Что поможет эффективнее двигаться по намеченному пути
Как бы ответственно мы не подходили к формулированию целей, они могут оказаться недостигнутыми. Чтобы минимизировать такой риск, рекомендую присмотреться к стратегии достижения целей обучения «3х3х3» консалтинговой компании McKinsey&Company или взять на вооружение три совета из моего опыта.
3 ключевых элемента стратегии McKinsey
3 цели. Лучший способ достичь целей — сосредоточиться на конкретном, ограниченном их количестве. Когда люди ставят перед собой слишком много целей, им часто не удаётся добиться реального прогресса ни в одной из них. Однако ограничиваться одной тоже не слишком правильно, потому что это тормозит развитие и заставляет часть навыков пылиться в ожидании интересной задачи.
Эксперты McKinsey рекомендуют ставить не более трёх целей на один момент времени. Когда цели достижимы и превращены в конкретный план действий, они усиливают друг друга и лучше мотивируют человека.
3 месяца
Мы уже проговорили, что всегда важно обозначать конкретные сроки для достижения целей. Продолжительность пути зависит от характера самой цели, но исследование McKinsey показало, что три месяца — оптимальный срок
Этого времени достаточно, чтобы ощутить прогресс. Тут уместно вспомнить о привычных многим ежеквартальных отчётах.
Когда до финальной точки 12 недель, сложно откладывать на потом. Это вынуждает нас дробить долгосрочные цели на достижимые части, грамотно распределять ресурсы и спокойнее двигаться к великим делам.
3 человека. Это люди перед которыми студент обязуется отчитаться о прохождении курса. Согласно методу McKinsey, «наблюдатели», которых в действительности может быть больше, призваны поддерживать человека в процессе и даже контролировать его прогресс в достижении целей, что создаёт «здоровое социальное давление». Людям свойственно держать планы при себе, чтобы не чувствовать себя уязвимыми, но считается, что мы с большей вероятностью достигаем целей, когда чувствуем ответственность ещё и перед другими.
У меня этот способ дисциплинирования вызывает сомнение: кто эти бедные люди, которые вынуждены за нами присматривать? В своём списке советов я тоже предлагаю привлечь других, но в несколько ином ключе.
3 совета из личного опыта
Найти людей, которых можно обучить после прохождения курса. Это классный способ повторить и проанализировать полученную информацию — и таким образом лучше запомнить её. Особенно эффективен этот приём в случаях, когда человек прошёл курс повышения квалификации, и должен рассказать своим коллегам обо всём, что узнал сам. Котам и собакам тоже можно пересказывать изученное
Выделить в календаре слоты под обучение. Настоятельно рекомендую прямо в календаре — цифровом или бумажном — выделять время на работу с образовательным контентом. Делать это нужно согласно своим особенностям восприятия информации. Это могут быть 30-минутные задачи или двухчасовые погружения. Расписание позволит держать себя в тонусе и не забывать о занятиях и дедлайнах, а выделенные слоты будут служить внешней мотивации. «Всего полчасика посижу» отлично затягивает.
Основные методы и приемы ТРИЗ
Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.
Основными из них можно назвать следующие.
- Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
- Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
- Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
- «Да-нет-ка» — своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
- Синектика — метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
- необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
- Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
- Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Основные принципы методики ТРИЗ
Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:
- Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
- Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
- Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
- Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
- Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.
Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.
Построить пирамиду Дилтса
Роберт Дилтс считается экспертом по техникам нейролингвистического программирования. НЛП ругают за псевдонаучность, однако конкретно этот инструмент вполне применим для того, чтобы разобраться в сложном жизненном вопросе, в том числе «зачем мне учиться».
Пирамида Дилтса состоит из шести уровней:
- «Окружение». Здесь определяем всё, что нас ежедневно окружает: место и условия жизни, имущество и предметы, которыми мы обладаем, людей, с которыми общаемся.
- «Поведение». О наших действиях: что делаем, когда контактируем с другими людьми и с самим собой.
- «Способности». О конкретных знаниях и навыках: например, умелая координация проектов, беглое чтение на китайском и тому подобное.
- «Убеждения и ценности». Тут проясняем значимость пути и конечной точки.
- «Идентичность». О том, кто я есть, как себя ощущаю, какое место занимаю в обществе.
- «Миссия». На вершине пирамиды определяем, какую пользу несём миру, достигнув цели.
При целеполагании эта модель позволяет сформировать образ желанного будущего. Заполненная схема должна давать понимание, каким будет человек, когда достигнет своей цели. При этом прописывать ответы необходимо из будущей точки, но в настоящем времени, будто цель уже достигнута и чувства по этому поводу ясны.
При постановке цели пирамида Дилтса поможет упорядочить представления о себе в будущем
Рассмотрим пирамиду Дилтса на моём личном примере, который многим будет легко прикинуть на себя — получение водительского удостоверения.
Так, на уровне «Окружение» можно написать, что я чувствую, когда уже получила права и веду собственный автомобиль. Какое авто мне принадлежит и как классно, что принадлежит оно только мне.
На уровне «Поведение» пишем, что едем отдыхать к морю — и вообще, важно, что я могу ездить куда и когда захочу, а другие ценят и уважают меня за это, воспринимают самостоятельной личностью. На уровне «Способности» я точно знаю, что теперь умею, что круто ориентируюсь в правилах дорожного движения, а ещё у меня классно получается справляться со стрессовыми ситуациями во время движения
Важно погрузиться в эту атмосферу, своё состояние там. Тогда удастся прочувствовать, где кроется истинная цель
На уровне «Способности» я точно знаю, что теперь умею, что круто ориентируюсь в правилах дорожного движения, а ещё у меня классно получается справляться со стрессовыми ситуациями во время движения
Важно погрузиться в эту атмосферу, своё состояние там. Тогда удастся прочувствовать, где кроется истинная цель
Уровень «Ценности» — «мне важно чувствовать себя независимой, теперь я могу никого ни о чём не просить». Следующий уровень предлагает задуматься, как я себя ощущаю
Тут хорошо помогает идентификация себя с человеком, на которого хочется равняться. Например, Шумахера или героиню из фильма, которая едет в кабриолете по серпантину к Лазурному берегу
Следующий уровень предлагает задуматься, как я себя ощущаю. Тут хорошо помогает идентификация себя с человеком, на которого хочется равняться. Например, Шумахера или героиню из фильма, которая едет в кабриолете по серпантину к Лазурному берегу.
В примере с водительским удостоверением некоторые вопросы неприменимы. Здесь сложно рассуждать о вере и миссии. Вероятнее всего, для мира ценность моего навыка водить машину нулевая. В таких случаях последний уровень можно пропустить. То ли дело пример выше — у профессии методиста понятная социальная миссия: помогаешь людям лучше усваивать материал — меняешь их жизни.
Зато пример с правами показывает, что глубинный расклад может помочь добраться до истинной цели: как оказалось, лично мне прежде всего важно чувствовать себя независимой, а не получить права и купить машину
Что дает методика дошкольнику?
Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.
Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:
- снимает страх перед неизвестным;
- снимает психологические барьеры;
- учит мыслить широко, системно, нестандартно;
- развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение);
- учит находить свои решения, а не повторять за педагогом;
- создает для каждого малыша ситуацию успеха;
- позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни.
Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:
- вычленять закономерности;
- видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений;
- находить причинно-следственные связи;
- мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний;
- оперировать аналогиями и противоречиями;
- классифицировать;
- выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы;
- находить главное во множестве;
- задавать правильные вопросы для поиска сути.
Обучение на основе результатов
Подход обучение на основе результатов» (англ. outcome-based education) разработал в 1994 году американский педагог-психолог Уильям Спэйди.
Идея проста и похожа на предложенную Ральфом В. Тайлером: разработка начинается с чёткого описания конечного результата, к которому должен прийти студент. За этим следует подбор методик и критериев оценки, разработка учебного плана.
Фото: stock_photo_world / Shutterstock
Подход строится на четырёх принципах:
Чёткость фокуса. Все действия преподавателя направлены на развитие у студентов знаний и умений, необходимых для достижения запланированного результата.
Проектирование с конца. Проектирование учебного плана начинается с чёткого определения конечного результата. Когда конечная цель сформулирована, можно переходить к выбору методик. При этом каждая методика должна способствовать достижению запланированной цели.
Высокие ожидания. Преподаватели устанавливают определённые стандарты, которые побуждают студентов активно участвовать в процессе обучения, становятся вызовом для учеников. Идея в том, что чем выше стандарты — тем лучше люди будут учиться. А чем лучше они учатся, тем выше их мотивация.
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
- Игры для детей 3 – 4 лет,
- Игры для детей 5 — 6 лет,
- Игры для детей 6 – 7 лет.
В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».
ТРИЗ. Занятия и игры с детьми
Для дошкольников.
Тренируем аналитическое мышление, внимание, учимся выделять отличительные признаки путем сравнения, решаем проблемы и развиваем творческое воображение.
Игры: “Теремок”, “Маша-Растеряша”, “Красная шапочка”
“ТРИЗ” расшифровывается как “теория решения изобретательских задач”. Основателем является Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер, который создал программу в 1956 году, с целью создать еще одну точную науку.
Ученый своей системой доказывает, что любой человек может научится изобретать и для этого не обязательно иметь врожденный талант.
Сам автор программы начал изобретать с детства. В 17 лет он получил свое первое авторское свидетельство. В течении семи лет количество его изобретений достигло десяти.
Сейчас существует несколько школ развивающих классический ТРИЗ и добавляющих новые разделы. Также некоторые приемы Триз внедряются в классическое дошкольное образование с целью научить детей аналитическому мышлению.
Вот несколько игровых занятий для детей в дошкольных учреждениях, которые с легкостью можно проводить и дома. Эти игры вошли в сборники “Педагогика+ТРИЗ”. Автор сборника Ингрида Николаевна Мурашковска.
Игра “Теремок”Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.Реквизит: Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. ТРИЗ игра “Волшебный поясок”: Детские карточки с картинками можно распечатать здесь >>> |
Как играть:
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
— Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Я, Гитара. А ты кто?
— А я — удочка. Пусти меня в теремок?
— Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна — веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара — хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы. |
Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
Игра “Красная шапочка”Цель: развитие творческого воображения.Реквизит: бумага и фломастеры. |
Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).
Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: — Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?
— Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки — чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).
Игры по материалам:Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.
Справка на Википедии: ТРИЗ
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Контент vs результат
Проектирование «от контента» — распространённая практика.
Выглядит разработка обычно так: тот, кто выступает в курсе экспертом, расписывает список тем и тезисов, которые хотел бы включить в обучение, прикидывает, сколько времени займёт объяснение того или иного блока, и добавляет удобные для себя форматы проверочных заданий. И вроде бы базово программа готова.
У такого подхода есть три существенных недостатка:
«Границы» содержания определяются субъективно и не учитывают потребностей целевой аудитории программы
То есть эксперт просто рассказывает всё, что знает сам, и ему неважно, нужна ли учащимся абсолютно вся эта информация и соответствует ли она их уровню знаний.
В основе обучения — теория. Практика, конечно, тоже есть
Но если разработчики не задумываются, как студенты будут переносить полученные знания на практику, пользы от такого курса или программы будет мало.
Задания носят формальный характер или не помогают в достижении результата. Возможно, преподавателю удобно будет их проверять, но сформируют ли они нужные ученикам навыки — большой вопрос.
Чтобы обучение давало реальные результаты, с них и стоит начинать. В чём преимущества проектирования от результата:
- Образовательные результаты создают границы для содержания обучения, то есть дают проектировщикам чёткое представление о том, что действительно нужно включать в программу, а что будет лишним и не поможет студентам в дальнейшем.
- Понимая конечный результат, можно обоснованно распланировать не только теоретическое содержание, но и релевантную практику. Тогда задания будут не простой формальностью, а эффективным инструментом формирования знаний и навыков.
- Студенты яснее поймут, что получат по итогам обучения.
Для проектирования от результата можно воспользоваться тремя подходами:
- обратный дизайн (backward design);
- обучение на основе результатов (outcome-based education);
- понимание через проектирование (understanding by design).
Во время чтения
При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.
Например:
Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…).
Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки:
Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?
Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?
У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?
Как колобку уйти от лисы?
Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?
Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников?..
Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
Играем по системе ТРИЗ дома
На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.
Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?
Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.
Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).
На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).
Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.
В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.
Разные способы работы
Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.
- Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
- Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
- Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.
Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.