Комплекс упражнений и игр для развития мелкой моторики у малышей

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Игры на развитие мелкой моторики младшая группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

Часовщик – перед ребенком поднос с ячейками, чашка с бусинами и пинцет. Малыш должен аккуратно захватить бусинку пинцетом и переложить ее в ячейку.

Бусики для куколки – понадобится нитка и пуговицы или специальные деревянные бусинки. Дети должны нанизать из на нитку.

Цветные капельки – подготовьте форму для льда. Первые ячейки обведите красным фломастером, вторые – синим, а третьи – желтым. Перед ребенком поставьте три баночки с водой таких же цветов. Задача малыша – при помощи пипетки перенести воду из емкости в форму для льда по цветам.

Матрешка – воспитатель гремит большой матрешкой, достает из нее среднею, из средней маленькую. Рассказывает о величине, сравнивает их. Потом предлагает детям собрать матрешек.

Поиск в крупе – в миску с крупой прячутся предметы или игрушки, которые ребенку необходимо отыскать

Обратите внимание ребенка на то, что крупа не должна просыпаться на стол.

Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС

В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:

  • для расслабления рук (кистей);
  • для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
  • для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
  • для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.

К первому виду относятся следующие упражнения:

  • «Рыбка» в воде;
  • «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
  • «Ежик» с ладошками;
  • «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
  • «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
  • «Полет птичек» с активной работой рук;
  • «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
  • «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
  • «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
  • «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
  • «Паук» — передвижение пальцев по стене;
  • «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
  • «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
  • «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.

Ко второму виду относятся следующие упражнения:

  • «Катание карандаша» с помощью ладони;
  • «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
  • «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
  • «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
  • «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
  • «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
  • «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
  • «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.

К третьему виду относятся следующие упражнения:

  • «Покрути шишку» с помощью ладоней;
  • «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
  • «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.

К четвертому виду относятся следующие упражнения:

  • катание предмета по столу вперед-назад;
  • катание предмета по столу по кругу;
  • надавливание пальцами;
  • ловля подкинутого мяча;
  • надавливание на мяч двумя руками;
  • перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.

https://youtube.com/watch?v=fB0jvI7yr9U

Пальчиковые игры и упражнения

Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.

Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память

Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).

Пальчиковые рисунки

Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.

Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.

Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке отметок «АР», «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.

Массаж ладоней и пальцев рук

Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Пальчиковый массаж

Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин

Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 — 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель

Техника безопасности

Чтобы игры, направленные на развитие мелкой моторики, не причинили малышу вреда, родителям следует соблюдать следующие правила.

После занятия тщательно убрать все мелкие предметы, чтобы любопытный ребенок, обнаружив знакомое «развлечение», случайно не проглотил его или не засунул себе в нос или ухо.
На протяжении тренировки малыш должен быть под присмотром

Взрослому важно контролировать буквально каждое движение, ведь ребенок еще не понимает, что может причинить себе вред.. Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев

Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев.

Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку и у родителей, и у детей. Необходимо каждый день тренироваться с малышом, придумывая все новые сюжеты и используя самые разные подручные средства.

https://youtube.com/watch?v=gHD3J6h_Y38

Игры на развитие мелкой моторики средняя группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Игра с карандашом – ребятам раздают карандаши. Необходимо поместить его между ладошками и вращать, чтобы он перемещался от кончиков пальцев к основаниям ладошек. Попросите детей удержать карандаш, чтобы безымянный и указательный были сверху, а мизинец и средний – снизу.
  2. Игра с резинкой – пусть ребенок натянет канцелярскую резинку между средним и указательным пальцами. Теперь нужно представить, что дети играют на гитаре, перебирая струны (резинку) средним и указательным пальцем второй руки.
  3. Волшебный мешок – необходимо взять два набора одинаковых игрушек. Один прячется в мешок, второй перед воспитателем. Воспитатель показывает ребенку игрушку, а он должен нащупать такую же в мешочек и вынуть ее.
  4. Игра с шариком – сначала пусть ребята покатают по столу шарик, толкнув левой рукой и поймав правой, и наоборот. Потом покрутят шарик, держа большим и средним пальцем, потом большим и указательным.
  5. Игра со счетными палочками – пусть ребенок узоры выкладывает и геометрические фигуры из палочек.

Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза

Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками

Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.

Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь. Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Рекомендации родителям

Мелкую моторику рук малышу проводить необходимо с первых дней жизни. Ребёнок должен научиться сжимать и расслаблять кулачки и ручки. Проводите занятие на мелкую моторику регулярно. Не пропускайте ни одного дня. Игры необходимо периодически менять, чтобы они ему не надоели. Придумайте с малышом вместе интересное и увлекательное занятие. Игры должны проходить в активной и положительной форме. Старайтесь как можно чаще улыбаться ребёнку. Хвалите его, а если что-то не получается, не ругайте, лучше помогите.

Помните, что только терпение и труд вам помогут добиться желаемого результата. Не ругайте и не наказывайте своего малыша. Если ему надоело играть, дайте возможность побыть самому. Ведь иногда дети этого хотят не меньше взрослых.

Развиваем мелкую моторику

Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе

Игры, способствующие развитию моторики ребенка, включают следующие типы развлекательных занятий:

пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи

Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.;
оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея — следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
шнуровка — вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.);
лепка из глины, теста, пластилина.

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Организация: ГБДОУ детский сад №67

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, Калининский район

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики влияет также на развитие речи ребёнка, так как они очень тесно связаны

Поэтому, развивая мелкую моторику и координацию движения руки у детей, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи.

Одним из средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры

С помощью них мы развиваем память, внимание и умение согласовывать движение и речь ребёнка. Также идёт формирование правильного произношения и умения быстро и чисто говорить

В своей работе я использую скороговорки к которым добавляю движения. Например: На дворе трава, ( пальцы рук складываем домиком)

На траве дрова, ( показываем ладошки — трава, затем кулачки-дрова)

Не руби дрова (кулачки постукиваем друг о друга, меняя поочередность)

На траве двора. (показ ладошек, затем складываем домиком)

Таким образом, дети быстрее запоминают скороговорку и учатся согласовывать речь с движением.

Для развития мелкой моторики я использую шнуровки ( по образцу, по схеме рисунка). Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность развивают не только речь ребёнка , но влияют на его показатели физического и нервно- психического развития.

Использование игр из бросового материала « Игры с крышками» нравятся детям яркостью картинки, как итогового результата, но требуют усидчивости и внимания. К ним распечатала и заламинировала карточки, с которыми дети играют с удовольствием

Вставляя одну крышечку в другую, ребёнку приходится приложить усилие и использовать логику, внимание, чтобы получился нужный рисунок

Упражнения с использованием пластилина, солёного теста развивают не только творческие способности детей, а в первую очередь их мелкую моторику. Развитие ручной умелости благотворно влияет на личностное развитие ребёнка. Хорошо владея руками, он становится более самостоятельным, независимым. У него поднимается самооценка. Во время рисования ребёнок учится правильно обращаться с карандашом, мелком и другими материалами, развивая при этом степень нажима. Происходит развитие мускулатуры руки. Вот так в процессе игр и игровых упражнений мы решаем очень важную и необходимую для ребенка задачу — « Развитие мелкой моторики пальцев рук».

Опубликовано: 21.05.2023

Игры на развитие мелкой моторики подготовительная группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Сверни ленту – на палочке две ленты, закрепленные к ней одним концом. Необходимо их быстро свернуть.
  2. Выложи из спичек – раздайте детям фигуры и попросите внутри ее выложить из палочек или спичек.
  3. Узоры из ниток – по карточкам-образцам ребята должны выложить из ниток определенные узлы и узоры, петельки. Когда дети научатся, можно играть и без образцов.
  4. Запомни – из счетных палочек воспитатель выкладывает узор, ребенок смотрит на него несколько секунд. Потом нужно повторить этот узор по памяти, используя палочки.
  5. На лыжах – положить на стол пробки от пластиковых бутылок, попасть в них средним и указательным пальцем. Имитировать езду на лыжах по столу, объезжая препятствия.

Как развивать мелкую моторику в подготовительной группе?

Дети 5-6 лет уже многое умеют и знают. Самое время им готовится к письменной и устной речи. Систематические игры для мелкой моторики в этом помогут. Логопеды советуют направлять работу с детьми на пальчиковые игры, завязывание шнуровки мячики, много рисовать, разукрашивать и др. Есть увлекательные игры на развитие мелкой моторики в подготовительной группе: Пальчиковый кукольный театр – первое, что понравится детям. Распределите их по ролям, помогите придумать диалог и пусть выступают. Можно пригласить родителей на маленькое представление. Игра «король»: дно небольшого надувного бассейна заполните разными игрушками. Маленькими и большими. Дети пусть выберут короля, который даст задание одному ребёнку найти определённую игрушку. Игра заканчивается тогда, когда каждый ребёнок попробует себя в роли сыщика. Победила дружба. Аппликация – неотъемлемая часть в мотивации пальчиков. Предложите проявить фантазию, и все дети пусть на большом ватмане делают поделку. Помогите им распределить роли. Так не будет ссор между детьми.

Любая игра принесёт малышу радость, удовольствие и фантазию.

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

«Веер»

Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его

Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.

«Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет

Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

  1. Путешествия пальцев – на листе бумаги в разных концах нарисованы домики и места для передвижения пальчиков. Нужно пройти по «кочкам» пальцами от одного домика к другому. Нельзя отрывать от листа первый пальчик, не переставив второй.
  2. Цветные прищепки – перед ребенком разноцветные прищепки и картонный круг. Воспитатель показывает, как необходимо прикрепить прищепки к картону. Затем дает задание прикрепить сначала прищепки одного цвета, а потом педагог диктует определенную последовательность цветов, а ребенок выполняет задание.
  3. Отыщи сюрприз – понадобятся мелкие предметы (пуговицы, семена, орехи), которые нужно завернуть в несколько слоев фантиков. Попросите детей их развернуть.
  4. Собери камни – камешки положите в песок. Предложите ребенку их собрать, пользуясь тремя пальчиками своей правой ручки.
  5. Ножницы – вручите ребенку ножницы и бумагу, предложите порезать. Если он справился, усложняйте задание картоном и нарисованными линиями, по которым теперь нужно резать. Сделайте уровень еще сложнее, попросив вырезать фигуру, нарисовав линии на бумаге карандашом.

Картотека игры на развитие мелкой моторики

  • Нарисую ягоду – нарисованные на листе контуры ягод дети очерчивают мелкими бусинками.
  • Иголки – ребенок должен катать в ладонях щетку для волос (круглую), представив, что это иголки с елки.
  • Угадай букву – две команды ребят. Каждая лепит загаданную воспитателем букву. Потом дети меняются и с закрытыми глазами должны определить на ощупь, что за букву слепили соперники.
  • Снег из салфеток – детям раздают по салфетке. Нужно порвать ее пальцами на мелкие части, чтобы сделать снег, не помогая второй рукой. Побеждает справившийся быстрее всех.
  • Накорми поросенка – добавить пластиковой бутылке, которая лежит на столе, ножки и мордочку. Попросите детей покормить поросенка, положив в горлышко фасоль и горох.

Мелкая моторика: для чего она нужна?

Мелкая моторика – манипуляция любыми предметами. Можно сказать и по-другому. Если у малыша ловкие руки, он держит крепко предмет, может мелкую бусинку перекладывать с одной ручки в другую, всё это говорит о хорошей моторике. Взрослые развивают малышей в речевой деятельности, во внимательности, в изучении цветов, в музыке и т. д.

Для этого и нужна мелкая моторика. Новорожденному её развивают с помощью массажа пальчиков, а деткам постарше разрешаются такие предметы: пуговицы, бусинки, палочки и др. На сегодняшний день в продаже имеются развивающие игры, направленные на мелкую моторику. Если правильно играть с ребёнком в этом направлении, тогда в будущем у него не будет проблем в чтении или письме. Мелкая моторика пальчиков тесно связана с речью, памятью, внимательностью и письмом.

Основные игры

Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.

Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.

С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.

  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.

Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка

Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой

От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Рабочая программа «Умелые ручки»

М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор- физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу

Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка; готовим к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения

Цель программы:

Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

Задачи:

Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.

Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.

Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание. Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур

Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.

Развивать творческие способности.

Воспитывать доброту и инициативу; воспитывать усидчивость и терпение.

Программа

предполагает проведение одного занятия в неделю.

Продолжительность зависит от возрастной группы.

Средняя группа – 20 мин.

Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценить собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития.

Игры на развитие мелкой моторики старшая группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Правильно раскрась – раздайте детям изображения геометрических фигур и покажите, как их нужно заштриховать (прямо, с наклоном вправо и влево).
  2. Бумажные поделки – научите детей делать из бумаги простые фигуры, пилотку или кораблик.
  3. Театр теней – в затененной комнате с источником света устройте театр. Научите детей из пальцев рук делать фигуры и раздайте им роли.
  4. Золушка – перемешайте два вида крупы, дайте детям две емкости и попросите перебрать крупу, разделив ее.
  5. Растет буква – в одной части листа нарисована большая буква, а в другой – маленькая. Попросите ребенка показать, как буква растет, написав возле маленькой ту же букву немного больше и так постепенно увеличивать ее, пока та не дорастет до большой.

Как проводить занятия

Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков

Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
Основной принцип занятий — это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Определение

Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями

Развивать ее крайне важно по нескольким причинам

  • Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
  • Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
  • Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.

Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: