Классификация дидактических игр
Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как принято разделять их по различным критериям. Есть несколько видов объединения.
По использованию материала:
- настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
- с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
- словесные – «Краски», «Загадки».
По содержанию обучения и воспитания:
- по формированию математических представлений;
- сенсорные;
- словесные;
- по ознакомлению с природой;
- другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.
По виду деятельности:
- беседы;
- путешествия;
- загадки;
- поручения;
- предположения.
Разновидности дидактических игр развивающей направленности
Дидактические игры, применяемые в процессе обучения и воспитания представлены широким многообразием. Их применение обусловлено конкретными задачами обучения, специфическими параметрами личностного развития детей, условиями реализации.
Рассмотрим разновидности дидактических игр развивающей направленности:
- Свободные игры. Их реализация происходит под воздействием окружающего пространства, в ходе реализации педагогического процесса. Такие игры могут возникать спонтанно т.е. не происходит подготовки к игровому процессу и игровое действие не имеет конкретных правил. Правил могут быть установлены по ходу игры, игровые действия определяться спонтанно, в зависимости от темы исследования, конкретной ситуации.
- Игры по правилам. Проведение таких игр планируется заранее. Игра имеет правила, с которыми должны быть ознакомлены все ее участники.
- Предметные игры. Такие игры требуют наличия обязательных игровых атрибутов- игрушек и иных объектов, с которыми дети формируют сюжетную линию, распределяют роли. Предметные игры включают в себя нанизывание колец в определенном порядке, перекладывание бочонков, сбор/разбор матрешки, одевание кукол, сбор конструктора, кукольный театр. Использование этих игр развивает у ребенка восприятие цветов, форм, величин.
- Настольные игры. Такие игры носят, в основном, интеллектуальную направленность. К таким играм относятся игры в домино, шашки, шахматы, сложение кубиков, сбор пазлов. Они способствуют развитию аналитических навыков, обобщению данных, формированию умения сравнивать и сопоставлять объекты, активизируют работу логики и мышления.
- Словесные игры. Они ориентированы на развитие у ребенка слухового восприятия информации, умения дать ответ на поставленный вопрос, мысленно отыскать ход решения какой-то задачи. Могут быть использованы разнообразные загадки, вопрос-ответ, игры-беседы, игры-путешествия.
- Игры-моделирования. Они ориентированы на построение модели педагогического процесса. Они являются разновидностью деловых игр и реализуются путем создания микро модели прохождения какого-то этапа обучения. Учащиеся учатся воплощать процессы реального обучения в воображаемом пространстве, что повышает эффективность освоения того или иного курса, темы учебного занятия.
- Коллективные дидактические игры. Они реализуются путем подразделения учащихся на отдельные группы. Каждая группа получает персональное или совместное задание, выполнение которого ориентировано на решение учебных задач, информационный поиск, выполнение какого-то упражнения. Игровое задание строится таким образом, что его выполнение одним ребенком невозможно. Оно требует командной работы. В таких играх происходит развитие навыков социального взаимодействия: дети учатся сотрудничать, находить общий язык, сплоченно преодолевать препятствия, оказывать друг другу помощь и поддержку, нести ответственность за свои действия и поступки.
Особенности дидактических игр и их виды
Принято выделять несколько разновидностей дидактических игр:
- дидактические игры с предметами;
- настольно-печатные игры – имеют разнообразное содержание, обучающие задачи, оформление. Они позволяют уточнять и расширять представления детей, касающиеся окружающего мира, систематизировать знания и развить мыслительные процессы;
- словесные игры – отличаются решением обучающей задачи в мыслительном плане, на основании представлений, и не опираясь на наглядность. В связи с этим словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра обладает собственной структурой, состоящей из нескольких компонентов:
- обучающая задача — основной компонент дидактических игр, которому подчиняются все остальные. Для детей обучающую задачу формулируют в качестве основной;
- игровые действия – способы проявить активность ребенка в игровых целях: опустить руку в волшебный мешочек; выбрать предмет и описать его; увидеть и охарактеризовать изменения, произошедшие с игрушками, которые стоят на столе.
Дети раннего и младшего дошкольного возрастов в дидактической игре увлекаются игровым процессом, поэтому игровые действия отличаются простотой и однотипностью. Дети среднего и старшего дошкольного возрастов уже могут выполнить более сложные игровые действия, включающие несколько игровых элементов.
Значимое место в дидактической игре отведено правилам. Именно ими обеспечивается реализация игрового содержания. Они делают игру демократичнее, им подчиняются все участники игровой деятельности.
Дидактические игры используют на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выступая как эффективное средство обучения, они могут выступать как составная часть занятия, а в группах раннего возраста – основная форма организации учебного процесса.
Также следует уделять внимание проведению различных упражнений. Они подразделяются на лексические и словарные
Лексические упражнения нужны, чтобы закрепить знания по лексике, закрепить лексические умения и навыки. Словарные упражнения проводят, чтобы глубоко воспринимать речь через чтение и слушание, либо в связи с порождением речи – говорением, письмом.
Основные компоненты
В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.
Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:
- Определи форму.
- Продолжи предложение.
- Подбери подходящее слово.
- Кто в каком домике живет.
Содержание и действия
Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.
Основой игры являются действия, в которых ребенок решает поставленную перед ним задачу, а также проявляет активность, изобретательность, фантазию и сообразительность. Они напрямую зависят от выбранного сюжета. Особенность дидактики в том, что четкого варианта решения проблемы нет, каждый малыш имеет возможность самостоятельно его определить. Например, игра «Найди ушки» предполагает соотнесение пар изображения животного и его ушей. Ребенок может пойти различными методами:
- Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
- Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.
В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.
Правила игры и итоги
Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:
- Помогают педагогу в процессе управления игрой.
- Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
- Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.
Основные их функции представлены в форме таблицы.
Наименование функции | Краткая характеристика |
Обучающая | При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы. |
Организующая | Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия. |
Дисциплинирующая | Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим. |
Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.
Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.
Понятие и функциональное назначение дидактической игры
Определение 1
Дидактическая игра – это метод организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на активизацию познавательной деятельности путем воздействия на эмоции и интеллект ребенка, с целью достижения его всестороннего личностного развития.
Рисунок 1. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дидактическая игра помогает в реализации образовательной программы разного уровня, посредством более эффективного усвоения знаний и приобретении новых навыков в увлекательной и интересной ребенку форме.
Посредством применения дидактических игр происходит развитие навыков самостоятельности и усваиваются основы социального взаимодействия.
Целевым назначением создания дидактической игры является создание условий в учебно-воспитательном процессе для полноценного обучения ребенка т.е. освоение им образовательной программы и приобретение полезных трудовых и социальных навыков в нестандартной форме.
Игра является важным направлением деятельности ребенка дошкольного возраста и младшего школьного. Некоторые элементы дидактической игры находят актуальное применение и в средней школе. Занятия в игровой форме помогают ребенку расслабиться и не думать о том, что ему необходимо усваивать нежеланную ему информацию. В игре, ребенок с удовольствием постигает что-то новое, даже не замечая этого.
Дидактическая игра строится таким образом, чтобы ее применение имело должный воспитательный и развивающий эффект. Она представляет собой способ построения жизнедеятельности детей в образовательном заведении. Это реализуется за счет того, что содержание дидактических игр наделено эмоциональным компонентом. Оно интересно ребенку, что активизирует его стремление к участию в игровом действии. Игра легка и доступна для детского восприятия. В ней могут принимать участие, как отдельные дети, их группы, так и весь детский коллектив. Ребенок чувствует себя свободным от всяких рамок, активизирует свое воображение, открывается другим участникам игры. Таким образом реализуется постепенный, плавный и продуктивный воспитательный процесс.
Рисунок 2. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональное назначение дидактической игры сводится к выполнению следующих функций:
- Воспитательная.
- Познавательная.
- Развивающая.
- Мотивационная.
- Проблемная.
- Разъяснительная.
Данные функции отражают, прежде всего, единственно значимую цель применения дидактической игры – всестороннее развитие личности ребенка. Игра содержит огромный воспитательный потенциал, помогает познавать мир, развивает мышление, логику, физические и психические свойства личности, способствует социализации, самоопределению и самоутверждению ребенка. Игровая деятельность мотивирует детей к познанию, стимулирует поисковые направления деятельности – поиск информации для решения какой-то проблемы, помогает в понимании и осознании устройства мира, функционирования его процессов и явлений.
Игры на формирование культуры речи детей дошкольного возраста
Важно: родители должны знать, что формирование грамматической культуры речи необходимо для овладения правильным построением предложений, трудными грамматическими формами, понимания литературной речи. Все эти навыки имеют огромное значение при дальнейшем обучении в школе, так как грамматика делает речь понятной и красивой
Часто у маленьких детей наблюдаются серьезные ошибки в речи. Например, они могут неправильно произносить окончания существительных (много девочков, куклов, медведёв), изменять род существительных (платья красивая, дай мороженую, большая окно), неправильно произносить несклоняемые существительные (на пианине, у пальта), глаголы (искай вместо ищи, ехай вместо езжай, скакай вместо скачи), причастия (сломатая игрушка, сошитая платья). Все подобные речевые ошибки, на которые родители могут не реагировать или умиляться детским искажениям, приводят к их прочному закреплению в речи, и в дальнейшем приходится обращаться к логопедам для их исправления
Чтобы этого не произошло, родителям необходимо обращать внимание на формирование правильной культуры речи. Период словотворчества, который так умиляет взрослых, продолжается от 2 до 5, а дальше уже идет работа над ошибками
Поэтому лучше сразу обучать свое дитя, правильно организуя детские игры.
«Кто в домике живет?»
Игра отлично направляет детей на овладение такой грамматической категорией, как род существительных. Решить такую сложную задачу можно с пользой для ребятишек, если проявить фантазию. Например, взрослый вырезает домики с окошками, можно из плотной бумаги, подбирает картинки, например, окно, яблоко, цветок, петух, машина, конфета, пирожки, книжки. Хорошо, если ребенок примет активное участие в подготовке атрибутов для игры. Это поднимет интерес к заданию: «В четырех домиках живут разные картинки, у каждой есть свой домик, подписанный словами «он», «она», «оно», «они». Нужно правильно расселить все предметы». Проверять правильность выбора можно словами — помощниками: он — мой; она — моя; оно — мое; они — мои. Задания предназначены для развития речи дошкольников старшего возраста.
«Сочиняем стихи»
Такие речевые игры предназначены для детей с 4 — 5 лет, так как они требуют наличия определенного опыта. Задания учат ребятишек правильно использовать падежи имен существительных. В данной игре отрабатывается умение произносить слова множественного числа родительного падежа, так как именно в этой форме дошколята делают больше всего речевых ошибок: без ботинков (ботинок), для ребятов (ребят), из конфетков (конфеток). Чтобы не превращать игру в скучное занятие и поддерживать игровой интерес, можно использовать шуточные стихи известных авторов С. Маршака, К. Чуковского или самим сочинить подобные четверостишия, например:
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
После прочтения четверостишия спросить у ребенка, почему Маршак думает, что мальчики сделаны из улиток, ракушек и лягушек? Правда ли то, что говорит автор? Если это шутка, то еще из чего могут быть сделаны мальчишки? Предложить ребенку пофантазировать на эту тему, подобрав слова в рифму. Взрослый начинает, а ребенок продолжает:
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из машинок и мячей,
И ужей, и голубей.
Шоколадок и лягушек,
И любимых игрушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
«Корзинка слов»
Для работы со словом, обогащения словаря детей старшим дошколятам можно предложить игру на преобразование слова в уменьшительную форму с суффиксами — ик и — ок. В эту игру интересно играть в группе ребятишек, например, на дне рождения, когда собирается несколько разновозрастных детей, или на семейном досуге. Игроки садятся в круг, считалкой выбирается ведущий, который берет в руки корзинку. Все участники говорят: «У тебя кузовок, бросай в него всё на ок». Ребенок отвечает: «Положу я в кузовок сахарок, колобок, катерок, сапожок, пирожок». Если игрок ошибается, отдает фант (какой-либо мелкий предмет). Когда корзинка пройдет всех участников, можно выкупать фанты, выполняя какое-либо задание: спеть песенку, загадать загадку, станцевать, придумать рифму к какому-либо слову, например, «дам тебе много конфет, а мне отдай велосипед». Продолжить игру можно, поменяв корзинку на красивый пакет. В этом случае игроки говорят: «В руках у тебя пакетик, бросай в него всё на ик». Игрок произносит: «Положу я в пакетик билетик, велосипедик, приветик, браслетик, омлетик, букетик, пистолетик». Чтобы у ребят не потерялся интерес к игре, взрослому надо заранее сделать заготовки: набор слов или картинок для помощи детям.
Слайд 6настольно – печатные. игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению.
Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста.словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.игры с предметами.игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.
Виды дидактических игр
Слайд 3Изучение специальной методической литературы:(в течении года)Алексеева. М.М. Речевое развитие дошкольников[Текст] /
М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –М.: Академия, 2000. 159 с.2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. —М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с.3Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников : для воспитателей детского сада и родителей./ Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2008. 96с.4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 2003. 423 с.5. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. –2009. -№7. С. 66-70.6.Бейлина, А Ф. Фребель: игры и игровые средства :/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. –2010. № 3. С. 56 –59.7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре./А.К. Бондаренко, А. И. Матусик.–М.: Просвещение, 2002.
Игры на расширение словарного запаса. 10 детских игр для расширения словарного запаса
Игры эти хороши тем, что играть в них с детьми можно когда угодно — по дороге в детский сад, в очереди в магазине или поликлинике, во время поездки на поезде, машине или в ожидании посадки в самолет.
Самое главное следите, чтобы ребенку было интересно играть и останавливайте игру как только ребенок начинает отвлекаться.
1.Игра Я вижу
Предложите ребенку выбрать любой из объектов в поле зрения и постараться описать его так, чтобы вы смогли догадаться о чем идет речь, а затем меняйтесь ролями.
2.Игра Описание предметов
Выбираете любой предмет и предлагаете ребенку описать его: какой он величины, из чего сделан, какого цвета, для чего нужен или используется.
Можете рассказать что-то интересное о предмете? Дополните рассказ ребенка. Так вы будете развивать не только словарный запас, но и кругозор малыша.
Постепенно вводите в игру усложнения в виде более подробного разбора предмета. Из чего он состоит, что из него делают и т.д.
3.Игра Последнее слово
Выбираете любую тему и начинаете по-очереди перечислять слова, которые ассоциируются у вас и у ребенка с этой темой. Побеждает тот, кто последним назовет такое слово ассоциацию.
Более простой вариант игры для детей младшего возраста — описание какого-то конкретного предмета.
4. Игра Фантазеры
Попробуйте вместе с ребенком придумать какую-то историю. В зависимости от того, насколько разговорчив ваш ребенок варианты игры могут быть разные.
Для самых маленьких историю придумывает мама, а когда мама замолкает малышу нужно вставить 1-2 слова в рассказ. Когда ребенок освоился, можно поменяться ролями или придумывать историю по очереди предложение за предложением.
5. Игра Что бывает?
Задаете ребенку вопрос «Что бывает… ?» высоким, синим, широким, длинным, веселым, пушистым и т.д. Задача ребенка — назвать подходящий предмет или объект. После того как предмет назван можно предложить сравнить пару предметов с похожими свойствами или подумать какими еще свойствами обладает названный предмет.
Например: Что бывает высоким? Дом. А что выше Дом или дерево? Дом. А из чего бывает дом? Из дерева, из кирпича. А какой может быть дом? Новый, старый, высокий, низкий, бабушкин и т.д.
Признаков может быть бесконечное множество и ребенок учится анализировать, фантазировать, искать разные необычные варианты.
6. Игра Как сказать еще
Один играющий называет слово, а задача второго подобрать синонимы к названному слову. Называйте слова по очереди, ведь именно от вас ребенок черпает новую информацию.
7. Игра Противоположности
Один играющий называет слово, а второй называет противоположное по значению. Затем называет свое слово и игра продолжается.
8. Игра На что похоже
Развивает не только словарный запас, но и воображение. Выбираете любой объект, который находится рядом и предлагаете пофантазировать — на что он похож. На что похоже вон то облачко или вот эта лужица. Что еще бывает полосатым как пешеходный переход и т.д.
10. Игра Путешественник
Предложите ребенку пофантазировать — куда бы ему хотелось отправиться в путешествие. Обсудите, все подробности. Что нужно не забыть взять с собой, каким транспортом можно добраться до места. Какие опасности подстерегают вас по дороге и какие интересности встретят вас на месте. Что вы будете делать в путешествии, кого хотелось бы взять с собой. В общем, фантазируйте вместе!
1.2. Дидактическая игра, ее сущность и классификация
использование различных пособий в играх
По содержанию | По дидактическому материалу | По характеру игровых действий | По познавательному интересу |
1.Математические | 1.Словесные | 1.Игры–путешествия | 1.Интеллектуальные |
2.Сенсорные | 2.Настолько–печатные | 2.Игры–предположения | 2.Эмоциональные |
3.Речевые | 3.С предметами и игрушками | 3.Игры–поручения | 3.Регулятивные |
4.Музыкальные | 4.Игры–загадки | 4.Творческие | |
5.Природоведческие | 5.Игры–беседы | 5.Социальные | |
6.Для ознакомления с окружающими |
познавательной деятельности ребенка
- игра-путешествие;
- игра-поручение;
- игра-предположение;
- игра-загадка;
- игра-беседа.
Загадки создаются самими людьми классификацию игр в зависимости от дидактического материала:
- словесные;
- настольно-печатные;
- с предметами и игрушками.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.расширять и уточнять знания детейсюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
- задачи: дидактическая, игровая;
- действие;
- правила;
- результат, заключение игры.
Задачи в игре всегда выражает причину
- подготовка к самостоятельным занятиям;
- постановка главной задачи;
- выбор имитационной модели объекта;
- решение задачи на ее основе;
- проверка, коррекция;
- реализация принятого решения;
- оценка его результатов;
- анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
- обратная связь по замкнутому технологическому циклу .
Содержание правил определяется игровыми задачами, содержанием игры и игровыми действиями. В дидактической игре правила выступают в качестве заданий. Именно правила помогают педагогу управлять игрой и поведение ребят.
- на первом этапе у ребенка появляется желание играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызывать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминания о понравившийся игре.
- второй этап характеризуется тем, что дети учатся выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как, честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудач, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
- на третьем этапе ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия в игре: запомнить, найти, изобразить. Ребенок, усвоивший правила игры должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
- содержанию;
- используемому дидактическому материалу;
- характеру игровых действий;
- познавательному интересу;
- числу участников в игре.
3