Подборки словесных игр с детьми средней группы детского сада

Что такое картинный план к рассказу. пересказы с помощью картинно-графической схемы. составление плана на конкретном примере

Картотека игр для речевого развития с целями по ФГОС

Что включают в себя игры для средней группы

Воспитатель средней группы детского сада должен тщательно продумать и организовать игру, главными составляющими которой являются материал, место проведения, музыкальное сопровождение и активность детей для общего достижения результата. Учебное начало заключается в том, что дошкольник интеллектуально развивается, просматривая картинки или складывая пазлы, параллельно изучая окружающий мир.

К сведению! С помощью дидактических игр дети в доступной форме получают всю необходимую информацию. К примеру, чтобы ребенок изучил правила поведения в магазине, взрослый должен организовать одноименную ролевую игру, где дети принимают участие в сцене входа в заведение, покупают продукты и вежливо общаются с продавцом.

Игровое начало заключается в том, что дошкольники достигают поставленной цели, продумывают внешность сказочного персонажа, таким образом развивая свое воображение. Складывая конструктор или пазлы, у воспитанников средней группы развивается мелкая моторика рук, а с помощью подвижных игр улучшается координация движений.

Принципы дидактических викторин

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
  2. «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
  3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
  4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
  5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
  6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
  7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
  8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
  9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: «Дюймовочка». Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям

Это очень важно для развития творческих способностей малыша

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название

Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала

Сказка — это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом

Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик

Когда начинать обучать ребенка пересказу и составлению рассказов

Обучение пересказыванию зависит от возраста и проходит поэтапно

Начиная с простейшего перечисления главных героев и их действий, ребенок постепенно учится уделять внимание все большему количеству деталей. Почти любое детское произведение, написанное прозой, подойдет для этой цели

Стихотворения пересказу не подлежат.

Учить детей пересказывать можно начинать после 3 лет. Словарный запас в этом возрасте уже превышает 1500 слов, а речь ребенка в 3-4 года нуждается в постоянной тренировке.

Для этого используйте небольшие, знакомые детям сказки. Например, «Репка», «Колобок», «Теремок». Обучение происходит с опорой на наводящие вопросы взрослого или картинки. Например, малыш пересказывает сказку «Репка». Наводящие вопросы взрослого: Кто посадил репку? Какая выросла репка? Кто стал тянуть репку? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?..

Хорошей подсказкой 4-летнему ребенку, о чем говорить, служат игрушки, соответствующие сюжету. Их следует демонстрировать по ходу того, как разворачиваются события истории или сказки.

Для дошкольников  после 5 лет эффективен при пересказе метод моделирования. Например, чтобы помочь ребенку пересказать «Три медведя», каждого персонажа можно ассоциативно обозначить кружком определенного размера или цвета (Маша – это розовый круг, старший медведь – коричневый и пр.). Ориентируясь на эти установки, дошкольники пересказывают сюжет с помощью взрослого.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять рассказы самостоятельно. Первые пробы по составлению рассказов для большинства детей начинаются в 5 – 6 лет. Сначала дети описывают игрушки. Впоследствии процесс усложняется. Дошкольники переходят к составлению рассказа по картинкам. Еще большим продвижением является умение ребенка сформулировать несколько предложений, глядя на фотографию или художественное полотно.

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало — сказочный зачин и логическое завершение — счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано

Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

Героические (борьба героя с волшебной силой);

Социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия — барина, царя);

Семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Из чего состоит игра «Расскажи сказку»

В комплект входят 6 больших карт, с картинкой, обозначающей сказку и 48 маленьких карточек. Каждая сказка проиллюстрирована 8 маленькими карточками. Например: «Посадил дед репку», «Выросла репка большая пребольшая», «Дед тянет, вытянуть не может», «Бабка за дедку», «Внучка за бабку, бабка за дедку», «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку», «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку», «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку», «Вытянули репку». Выкладывая эти картинки по порядку на большую карту ребенок может пересказать сказку.

Правила игры «Расскажи сказку»

Можно играть как в лото. Играют от 2 до 6 человек. Игроки берут себе большие карты, а ведущий показывает маленькие карточки. Тот, кому подходит эта карточка говорит: «Мне нужна эта карточка, потому что я собираю сказку «Колобок». Побеждает тот, кто первым и правильно заполнит большую карточку.

С карточками можно организовать и другие игры. Например, разложить карточки, намеренно перепутав их последовательность, а ребенок должен восстановить правильный ход сюжета. Или разложить карточки, пропустив одну или несколько, попросив ребенка сказать, чего не хватает.

Игра «Четвертый лишний». Вы выкладываете 3 карточки из одной сказки и одну из другой. Пусть малыш скажет, какая лишняя и назовет сказки.

Вспоминайте любимые сюжеты и развивайтесь с игрой «Расскажи сказку»!

Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш-дошкольник даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть

Это своего рода мнемотаблицы — серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку

Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Это своего рода мнемотаблицы — серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку.

В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках. Затем предложить ребенку самому рассказать эту сказку по картинкам — мнемотаблице.

Когда это освоено, разрезаем мнемотаблицу на карточки. Пусть малыш самостоятельно вспомнит, какие события сказки были вначале, какие потом, восстановит последовательность событий.

К возрасту старшей группы детского сада игру еще более усложним. Все разрезанные карточки выкладываем перед ребенком. Теперь ему придется сначала определить, к какой сказке относится картинка, а потом ее место по порядку.

Наглядно–дидактическое пособие «Расскажи сказку»

Организация: МАОУ СШ №55 ДСП «Территория детства»

Населенный пункт: г. Красноярск

Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Расскажи сказку» предназначено для детей раннего, а также и старшего возраста при условии усложнения.

Целью данного пособия является формирования у детей навыков речевого общения.

Задачи:

Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно;
Развивать умение располагать в правильной последовательности картинки;
Развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику;
Формировать умение ориентироваться в пространстве;
Воспитывать любовь к сказке.

Не секрет, в том, что дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей раннего возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Использование дидактического пособия повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать название окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ педагога. Интенсивно развивается активная речь детей. Дети пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. К концу третьего года речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Одним из целевых ориентиров является проявления ребенком интереса к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок. При помощи пособия можно вместе с детьми отправиться в волшебный мир сказочных героев.

Приемы, используемые в работе с пособием «Расскажи сказку»:

  • наглядные: наблюдения, рассматривание картинок, использование различного дидактического материала.
  • практические: упражнения, игры, моделирование, проектная деятельность.
  • словесные: рассказ, чтение, сочинение сказок, вопросы, беседы, викторины, использование художественного слова.

Методика:

Ребенок выбирает сказку, раскладывает картинки в правильной последовательности исходя их сюжета, рассказывает сказку по картинкам полностью.

Усложнение:

— придумать свое окончание сказки;

— выбрать картинки из разных сказок, опираясь на них, придумать собственную сказку;

— дети в паре могут рассказать сказку по ролям.

Пособие «Расскажи сказку» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми играми и атрибутами.

Прогнозируемый результат:

В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи.

В результате занятий с использованием пособия «Расскажи сказку»:

  • У детей эмоционально — положительное настроение, без эмоционального и мышечного напряжения;
  • Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (обследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  • У детей развиты восприятие формы, цвета, величины, пространства, чувства ритма, общая и мелкая моторика, координация движений. Сформирована познавательная активность, любознательность и расширен кругозор детей.
  • У детей развиваются все стороны речи.

Игры и упражнения, имеющиеся в пособие «Расскажи сказку» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего до старшего школьного возраста, с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
  2. Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. / Е. С. Евдокимова //Волгоград. «Перемена» 2001 — с. 18.
  3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии» / Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, СПб, ООО Из. «Речь», 2008 г.
  4. Калунина Е. Воспитание сказкой. / Е. Калунина // Ребенок в детском саду. — 2002. — № 5. — с. 73.
  5. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. / И. Г. Сухин. М.: «Новая школа», 1998г.

Приложения:

  1. file1.pptx.. 1,2 МБ

Опубликовано: 25.10.2023
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: