Слайд 18Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.Для слабослышащих характерны неустойчивое
состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.. На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания учащихся с нарушениями слуха остается более низкой. Зрительный анализатор у таких детей принимает почти все раздражения на себя. По мере развития охранительного торможения происходит иррадиация тормозного процесса по коре головного мозга, захватывая и другие корковые центры. Резкое удлинение зрительной реакции у слабослышащих к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т.е. ухудшается функциональное состояние нервных центров.У школьников с нарушениями слуха в большей мере продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п. Наибольший темп развития произвольного внимания у слабослышащих приходится на подростковый период (у нормально слышащих оно формируется на 3-4 года раньше).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Ведущими теоретико-методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие.
- Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.
- Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.
- Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
- Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
психолого-педагогического диагноза
Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.
В соответствии с рассмотренной концепцией нарушенного развития, для детей с нарушениями развития в нашей стране до 90-х годов ХХ века существовала дифференцированная система обучения и воспитания, то есть были открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них созданы особые образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие таких детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка.
Тесты по логопедии для педагогов
Если вы воспитатель, педагог младших или даже старших классов, вы должны значить некоторые моменты из логопедической сферы. Каждый учитель -логопед, должен правильно поставить речь учащемуся, чтобы тот умел грамотно и четко излагать свои мысли. На протяжении нескольких лет будущий учитель изучает, как можно обучить ребенка правильному произношению слов, как проявить любовь к знаниям и так далее. Наш международный педагогический портал «Солнечный свет» представляет возможность любому педагогу, студенту педагогического университета, и воспитателю пройти тесты для собственного оценивания своих знаний. Узнав о том, что вам не хватает, вы можете подтянуть свои знания, так вы сможете и саморазвиваться, и грамотно обучать, помогать своим ученикам. Логопед — это важный человек в жизни практически каждого ребенка. В начальных классах, каждый учитель должен знать основы логопедии, таким образом, чтобы правильно поставить речь ребенку дать ему правильный багаж слов, с которыми он будет в дальнейшем работать и еще больше развиваться. Тесты для учителей — логопедов, обязательно смогут и помочь будущим учителям, и учителям со стажем, возможно что-нибудь вспомнить, возможно набраться опыта, или же подтянуть свои знания. Мы предлагаем каждого пройти бесплатную олимпиаду по логопедии.
Онлайн олимпиады по логопедии за 2018 год
Учителя с логопедическим образованием могут пройти бесплатный тест, по завершению которого вы сможете получить свой диплом. Для участия в конкурсе, Вам необходимо выбрать тест, ответить на 20 вопросов, узнать результат, после чего, вы можете зайти в личный кабинет, создать диплом и скачать его. Онлайн тесты предусмотрены таким образом, что их можно пройти несколько раз, за которые вы сможете получить несколько дипломов. Полученные дипломы вы можете вложить в свое портфолио и использовать их в дальнейшем, как материалы для аттестации педагога или же просто использовать их, как личные награды. Участие в тестах бесплатное, а вот получение диплома является платным. Вы оплачиваете оргвзнос, который по своей стоимости может доходить до 100 рублей за диплом в электронном варианте. Оплата производится посредством онлайн системы, по завершению теста. То есть после результатов теста вы сможете создать свой диплом, если результат вас конечно же устраивает. Говоря о способах оплаты можно отметить, что оплатить оргвзнос можно посредством: электронных денег, банковской картой, через терминал, и так далее.
Создать диплом на педагогическом портале «Солнечный свет»
В настоящее время создавать дипломы намного проще вам не придется ждать день-два, неделю или месяц, чтобы получить свой сертификат, или свидетельство о пройденной олимпиаде по логопедии. Получить диплом можно после оплаты оргвзноса. После оплаты, вы можете зайти в свой личный кабинет, создать свой персональный диплом, после чего его можно будет скачать на свой компьютер и распечатать его. То есть все очень просто и быстро, а главное недорого и вы сами создаете для себя, свой личный диплом, по вашему вкусу.
Приглашаем всех воспитателей, педагогов и студентов педагогических ВУЗов принять участие в онлайн олимпиадах по логопедии. Олимпиады по логопедии, позволяют всем преподавателям и воспитателям, которые работают с детками и обучают их, проверить свои теоретические знания и умения. Практические задания, которые даются в тестах позволяют выявить уровень знаний учителя, и грамотность работы учителя в работе по формированию качественного словарного запаса у ребенка, который страдает общим недоразвитием речи. Пройти олимпиаду по логопедии может каждый, так как тесты на нашем портале совершенно бесплатны. Чтобы получить оценку своих знаний, пройдите тест прямо сейчас.
Дифференцированный подход к обучению и воспитанию
специальных образовательных учреждений.
интегративному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, интегративные процессы являются на сегодняшний день недостаточно методологически и методически проработанными и носят, как правило, стихийный характер. Вследствие этого контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза. В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах в настоящее время встречается значительное число детей с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В.И. Селиверстов, Б.П. Пузанов).
Распространенность сложных нарушений
По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений.
В середине 80-х годов М. Г. Блюминой была сделана попытка определить теоретически ожидаемую распространенность некоторых видов сложного дефекта (умственной отсталости с дефектами слуха; умственной отсталости с дефектами зрения; нарушений зрения и слуха). Согласно ее расчетам, распространенность сочетанных нарушений слуха и интеллекта должна быть примерно 1 : 10 000, нарушений зрения и интеллекта — 1 : 2000, двойного сенсорного дефекта — 1 : 30 000. По зарубежным данным, более 40% детей, которые имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, страдают и нарушениями зрения.
И, наоборот, не менее 5060% детей со зрительными нарушениями имеют и другие дополнительные дефекты. Примерно 5% детей с выраженными нарушениями зрения имеют и нарушения слуха разной степени. 50% детей с ДЦП имеют зрительные трудности. 30% детей с выраженными нарушениями слуха также можно отнести к группе детей со сложными или множественными нарушениями. Здесь же авторы, ссылаясь на американских специалистов, предполагают, что в России должно быть не менее 5800 слепоглухих в возрасте от 0 до 21 года. При этом нужно помнить, что единственный в РФ детский дом для слепоглухих в г. Сергиевом Посаде рассчитан на 100 детей и 100 взрослых.
Н. Н. Малофеев (2011) приводит статистику, отражающую число специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1866) и количество детей (210 842), обучающихся в этих учреждениях в России на начало 2008—2009 уч. года. Автор отмечает, что в системе специального образования имеют место школы (18) индивидуального обучения на дому детей-инвалидов, число которых составляет — 2498 человек. Однако следует отметить, что о детях со сложными нарушениями развития статистические данные автором не приводятся, что свидетельствует об отсутствии информации о распространенности данной категории детей в РФ.
Н.Н. Малофеев также отмечает, что в 2008-2009 уч. году 44,7 тыс. детей получили образовательные услуги на дому. Эти данные в свою очередь свидетельствуют о том, что многие дети с тяжелыми и множественными нарушениями не в состоянии обучаться в образовательных учреждениях и нуждаются в особом подходе к их обучению и воспитанию.
Принимая во внимание мнение многих специалистов в области специального образования, можно сказать, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей со сложными нарушениями развития во всех странах мира, в том числе и в России. Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В
Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%
Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В. Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%.
В ряде случаев умственная отсталость сочетается с нарушением опорно-двигательной системы, аутизмом. Анализ, проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, показал, что среди этих детей 30% имеют частичные отклонения в развитии интеллекта и 10% — грубые нарушения интеллекта.
Т. А. Басилова, Н. А. Александрова (2008) справедливо отмечают, что название «сложное нарушение развития» не дает представления о картине нарушений, а лишь обозначает проблему
Для коррекционно-педагогического воздействия на ребенка важно знание всех его особенностей состояния и развития. В связи с этим предлагаем ознакомиться с некоторыми существующими классификациями бисенсорных и множественных нарушений
Слайд 42Средовой фактор: дурное влияние окружающих, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения, притягательность
острых ощущений, доступность психотропных веществ, легкого заработка.Социальный фактор: отсутствие четких нравственных установок в современном обществе, пропаганда агрессии, увлеченность виртуальным миром, реклама нездорового образа жизни.Психический фактор: психические расстройства школьника, заболевания не выявленные до школы или протекающие в стертой форме, снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению и самостоятельному существованию во взрослом состоянии.Психологический фактор: несформированность высших психических функций, нарушение памяти, внимания, мышления, расстройства восприятия.
Слайд 36Создать адаптивно-развивающую безбарьерную среду для детей с отклонениями в физическом развитии,
расширение функциональных обязанностей технического персонала школы по уходу за данной категорией детей (ДЦП, соматические расстройства здоровья и т.д.) Оборудование специальных развивающих кабинетов, где есть все необходимое для игровой и песочной терапии, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка: краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и т.д.;Обязательно наличие кабинетов психолога, логопеда.
Организация развивающего пространства, как условие для реализации вариативных моделей интегрированного обучения
Слайд 61Что происходит с ребенком, когда родители решают вопрос, сделать аборт или
позволить ребенку жить? Об этом редко задумываются.
Ведь он еще не человек!
Дети часто становятся жертвами нашей вопиющей неграмотности и того тщательно скрытого пренебрежительного отношения к ним, которое исповедует наша сегодняшняя культура.Они становятся жертвами еще задолго до своего рождения. Например: «Результаты анкетных опросов показывают, что большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевало неврозом страха, поскольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родителей в какой-то мере отражалась на появлении у них в последующем неуверенности в себе».
Слайд 51В 29,2% случаев имели место различного характера расстройства эмоционально-волевой сферы.Среди них
на первом месте по частоте встречаемости можно отметить ранний детский аутизм (РДА) – 12,3%, гипердинамический синдром с нарушением поведения и дефицитом внимания (СДВГ) – 7,7%, дети с невротическими и астено-невротическими реакциями, с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервных процессов – 9,2%. Особо следует подчеркнуть, что у 14,9% детей был выявлен гипертензионный или гидроцефально-гипертензионный синдром, подтвержденный параклиническими исследованиями (РЭГ, М-ЭХО), который значительно утяжелял психическое состояние ребенка, способствуя частым декомпенсациям.
Слайд 60Основные положения концепции сознательною родительстваСознательное проведение родов, исходя из того, что
процесс рождения ребенка – это прежде всего важное семейное событие. Такой подход подразумевает активность матери в этом процессе, заинтересованное участие других членов семьи, создание женщине максимального комфорта и благоприятной психологической атмосферы, стремление к рождению ребенка наиболее мягким путем;сознательный подход к младенцу, основанный на том, что с первых секунд внеутробной жизни он является существом с развитой психикой и множеством потребностей (далеко не только биологических), которые должны быть удовлетворены
Ребенок является во всех отношениях равноправным со взрослым человеком.