Игры на развитие творческого воображения для младших школьников

Публикация «Методики исследования развития творческого воображения» размещена в разделах

  • Воображение. Развитие воображения у детей
  • Исследовательская деятельность
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

По результатам исследования методики «Дорисовывание фигур» у 10 % детей фиксировался низкий уровень развития воображения, 60 % (в основном девочки) обладают средним уровнем воображения, 30%-высоким.

Дети рисуют по шаблону. У мальчиков наблюдается большее разнообразие в изображениях : кто-то повторяет свои рисунки в различных сюжетах, не дополняя рисунок деталями, но при этом описывает словесно свой замысел, а кто-то, напротив, каждый раз придумывает новый образ и тщательно с ним работает.

Методика «Неполные фигуры» показала, что у 80% детей уровень воображения низкий, а у 20%- средний.

Дети испытывали трудности в придумывание оригинального рисунка. В основном, дети рисовали самые простые элементы: солнышко, домик и т. д.

Методика «Составление изображений объектов» выявила, что у 100% детей уровень воображения низкий. Но стоит заметить, что в целом этот уровень стремиться к средним значениям. Изображения становятся более реалистичными и оригинальными. Особенно это наблюдается в рисунках девочек.

По результатам исследования методики «Нарисуй что-нибудь» мы выявили, что у 80% детей уровень образного воображения низкий и только у 20% — средний. Все рисунки довольно схематичны, в них мало деталей, они не всегда закрашены. Дети рисуют что-то очень простое, фантазия просматривается мало. Возможные причины лежат в слабом развитии графических навыков у детей, что фиксируется сегодня как типичное явление.

Методика Л. Ю. Субботиной «Три слова» выявила, что у 80 % детей уровень вербального воображения высокий, а у 20%- средний.

Рассказы детей необычны, оригинальны, объем высказываний растет.

Предложения правильно выстроены, логичны, обладают смыслом и юмором. Исходя из результатов, можно утверждать, что вербальное воображение развито сильнее, чем образное. В силу возрастных особенностей ребенку проще рассказать о задуманном, чем изобразить.

Таким образом можно сделать вывод, что у детей активно развивается творческое и вербальное воображение. Их способности усложняются, фантазии становятся все оригинальнее и сложнее.

Особенно это проявляется в рассказывании, в описании тех изображений, которые ребенок нарисовал или представил. Словесно ребенку легче выразить свою задумку. Иногда детям не хватает навыков рисования.

Из результатов диагностики видно, что воссоздающее и образное воображение также развиваются. Рисунки усложняются, появляются детали, заметны старания ребенка.

Вывод мы сделали, что вербальное воображение опережает образное.

Роль игры в развитии воображения

Необходимо учитывать, что воображение ребенка – это вид психической деятельности, а все действия, совершаемые малышами, непрерывно связаны с игрой. Эта форма взаимодействия с ребенком полностью удовлетворяет потребность маленького организма в познании окружающего мира. Впервые воображение у ребенка начинает проявляться, когда он активно использует заменители предметов, существующих в реальности, берет на себя социальные роли.

Игры на быстрое развитие воображения задействуют внимание малыша на 100 %. Ребенок легче воспринимает информацию играя, быстрее запоминает

В результате в последующем ему не составит труда воспроизвести увиденное ранее самостоятельно. У дошкольников при хорошо развитом воображении предметы-заместители постепенно уходят на второй план, и они начинают играть понарошку. На этом этапе и происходит переход воображения из воссоздающей формы в творческую.

Игры на развитие воображения у дошкольников

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста имеют ролевую направленность. Ребята 4–5 лет любят представлять себя в роли другого человека, «примерять» различные профессии, представляя себе, кем бы они хотели стать в будущем. Занятия не должны превышать 20–30 минут, чтобы не отбить интерес к подобным играм. Отличным помощником в развитии воображения дошкольников может стать простая игра «Представь, что ты…»
.

Такие занятия способствуют параллельному развитию и актерского мастерства. Ребенку папа загадывает слово, предмет, который он должен изобразить. Мамина задача заключается в угадывании правильного ответа. Не стоит спешить с ответом, сделав вид, что не получается разгадать. После ответа обязательно хвалят ребенка и меняются ролями. Постепенно в игры на развитие творческого воображения у дошкольников можно привлечь всех домочадцев. Угадавший слово показывает следующее.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Рассказывая о том, как развивать фантазию и воображение у ребенка, который уже обучается в школе, педагоги отмечают важную роль родителей в этом процессе. К 7–8 годам дети приобретают достаточный багаж знаний, умений, которыми они умело оперируют. Ребенок уже владеет несколькими образами, поэтому задача взрослых заключается в обучении правильной их комбинации. При этом дети должны понимать, как бывает в реальности, а как – нет. Справиться с подобными задачами помогает игра «Чудо-лес»
.

На приготовленном заранее листке бумаги изображают несколько деревьев, окруженных большим количеством точек, линий и фигур. Перед ребенком ставится задача превратить это в лес. После того как картина закончена, можно продолжить работу по ней – попросить рассказать ребенка, что изображено, составить небольшой рассказ. Он может быть как реалистичным, так и вымышленным (заранее оговаривается).

Игры на развитие воображения у школьников

Перед тем как развить воображение у ребенка школьного возраста, родители должны четко знать его увлечения. Это поможет заинтересовать его в подобных играх, быстрее установить с ним контакт. Для занятий с детьми 3–5 классов можно использовать следующие игры на развитие воображения:

  1. «Несуществующие животные».
    Если существует рыба-пила, то существование рыбы-топора тоже не исключено. Ребенку предлагают представить и описать, как могло бы выглядеть это существо, чем оно питается.
  2. «Выдумай историю».
    Рассмотреть несколько картинок в книге вместе с ребенком и попросить его составить свою интересную историю, новые события. Родители в этом должны принимать активное участие.
  3. «Продолжи картину».
    Родители изображают простую фигуру, цифру, которые необходимо превратить в одну из частей сложного рисунка. Из круга изображают рожицу, мячик, колесо автомобиля. Варианты предлагают по очереди.

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения. Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме. Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Читать онлайн бесплатно Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет, автор Лариса Юрьевна Субботина

 ООО «Академия развития», 2011

 Субботина Л. Ю., 2011

 Художник Янаев В. Х., 2001

О значении игры в жизни ребенка

Современная жизнь ребенка – это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: ребенок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» – эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.

Мы не говорим здесь еще о всем известных проблемах со здоровьем, возникающих у детей от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребенком, не блещет. Дети, получившие доступ к такой современной и объемной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие из них не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их бабушки и дедушки, а скоро откажутся и писать, так как печатать на компьютере привычнее и быстрее. У них не наблюдается более высокий уровень развития памяти, мышления или внимания, им нередко недоступна логика в рассуждениях, они затрудняются в сочинении элементарного текста.

Ни в коем случае не пытаясь дискредитировать блага «компьютерного» воспитания, о которых говорилось выше (даже можно добавить ряд других), хочется сказать, что для правильного и полноценного развития ребенка необходимо все же гармоничное сочетание современных «информационно-технологических» игр и старых добрых «бабушкиных». Именно такая игра, осуществляемая в прямом общении с другими людьми (детьми или взрослыми), развивает у ребенка полноценную личность, многообразные чувства, формирует модели поведения, когнитивные способности во всем их многообразии.

Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра – это очень важная часть жизни человека, и относиться к ней надо серьезно. Но далеко не каждая игра доступна любому ребенку, и не каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться. Предлагаемая книга поможет в этом трудном деле.

Характеристика методики исследования

При определении уровня развития воображения использовался тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной (1995 г), Л.Ю. Субботиной (1996 г)

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов

— ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов

— ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов

— ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла

— ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла

— за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

— очень высокий;

8-9 баллов

— высокий;

5-7 баллов

— средний;

3-4 балла

— низкий;

0-2 балла

— очень низкий.

Объяснение психического со стороны физиологии

Психический процесс, который принципиально не сводится только к нервному физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром. Природа этой задачи определяет характер неврологических м …

Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Особенности
личности младшего школьника

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка,меняется режим, складываются определенные отношения с
окружающими людьми, прежде всего с учителем.
Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают о …

Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии

Первый шаг при когнитивной оценке случая предполагает выявление автоматических мыслей, которые служат отличительным признаком этого расстройства. Тогда как оценка других расстройств личности с точки зрения когнитивной психотерапии сосредоточена на типах автоматических мыслей пациентов, шизоидное расстройство личности часто отмечается не …

Развитие воображения у младших школьников

В этом возрасте продолжается переход к активному творческому воображению. Оно становится более развитым и помогает школьнику выстраивать свои взаимоотношения в коллективе. В этом помогают наблюдения за поведением сверстников и использование в определённых ситуациях своего видения и опыта. Ученик воображает диалоги, придумывая ответные фразы или действия. Можно сказать, что так он дополняет личный опыт.

Игры младших школьников должны включать в себя возможности для исследований и экспериментов, цель которых — получение нужной информации.

В начальной школе ребёнок желает выйти за рамки урока и творчески обработать задание педагога, а воображение отличается большей осознанностью и практичностью. Ребята много внимания уделяют деталям и способны красочно описать какой-то предмет, событие или человека.

Развитие воображения у школьников предполагает эмоциональный отклик на всё, что окружает ребёнка. Суждения детей становятся более индивидуальными и экспрессивными, по ним можно судить о личности ребят и их предпочтениях.

5 Игры на воображение, в которые можно играть с малышами и маленькими детьми

Игра — это большая часть детства. Так и воображение! В этой статье мы решили дать вам несколько идей игр воображения, в которые вы можете играть с малышами и маленькими детьми.

1) Игра на воображение «Волшебные носки»

Мы получили эту игру воображения, когда смотрели эпизод сериала «Девочки Гилмор» (признаем это). В сериале Лорелай нянчится с детьми Сьюки и упоминает, что принесла волшебные носки, но не говорит папе, чем они занимаются, потому что это секрет.

Позже мы узнаем, что волшебные носки унесли маленького мальчика в далекие земли, вроде джунглей, куда ему приходится пинаться, чтобы попасть туда! Хотите подробностей? Ниже приведен сценарий игры Лорелай, как она ее описывает! (Никто не описывает ее ум лучше, чем сама Лорелай).

ЛОРЕЛАЙ: Хорошо. Идите сюда. Посмотрим на твои волшебные носки. Посмотрим на них. Идите сюда. Куда ты хочешь пойти?

ДЕЙВИ: Джунгли.

ЛОРЕЛАЙ: Джунгли? Тебе лучше начать пинать. Начинайте пинать, чтобы добраться до джунглей. Пинать! Пинать! Вы должны ударить, чтобы добраться туда. Где твой тигр…

(позже….)

ЛОРЕЛАЙ: Привет. Вау, ты рано дома. Мне жаль, что это такой беспорядок. Эм, волшебные носки вернули нас в прошлое. Мы были пещерными людьми. Это было действительно мрачно, поэтому мы жили так. Я бы прибралась, но когда они проснулись, волшебные носки собирались отвезти нас в приют в Англии, где они должны были прибраться в обмен на одну чайную ложку каши.

2) «Играть в домик» — одна из многих классических игр на воображение

Вероятно, вы помните ее из детства. Может быть, у вас была игровая кухня, чтобы разжечь игру воображения. Игра в дом — это понятный инстинкт маленьких детей (даже мальчиков!), потому что это включает в себя подражание взрослым в их жизни.

Со своим ребенком вы можете использовать куклу или плюшевого мишку в качестве «малыша», несколько пластиковых тарелок для «готовки» и, эй, может быть, вы сможете выполнять некоторые настоящие дела в процессе! Корзина для белья может быть в машине по дороге домой или на работу после того, как белье окажется в стиральной машине.

Главное здесь не волноваться, если у вас нет всего модного оборудования из магазинов игрушек. В некоторых игровых комнатах в вашем доме могут быть пластиковые или тканевые игрушки для еды, а также воображаемые тостеры и микроволновые печи. Но не волнуйтесь, если у вас нет. Деревянные блоки могут легко превратиться в воображаемые продукты питания. А диван может стать кухней. Чем больше фантазии, тем лучше!

3) Игра «Магазинчик»

Эта игра очень похожа на игру «Домик». Идея описана здесь. Преимущество этой игры в том, что она может помочь вашим детям научиться считать деньги. Они могут применить свои новые навыки, пытаясь купить что-нибудь самостоятельно в следующий раз в McDonald’s или кондитерской!

4) Игра «Я супергерой»

Хорошо, мы должны предупредить вас, родители, это может включать в себя прыжки и импровизированные защитные помещения из диванных подушек.

Эта игра на воображение может также включать в себя творчество, например превращение одеял в накидки, а дуршлагов в шлемы или щиты. Вам может понадобиться несколько кукол для «спасения» и несколько врагов, таких как большой плохой стул la-z-boy.

Некоторые скажут вам, что не следует беспокоиться о грубой игре с подобными играми воображения, если они случаются. Это потому, что мальчикам нужен способ выпустить всю эту агрессивную энергию. Это видео под названием «Война с мальчиками» объясняет больше по этому вопросу. Хотя мы понимаем, что девочки тоже могут захотеть поучаствовать в такого рода играх. Мы также рекомендуем вам провести больше исследований по этому вопросу, если грубая игра беспокоит вас как родителя.

5) Игра «Угадай, что я за животное»

Это отличная игра для разговоров и наблюдения, которая может помочь улучшить словарный запас по мере озвучивания описаний.

Остальные правила на ваше усмотрение! Вы можете ограничить количество вопросов или попросить только звуки или бесшумные действия. Чем смешнее, тем лучше!

Время поработать над «гав-гав» и «мяу»!

Есть ли у вас игры на воображение, в которые вы играете со своим ребенком? Поделитесь ими! Не стесняйтесь предлагать своему воспитателю игры, в которые ваши дети могут играть со сверстниками или воспитателями.

Игры и занятия на развитие воображения

Выбирая игры на развитие воображения, учитывайте возраст ребёнка, потому что задачи могут различаться.

Какие затеи можно предложить дошкольникам?

Творческие игры и занятияЭто может быть рисование или лепка на заданную тему, аппликации, конструирование. Чаще работайте с нестандартными материалами, например, аппликацию можно сделать из сухих листьев, крупы или ткани.

ВариантыПредложите придумать новый конец любимой истории или сказки, добавить в сюжет новых героев. Можно нарисовать новую внешность любимых персонажей, например, какой была бы злая Белоснежка или добрый Кощей Бессмертный?

АссоциацииТоже очень популярная игра, которая подойдёт малышам и детям постарше. Представьте себя животным, каким бы оно было? Схожее упражнение — нарисовать с закрытыми глазами рисунок и придумать, кто это может быть.

Весёлые животныеПопробуем немного помечтать и описать необычного зверя. Какими могли быть летающие кошки? А что насчёт быстрых черепах? Придумайте новые виды растений или предметов, насекомых и птиц. 

КонструкторПрекрасный тренажёр для развития воображения! С помощью одних лишь деталей можно придумать массу новых предметов и нафантазировать их оригинальное применение.

Школьникам можно предложить более творческие игры и занятия, требующие концентрации внимания.

ЧтениеИнтересные книги с захватывающим сюжетом и героями позволят ненавязчиво развивать воображение. Особенно любимы детьми фантастические и приключенческие произведения с захватывающим сюжетом. 

Настольные игрыРебята с большей охотой играют в настольные игры по сравнению с малышами. Имаджинариум, шашки, шахматы, квесты и стратегии — выбирайте по вкусам ребёнка и его способностям. Ещё лучше к каждой игре придумать собственные правила и периодически их менять.

Умные беседыВ школьном возрасте дети уже обладают развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому им будет интересно порассуждать на каверзные и философские вопросы и вообразить то, чего пока не существует. Например, «Представь, если бы на планете жили великаны? Какими бы они были», «Переехал бы ты жить на Марс?», «Как бы выглядела планета без растений?» и мн.др. 

СочиненияНо не такие, как в школе! Предложите ребёнку придумать и написать художественную сказку или фантастический рассказ. Такие занятия развивают не только воображение, но и речь, расширяя словарный запас.

Развитие воображения у детей происходит с раннего детства и не прекращается по мере взросления, снижаются лишь темпы этих изменений. Оно приносит пользу как детям, так и взрослым, позволяя креативно мыслить и принимать нестандартные решения. Не упускайте эти возможности и позволяйте себе и ребёнку больше фантазировать!

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Презентация: «Развиваем воображение и внимание»

От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом

В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно

Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.

Развитие воображения у дошкольников

Выбирая упражнения для развития воображения, обязательно учитывайте возраст малыша. Дошкольники в основном запоминают только те предметы и активности, которые принесли много эмоций. Дети постарше проявляют более творческое воображение, пытаясь преобразить то, с чем сталкиваются. И этот переход невозможен без игры.

Малыши учатся благодаря увлекательным занятиям: сочиняют новые истории, иначе используют привычные бытовые предметы, находя им новое применение. Когда ребёнок взрослеет, границы его воображения расширяются.

Давайте подробнее рассмотрим, как происходит развитие воображения в дошкольном возрасте:

Проявления воображения можно заметить уже у детей 2-3 лет. Малыш становится любознательным, интересуется рассказами взрослых и их действиями, пытается их воспроизвести. Пока такие проявления скудны, чаще ребёнок просто повторяет за родителями или старшими детьми, например, кормит кукол, сажает их на горшок, укладывает в кровать и т.д.  Новых правил в играх ожидать пока рано, потому что малыши способны мыслить о том, что видели своими глазами.

К 5-6 годам дошкольники уже демонстрируют высокий уровень воображения, поведение становится более сложным. В каждую игру ребёнок стремится внести новый элемент, придумать собственные правила или линию сюжета, потому что уже способен оперировать удалёнными предметами.

Что такое воображение – определение

Воображением называют форму психической деятельности, которая предполагает создание мысленных ситуаций и представлений, которые не воспринимаются в действительности. Этот тип деятельности основывается на присутствующем у ребенка чувственном опыте. Воображение активно развивается в период с 3 до 10 лет. После эта деятельность переходит в пассивную форму. Согласно существующей классификации, воображение бывает:

  • активным;
  • пассивным;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

В основе создаваемых воображением предметов лежат образы, имеющиеся в памяти, и образы настоящих восприятий. Без невозможна творческая деятельность. Все талантливые и гениальные люди, сделавшие неординарные открытия, изобретения, отличались высокой активностью воображения. Большая часть активности ребенка происходит при непрерывной работе воображения. Оно является основой формирования личности, успешной учебы детей.

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте.
    Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: