Упражнения по коррекции дислексии у школьников

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения

Игры для развития фонологической памяти

Игра «Мама говорит». Вместо мамы ведущим может быть кто угодно. Главное, чтобы малыш выполнял команду только тогда, когда звучат слова «Мама (папа, бабушка и т.д.) говорит». Ведущий произносит команду: «Мама говорит: дотронься до носа» или «Мама говорит: высунь язык». А потом звучит просто «Дотронься до носа» — такую команду ребёнок выполнять не должен. Условия игры можно усложнять: например, попросить коснуться носа правой рукой, а рта – левой.

Игра «Нарисуй по описанию». Взрослый предлагает малышу нарисовать картинку и описывает, что он хочет увидеть: например, два окна, а дверь посередине, труба справа. Понемногу инструкция становится длиннее: окна с занавесками, в одном из них – горшок с цветком и так далее

Важно, чтобы ребёнок смог изобразить то, что от него хотят

Игра «Паровозик и вагоны». Ведущий произносит фразу, а ребёнок её повторяет и добавляет к ней что-то своё. После этого уже ведущий должен повторить всю фразу и снова добавить деталь от себя. Пример:

  • Мы вчера ходили в парк.
  • Мы вчера ходили в парк с папой.
  • Мы вчера ходили в парк с папой и ели мороженое.
  • Мы вчера ходили в парк с папой, ели мороженое и катались на карусели.

Игры на запоминание последовательностей. Взрослый перечисляет предметы и проверяет, как ребёнок их запомнил. Начать можно с 2-3 предметов, постепенно увеличивая количество. С дошкольниками легче всего играть в животных или цвета (кошка, собака, лиса; жёлтый, синий, красный и т.п.), а школьникам есть смысл предложить что-то более сложное – цифры, названия городов, планеты Солнечной системы и всё в таком роде.

Артикуляционная гимнастика

Правильность произношения и точность артикуляции можно тренировать при помощи специальной гимнастики. Цель её состоит в том, чтобы показать ребёнку, как именно формируются звуки. В самом начале занятий положение губ и языка контролируется по отражению в зеркале. Произнесение звуков сопровождается движениями руки, которая как бы рисует соответствующие им буквы в воздухе. Время от времени преподаватель задаёт вопросы, например: «Где находится язык? Что он делает?»

Когда ребёнок освоится, зеркало можно убрать, а темп занятий увеличить. Главное – не допускать того, чтобы артикуляционная гимнастика превратилась в рутину. Нужно разнообразить упражнения, создавать для малыша комфортный эмоциональный настрой, стимулировать его интерес.

Упражнения для самых маленьких превращают в весёлую игру. Например, есть игра с динозавриком Дино – надеваемой на руку куклой. «Дино – дружелюбный динозавр, и он часто улыбается», – дети должны улыбнуться в ответ. «У Дино – крепкие зубы», – дети должны коснуться кончиком языка каждого своего зуба, сверху донизу. «Язык у Дино очень длинный и подвижный», – дети высовывают язык как можно дальше, а потом снова прячут.

Хорошо развивает речь и логическое мышление следующее упражнение: берётся пословица и произносится несколько раз с интонационным выделением каждого слова поочерёдно. Например: «Старый друг лучше новых двух». Сначала ударение ставится на слово «старый», потом – на «друг», и так далее.

способы устранения, основные приёмы и методы работы, методика Дейвиса

ПродолжениеЧасть 1Часть 2

Способы устранения дислексии
дислексиядисграфияРодителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход. Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии
Суть методики:Физиологические основы методики Дейвиса.Методика Дейвиса
Упражнения методики Дейвиса
программа предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса
1. Оценка способности восприятия. 2. Переключение. 3. Разрядка и проверка. 4. Точная настройка. 5. Координация. 6. Освоение символов. Решение.7. Три шага к легкому чтению. Первый шагВторой шагТретий шаг8. Освоение символов применительно к словам.
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 7 мая 2008 г.

Продолжение статьи
За советом к логопеду (все статьи)

Комментарии к статьеДислексия18.04.2008, 08:06Моника18.04.2008, 21:24Наталья23.04.2008, 11:09Вероника25.04.2008, 13:04Лариса, г. Ижевск28.04.2008, 11:02Наташа29.04.2008, 06:27Оксана Сергеевна21.05.2008, 14:55Елена28.05.2008, 13:14Анна01.06.2008, 11:5814.09.2008, 17:07Нелли23.09.2008, 20:27Оксана Сергеевна24.10.2008, 10:11Камиль08.11.2008, 14:52Лера28.11.2008, 11:24ирина02.12.2008, 07:54Камиль03.12.2008, 17:16Лара25.01.2009, 08:45Мария01.02.2009, 10:30Алла02.02.2009, 18:30Вера04.02.2009, 18:34Маргарита04.02.2009, 18:52Маргарита01.03.2009, 21:27Елена03.03.2009, 17:09Unattainable27.05.2009, 17:04Венера04.06.2009, 14:16Мира05.06.2009, 19:51Татьяна, Великий Новгород02.07.2009, 11:20Лана28.09.2009, 21:48Ольга09.10.2009, 10:56Елена, Ярославль04.11.2009, 20:54Мария Иванникова16.11.2009, 21:54Маргарита17.11.2009, 14:42Ольга18.11.2009, 14:20Ольга18.11.2009, 19:18Маргарита19.11.2009, 13:52Ольга09.01.2010, 15:10Светик7812.01.2010, 15:19Ольга12.01.2010, 22:28Маргарита16.02.2010, 13:35Арина16.02.2010, 22:53Светлана17.02.2010, 09:30C23.03.2010, 22:24Елена06.04.2010, 13:44Татьяна08.04.2010, 16:22Маргарита20.04.2010, 12:46Ольга06.05.2010, 20:19Наталья07.05.2010, 20:00Лана07.05.2010, 20:44Наталья03.06.2010, 21:10Татьяна06.06.2010, 15:06Татьяна08.06.2010, 15:24Анна10.08.2010, 11:15марина15.08.2010, 08:31Одесситка13.09.2010, 23:26диля17.09.2010, 23:51Анна22.09.2010, 21:14Жанна01.10.2010, 16:48anna074814.10.2010, 13:43Константин (Львов)16.10.2010, 09:33Татьяна30.10.2010, 23:21Анна03.11.2010, 21:26Ирина24.11.2010, 08:27cycleliftmact26.11.2010, 07:11cycleliftmact28.11.2010, 01:26Вера14.01.2011, 18:37Ирина11.04.2011, 15:49Ирина05.06.2011, 23:31Катя26.01.2012, 14:40Светлана30.01.2012, 14:34Надя28.02.2012, 15:10Стася05.03.2012, 12:30Елена, Южно-Сахалинск10.03.2012, 18:30Надя23.03.2012, 18:45Наталья06.04.2012, 01:39Ольга09.04.2012, 07:01Надя23.05.2012, 22:17татьяна12.11.2012, 16:38Оксана Сергеевна28.01.2013, 20:29Елена06.02.2013, 13:46Елена13.02.2013, 10:46Алика06.03.2013, 21:46катерина22.04.2013, 18:57светлана02.04.2014, 21:09мужской29.01.2015, 16:55наталья29.10.2015, 08:51Нина16.02.2016, 19:36Ольга25.10.2016, 07:48София26.01.2020, 01:15Ольга 24.02.2020, 22:33Гуля12.11.2020, 21:01Алёна30.03.2021, 15:43Evgenii_Manzhos05.10.2022, 22:10Дарья12.02.2023, 06:20Наталья21.02.2024, 13:20Eddie

Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Игровые способы коррекции дислексии

При коррекции дислексии и дисграфии нет ничего лучше подачи упражнений в игровой форме. Дети непринужденно участвуют в различных играх с родителями и педагогами, развивая высшую психику. Примеры:

  1. Нужно начертить поле, как для «Морского боя». Внутри кораблей написать отдельные слоги. Взрослый должен «атаковать»: попадать в какую-то часть блоков. Ребенок выписывает слог, который был «убит». С них потом нужно построить слова.
  2. Ребенку дается несложная картинка. Он должен описать ее, каждый раз добавляя новое слово. Например: «Мальчик. Мальчик катается. Мальчик катается на санках. Мальчик катается на санках зимой. Мальчик катается на санках зимой в куртке.»
  3. Подготовьте специальный материал: напишите несколько несложных слов, разделяя их на слоги. Один слог – одна бумажка. Дайте вразброс ребенку: он должен обратно соединить в слова.
  4. Дайте детям большие напечатанные буквы. Предложите им обвести контур, закрасить середину.

Профилактика дислексии

Для профилактики дислексии рекомендуется использовать перечисленные упражнения, особенно, игровые. К ним можно добавить:

  1. Написание легкого текста под диктовку.
  2. Написать на бумажках слова, с которых нужно составить предложение.
  3. Разложить разные изображения на столе. Называть слова, а ребенок должен выбрать соответствующую картинку.

Кроме таких занятий можно заниматься логическими играми, рисованием, дыхательной гимнастикой, упражнениями на пластику, делать массаж, играть в логические игры. Даже при профилактике конкретного нарушения, нужно иметь системный подход к развитию детей.

Дислексия у детей – мнение экспертов и врачей

В школе детям с дислексией очень трудно справиться с заданиями. Они чувствуют себя неуверенными среди своих одноклассников и друзей. Поэтому стоит сразу обратиться к логопеду и психологу, если заподозрили нарушение в развитии.

Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Игра «морской бой»

Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.

Например:

  • (Е5, Б6) бух – та: бухта;
  • (Д3, И8) бук – сир: буксир;
  • (Б2, Г10) па – ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
  • (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.

Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Второй вариант упражнения, или игра «Остров сокровищ». Ребенку необходимо добраться до сундука с драгоценностями, составив слова из слогов, написанных под маленькими островками. Составленные слова следует закрасить разными цветами (например, джунгли, острова и др.).

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение

При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе

При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений

Что такое дислексия у детей

При дислексии дети испытывают проблемы со чтением. Выделяют несколько видов дефекта:

  • фонематическая форма — характеризуется заменой и смешением схожих звуков: звонких с глухими и наоборот. Возможно медленное чтение по буквам, искажение слов — пропуск, перестановка, добавление лишнего звука;
  • семантический вид — проявляется отсутствием понимания прочитанного. При этом слоги и слова ребенок читает правильно;
  • аграмматическая дислексия — малыш неправильно читает окончания слов, употребляя неверные падежи, род и числа. Аналогичные ошибки присутствуют и в разговоре, и в письме;
  • мнестическая форма — нарушено зрительное восприятие букв, и его соотношение с акустическим образом. Дошкольник не запоминает буквы и их произношение;
  • оптическая форма дефекта сопровождается заменой и смешением букв, похожих графически. Школьник может начать читать одну строку, и перескочить на другую, или он читает в обратном направлении, то есть справа налево;
  • тактильная дислексия свойства людям с плохим зрением или его отсутствием. При чтении азбуки Брайля (для незрячих) они смешивают буквы, схожих по тактильным ощущениям. Они также могут перескакивать с одной строки на другую, пропускать буквы, слоги и слова, не улавливать смысл прочитанного.

У детей этот дефект проявляется проблемами в изучении речи, букв и звуков, несогласованностью устной речи и письма, трудностями в запоминании чисел, сложностью в изучении иностранного языка. А также — быстрым чтением, когда из-за высокой скорости понимание прочитанного отсутствует.

Признаками болезни являются также сложность счета; запоминания последовательности букв в алфавите, дней недели; подбора рифмы к словам; подбора слов, начинающихся на одну и ту же букву; проблемы с запоминанием людей, местности, устной речи. Устная речь несвязная, в ней отсутствуют сложные предложения.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Логопедическая работа по преодолению смешанной и одновидовой дислексии заключается в использовании различных упражнений для младших школьников:

  1. В скороговорках используются похожие звуки, стоящие рядом. Их чтение и произношение по памяти хорошо сказывается для коррекции разных дислексий.
  2. Ребенку нужно на выдохе произносить только согласные, а на следующий раз – только гласные. В любом порядке. Позже предлагается смешивать буквы.
  3. Полезными будут дыхательные упражнения. Например: длительный вдох – задержать – сильный выдох. Часто используют для разминки перед занятиями со специалистом.
  4. Школьнику дается в руки мяч. Предлагают почитать по слогам. После каждого слога – сжимать мяч.
  5. Взрослый одновременно с ребенком читает в голос текст. После какого-то абзаца – в уме. Должны закончить одновременно, пытаясь читать молча в том темпе, в котором начинали.
  6. Школьнику дают читать сочинение. Смотрят, сколько успеет за 1 минуту – ставят отметку. Делают небольшой перерыв, после которого ребенок опять читает сначала за 1 минуту. Со временем должна быть позитивная динамика: больше прочитанного объема.

Методы коррекции дислексии у детей

Так как же правильно помочь своему ребенку, если все предпосылки, описанные ранее, у него обнаружились?

Для начала «согласовать» работу мозга. Как это сделать?

К сожалению, только единственным способом: регулярно, постоянно тренировать мозг, заставляя его перерабатывать информацию, выстраивая «правильные» связи. Как и с любыми тренировками. Только регулярно и монотонно, кропотливо и усердно можно добиться победы.

Какие тренировки будут полезны для мозга?

Тренировки, заставляющие тело передавать информацию в мозг и синхронизировать работу отделов мозга. То есть нужны такие упражнения, которые будут выполнять регулярно, циклично, монотонно.

К сожалению, рисование, театр, музыка, балет, гимнастика не подойдут. Да, все это красиво. Да, можно хвастаться перед бабушками и друзьями явными достижениями ребенка. Но ведь сейчас стоит задача не найти причину для хвастовства, а «настроить» работу мозга.

А что же тогда подойдет?

Бег. Езда на велосипеде. Катание на лыжах и коньках. Плавание. Игра в мяч (кстати, мы уже писали раньше, что с помощью игры в мяч можно существенно улучшить почерк ребенка и взрослого).

Спортивная секция в большинстве своем не подойдет. Любая спортивная секция нацелена на результат. И результат – это вырастить чемпиона, а не сформировать правильную работу мозга ребенка. Спортивная секция вполне вероятно будет давать нагрузку куда больше, чем нужна ребенку, чем может выдержать такой ребенок и тем вызывать его истощение. Спортивная секция будет требовать результатов на время, скорость, выносливость. Более того, для того, чтобы достичь этих спортивных результатов будут использоваться «исправленные» методы работы с телом. Например, в спортивном плавание используется иной способ дыхания, чем в обычной жизни.

Можно возразить: секция не подходит, а бегать должен, так он у меня полдня летом бегает, а лучше не становится. И не станет. Потому что он бегает урывками от горки к горке. Это не системный бег. Чтобы сформировать нужные связи необходимо, чтобы ребенок бежал ритмично, как на секции: долго и прямолинейно, работая руками и ногами синхронно. Тоже самое с лыжами, велосипедом, коньками.

Поэтому идеальным решением будет, если родители (или один из родителей) будет заниматься вместе с ребенком. Вы вместе будете бегать по утрам или вечерам, например, по полчаса. И вы будете следить, чтобы ребенок не сбивался с ритма и бежал правильно. Кстати, очень часто дети с нарушенными мозговыми связями очень долго учатся кататься на коньках, велосипеде, ненавидят лыжи, не любят бегать. Потому что им сложно. Им крайне некомфортно выполнять ритмичные движения. И может потребоваться очень много времени, чтобы научить их этому. Но, поверьте, это время не будет потрачено зря. Как только ребенок научится кататься на велосипеде или коньках, знайте, вы смогли сформировать «правильную» связь в его мозге, сделали шаг к тому, чтобы помочь ему стать успешнее и увереннее в жизни. Первый шаг будет сделать. А мы все точно знаем, что дорогу осилит идущий…

Автор Екатерина Гаврилина

Другие статьи по этой теме

Автор Виктория Власенко

Автор Алина Ревтова

Автор Ирина Рокотянская

Коррекция дислексии и дисграфии дома: как построить работу

Для преодоления базовых дислексических проблем по методу учителя-дефектолога, эксперта в области дислексии Татьяны Гогуадзе необходимо:

обеспечить согласованную работу полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария;
улучшить иннервацию пальцев рук, от чего напрямую зависят скорость, плавность и аккуратность письма;
развить у ребёнка выносливость к монотонной нагрузке;
сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
развить и закрепить навык речевого дыхания, без которого невозможно добиться беглого и ровного чтения, а также аккуратного почерка;
сформировать зрительно-моторную координацию;
повысить координацию тела и рук;
развить у ребёнка навыки самостоятельности, самодисциплины и самоконтроля;
научить ребёнка распределять и переключать внимание.

Кажется, что в домашних условиях невозможно организовать полноценные занятия?

В действительности всё гораздо проще и легче! Все эти цели достигаются через специальные психофизические упражнения и графокоррекцию, которые может выполнять дома каждый ребёнок.

Психофизическая тренировка по методу Татьяны Гогуадзе – это тренировка, которая объединяет в себе обычную физкультуру и приёмы психологической саморегуляции: «Я могу, я справлюсь, я сделаю». Тренировка строится полностью на базе речевого дыхания, что помогает повысить ресурсное состояние человека, развить выносливость к физическим монотонным нагрузкам и интеллектуальной работе.

Значительная роль в психофизической тренировке отводится работе с осознанием собственных возможностей.

Именно через физические упражнения эффективно происходит стимуляция биоритмов мозга, буквально заставляя его развивать в себе такие качества, как:

  • выносливость к монотонным занятиям;
  • силу воли;
  • самодисциплину и самоконтроль;
  • саморегуляцию.

Какие занятия дома выполнять при дислексии?

Базовых упражнений всего несколько, но их более чем достаточно для улучшения состояния ребёнка:

  • «Бой мяча». Это доступное и универсальное психофизическое упражнение для преодоления рассогласованности в работе мозга, укрепления нервной системы и даже улучшения техники письма и чтения. Данное упражнение подходит детям с 5 лет и взрослым.
  • «Тучка-Солнышко». Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности и скоординированной работы.

«Перекаты». Универсальное упражнение мозжечковой стимуляции через движения собственного тела. «Перекаты» необходимо выполнять на регулярной основе для развития функций мозжечка, вестибулярного аппарата, равновесия и чувства собственного тела.

И для успешной коррекции дислексии и дисграфии дома в распорядок дня ребёнка должна быть включена утренняя зарядка и графокорекция. Потому что графокоррекция – это единственный педагогический приём, который формирует правильную нейродинамику.

Выполнять графокоррекцию рекомендуется ежедневно от 45 минут. И делать её нужно только правой рукой!

Для тех семей, которые оказывают самостоятельную помощь своему ребёнку-дислексику, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе действует две онлайн-программы: «Тренируйся и учись!» и онлайн-сопровождение.

В рамках программы «Тренируйся и учись!» дети 2 раза в неделю занимаются онлайн с тренером Центра, который наблюдает за выполнением качества упражнений и графокоррекции с помощью Графовизора.

Отличие онлайн-сопровождения заключается в том, что дети занимаются самостоятельно. Родители 2 раза в неделю снимают видеоролики занятий детей и отправляют их для анализа на учебную платформу Центра Татьяны Гогуадзе. Анализ видеоматериалов проводит куратор сопровождения

После анализа качества выполнения упражнений куратор даёт обратную связь каждой семье и указывает, на какие моменты нужно обратить внимание.

Обе программы предполагают стартовую и итоговую диагностику по методу Ануашвили, чтобы можно было оценить результаты занятий.

Программы онлайн-сопровождения, которые разработаны в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, позволяют заниматься детям самостоятельно в домашних условиях!

Главное – систематические тренировки и нацеленность на результат. Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе готов помочь каждой семье: мы покажем, научим и проконтролируем правильность выполнения ребёнком всех упражнений, предоставим полную информационную и консультационную поддержку!

Весёлые упражнения для улучшения речевых навыков и пополнения словарного запаса

Эти упражнения хороши тем, что их можно выполнять в любое время и практически в любом месте, между сеансами у логопеда.

Новое слово каждый день. Ежедневно предлагать ребёнку новое слово и просить составить с ним небольшой рассказ. Если это школьник, то путь он находит для него рифмы, синонимы, подбирает характеристики.

Маленькие игры, расширяющие словарный запас – такие, как «Я – шпион». Взрослый говорит: «Я шёл по улице и увидел жёлтый (круглый, большой и т.п.) предмет. Помогите мне понять, что это». Дети начинают задавать вопросы об этом предмете: его размере, цвете, местоположении, форме. Ведущий должен отвечать только «да» или «нет», либо «холодно» и «горячо», чтобы дать подсказку.

Разыгрывание сцен из фильмов. Один человек может быть рассказчиком, а все остальные – персонажами фильма. Они должны описать, что делают и чувствуют по ходу рассказа. Дети могут меняться местами или отыгрывать по 2-3 роли.

Совместное приготовление обеда – это не только способ научить детей готовить, но и возможность весело и с пользой провести время. Дети узнают кое-что новое для себя о продуктах питания и о том, из чего сделаны те или иные блюда. Они смогут сделать печенье в виде букв или с помощью конуса для крема написать своё имя на торте.

Чтение вслух. Детям обязательно нужно читать книги вслух – вместе со взрослым или один на один. Это помогает улучшить артикуляцию и устную речь, узнать новые слова, даже если посвящать чтению всего 5 минут в день. Взрослый может попросить, чтобы малыш пересказал то, что прочёл, или нарисовал что-то связанное с текстом.

Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

Классификация и виды дисграфии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: