Введение
Важнейшая характеристика созревания человека — формирование речи, как одного целого из главных свойств
Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития
Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.
Речь — не только средство коммуникации, но и способ развития мышления , овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.
Таким образом, развитие речи , ранняя диагностика ее нарушений — задача и родителей и воспитателей и логопедов
Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении , недоразвитие мелкой моторики и т.д
Тема моей работы остается актуальной, несмотря на то, что о формирование речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно.
Совершенной загадкой для ученых до сих пор остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей
Очень важно разделить словотворчество нормально развивающегося ребенка и ошибки в словообразовании у детей с общим недоразвитием речи
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Так, явно не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи. Ведь к общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, ринолалией и другими тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует четко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе. Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности. Исходя из этого наша гипотеза: дидактическая игра — эффективное средство коррекционной работы по преодолению нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является коррекция нарушений словообразования у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Цель: исследовать проявление нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи и процесс коррекции данных нарушений с использованием дидактической игры.
Задачи:
- 1. Роль игры в жизни ребенка с речевыми нарушениями.
- 2. Игровая деятельность при речевых нарушениях.
- 3. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
- 4. Дидактическая игра, как средство коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Выбор игр для детей с ТНР
Для того, чтобы правильно выбрать наиболее подходящую игру, важно продумать то, какой уровень подготовки имеют дети. Важно, чтобы детям было несложно использовать уже имеющиеся у них знания и применять их на практике
Воспитатель должен продумать и то, в какой последовательности нужно проводить игры так, чтобы уровень сложности постепенно повышался. Отсутствие системного подхода не принесет должного развивающего и обучающего результата, хотя сами по себе игровые занятия могут быть очень увлекательными.
Поэтому важно обдумать то, как правильно включить дидактические игры в проводимые обучающие занятия. Перед педагогом стоит важная задача: необходимо не просто стать воспитателем и учителем для ребенка, но стать его партнером
Развивая способности и качества в детях, нужно действовать целенаправленно, но ненавязчиво
Перед педагогом стоит важная задача: необходимо не просто стать воспитателем и учителем для ребенка, но стать его партнером. Развивая способности и качества в детях, нужно действовать целенаправленно, но ненавязчиво.
IV этап – Познавательные игры
Цель – развитие познавательной активности и совершенствование игрового поведения.
Основные задачи:
- развитие основных видов деятельности (познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование);
- обучение правилам, способом и приемам игры с различным игровым и дидактическим материалом;
- совершенствование познавательных умений и навыков;
- совершенствование типа игрового поведения детей (обеспечение перехода от функциональных игр к символическим играм, играм с ролями и играм с правилами); д) целенаправленное развитие мелкой моторики, внимания, восприятия, мышления, воображения, речи;
- формирование и расширение представлений детей о себе, других и окружающем мире. Цель четвертого этапа преследуется до момента выпуска ребенка из детского сада.
Четвертый этап задействует дополнительную развивающую среду ДОУ. В нашем случае он предполагает реализацию комплекса познавательных игр в детской лаборатории (ориентированных на исследование предметов и явлений окружающего мира), сюжетных и сюжетно-ролевых игр с элементами аппликации и театрализации в комнате развивающих игр Воскобовича (ориентированных на развитие смыслового восприятия событий, происходящих с ребенком и вокруг него), игр с правилами в кабинете робототехники (ориентированных на развитие мышления, воображения, пространственного и конструктивного праксиса) и т.д.
Данный этап игровой программы заметно отличается от предыдущих. Во-первых, педагог значительно меньше использует эмоциональное тонизирование и физическое тормошение ребенка, делая ставку на смысловое комментирование происходящего. Во-вторых, игровые занятия основываются уже не только на живом непосредственном интересе ребенка, но и на той познавательной мотивации и новых способностях в контакте, которыми он теперь обладает. В-третьих, игровые задания здесь отличаются расширенным спектром возможностей для проявления самостоятельности и реализации инициатив ребенка. В-четвертых, такие игры больше напоминают эксперименты с той степенью сложности игровых заданий, с которым ребенок сможет справиться. С точки зрения эмоционально-смыслового подхода это не только проработка, детализация и усложнение представлений ребенка о себе и окружающем мире, но и формирование такого отношения к результатам, при котором он радуется победам, но может и принять поражение с тем, чтобы в следующий раз «сыграть лучше».
Следуя за новыми интересами и возможностями ребят, вбирая элементы конструирования, изобразительной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, игры четвертого этапа начинают все больше приближаться к традиционным формам работы в рамках организованной образовательной деятельности в ДОУ. Выполняя творческие задания, разыгрывая сказочные сюжеты, вступая в диалог со взрослым, дети все больше начинают напоминать обычных ребят. И однажды наступает момент, когда в отношении недавних новичков очередной сторонний наблюдатель, недоуменно пожимая плечами, произносит: «Дети, как дети… Игра, как игра… Что особенного…». Наши дети отличаются от других, но благодаря методу игровой терапии ИКП РАО и реализации игровой программы, выстроенной на его основе, действительно становятся все более «обычными».
Фрагменты игровых занятий вовлечения ребенка в совместно-разделенное переживания игрового события
2017-03-20
https://youtube.com/watch?v=rdhUVYJ5SdA
Фрагменты игровых занятий с дошкольниками с нарушениями развития (РАС, умственная отсталость, синдром Дауна) цель которых вовлечение дошкольников в совместно разделенное переживание игрового события. Поставленная цель достигается на всех этапах программы, каждый из которых обеспечивает выход в более широкий контекст игрового события. Педагог-психолог Н.С. Гращенкова, Детский сад комбинированного вида № 53 г. Томск.
Опыт в игровой деятельности
Игровая деятельность предоставляет ребенку первый опыт решения различных проблем. Дети учатся находить выход в сложной ситуации. Благодаря правилам игр дети тренируются проявлять честность. Если кто-то нарушает правила игры, то окружающие дети возмущаются и осуждают этот поступок.
Растет чувство социальной ответственности. Игра позволяет раскрыться тем качествам ребенка, которые обычно не заметны в повседневной жизни. Также игры побуждают детей конкурировать между собой, учат их отстаивать собственную позицию.
Благодаря играм дети развиваются умственно, становятся более остроумными, учатся использовать свое воображение и мышление.
Во время игровой деятельности дети адаптируются к окружающей обстановке, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности. Уже с первых месяцев жизни ребенка нужно играть вместе с ним.
Симптомы тяжелого нарушения речи у детей
В зависимости от тяжести состояния дети либо совсем не говорят, используя лепетный и жестовый способ общения, либо имеют очень скудный словарный запас. Их высказывания строятся в отсутствии грамматических норм и далеко не всегда понятны окружающим из-за недостатков произношения.
При этом характерными являются также нарушения и в других областях:
- снижена вербальная память;
- отстает логическое мышление, способность к анализу и синтезу;
- недостаточно развита моторика — как мелкая, так и крупная;
- трудно дается выполнение действий по устным инструкциям;
- слабо развита эмоционально-волевая сфера, снижена мотивация, выражены неуверенность в себе, негативизм и раздражительность.
Отсутствие возможности налаживать социальные контакты и полноценно обучаться значительно снижают качество жизни детей с ТНР, поэтому с ними обязательно проводят коррекционные занятия. Исходя из тяжести нарушения и конкретного состояния назначается «расписание уроков».
Занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В связи с особенностями состояния высших психических функций и возраста занятия с детьми проводятся в игровой форме с частой сменой видов деятельности для того, чтобы избежать утомляемости и сохранить интерес и внимание. Длительность занятия также не может быть долгой
Поэтому крайне важна заинтересованность и поддержка членов семьи. Выполнение «домашних заданий», создание развивающей и речевой среды в окружении ребенка значительно способствуют достижению успеха.
По логопедической классификации к тяжелым нарушениям речи относят следующие состояния:
- общее недоразвитие речи,
- алалия,
- афазия,
- брадилалия;
- ринолалия;
- дизартрия;
- заикание.
Отталкиваясь от конкретного состояния ребенка, логопед-дефектолог строит план занятий. Учитывая наличие вторичного отставания развития высшей психической деятельности, необходимо использовать не только упражнения на преодоление основного нарушения, но и подключать задания, необходимые для коррекции общего состояния.
Направления коррекционных занятий при тяжелых нарушениях речи:
- дыхательная гимнастика. Необходима для формирования правильного речевого дыхания. Многие педагоги используют упражнения Стрельниковой;
- развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, различная деятельность, связанная с работой рук и пальцев (рисование, лепка, аппликация, выкладывание мозаики, перебирание круп и т. д.). Помимо основной своей цели такие игры развивают также внимательность, усидчивость, стремление к достижению результата;
- стимуляция координации движений и ориентирования. Хорошие результаты дает использование логоритмики — выполнение определенных движений под музыку и в сопровождении текста вызывает положительные эмоции у детей, при этом развивая также навык восприятия словесной информации;
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата — обязательны в данном случае. Мимическая гимнастика, «зарядка для языка» должны присутствовать на каждом занятии;
- расширение лексического словаря детей происходит в рамках дидактических игр. Такие игры не только обогащают словарный запас, но и стимулируют ребенка к общению;
- задания на развитие фонематического слуха, речевого анализа и синтеза необходимы для того, чтобы ребенок смог правильно распознавать звуки, а впоследствии осваивать чтение и письмо;
- развитие связной речи происходит постепенно в рамках дидактических игр и упражнений. Стимулирование речи происходит с помощью наводящих вопросов педагога, игр на подбор слов с противоположным или похожим значением, описаний предметов и т. д;
- для развития наблюдательности, внимания и памяти также проводятся игры и упражнения.
Для детей с ТНР важно соблюдение режима дня и отдыха, сохранение спокойного психического состояния и положительного настроя. В силу слабой способности у ребенка к восприятию устной информации необходимо поддерживать ее наглядными способами
Для это служит различный дидактический материал, карточки и, конечно, игрушки.
Родителям детей с нарушениями речи необходимо знать, что при своевременной и правильно проведенной коррекции многие проблемы можно исправить. Наиболее оптимальный возраст для начала занятий 3-4 года. Но даже в более раннем возрасте опытный логопед сможет провести диагностику речевого развития ребенка и установить наличие нарушений. Следует помнить, что впоследствии проблемы речи приводят к отставанию формирования высших психических функций.
Планирование дидактических игр
Когда идет планирование дидактических игр для детей, имеющих трудности в развитии речи, важно руководствоваться задачами по коррекции речевых недостатков, применять такие методические приемы, которые будут положительно влиять на речевое развитие. Важно помочь детям с течением времени постепенно, но постоянно улучшать свои речевые навыки с помощью различных игр
Важно помочь детям с течением времени постепенно, но постоянно улучшать свои речевые навыки с помощью различных игр. Занятия по коррекции речевых надостатков должны проводиться как индивидуально с каждым конкретным ребенком, так и с группой детей
Группы и подгруппы во время дидактических игр позволяют детям на практике отрабатывать получаемые ими речевые навыки и умения
Занятия по коррекции речевых надостатков должны проводиться как индивидуально с каждым конкретным ребенком, так и с группой детей. Группы и подгруппы во время дидактических игр позволяют детям на практике отрабатывать получаемые ими речевые навыки и умения.
Таким образом, дети учатся общаться как со взрослыми людьми, так и со своими сверстниками.
Проектирование игровых занятий
Во время проектирования игровых занятий, нужно учитывать следующие факторы: каковы цели занятия, каковы его задачи, что составляет его содержание, какие планируется использовать методы, какие будут задействованы средства во время дидактических и сюжетных игр.
Педагог должен уметь не только играть вместе с детьми, но и уметь стимулировать самостоятельность в игровой деятельности самих детей.
Нужно уметь прямо и косвенно руководить игровым процессом
Важно анализировать проведенные игры и планировать внесение коррекционных изменений, которые бы соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям детей в группе
Из регионов
ДЕТСКИЙ НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ДЫШИ ЛЕГКО» — современный реабилитационный комплекс, в котором созданы максимально комфортные условия для проведения интенсивных курсов реабилитации детей с особенностями развития.
Центр удобно расположен на территории новой Москвы и находится в 15 мин езды от аэропорта «Внуково». Мы принимаем пациентов из всех регионов нашей страны и бывших стран СНГ.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЗАПИСИ НА ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ИЗ РЕГИОНОВ
- – Получить бесплатную консультацию в нашем центре по телефону;
- – Отправить нам свои медицинские документы;
- – Наша врачебная команда подготовит для Вас предварительную программу курса;
- – В согласованную с Вами дату мы организуем прием в нашем центре
- – Поможем организовать трансфер и забронировать отель рядом с нашим центром или комфортабельную квартиру на время лечения
Для обеспечения максимального комфорта наших пациентов и их семей, помогаем в поиске подходящего жилья. В распоряжении посетителей 1, 2 и 3-х комнатные квартиры, расположенные недалеко от нашего центра. Все апартаменты оснащены кухонными принадлежностями, постельным бельем, полотенцами. Для желающих, можем предоставить детскую кроватку.
На что еще влияет игровая терапия?
Игровая терапия также способствует развитию словарного запаса и грамматических навыков. Через игру дети учатся новым словам, их значениям и использованию в контексте. Они могут строить предложения, задавать вопросы, описывать предметы и действия, развивая таким образом свои грамматические навыки. В игровой форме логопед создает ситуации, где ребенок имеет возможность активно использовать язык, взаимодействовать с окружающими и выражать свои мысли и желания.
Игровая терапия также способствует развитию социальных и коммуникативных навыков у детей. В играх они учатся слушать других, совместно планировать и согласовывать действия, обмениваться информацией, решать конфликты и устанавливать контакт с другими. Они развивают навыки эмоциональной экспрессии, эмпатии и умения учитывать чувства других людей. Игровая терапия создает благоприятную и безопасную среду, где ребенок может практиковать свои социальные навыки и взаимодействие с окружающими.
Ключевым аспектом игровой терапии является индивидуальный подход к каждому ребенку. Логопед анализирует специфические потребности ребенка, его возможности и уровень развития речи. На основе этого он выбирает игры, задания и стратегии, которые наиболее эффективно будут поддерживать и развивать речевые навыки ребенка. Игры могут быть адаптированы и модифицированы для каждого конкретного случая, чтобы соответствовать индивидуальным целям и потребностям ребенка.
Игры детей с ТНР
Дети, имеющие ТНР чаще всего в игровой деятельности заняты манипуляциями с предметами и игрушками.
Детям с нарушениями речи тоже хочется вступать в контакты со сверстниками. Но во время игр они не в состоянии поддерживать полноценного общения. Поэтому их взаимодействие проявляется в том, что они вместе что-то делают (например убегают друг от друга или прыгают), либо ребенок просто наблюдает за тем, что делает другой ребенок и копирует его действия.
Как правило заметно, что такие дети не понимают, в чем смысл игры. Они лишь копируют ее внешние проявления. Но чаще всего дошкольники с ТНР играют сами с собой.
Как организовать сюжетно-ролевую игру?
Сюжетно-ролевые игры также нужно активно задействовать во время занятий. Они основываются на дидактических речевых играх. Их проводят для того, чтобы закрепить и отработать правильные речевые приемы.
В сюжетно-ролевых играх, которые проводятся для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, педагог имеет гораздо более важную функцию, нежели с остальными детьми. Обычно общение с детьми с ТНР затруднено.
Такие дети не способны сами подбирать сюжет для игры. Педагог активно помогает им в этом. Он также показывает детям наглядные материалы и помогает игрокам воспроизводить эти действия.
Сюжетно-ролевые игры с детьми с ТНР подразумевают непрестанное и очень активное участие педагога на протяжении всей игры. Нужно учитывать то, что дети быстро устают в таких играх, поэтому нужно руководить процессом так, чтобы дети чередовали спокойную деятельность с подвижной. Темп чередования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Последние новости центра
-
261
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
266
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1237
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
699
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
890
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1021
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
983
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
621
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …