Методы общения для детей с потерей слуха

Полезные игры и упражнения для детей с овз

Язык Signing exact English

Язык Signing exact English (точный жестовый английский, SEE) — это система жестового языка, разработанная для того, чтобы сделать видимыми все особенности английского языка. Он представляет собой дословное воспроизведение английского языка жестами. Поскольку язык American Sign Language (американский жестовый язык, ASL) отличается от английского языка, он обладает другим набором слов и другим их порядком. Целью разработки SEE являлось дополнение лексического запаса ASL чтобы дети могли четко видеть, что было сказано на английском языке. Язык SEE был разработан в начале 1970-х годов. Этот язык основан на жестах языка ASL и расширяет его, добавляя слова, приставки, времена и окончания, точно и полно отражая особенности английского языка. Изучение этого языка жестов англоговорящими родителями может происходить проще, поскольку они уже знакомы с порядком слов английского языка. На протяжении 70-х годов была развернута кампания по внедрению языка жестов в общественных школах для обучения детей с потерей слуха. К 1978 году язык SEE стал наиболее широко используемой системой английских жестов в общественных школах США.

Язык жестов

В настоящее время в мире существует более 117 языков жестов. Внутри страны может существовать несколько диалектов языка жестов, так же, как это бывает с устными языками. Изучение систем языков жестов может быть нелегким занятием в связи с наличием нескольких таких систем, а также в связи с различиями в терминологии.

Например, для использования с устным английским были разработаны несколько разных систем языков жестов. В совокупности эти системы можно назвать Manually Coded English (английский в жестовой кодировке) (MCE), Sign Supported Speech (речь с жестовой поддержкой) (SSS), Sign Supported Systems (системы с жестовой поддержкой) (SSS) или Sign Supported (жестовая поддержка), все эти термины относятся к системам, в которых для общения используются и жесты, и речь.

Дополнительные сведения о языке жестов вы можете получить в своей группе раннего вмешательства или у речевого терапевта.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Устно-слуховой метод

Устно-слуховой метод основывается на концепции обучения устной речи. Детей обучают использованию слуха, чтению по губам и улавливанию контекстных подсказок для понимания и использования устной речи. Цель этой методики заключается в том, чтобы привить детям необходимые навыки устной речи в степени, достаточной для обучения в обычной общеобразовательной школе и самостоятельной жизни.

Для этой методики очень важно постоянное использование слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов. Кроме того, делается акцент на применение устной речи с использованием всех естественным образом возникающих в ней во время беседы подсказок, например движения губ

Визуальное восприятие речи позволяет использовать зрительную информацию о выражении лица, положении тела и окружении для понимания произнесенных слов.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: