Почему коммуницировать – это важно
Яркие картинки и наглядные пособия – то, что нужно для более веселого занятия, лучшего усвоения материала и межличностых коммуникаций. 80% информации от этого мира человек получает через глаза
Поэтому важно не полениться и хорошо подготовиться к занятию: найти и распечатать картинки, скачать презентации, купить пособия. Воспитатель должен быть подготовлен, уметь разрабатывать план занятия и вовлекать детей в игру
Научить деток общению и коммуникации действительно очень важно. От этих умений во многом зависит, насколько человек будет успешным в дальнейшей жизни
Именно в детсаду надо постараться заложить основы этих качеств и развивать их.
Слайд 12Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка:Детям до 5 лет
не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно
«общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с экрана каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия. Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.
Игра по мотивам русской народной сказки про репку
На подготовительном занятии, предшествующем игре, детей нужно ознакомить с данной сказкой и обсудить её с ними.Вопросы для обсуждения:
- Что такое репка (выращиваемый в огороде овощ)?
- Почему деду не удалось вытащить репку в одиночку (она удалась очень большой, поэтому дед и не смог с ней справиться в одиночку)?
- Кто деду помогал (сначала бабка, потом внучка, Жучка, кошка и, наконец, мышка)?
- Чему сказка учит (сложное дело можно осилить только вместе)?
Далее педагог предлагает раскрасить детям иллюстрации к этой сказке. Чтобы перейти к игре, нужно собрать 2-3 команды численностью по 6-7 детей. Нужно заранее подготовить несколько идентичных комплектов карточек, где изображены персонажи из сказки, а также фломастеры, карандаши и пластилин.Затем педагогу нужно чётко сформулировать задание. В соседней комнате на столе есть настоящая или вылепленная из глины, пластилина или нарисованная репка. Заходя по очереди в эту комнату, каждый ребёнок вспоминает сказку, а потом все дети вместе занимаются составлением мозаики, располагая персонажей в порядке, описанным в сказке. Каждой команде выдаётся комплект с карточками героев. Игрок команды выбирает себе героя и кладёт его на стол в той последовательности, которая существовала в сказке.Далее педагог предупреждает участников игры, что нужно соблюдать определённые условия:
- время ограничивается 10 минутами;
- нельзя говорить, а общаться только жестами и мимикой.
Когда задание будет выполнено, детям предлагается приступить к следующему этапу: каждый ребёнок должен слепить или нарисовать находящуюся в соседней комнате репку. Когда игра заканчивается, педагог с детьми вместе анализируют её результаты: делятся тем, что получилось, а что не очень, кому и почему было трудно, все ли справились.
Небольшой исторический экскурс
Английское слово «интерактивный» обозначает возможность беседовать, взаимодействовать с кем-либо. По сравнению с активными методами интерактивные ориентированы не только на обширное взаимодействие воспитателя с дошкольниками, но и на взаимодействие последних друг с другом, а роль дошкольника становится доминирующей в процессе обучения. Роль же воспитателя здесь сводится к разработке плана занятия и направлению деятельности дошкольников к достижению предложенных целей.В организации интерактивных игр с дошкольниками важнейшим становится создание таких условий, в которых они приобрели бы важный опыт социального поведения. Здесь под интерактивной игрой подразумевается не только взаимодействие детей с педагогом и друг с другом, но и организованная деятельность познания в социальном направлении. В этих играх дети не только постигают новое, но также учатся понимать других людей и себя самих.
Принцип интерактивных игр
Таких игр придумано множество, но все они подобны и базируются на определённом алгоритме:
Важно, чтобы попробовавшие себя в новой ситуации дети получили от игры удовольствие. Интерактивную игру не следует путать с деловой или ролевой игрой
Последняя больше похожа на театр: решение проблемы в ней не является главным, просто есть действующие лица и наблюдатели. При деловой игре формируются профессиональные навыки на основе личностных качеств и приобретаемого опыта.
Далее будут предложены несколько вариантов типичных интерактивных игр для средней и старшей категории дошкольников.
Интерактивные игры, их роль в развитии и обучении детей дошкольного возраста
Организация: МАДОУ № 5
Населенный пункт: г. Мончегорск
Время, в которое мы сейчас живет динамично, мир изменчив. Меняются технологии, гаджеты занимаю все большее место в жизни людей. Меняется ценовая политика, людям приходится больше работать (как бы не печально это звучало), большинство родителей все меньше могут уделять время своим детям. По вечерам на буднях родителям иногда не до совместных игр со своим чадом, нужно приготовить обед на завтра, постирать да просто отдохнуть от трудового дня.
Как нам всем известно, все дети любят играть. Игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста.
Отечественная педагогика и психология рассматривают игру как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребёнка.
Все дети разные, у каждого свой характер, свои потребности. Существует множество игр и игрушек, каждая их которых имеет свои характеристики и особенности.
Встаёт вопрос – «Чем занять ребенка, чтобы сделать свои дела?». Частые ответы — «Включить мультики», «Дать планшет или телефон с играми».
Конечно ничего плохого в этом нет, если родители соблюдают ряд определенных правил:
- Формат игры (простая стрелялка, гонка или это обучающая игра).
- Контроль времени (не стоит забывать о здоровье глаз своих чад).
- Игры не должны быть агрессивные (необходимо помнить и о психике детей).
Обращая внимание за поведением детей 5-7 лет можно заметить, что дети переносят компьютерные игры, в реальность, подражая действиям вымышленных персонажей. На занятиях дети рассеянны, не могут сконцентрироваться
Как привлечь внимание? Как сделать обучение для детей привлекательным?
В настоящее время многие детские сады оснащены высокотехнологичными информационными средствами развития и обучения, с помощью которых можно сделать обучение детей более интересным, ненавязчивым, наиболее эффективным.
Интерактивная игра — современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.
Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на занятиях вызывает у дошкольников стремление к поиску правильного решения, к размышлению.
С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему.
Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, а также в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.
В своей работе я часто применяю интерактивные игры, делаю их сама. Детям очень нравится управлять мышкой, если играем на ноутбуке или специальным карандашом, если это интерактивная доска.
Ребята с нетерпением ждут новых игр, всегда с удовольствием встречают новинки.
С применением интерактивных игр наблюдается изменение отношение детей к занятиям, они стали более внимательней, у них появилось желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Ребята стали более сообразительнее, на поставленные задачи порой находят несколько вариантов решений.
Конечно, требуется совместная работа с родителями. Консультации и мастер классы показывают, что оказывается в такие игры интересно играть и самим взрослым.
А игры с вымышленными персонажами отошли на второй план.
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Роль интерактивных игр в развитии дошкольников — https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/26/rol-interaktivnyh-igr-v-razvitii-doshkolnikov
Интерактивные дидактические игры в развитии умственной деятельности детей дошкольного возраста — https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-interaktivnye-didakticheskie-igry-v-razviti-umstvenoi-dejatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
Приложения:
-
file0.docx.. 20,4 КБ
-
file1.ppt.zip.. 10,8 МБ
Опубликовано: 08.12.2019
Для детей младшего школьного возраста
Игра с интерактивными элементами будет совсем другой для детей в начальных классах школы. В этом возрасте ребята уже многое знают и умеют, поэтому и задания для них будут на порядок сложнее. Вот пример нескольких интерактивных игр для школы:
Тема: «Что может быть опасным в окружающем мире». Школьникам нужно распределиться по группам: «посуда», «бытовая техника», «одежда» и «мебель». Каждая группа детей должна при помощи педагога назвать опасные в быту предметы, которые могут принести вред при неправильном обращении. Затем дети просматривают презентацию на эту тему, закрепляя полученные знания.
Для детей школьного возраста очень хорошо подходят интерактивные игры, связанные с мультфильмами
Используя героев мультика «Маша и медведь», можно привлечь внимание детей младших классов и заставить их более активно включаться в игру. После небольшого подготовительного занятия, в котором освещается тема интерактивной игры «Где работает воздух», дети делятся на группы и отправляются вместе с Машей и медведем в сказочное путешествие по миру
Каждая группа должна назвать те изобретения человека, которые работают при помощи воздуха. Сопровождает процесс интерактивная презентация.
Разумное использование гаджетов для развития ребёнка
Yuganov Konstantin/Shutterstock.com
В нашем стремлении занять ребёнка полезным делом и помочь ему развить такие важные качества, как усидчивость, внимание и логику, мы можем невольно забыть о важных правилах безопасности при использовании гаджетов детьми
Экранное время должно быть под контролем — неважно, смотрит ли ребёнок мультфильмы, переписывается с друзьями или осваивает полезную компьютерную программу.
Правила безопасного использования гаджетов детьми
Современные дети порой кажутся развитыми не по годам: уже в шесть-семь лет они находят в Интернете сайты с любимыми мультфильмами и запросто проходят все уровни в мобильных играх, над которыми взрослые долго ломают голову. Но у детей, которые с ранних лет не расстаются со смартфоном или планшетом, часто развиваются следующие проблемы:
- близорукость;
- нарушение осанки;
- снижение самоконтроля и стрессоустойчивости;
- задержка речевого развития;
- когнитивные нарушения: ухудшение памяти, проблемы с обучением и другие;
- повышенная возбудимость и т.д.
Всего этого можно избежать без необходимости забрать гаджеты раз и навсегда — но нужно строго следовать этим правилам:
- Детям до двух лет нежелательно включать мультфильмы или мобильные игры. В три-четыре года допускается использование гаджетов не более получаса в день.
- Дошкольникам разрешается использовать гаджеты не более часа в сутки (с перерывами), школьникам — не более двух часов.
- Следите, чтобы ребёнок сидел прямо, а расстояние от его глаз до экрана устройства было не менее 30–40 сантиметров. Яркость экрана и громкость лучше уменьшить.
- Исключите использование гаджетов во время еды и перед сном.
- Физическая активность и прогулки на свежем воздухе не менее важны для умственного развития ребёнка, чем обучающие мобильные приложения.
- Играйте в развивающие игры и решайте логические головоломки вместе с ребёнком: это поможет укрепить вашу эмоциональную связь, к тому же вы сможете контролировать время, проведённое за игрой.
- Не используйте гаджеты для наказания или поощрения: в этом случае экранное время будет восприниматься как ценная валюта, и ребёнок начнёт отчаянно торговаться за каждые 10 минут.
Вы сможете не просто видеть статистику использования ребёнком соцсетей и игр, но и устанавливать ограничения на некоторые из них, а также полностью блокировать нежелательные приложения. Более того, вы сможете составить расписание для вашего ребёнка и установить ограничение на использование развлекательных приложений во время учёбы или сна.
Однако полагаться только на гаджеты не стоит: для ребёнка гораздо важнее общение с родителями и сверстниками, активные игры, творчество и исследование окружающего мира.
Источник фото обложки: Leszek Glasner/Shutterstock.com
Виды игр
Среди всего многообразия игр для дошкольников с интерактивным элементом можно выделить следующие типы:
- Игры по мотивам сказок пользуются популярностью в детских дошкольных учреждениях. Такие постановки понятны малышам, ведь в них фигурируют персонажи, известные им с детства. На всякий случай перед проведением подобной игры нужно провести подготовительное занятие, которое напомнит детям о героях истории. Наводящие вопросы от учителя помогут малышам вспомнить сюжет и смысл сказки.
- Игры, знакомящие детей с окружающим миром. Для дошкольников берутся темы попроще: «Домашние животные», «Твердое-мягкое», «Кто живет в лесу» и т. д. Для школьников темы могут быть сложнее: игры на развитие самоконтроля, которые учат групповой поддержке и помогают лучше узнать одноклассников, выходят на первое место. С помощью стихотворной формы (она лучше всего воспринимается на слух) воспитатель здоровается с детьми и объясняет, в чем будут заключаться правила.
- Игры с использованием презентаций или интерактивной доски удачно дополняют занятие и делают его более увлекательным и наглядным. Для школьников в презентацию могут быть включены коллективные задания на грамотность или арифметику, а для детей помладше — изображения животных и различные викторины. Однако, используя компьютер, не стоит забывать о главной цели интерактивной игры — налаживанию коммуникации между детьми.
Чем полезны развивающие игры и приложения?
BearFotos/Shutterstock.com
Для детей младшего возраста познание окружающего мира через игру — естественный процесс. Подобранные в соответствии с возрастом мобильные игры помогут дошкольнику развить множество полезных навыков:
воображение;
внимание;
логика;
мелкая моторика;
чтение;
счёт;
кругозор.
Дети школьного возраста часто играют в компьютерные и мобильные игры со сверстниками, поэтому для них это — не только средство обучения, но и способ социализации. К тому же развивающие игры помогают им улучшить:
- креативность;
- математические способности;
- аналитическое мышление;
- усидчивость;
- скорость реакции;
- память;
- способность к обучению.
Слайды и текст этой презентации
Ирина Юрьевнапервая квалификационная категория
учреждении — это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной
педагогики. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятий с применением мультимедийных презентаций, с использованием интерактивных игр и упражнений.
Слайд 3Преимущества использования интерактивных игр для педагога:1) Интерактивные игры повышают скорость
обмена информацией между ребенком и педагогом.2) Деятельность детей реализуется в
игровой форме.3) Закрепление пройденного материала в игровой форме.4) Решение большого круга учебных задач.5) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии, делает занятие более динамичным.6) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.Преимущества использования интерактивных игр для ребенка:1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной.2) Новые способы подачи материала, помогают развитию непроизвольного внимания.3) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно.4) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний.5) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Слайд 4Цель моей работы в данном направлении – научиться создавать интерактивные
игры и упражнения и использовать их в воспитательно – образовательном
процессе для формирования у детей устойчивого интереса к познавательной и развивающей деятельности.
Слайд 12Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка:Детям до 5 лет
не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно
«общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с экрана каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия. Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.
Слайд 13 Используя интерактивные игры и упражнения в своей практике, отметила:-
решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. — Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. — Наглядный материал, используемый в играх дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. — Использование анимации дает возможность показать динамические процессы. -НОД с использованием интерактивных игр и упражнений побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Преимущества и недостатки развивающих интернет игр для детей
Виртуальная реальность при правильном подходе и представлении оной ребенку становится мощным инструментом интеллектуального развития. Многие родители упускают момент «компьютерного образования» ребенка, представляя компьютер и виртуальную среду лишь в качестве игровой платформы. Чрезмерное увлечение развивающими интернет играми для детей способствует формированию аддикции (зависимости) от интернет среды, компьютерных игр.
В ходе развития основных качеств и навыков во время компьютерной игры ребенок все больше отдаляется от общества, утрачивает навыки общения со сверстниками, закрывается в себе, что является первыми признаками зависимости. Основными недостатками интернет игр для детей являются:
- Отсутствие живого контакта с обществом;
- Отсутствие физической активности;
- Постоянное психо-эмоциональное напряжение и состояние стресса;
- Высокая степень вовлеченности в процесс, что провоцирует развитие пренебрежения другими видами деятельности (помощь родителям, выполнение других заданий, отдых).
Бесконтрольное увлечение играми для ПК, развивающими такие негативные качества характера, как жестокость, грубость, безжалостность, упорство, может негативно сказаться на развитии характера ребенка.
Какие же тогда преимущества введения интернет игр в процесс воспитания детей? Компьютерные интерактивные игры для детей развивают:
Стоит ли прибегать к компьютерным интерактивным играм для детей в процессе воспитания? Компьютерная игра – более новый метод усвоения материала. Нельзя утверждать, что без компьютерных игр ребенок не получит должного развития. Игра в любой форме должна присутствовать в процессе воспитания ребенка. Групповые интерактивные игры для детей способствуют не только правильному развитию ребенка, но и его социализации в обществе, а также изучению моделей поведения на реальных жизненных ситуациях.
Представлена подборка интерактивных игр (игр — презентаций) для работы с детьми дошкольного возраста.
Лично мною представленный материал не редактировался, но в работе был использован.
Потрясающий интерес со стороны детей подтверждаю! Дети увлечены от начала до конца игры, просят «добавки», материал запоминают очень хорошо, воспроизводят увиденное легко, родители в восторге от того, с каким вдохновением дети рассказывают о занятиях, на которых были использованы эти материалы.
Интерактивная игра «Лесное животное»
На подготовительном занятии детей знакомят с животным (пусть это будет белка), читают фрагмент из пушкинской «Сказке о царе Салтане», сказку «Белка и Волк» Л. Толстого, предлагают загадки про белок:Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка.)
* * *
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».
После сказки Толстого спрашивают детей, что они узнали отсюда про белок, как повела себя столкнувшаяся с волком белка?
В конце детям читается ещё одно стихотворение про белок.
Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки:
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут
И в дупле орешки прячут.
Непоседы, шалунишки
В домик свой таскают шишки,
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки,
Очень добрые хозяйки.
В данном случае спрашивается, чем белки отличаются от прочих животных. Эта интерактивная игра позволяет познавать окружающую действительность с разных ракурсов.
Алгоритм создания игр
Все интерактивные игры содержат определенный алгоритм, который необходимо соблюдать при создании сценария. В процессе игры дети должны следовать следующим пунктам:
- Получение знаний — перед уроком необходимо объяснить основы конструктивного общения, способы и пути достижения нужного результата.
- Анализ поведения других детей в ходе игры помогает ребенку осознать чужие намерения и развить сочувствие и эмпатию по отношению к окружающим.
- Затем ребенок должен выстроить стратегию достижения нужного ему результата и придерживаться ее во время интерактивной игры.
- Наконец, когда с помощью коллективных усилий и руководства воспитателя, цель будет достигнута, игра считается завершенной.
Используя этот метод, можно придумать интерактивную игру для любой темы. Немного фантазии и творчества — и у вас будет готов уникальный метод воспитания ребенка.
Ученые давно установили, что человек 80 % информации усваивает с помощью глаз, и только 15 % — с помощью слуха. Поэтому в рекомендациях педагогам настоятельно советуют использовать наглядные печатные материалы или презентации. Они повышают мотивацию детей и помогают им лучше освоить искусство межличностной коммуникации.
Также не нужно забывать о том, что дети должны достигать поставленной задачи с помощью коллективной работы, и вмешательство взрослого в этот процесс должно быть минимальным. В задачу педагога входит подготовить малышей к занятию, поставить перед ними цель и только чуть-чуть в случае необходимости направлять их в ходе игры. В случае выполнения этих условий польза и эффект интерактивной игры не заставят себя долго ждать.
«Колобок»
Принцип игры аналогичный, как и в «Репке». Все дети знают сказку про «Колобка», но могли забыть о последовательности появления героев. Можете дать прослушать аудиосказку, а потом приступить к вопросам.
- Кто сделал Колобка? (Старуха).
- От кого ушел Колобок? (От бабушки и дедушки).
- Кого он встретил на своем пути по порядку? (Зайца, волка, медведя, лису).
- Кто его съел и как удалось это сделать? (Лиса. Она оказалась хитрее всех и обманула Колобка. Сказала, что плохо его слышит и попросила сесть на носик).
- В чем смысл сказки? (Не уходить от родителей, не доверять незнакомцам).
Попросите детей рассказать как нужно было вести себя Колобку, чтобы не оказаться в лапах у лисы. Например, не уходить без спроса. Попросить пойти старших гулять с ним. Поделите детей на 2 команды. На этот раз пусть каждый нарисует на листе мордочку персонажа. Потом ее нужно аккуратно вырезать и сделать по бокам дырочки. Нужно продеть сквозь них нитку или резинку. Получится маска. Пусть дети их наденут. Колобок становится в центр комнаты. Остальные ребята, изображающие героев подходят к нему и импровизируют диалоги. Концовку сказки можно разыграть дважды. Первый вариант, как в оригинале сказки, а второй придумать вместе. В ней Колобок должен перехитрить лису и спастись. Ведущий всех хвалит за участие и команды исполняют танец.
Дидактические игры
Не стоит путать интерактивные игры для классов с дидактическими. В первых так или иначе присутствует коммуникация, взаимодействие. Во второй же главным элементом выступает активное познание с последующей оценкой. Примерами дидактической интерактивной игры можно считать:
- Игры с предметами. Детям необходимо подобрать предметы одинаковой формы, размера и т. д.
- Словесные дидактические игры обычно нацелены на улучшение произношения, расширение словарного запаса детей.
- Настольно-печатные игры проводятся с помощью наглядных пособий. Чаще всего это парные карточки и «Мемори», которые тренируют память и наблюдательность ребенка.
Игра «Домашний питомец»
Здесь также начинается с подготовительного занятия, где детишек знакомят с предложенным животным (здесь – курицей), обращаясь к любым видам искусства. Предлагают назвать русские народные сказки с этим животным, отгадать загадки, вспомнить стишки, мультфильмы, скороговорки, где героем выступает курица. Примеры загадок:
Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
Белое круглое долго лежало,
Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое пушистое
И золотое. (Яйцо и цыпленок.)
Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу. (Петух.)
Раньше всех встает,
«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)
Прочитав стих «Курица» К. Чуковского, преподаватель расспрашивает о ней.
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споет.
Затем начинается следующий этап интерактивной игры, ставящий целью теснее познакомить детей с домашним питомцем. Одна половина детей собирается вокруг стола с лежащими там белой и цветной бумагой, клеем, пластилином, ножницами и деталями конструктора. Им предстоит совместно создать образ цыплёнка. При этом дети не должны общаться вербально. Педагог может изменять игру в зависимости от подготовленности детей. Если им трудно выполнить задание, то им предлагают на выбор изготовление отдельных частей курицы из любого материала (лапки из пластилина, крылья из бумаги, тело и голову из элементов конструктора). Педагог не должен ничего за детей придумывать, а лишь направлять в нужное русло их творческую фантазию. Окончив работу, дети оценивают результаты и делятся впечатлениями. А вторая группа дошкольников отгадывает, что сотворили дети первой группы.
«Репка»
Прочитайте детям сказку «Репка». Если дети ее уже знают, то напомните еще раз последовательность действий героев. Можете задать наводящие вопросы, которые «включат» память и развлекут малышей. Можете установить правила: кто знает ответ — поднимает руку. Если желающих ответить много, то попросите ответить хором.
Примеры вопросов:
- Что такое репка? (Овощ).
- Кто первый пошел за репкой? (Дедушка).
- Почему дед не вытащил репку? (Она была большая и тяжелая, а дед старенький).
- Кто потом пришел на помощь деду? Назовите по порядку. (Бабка, внучка, собачка Жучка, кошка и серенькая мышка).
- Почему вместе они смогли достать репку? (Одному это сделать сложно, а вместе легче).
- Чему вас научила эта сказка?
Ответы на последний вопрос могут быть разными, выслушайте каждый. Если заметили, что ребенок затрудняется ответить или неправильно понял сказку, то помогите разъяснить. Затем поделите коллектив на 2 команды. Ничего страшного, если в какой-то будет на одного игрока больше. Попросите придумать название для команды и красиво его написать. Если дети еще не умеют писать, то пусть на листе бумаге изобразят свой символ «герб». Это может быть что угодно: паровоз, рыбка, птица, тортик.
Затем можно давать задание. Попросите нарисовать по одному персонажу из сказки. Пусть малыш не забудет его раскрасить. Если есть пластилин, то можно слепить по одному из героев.
Когда фигурки будут готовы, то положите на стол изображение или фигурку репки из пластилина. Попросите детей поставить своих героев далее по порядку, как это было в сказке. Если у кого-то повторились персонажи, то пусть разместят их рядом. Объясните, что ничего плохого нет, если ребенок сделал тоже Жучку. Пусть у собачки теперь будет сестра или двойник. Ведущий проверяет, правильно ли дети расположили персонажей. Если нет, то взрослый не должен торопиться переставлять их. Попросите детей подумать и все перепроверить. Не подсказывайте, пусть дети сами друг другу попробуют помочь. Это развивает самостоятельность, инициативность, взаимопомощь.