Возрастные особенности изучения навыка прыжка у детей

Для этих детей в основном подбираются игры задействующие прыжки изменение положения тела и ходьбу

Упражнения для детей 4-5 лет (средняя группа)

1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кру­гом и продолжать бег.

2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку. 

3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигза­гообразно.

4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове (вес 400 г, раз­мер 12 на 18 см).

5. Ходьба с мешочком на ладони по доске (ширина 15 см), лежащей на полу.

6. Ходьба по ребристой доске.

7. Ходить по скамейке ставя ногу с носка, руки в стороны.:

8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики.

9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, по­ложенные на высоте 40 см.

10.Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20-25 см.

11.Разойтись вдвоем на доске или скамейке, начиная идти с двух сторон.

12.Ходьба вверх и вниз по доске (ширина 20-15 см), по­ложенной наклонно.

13.Ходьба по горизонтальному бревну (ширина 15 см, вы­сота 25-30 см) .

14.Ходьба по наклонному бревну.

15.Ходьба по бревну боком (правым и левым) приставными шагами.

16.Кружение в одну и другую сторону (руки на поясе, ру­ки в стороны).

17.Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед (или в сторону), руки на поясе.

Методические указания. В средней группе возрастают требования к ка­честву выполнения упражнений. Воспитатель вводит разнообразные задания, поддерживая у детей интерес к упражнениям. От ребят уже требуется уме­ние контролировать положение тела, лучше ориентироваться в пространстве, менять направление движения. При остановке во время бега дети выполня­ют задания по сигналу воспитателя присесть, выпрямиться, повернуться кру­гом. Они ходят по шнуру, положенному по кругу, зигзагом, что усложняет выполнение приставного шага.

Освоенная детьми ходьба по гимнастической скамейке проводится с раз­личными заданиями: пройти с мешочком на голове, на ладони, перешагивая через кубики; разойтись вдвоем на скамейке, идя по ней с двух сторон. Ча­ще организуется ходьба по бревну, расположенному горизонтально или на­клонно. Детей учат ходить по нему не только обычным, но и приставным шагом в правую, а при повторении в левую сторону. В знакомых упражне­ниях воспитатель требует определенной постановки рук (в стороны, на по­яс), а в новых движениях, например в ходьбе по бревну приставным ша­гом, положение рук свободное. Упражнения в кружении, принятии статических положений более, длительны.

Особенность упражнений, тренирующих равновесие, в том, что они про­водятся в спокойном темпе, в них не включается соревнование на быстро­ту выполнения движения

Поэтому воспитатель обращает внимание на хо­рошее уверенное выполнение статических поз, четкое спокойное выполнение ходьбы по уменьшенной и повышенной площади опоры. Иногда сами дети стремятся пройти быстрее

Этого нельзя допускать.

Упражнения и игры для детей 4—5 лет

За высоким, за низким. Дети идут или бегутвколонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бе­гут в противоположную сторону.

Правила: поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впе­реди идущего; каждому уметь быть ведущим.

Бабочки, лягушки. Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в сто­роны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впе­реди идущего; приседая, не терять равновесие.

Козлики на мосту. Двое детей идут с разных сторон по до­ске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачива­ются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону. 

Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

Донеси — не урони. На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек,

Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.

Трудный переход. Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам), врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.

Веселые снежинки. Играющие разбегаются по площадке. На сигнал «ветер подул, закружил снежинки» дети кружатся на месте. Со словами воспитателя «снежиночки — пушочки ус­тали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть», присе­дают. Далее игра повторяется.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология изучает мышечное движения, кинезиологические упражнения заставляют двигаться под некоторым напряжением, благоприятно влияя на суставы. Занятия для детей с ДЦП такого типа благоприятно влияют на лечения болезней суставов, в частности помогают выздоравливать больным на полиартрит.

Игра «Гонки» для детей от 4 до 9 лет

В гонках могут принимать участие любые игрушки на колесах — например машинки, лошадки. К игрушке привязывается веревка, которую ребенок должен наматывать на палочку. При наматывании игрушка будет приближаться  к детям. Выигрывает тот, чья машинка быстрее доедет. Дети должны быть поставлены в равные условия — игрушки должны быть на равных расстояниях и приблизительно одинаковые по весу и легкости хода. Чем больше игрушка, например лошадки на колесах, тем больше усилия нужно приложить в игре и тем больше будет эффект от таких игровых упражнений.

Игра «Коснись кулака» для детей от 6 до 14 лет

Эта пальчиковая игра разрабатывает суставы рук. Играть можно стоя, сидя или лежа. Одна рука сжимается в кулак и разворачивается внутренней стороной ко второй, которая упирается в этот кулак пальцами с открытой ладонью. Потом руки меняются местами — кулак разжимается, а ладонь сжимается в кулачек. Упражнение нужно проводить быстро на протяжении одной минуты. Если проводятся соревнования между несколькими ребятами, побеждает тот, кто сделает больше сжатий кулака за одну минуту.

Слайд 14Виды ходьбыХодьба на носках (укрепляет мышцы и связки стопы, способствует профилактике

плоскостопия).Ходьба на пятках (укрепляет мышцы спины, стопы).Ходьба на наружных сторонах стоп (тоже укрепляет мышцы стоп).Ходьба с высоким подниманием колена (укрепляет мышцы живота, спины, ног, связки и суставы).Ходьба перекатом с пятки на носок (укрепляет мышцы ног, стоп, способствует выработке правильной постановки ноги).Ходьба в полуприседе, приседе (укрепляет мышцы таза и стопы).Ходьба скрестным шагом (укрепляет мышцы таза, ног, улучшает отток венозной крови).Гимнастическая ходьба (укрепляет мышцы туловища, ног, стопы). Ходьба мелким и большим шагом (для формирования длины шага).

Разминка

Перед занятием нужно помассировать конечности детей, особенно те, которыми ребенок будет заниматься, в данном случае это руки, игры и упражнения для детей нужно начинать с разминки.

Разминка кистей:

  • покрутить кистями рук самостоятельно, с увеличенной амплитудой — с помощью другой руки или взрослого;
  • помассировать пальчики, согнуть и разогнуть каждый палец;
  • провести пальцами от основы кисти другой руки до окончания пальцев.

Упражнения для подвижности пальцев:

  • сжать пальцы в кулак, причем средний и указательный пальцы должны остаться прямыми, на вытянутой руке покрутить кистью и наклонять ее в разные стороны; 
  • кулак остается сжатым так, что указательный и средний палец остаются вытянутыми и тянем выпрямленные пальцы вверх, в верхнем положении их нужно согнуть и разогнуть по очереди;
  • слегка нажать большим пальцем по очереди на все другие пальцы руки;
  • дети рисуют в воздухе круг указательными пальцами рук — по очереди или двумя вместе.

Полезные советы для безопасного прыжка

1. Проверьте поверхность:

Убедитесь, что место, где ваш ребенок планирует прыгать, безопасно. Пол должен быть ровным, без острых предметов или неровностей, которые могут повредить ребенка во время прыжка.

2. Наблюдайте за прыжками:

Держите ребенка в поле зрения во время прыжков, особенно если он прыгает на батуте или высокой платформе. Объясните ему правила безопасности и следите за его поведением.

3. Подходящая обувь: Ребенок должен прыгать в удобной и подходящей обуви. Подошва должна быть гибкой и обеспечивать хорошее сцепление с поверхностью.
4. Разминка: Перед прыжками рекомендуется провести разминку для мышц и суставов, чтобы избежать возможных травм.
5. Учить правильному приземлению: Объясните ребенку, как правильно приземляться после прыжка, чтобы избежать травм и ушибов. Необходимо согнуть колени и поглощать удар.

Методика обучения равновесию

Умение сохранять равновесие в разных условиях или поло­жениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначаль­ные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять ус­тойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самосто­ятельно. Для того чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.

Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходь­бе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс.

Равновесие совершенствуется в упражнениях, развивающих все виды основных движений, в различных подвижных играх. Например, в ходьбе и беге при неожиданных остановках, пово­ротах, смене темпа движения; при спрыгивании в точно обоз­наченное место; в переползании и ползании по скамейке и т. п. Еще активнее происходит тренировка равновесия при передви­жении на коньках (обычных и роликовых), в ходьбе на лыжах.

Доказана необходимость специальных упражнений, направ­ленных на развитие у ребенка устойчивости в разных позах во время статических положений и движениях в пространстве. В статических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенно принятой позе — стоя на носках, на одной ноге. Выполняют упражнения на полу, скамейке или другой какой-ли­бо опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохра­нять в движении — при ходьбе, беге, после поворотов, вращений. Такие упражнения легче выполнять на полу. Дальнейшее ус­ложнение связано с уменьшением площади опоры — ходьба меж­ду двух линий или шнуров, положенных на пол, по доске. Труд­нее даются упражнения на равновесие при увеличении высоты опоры с 10-15 см в младших группах до 40 см в старших.

Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэто­му на физкультурных занятиях такие упражнения должны про­водиться по возможности раньше, до упражнений в силе или выносливости.

Задания по сохранению равновесия включаются в упражнения для детей всех возрастных, групп. Малыши 2-3 лет ходят по дорожке из пластика или клеенки (шириной 35-25 см), по доске (шириной 25-20 см). Для более.старших детей используются гимнастические скамейки, доски, которые можно закреплять в наклонном положении на разной высоте. На участках дети упражняются в ходьбе по бревну, скамейке, пенькам разной высоты.

Факторы, влияющие на умение прыгать

Умение прыгать у ребенка формируется под воздействием различных факторов, включая физическое развитие, координацию движений и психологический настрой. Вот несколько ключевых факторов, влияющих на развитие навыка прыгания:

Физическое здоровье и развитие

Мышечная сила, выносливость и внутреннее равновесие играют важную роль в способности прыгать. Для того чтобы ребенок мог успешно выполнять прыжки, необходимо, чтобы его мышцы были достаточно сильными и выносливыми

Также важно, чтобы ребенок был в хорошей физической форме и умел контролировать свое тело

Координация движений

Умение прыгать требует согласованной работы различных групп мышц и точности движений. Развитие координации движений помогает ребенку успешно выполнять прыжки и контролировать свое движение в пространстве.

Причины патологии

ДЦП считается распространённой проблемой, которая значительно ухудшает состояние ребёнка. При этом возникнуть патология может по разным причинам. Преимущественно она формируется ещё в период внутриутробного развития, при этом на здоровье малыша часто влияют негативные факторы.

Женщины могут позаботиться о том, чтобы предотвратить появление болезни. Для этого достаточно знать причину, по которой она проявляется, а также выполнять профилактику.

Главные провоцирующие факторы:

Гипоксия. Это опасное состояние, при котором появляется кислородное голодание в период вынашивания плода. Из-за того, что плод не получает достаточного количества питательных веществ и кислорода, он не может полноценно формироваться. Как итог, в будущем у ребёнка могут диагностировать ДЦП, от которого не удастся полностью избавиться.
Конфликт резус-фактора малыша и матери. Достаточно веская причина, которая часто приводит к дцп гиперкинетической формы .
Инфекционные заболевания. Они могут возникнуть у матери в период вынашивания ребёнка

Подобные болезни важно вовремя начинать лечить, чтобы не ухудшить состояние плода. Если для матери болезни окажутся неопасными, то ребёнку они могут нанести значительный вред

Тяжёлые роды. В такой ситуации могут возникнуть у ребёнка проблемы со здоровьем. Бывает и такое, что малыш получает травму при появлении на свет, при этом подобное нередко происходит из-за халатности врачей.
Токсическое отравление. Оно может возникнуть даже после рождение. В любом случае данный фактор крайне негативно скажется на состоянии центральной нервной системы.
Сбои при формировании структур головного мозга. Они тоже могут приводить к тому, что у малыша возникает церебральный паралич.

Следует отметить, что появление ДЦП у новорожденных достаточно часто связано сразу с несколькими факторами. При этом именно гипоксия считается наиболее распространённой причиной. Она нередко может сопровождаться преждевременным отслоением плаценты, а также неправильным положением плода. При этом другие причины тоже встречаются, поэтому родителям нужно быть осторожнее, чтобы не допустить их появления.

Значительно проще предотвратить возникновение детского паралича у ребёнка. Для этого будет достаточно следовать конкретным рекомендациям, чтобы повысить шансы на рождение здоровых детей.

Слайд 20Полезные советыПри обучении бегу младших дошкольников очень важен пример воспитателя (использование

образных сравнений в игровой форме, указаний, понятных и доступных детям).При обучении бегу старших дошкольников больше используется показ бега ребенком, сопровождаемый объяснением воспитателя.При обучении детей бегу уделяется внимание правильному выносу голени маховой ноги вперед, достаточно энергичному отталкиванию ноги от почвы, подъему бедра вверх. Учить правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу)

Пальцы согнуты в кулак. Дается бег с различным выполнением заданий (бег в колонне по одному, по два, бег врассыпную, по кругу, змейкой). Дается бег на местности с учетом рельефа (на горку, с горки и т. д.).Для развития физических качеств дается бег в равномерном медленном темпе, бег на скорость, бег с преодолением препятствий, бег в переменном темпе, челночный бег, игры с бегом.К старшему дошкольному возрасту бег на различные дистанции.

Упражнения для улучшения координации движений.

Дыхательные упражнения

―       Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.

―       Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается — через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается — руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.

Растирание

―       Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.

―       Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.

―       Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.

―       Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом — к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.

―       Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.

―       Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.

Пальчиковая гимнастика

―       Делайте круговые движения большими пальцами рук.

―       Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.

―       Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.

―       Соедините руки в “Замок”.

―       Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.

Лежа на полу

―       Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.

―       Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.

―       Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.

―       Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.

―       Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.

―       Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз-вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.

Упражнения на четвереньках

В этом комплексе упражнений важна работа рук. Попросите ребенка походить на четвереньках, поочередно перемещая руки вперед. Постепенно усложняйте упражнение: при ходьбе на четвереньках руки идут взахлест: правая — влево, левая — вправо. Суть этого упражнения: синхронизировать шаг и научиться правильно чередовать руки.

Простые и интересные упражнения на координацию можно включать в игры на свежем воздухе и дома, а придумать их могут сами родители. Для таких веселых активных игр пригодятся мячи, шары, резинки, палочки для гимнастики, скакалочки, кегли, большие и маленькие обручи, различные небольшие предметы, игрушки и так далее. Здорово, если все используемые предметы еще и имеют разную расцветку, тогда можно попутно развивать и массу других важных навыков.

Особенности

Оглавление

Детский церебральный паралич возникает из-за нарушения работы мозга. Но это орган, который можно развивать, он очень гибкий, и он может осваивать новые функции длительное время после рождения ребенка. Поэтому нужно начинать как можно раньше, когда центральная нервная система готова воспринимать и осваивать информацию самым эффективным образом. А самое эффективное лечение для детей — игровое.

Для будущего благополучия малыша его нужно научить ходить, а также — навыкам самообслуживания, для которых нужно иметь развитую мелкую моторику. Конечно, возможно, степень поражения головного мозга может быть таким, что обычными движениями ребенок не сможет пользоваться из-за своих особенностей. Но он сможет делать все так, как ему удобно, как у него получается, но обязательно сможет, в это нужно верить, над этим нужно работать и ребенка нужно постоянно обнадеживать. Игры — это способ заставить ребенка двигаться больше, но ребенок и не будет подозревать, что его кто-то заставляет, для этого проводите занятия интересно и, желательно, весело.

Рекомендации:

  • первые игры должны проводится медицинскими специалистами или под их контролем, они смогут не только проследить за безопасностью, но и подсказать детали, которые могут быть незаметны для неопытных родителей;
  • даже в играх нужно обучать правильных движений, ведь дети не могут двигаться полностью нормально из-за возможного отсутствия симметрического тонуса мышц, также может быть гипертонус и гипотонус;
  • заниматься можно просто в домашних условиях, специальных приспособлений не нужно;
  • младшие дети должны заниматься индивидуально, для старших лучше подобрать группу;
  • не смотря на то, что уверенный диагноз, как правило, выставляется после одного года, лучше заниматься сразу после рождения, чтобы мышцы были в тонусе.

Равновесие

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельно­сти ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных переме­щениях в пространстве.

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действитиях различных анализаторов — мышечного, вестибулярного, зри­тельного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способно­сти сохранять равновесие необходимо использовать разнообраз­ные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка как при удерживании статических поз, так и при перемещениях в прост­ранстве.

Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершен­ствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений — бегом, ходь­бой, прыжками, метанием, лазаньем. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с бы­стрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышениемплощади опоры. Упражнения в равновесии помога­ют регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия. Много­кратное выполнение таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Симптоматика

Детский церебральный паралич преимущественно проявляется в виде двигательных нарушений. При этом их выраженность зависит от возраста малыша. Медицинские специалисты выделяют определённые стадии болезни.

На ранней стадии ДЦП проявляется в виде задержки в двигательном развитии, проблемы с мышечным тонусом и преимущественное использование только одной конечности. Стоит отметить, что у детей могут длительное время оставаться безусловные рефлексы, которые исчезают до 5 месяцев. Например, малыш при надавливании на ладошку захватывает палец, при этом данная реакция в основном наблюдается у детей до 4 месяцев.

При этом постепенно можно заметить, что у несовершеннолетнего происходит скелетная деформация, наблюдается ограниченность в подвижности суставов, присутствуют судороги. Помимо этого, малыш становится слишком резким, при этом не все движения он может контролировать. С возрастом начинает наблюдаться задержка умственного развития, проблемы с мочеиспусканием и дефекацией, нарушение речи и зрения.

Следует отметить, что конкретные симптомы зависят от того, насколько тяжело проходит заболевание у ребёнка. Некоторые дети имеют возможность самостоятельно передвигаться, выполнять различные задачи и даже ходить в школу. При этом нередки и такие случаи, когда несовершеннолетние не могут обходиться без посторонней помощи, поэтому нуждаются в постоянной опеке.

Слайд 23К концу дошкольного возраста дети должны уметьПолзать и лазить одноименными и

разноименными способами. Овладеть такими видами движений: ползание по полу, по гимнастической скамейке, пролезание в обруч (прямо, правым и левым боком), подлезание под дугу или веревку.Перелазить через гимнастическую скамейку или бревно.Уметь сочетать ползание и подлезание с другими движениями (ходьбой, прыжками, прокатыванием мяча).Лазить на наклонных лесенках-стремянках и гимнастических лестницах. Освоить лазание по гимнастической стенке. Уметь лазить по гимнастической стенке по вертикали, переходить с пролета на пролет по горизонтали. Уметь лазить по канату или шесту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: