческое  воображение – это обязательно оригинальный, нестандартный удивительный, для «посредственных» людей, результат.

Итак, перед тем как перейти к практическим заданиям для детей от 7 до 10 лет, мы кратко рассмотрим все этапы развития творческого мышления. Чтобы знать, как к 7 летнему возрасту вырастить нестандартно мыслящую личность. Ребенка, умеющего с фантазией подойти к решению любой школьной задачи (проблемы).

Этапы формирования

Педагоги и детские психологи предлагают следующее поэтапное разделение в зависимости от возраста:

Три года

Небольшой период практически не отличающийся от предыдущего.

Например, набор кастрюль используется как барабанная установка, карандаш как градусник и т. д.

В то же время, это самый сложный возраст (до подросткового периода), начинается становление собственного Я. То есть малыш пытается стать предельно самостоятельным, спорит, отрицает все, что предлагают родители, протестует. Это период детского негативизма. Поэтому чему-то научить, объяснить или предложить ребенку становиться крайне сложно.

Но если проявить терпение (терпение, терпение…), отнестись с пониманием, при этом, не потакая всем капризам, пережить период получиться без необратимых последствий. В противном случае, упрямство и отрицание всего разумного навсегда закрепляется как основная черта характера, и ребенок переходит в категорию «трудновоспитуемых».

Дети от 4 до 5 лет

Вот здесь родители могут проявить свои таланты: придумывать игры (творческие и подвижные), покупать развивающие игрушки и следовать методическим материалам. Отлично подойдут «раскраски», чтение  сказок их можно пересказывать, придумывая дополнения и новых героев.

Возраст 6 – 7 лет

Самый активный возраст в плане развития. Есть определенные знания, опыт, а самое главное – определенная жизненная позиция. В этом возрасте воображение становится самостоятельным процессом. Воссозданные образы содержательные, креативные, творческие.

Но все зависит от того как с ребенком занимались до этого момента, на что особенно обращали внимание (музыка, рисование, чтение). С одной стороны, ребенок играет в любимый мультфильм, рисует героев, активно рассказывает разные истории

А с другой – во всем этом нет ни капли творческой фантазии, простое повторение увиденного

С одной стороны, ребенок играет в любимый мультфильм, рисует героев, активно рассказывает разные истории. А с другой – во всем этом нет ни капли творческой фантазии, простое повторение увиденного.

Младшие школьники 7 – 11 лет

В ракурсе сегодняшнего разговора этот возраст нам наиболее интересен. Ребенок пошел в школу. Мы не будем говорить о том, что это колоссальная психо-физическая нагрузка, но в это время воображение становится более контролируемо и управляемо.

Контроль со всех сторон — со стороны родителей, со стороны учителей, со стороны других родственников и знакомых (которые бесконечно спрашивают: «Ну как тебе в школе? Нравится?»). При этом времени на то чтобы поиграть, порисовать, склеить самолетик, построить дом из книжек – нет.

Роль игр

А как же игры? Многие родители не устают повторять своим первоклассникам, что они уже большие, нужно быть серьезнее, важно хорошо учиться и выполнять определенные обязанности. Но дети не становятся взрослыми ни на следующий день после исполнения 7 лет, ни 1 сентября

Следовательно, необходимо найти компромисс между «серьезными намерениями» родителей и желанием поиграть у детей.

Безусловно, возраст до 10 лет практически идеален для игрового обучения.

Полезная функция

Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании. Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.

Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:

  • музыкальные произведения;
  • картины;
  • литературные произведения;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • прикладное творчество.

Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.

В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.

Шаг второй. И чтобы учиться было в радость

Макото Шичида, японский профессор, который изучал головной мозг в течение 40 лет и разработал свою методику для развития деток (о ней можно почитать здесь), пишет, что те детки, которые плохо учатся, имеют плохо развитую языковую память правого полушария.

О способах развития памяти и правого полушария у дошкольников читайте Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения и 44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения самые эффективные? (ссылки откроются в новых вкладках)

Дети с развитым правым полушарием головного мозга могут читать книги с закрытыми глазами — прочитав один раз, перелистывать ее у себя в голове и ища нужную информацию.

Запоминают огромные объемы инофрмации

Макото Шичида считает, что развитие образов — самое важное в развитии правого полушария. Детей нужно обучать способности видеть образы

А как мы узнали раньше, развитие правого полушария дает развитие всего мозга.

Итак, что же нужно делать? У него конечно, есть особенные упражнения на развитие силы образов, но есть и очень простые.

Развиваем образную память

Играть с детьми в превращения.

Игра «Превращение в котенка»

Скажите ребенку, что вы хотите с ним поиграть в игру. «Представь, что твое тело уменьшается, становится маленьким и превращается в котенка. Рыженького маленького котенка. Теперь ты котенок.

Смотри, вокруг тебя все большое: стол, стулья, а ты совсем маленький. У тебя мягкие лапки и есть коготки, которыми ты можешь царапаться и цепляться и взбираться на спинку дивана или даже на занавески.

Куда ты хочешь взобраться? Давай полезай. Как там наверху? Тебе не страшно, потому что ты очень ловкий, а когда спрыгиваешь ты всегда приземляешься на все четыре лапки.

А когда ты идешь, тебя совсем не слышно. И ты очень любишь играть и прыгать. А еще тебе нравится, когда тебя гладят по шерстке. От этого ты урчишь.

Но вот ты очень проголодался и захотел попить. На кухне стоит твоя мисочка с молочком. Ты подходишь и лакаешь молочко. Какое на вкус молочко? Оно теплое?»

После того как поиграете, помогите ребенку вернуться в его прежнее состояние. Скажите: «А теперь ты превращаешься в мальчика Сашу или девочку Лизу».

Можно играть во все, что угодно. Например, летать в облаках самолетиком или воздушным шаром, плавать в море дельфином или корабликом, машиной ехать в далекое путешествие…

Есть и другие упражнения. Об этом мы рассказываем и во все игры играем на нашем тренинге по развитию воображения (откроется в новой вкладке).

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

Игры на развитие воображения детей 5 лет

 Игра «Невероятности»

  • Сочиняйте с ребенком невероятную историю, где все перевернуто вверх дном. Не ограничивайте ни в чем малыша. Возможно, вы захотите записать получившуюся историю: это можно сделать с помощью диктофона или просто записывать сказку по ходу ее развития.
  •  Найдите в Интернете или нарисуйте сами картинки, где художник как бы ошибается и рисует человека на поводке у собаки. Помимо воображения такое упражнение развивает внимательность.

 Игра «Что я вижу»

Заранее подготовьте наклеенные на плотный картон картинки, вырезки из журналов, необычные фотографии. Раздайте получившиеся карточки всем участникам игры (должно быть не менее двух участников) в произвольном порядке и по очереди сочиняйте мини-истории по тем карточкам, которые выпадают.

 Игра «Гениальный художник»

Подготовьте листы бумаги и разноцветные карандаши. По очереди рисуйте детали будущей гениальной картины. Каждый участник дорисовывает друг за другом рисунок. Можете складывать получившиеся шедевры в отдельную папку для детского веселого портфолио.

 Игра «Веселая лепка»

Правила этой игры не знают рамок и границ. Задача ребенка – лепить из пластилина или соленого фигурки персонажей, животных, растения. Лепка прекрасно развивает моторику ручек.

Игры на развитие воображения детей 6 лет

Игра «Загадочные окна»

Эта игра хорошо подходит для темного времени суток. Предложите ребенку посмотреть только на те окна соседних домов, где горит свет и спросите, складывается ли какой-то общий узор. Подключайте свою фантазию и создавайте целую историю одного дома.

Игра «Белогривые лошадки»

Эта игра похожа на «Загадочные окна», только подходит она для дневного времени

Теперь вы можете обратить внимание на плывущие облака: спросите ребенка, на что похоже то или иное облако. Такая игра обычно затягивает малышей надолго

Игра «Робинзон Крузо»

Представьте, что вы попали на необитаемый остров (в роли друзей могут выступать игрушки). Вам нужно распланировать жизнь на острове: как построить дом, чем питаться. Поговорите о том, кого вы можете повстречать, какая опасность может грозить, как себя защитить.

 Игра «Польза»

Выберите любой предмет из окружения и попросите ребенка придумать все возможные ситуации, где предмет может пригодиться. Это могут даже самые фантастические случаи.

 Игры на развитие воображения детей 7 лет

 Игра «Сложи из камней»

Для этой игры вам понадобится гладкие камушки. Предложите ребенку сложить из них разные фигуры (гусеницу, дом, машину, животное) и затем раскрасить получившиеся фигурки по своему усмотрению.

 Игра «Тюлени»

Для этой игры привлекайте друзей вашего ребенка или членов семьи. Вам понадобятся воздушный шарик, шарфики (платки) и корзина (ведро, таз). Свяжите шарфами ноги под коленями, чтобы детки превратились в тюленей. Ведущий должен бросить воздушный шар, а участники должны поймать шарик и забросить в корзину.

Смысл этой игры заключается в том, что ограничение движений заставляет детей искать способы достижения желаемого результата.

10 игр для развития творческого воображения

«Закорюки»
Играем вдвоем. По очереди рисуйте друг другу «закорюку» на большом листе бумаги. Когда один игрок дорисует, другой может начать дорисовывать, дополняя закорюки новыми линиями и чертами и объясняя, что за предмет или существо получилось.

«Если бы ты был…»
Задавайте друг другу вопросы: «Если бы ты был животным, то каким?», «Если бы ты был самолетом, то куда бы ты летел?» Конечно, чем забавнее будут вопросы — тем с большей радостью ребенок включится в игру.

«Коллаж»
Подготовьте побольше карточек-изображений предметов, животных, природы и т. д. Их можно вырезать из журналов или распечатать готовые картинки. Вместе сложите из карточек короткую, но законченную историю: может быть, какой-то герой отправится в путешествие, или на остров высадится команда корабля. Конечно, картинки могут быть и нелепыми, и смешными, но история должна иметь начало и конец!

«Наоборот»
Расскажите ребенку короткую и хорошо известную ему сказку, используя отличные по смыслу слова (скажем, не «Посадил дед репку», а «Выкопала бабушка картошку») и предложите малышу угадать, о чем идет речь. Потом поменяйтесь ролями: он рассказывает, вы угадываете.

«Я делаю это так»
Показывайте друг другу какой-то привычный предмет — чашку, расческу, подушку. Задача игрока — рассказать о трех необычных способах использования этого предмета и показать их, дать им другое название, отражающее суть их использования (к примеру, не расческа, а причесалка).

«Три слова»
Называйте друг другу три любых слова и быстро составляйте короткий рассказ, в котором эти слова будут использованы. Чем меньше слова будут связаны между собой, тем веселее будет игра: например, «Кот — Кастрюля — Лето».

«Кто как ходит»
В этой игре-пантомиме ведущий называет животное (более сложно — любой предмет или профессию, или абстрактное явление), а игроки должны показать особенности походки того, кого назвали. Еще усложните задачу: как «он» ест, как радуется? Сложно, но весело!

«Необитаемый остров»
Вместе с ребенком представьте, что вы попали на необитаемый остров и по очереди задавайте друг другу вопросы: какие три вещи ты бы взял с собой? Как ты будешь выбираться отсюда? На острове ты встретил волшебное существо: что ты у него попросишь? Вопросы могут быть любыми, главное — подробный ответ!

«Первая буква»
По очереди составляйте рассказ так, чтобы все слова в нем начинались на выбранную ведущим букву.

Как вы видите, многие игры, развивающие фантазию, не требуют ни особых условий, ни особого антуража. Зато они помогут малышу мыслить шире и смелее — так, как должен уметь мыслить человек, способный решить самые разные задачи и добиться успеха оригинальным образом! А вовремя подкрепить тело и разум вашему ребенку поможет йогурт с клубникой в мягкой упаковке от бренда Растишка.

Шаг 3. Рисование — тренировка для ума?

Почему у деток, занимающихся по методике Макото Шичиды наблюдается взрывное умение рисовать? Потому что они играют с картинками, оперируют образами. Они могут мысленно представлять зрительные картины.

Рисуя, ребенок создает образы, меняет их, ищет новые связи между предметами и их изображениями. А создание новых образов и поиск ассоциаций является настоящей тренировкой для ума.

Зрительное восприятие — это мощный фактор, который влияет на развитие детского рисунка. От уровня развития зрительного восприятия зависит то, как видит образ ребенок и как он его переносит на бумагу.

И есть специальные игры, развивающие зрительное восприятие и память, без нее никуда.

1. Видеть целое раньше частей

Какие игры этому помогают? Пазлы, разрезные картинки, пазлы, танграмм.

А еще оптические иллюзии:

Здесь сразу две иллюзии: классическая иллюзия искажения размера (зеленые круги в центре имеют одинаковый размер) и цветовая иллюзия — кружки справа выглядят светлее левых, хотя на самом деле они одного цвета.

Какая из красных линий длиннее?

Иллюзия восприятия глубины и объема.

Перед вами лестница Шредера. Сколько вариантов лестниц вы увидите? А если наклонить голову вправо и чуть подождать?

Ваза Рубина

Вы увидели вазу, а два лица, смотрящие друг на друга?

Картины Эшера

Это настоящий шедевр. Всмотритесь и удивляйтесь.

Стереокартинки

Это отдельная удивительная история. Про стереограммы и как их увидеть читайте мою статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется в новой вкладке).

Игры на распознавание образов

Найдите 13 фей.

Попробуйте найти на картинке 12 тигров.

2. Анализируем и осмысляем образ

Поиграйте с ребенком в игры.

Найди правильную тень белочки.

В капельках спрятаны изображения. Попросите ребенка узнать, что здесь нарисовано?

Игрушки перепутались. Сможешь найти, какие игрушки нарисованы?

Сможешь найти такую же фигуру, как в прямоугольничке слева?

Кто быстрее найдет отличия мама или ты?

Игра «Найди пару». Ребенку нужно найти пару заданному предмету по форме, размеру, цвету, может быть по назначению.

3. Развиваем зрительную память и зрительно-пространственное восприятие

Незаконченные рисунки. Вы можете использовать незаконченные рисунки или вместе с ребенком рисовать друг другу загадки рисунки, по которым догадываться, что нарисовал каждый.

А вот еще:

Найдите, что здесь отражено в зеркале не правильно.

Классификация. Учим ребенка выделять в предметах сходные детали и собирать на этой основе в группы. Основ может быть много. Находите их как можно больше.

Игра «Что пропало?». Играть можно с картинками или с игрушками. Для ребенка 3-4 лет раскладываете 3 — 4 картинки или игрушки, чтобы он их запомнил.

Потом незаметно от него убираете одну игрушку или картинку и просите определить, что пропало. Как в нее играть с картинками подробнее можно посмотреть в нашей статье о развитии памяти, внимания у дошкольников.

Игра «Что изменилось?». Играете с картинками или с предметами. Так же выкладываете картинки для запоминания, только не убираете, а меняете местами игрушки или заменяете картинку или игрушку на новую.

4. Игры на генерирование зрительных образов

Игра «Назови пять». Предложите ребенку назвать 5 предметов, похожих на мяч, 5 предметов больше стула, 5 игрушек больше машинки.

Игра «Что на что похоже?». В такую игру играйте на улице, дома, где угодно. Выбирайте предмет и ищите для него ассоциации, на что он похож.

Например, дорога, похожа на реку, по которой мчатся кораблики-машины.

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке спрятаны предметы: деревянные карандаши, маленькие пластмассовые кубики, резиновые мячики, железные машинки.

Позвольте ребенку на ощупь определить свойства предметов (гладкое, шершавое, твердое, мягкое, круглое) и угадать, что ему попалось в руку.

Игра «Что бывает?»

Выбираете любой признак предмета и просите ребенка назвать все предметы, которые он вспомнит с этим признаком. Например, кто больше назовет плоских предметов: тарелка, лист, кисть, ножик, живот, телефон, тетрадь.

Архивы

  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Декабрь 2011
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010

Воображение и рассказ

Безусловно, говоря о развитии воображения и фантазии младших школьников необходимо упомянуть и про чтении книг.

Например, для меня в начальных классах чтение книг было  увлекательнее любой игры. Таким образом, я путешествовал вокруг света вместе с отважными героями книги Жюль Верна «Дети капитана Гранта». После, искал сокровища в африканских джунглях с персонажами книги «Похитители бриллиантов».

Неоднократно бывал на разных континентах вместе с Томеком.  К тому же плавал на подводном корабле с капитаном Немо.  Затаив дыхание, летал на воздушном шаре. Наконец, вместе с Робинзоном Крузо, выживал на необитаемом острове.

В связи с этим, хочу предложить такую игру. Прочитайте вместе с сыном или дочерью небольшой, но интересный рассказ или даже отрывок. Потом задайте ему вопросы. Например, как он представил себе тот или иной предмет,  человека, или место, описанное в рассказе?

Как закончился рассказ? А как мог бы закончится? Если же это отрывок, то пофантазируйте вместе с ребенком как завершаться события. А потом дочитайте до конца и сравните, То есть, включите воображение и сами придумайте свой конец. Затем сравните его  с замыслом автора.

Уверен, что такое моделирование событий увлечет воображение вашего школьника. И даже позволит построить с ним доверительные отношения. Что является немаловажным в успешном воспитании детей

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи. Расширяются познавательные возможности.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Как же все таки воображение связано с мышлением?

Воображение и фантазия — это особая умственная деятельность, при которой ребенок представляет то, чего нет, из того, что есть в его памяти. Это творческий процесс создания нового из старого.

Фантазия отличается от воображения тем, что путем этого мыслительного процесса создаются новые сказочные, нереальные объекты и ситуации на основе старого опыта и знаний ребенка.

Воображение и мышление, конечно, имеют разные цели, но они настолько связаны, что одно без другого невозможно. Генерирование образов и мышление связаны.

Чтобы сформировать в воображении новый образ, нужно разложить тот образ, который находится в памяти, видоизменить его, соединить в новых сочетаниях.

Указанные мыслительные операции являются инструментами мышления — анализом и синтезом.

Генерирование образов порождает сложную мыслительную деятельность, создаются связи между полученными образами, развивается мышление. Поэтому фантазируя, ребенок развивается.

Воображение и восприятие

Также в развитии воображения важная роль отводится восприятию действительности и всего окружающего мира. Конечно, у разных людей основной орган восприятия разный. Таким образом, все делятся на визуалов, аудиалов, кинестиков, дигиталов. Но в данном возрасте различия еще не четко определены, поэтому в игровой форме нужно развивать восприятие на всех уровнях.

  1. «Прогулка в лесу». Для выполнения задания потребуются записи лесных звуков: пение птиц, шум листвы и дождя в лесу, крик ночных птиц и зверей, треск ветвей и т. д. Можно, конечно, постараться и сделать эти записи самостоятельно. Но, если поискать, можно найти и готовые. Задание: завязать глаза, включить запись. А далее ребенок должен представить себя в глухом, дремучем лесу, т. е. если шуршит листва – крадется зверь или змея, шумит дождь – нужно спрятаться под деревом, поют птицы – подпеть им, журчит ручей – подумать как перебраться через него и т. д. Вот такая прогулка по лесу исключительно «на слух», по звукам.
  2. «Музыкальная картина». Потребуется запись музыки. Любой, но именно музыки, без текста. Задание 1: после прослушивания музыкальной композиции (или во время) предложить ребенку альбом и краски и попросить нарисовать.

Задание 2: предложить изобразить то, что навеяла музыка. Это может быть танец животных или птицы, волшебный персонаж или сцена из жизни.

  1. «Заштопай ковер». Потребуется много «ковров» — кусочков ткани или бумаги, разрисованной под ткань (обои). В кусочках вырезают дырочки, для детей 1 – 2 класса круглые или овальные, для детей постарше – разной причудливой формы. Дополнительно к каждому кусочку готовят несколько поменьше. Один идеально подходящий, остальные только по размеру или цвету. Задание: «ковер» нужно заштопать подходящим для него кусочком. Кто сделает правильно и быстрее всех, тот выиграл.
  2. «Таинственный предмет». Здесь потребуется несколько разных по размеру и фактуре предметов: стеклянные шарик, кусочек меха, мягкая игрушка, деревянный предмет и т.д. Всего их должно быть около 15. Задание: игрок закрывает глаза, ему ко лбу по очереди прикладывают предметы, которые нужно угадать. Однако, любым предметом можно прикасаться несколько раз. В итоге, выиграет тот, у кого больше угаданных попыток.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: