Во что поиграть с гиперактивными детками?

Гиперактивный ребёнок: диагноз или выдумки мам?

Замри-отомри и еще 14 игр для непоседы

Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:

1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака.
Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1

2. Замри-отомри.
Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется»

3. Шторм-штиль.
Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять

4
. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится».
Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды

5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте.
Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

6. Предложите ребёнку представить себя китом.
Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала.
Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности
(провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления.
Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

10. Предложите игру.
Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

11

Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша».
Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку

12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх.
Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.

13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают).
Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия
на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать,
но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы.
Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).
опубликовано

Игры для гиперактивных детей

С гиперактивными детьми бывает непросто: они с трудом могут сосредоточиться на одной задаче, переиначивают правила и не могут усидеть на месте лишнюю минуту

Что ж, именно для них игра не только развлечение, но еще и терапия! Игры из нашей подборки так увлекательны, что заставят даже самых невнимательных непосед набраться терпения и потренировать внимание.

«Я показываю картинки — он бегает кругами. Извините, но мне кажется, у вас СДВГ»

Ольга, 29 лет, мама пятитилетнего Егора, г. Красногорск

С самого рождения моего сына я видела, что он очень активный. Он начал рано развиваться: в полгода встал на ножки, в 8 месяцев пошёл. С девяти месяцев мой живчик уже вовсю бегал по квартире и не раз подвергался опасности, дотягиваясь до острых и режущих предметов, залезая на столы и подоконники. На улице, когда другие дети спокойно сидели в песочнице, Егорка наматывал круги по площадке и вокруг дома.

С полутора лет появились истерики и агрессия: ребёнка невозможно было увести с площадки без слёз. Всякий раз он устраивал трагедию с валянием на полу и громким ором. Если же кто-то его задевал, брал игрушки или ломал то, что он построил, Егор становился неуправляемым и лез драться до исступления, пока не разнимут.

В садик пошли ближе к трём годам, после пары месяцев меня вызвала на разговор психолог. Она и подтвердила мои мысли, заявив: «С мальчиком не всё в порядке, поведение неадекватно, вам надо обратиться к неврологу».

Впрочем, к неврологу я и так собиралась, потому что у Егора к тому же была сильная задержка в развитии речи. Слов десять, не больше, и посещение детского сада ситуацию не исправляло.

Я пришла на прием, описала все наши проблемы, но врач сказала, что всё в порядке, нужно немного скорректировать поведение и назначила ноотроп (лекарственное средство, предназначенное для оказания специфического воздействия на высшие психические функции — прим. Ред). Впрочем, на всякий случай посоветовала сходить к психиатру. 

Психиатр сказала, что по ее части она проблем не заметила, и отправила обратно к неврологу. Мы пропили нооотроп, но особого эффекта не было. Тогда невролог отправила нас к логопеду.

Логопед попробовала позаниматься с Егором, но после развела руками. «Его невозможно организовать. Вместо занятий он носится. Я рассказываю о цветах — он таскает стулья. Я показываю картинки — он бегает кругами. Извините, но мне кажется, у вас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — Прим. Ред.)», — сказала она.

Так я впервые задумалась об этом диагнозе. Я принялась читать о нём, и половину описанных признаков сразу же нашла у нас: он не боится незнакомых людей, он лезет всюду, у него нет страха, он сосет палец и грызет ногти. Невролог мои опасения подтвердила: да, возможно, СДВГ. Но это не лечится. Надо корректировать занятиями.

Уже год мы живем с этим диагнозом. Речь поправили благодаря терпению логопеда и его индивидуальным занятиям. Занимается с дефектологом, в саду — с психологом. Отдала на секцию волейбола — хоть там он может выплеснуть свою энергию. Пока справляемся без лекарств. Но тяжело — не то слово. Что дальше — какая школа, какие занятия? Пока боюсь даже думать.

“Насос и мяч”

Это необычная форма взаимодействия с детьми. Нужно воспроизвести привычный всем процесс накачки предмета воздухом. Для этого один из участников притворится сдутым мячом (с опущенной головой, вялыми “висящими” руками, слегка согнутыми коленями), а второй начнёт имитировать движения насоса вверх и вниз. В это время “мяч” начнёт постепенно принимать свой облик. Игру можно продолжить, сделав вид, что результат не оправдал ваших ожиданий, извлеките шланг, воображая нехватку воздуха, и предложите ребёнку снова “сдуться”. Перед началом игры покажите несколько дыхательных упражнений и продемонстрируйте на себе суть развлечения.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Первыми на гиперактивность ребенка укажут посторонние: на общей площадке во дворе, в детском саду. Гиперактивный ребенок более подвижный, неусидчивый, он не умеет ждать своей очереди на качели, он не желает долго слушать воспитателя. Как результат, родителям поступают жалобы на поведение их ребенка.

Но важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок должен быть активным, а те проблемы, которые он доставляет посторонним должны искореняться воспитанием. Ребенку нужно объяснить, как нужно вести себя: слушаться, делиться, уважать, ждать, не кричать и не драться без причины

В противном случае огрехи в воспитании будут приняты за отклонения в здоровье, в частности за СДВГ.

Коммуникативные игры

«Ожившие игрушки»

Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название

Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает

Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.

«Разговор через стекло»

Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже не отдельные слова, а предложения.

Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего одноклассника. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Пусть ребенок постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Когда вы в роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, то можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель. Если ребенок не может догадаться, что вы показываете, то пусть пожмет плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другим способом. Если же у него готов какой-то ответ, то в данной игре можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, пытающиеся что-то вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте там и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.

«Сиамские близнецы»

Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях?

После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.

«Чужими глазами»

В этой игре дети тоже должны создать общую картину. Но при этом их сотрудничество не будет равным, как в предыдущей игре.

Игры для гиперактивных детей, советы

Чтобы успешно проводить игры с гиперактивными детьми, вы должны соблюдать несколько правил.

Общение с таким детьми происходит в мягкой и корректной форме. Подчеркиваются даже маленькие успехи. Нельзя кричать и наказывать за оплошности. Положительный эмоциональный фон предпочтителен.

Ребенок должен четко знать ваши требования, запреты и рамки. Его сиюминутные желания ограничиваются ими во время совместных игр.

Давайте инструкции, которые ему понятны. Используйте для этого простой язык.

Предлагайте задания, которые соответствуют его уровню развития, а не возрастной норме.

Ограничьте в течение дня пребывания ребенка перед телевизором, планшетом, компьютером и другими современными гаджетами.

Старайтесь регулировать его нахождение в большом коллективе. В толпе такие дети теряют контроль и становятся капризными, невнимательными, чересчур активными.

Соблюдайте четкий режим, в котором ребенок хорошо ориентируется. Изменения допустимы, но лучше о них сообщить заранее.

Не рекомендуется применять систему строгих запретов, также как и полную вседозволенность. В первом случае вы невротизируете ребенка, во втором – растите манипулятора с постоянными приступами истерик.

Если есть какие-то запреты, их должны соблюдать и остальные участники воспитания. Вам также не стоит менять свои решения от случая к случаю. На схожие ситуации ваша реакция должна быть однозначной!

Всегда настаивайте на завершении действий, начатых ребенком. Исключайте переключение внимания с одного на другое, уменьшая тем самым дефицит внимания.

И, конечно, предоставьте гиперактивному ребенку тратить избыточную энергию в подвижных играх, на свежем воздухе, в спортивных секциях и других ситуациях! Следите за своим поведением и подавайте ребенку хороший пример!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Гиперактивность у детей школьного возраста

Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках

Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя

Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При  этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.

Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:

  • возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
  • у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.

Особые приметы

Конечно, от трехлетки требовать послушания и соблюдения элементарных норм этикета требовать неразумно. В этом возрасте его спонтанность и непоследовательность вполне естественны. Но если ребенок нарушает границы дозволенного в возрасте четырех-пяти лет, родителям следует в течение некоторого времени внимательней понаблюдать за ребенком и затем, возможно, обратиться к специалисту. Почему?

К пяти годам уже исчезает спонтанная детскость. Ребенок уже хорошо понимает правила. В своем поведении он ограничен рамками — «нельзя, неприлично, некрасиво и «так себя не ведут». В этом возрасте дети уже умеют вести себя «правильно». И постарайтесь не путать спонтанность гиперактивого ребенка с банальной избалованностью.

Когда надо насторожиться

Стоит озадачиться, если вместе с «непослушностью» у ребенка проявляется неловкость в движениях; если он частоушибается и срезает углы в подвижных играх; если он неуклюж и все время роняет предметы; если ему тяжело даются действия, связанные с мелкой моторикой.
Оцените, насколько часто ребенок вертит руками-ногами и ерзает на стуле; может ли посидеть спокойно в кафе или ресторане, куда вы пришли пообедать с друзьями; способен ли завершать начатые дела или постоянно их бросает, не доводя до конца.
Не жалуются ли на него воспитатели, что он не может соблюдать очередность в играх; отбирает ли игрушки у другого ребенка или ударяет его, если чем-либо расстроен; не выкрикивает ли импульсивно ответы, не дослушав до конца вопрос.
Обратите внимание на чисто физические проявления малыша: нарушен ли у него сон и аппетит; медленно ли он прибавляет в весе; нет ли запоздания в развитии фразовой речи; может ли он застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки; с трудом ли приучается к опрятности; насколько он адекватен излишне упрям и непослушен.

Особый подход

Ребенка с признаками дефицита внимания очень важно не перегружать предметами и не заставлять по многу часов сидеть над «домашкой». Условия обучения должны быть такими, чтобы максимально облегчить давление на психику ребенка

  • Не нужно «как все родители» стремиться усаживать его на стульчик, чтобы он послушал сказку. Позволяйте ему это делать, повиснув вниз головой на шведской стенке — если ему так удобней.

  • Абсолютно неэффективно ставить ребенка в угол, но приучать его к «нельзя» следует ежедневно и последовательно.

  • Не сдерживать веселость, но четко очерчивайте вашему малышу границы дозволенности в поведении.

  • Разумно распределяйте время ребенка, чтобы наполнить его жизнь разнообразными событиями. Путь он много гуляет, занимается гимнастикой, ходит на плавание, рукодельничает с бабушками, ест «правильную» еду и хорошо высыпается.

А вы с заслуживающим уважения родительским смирением, готовьтесь вместе с вашим необычным малышом к новому возрастному этапу. Ведь совсем скоро он превратится в подростка.

Больше полезных материалов о развитии ребенка читайте на нашем канале на .

Общие рекомендации

Занимаясь рутинными или увлекательными делами с гиперактивными детьми, следует уделять внимание и собственному поведению

  1. Контролируйте свои эмоции, избегайте криков и скандалов. Нервные срывы не приведут ни к чему хорошему — ребёнок просто не поймёт, в чём его вина. Лучше мягко, но настойчиво спокойным тоном объяснять, что вам хотелось бы исправить.
  2. Старайтесь контролировать его активность и ограничивать её при необходимости. Время от времени изменяйте правила игры, добавляйте новые, наблюдайте за детьми во время плавания, бега или обычных прогулок.
  3. Обеспечьте комфортную среду для проживания, повышайте степень доверия и вместе с ним следуйте составленному ранее расписанию.

«Это очень сложно — растить такого ребёнка. Скажу честно, это даже невыносимо»

Юлия, 38 лет, приёмная мама десятилетнего Саши, Москва

Саша — не мой ребёнок. Мы взяли его полугодовалым из Дома малютки. С первых дней я увидела, что ребенок беспокойный: толком ни сна, ни спокойного бодрствования. Но я была к этому готова, я понимала, что ребёнок из детдома — это всегда сложно. Диагноз «СДВГ» ему поставили в пятилетнем возрасте, раньше такой диагноз не ставится.

Интеллект — как у всех, а вот с поведением проблемы: гиперактивность, раздражительность, невнимательность, рассредоточенность. Врачи периодически прописывают курсы лекарств: в основном, это ноотропы. Психиатры ставят расстройство личности и поведения, дисфункцию головного мозга.

В детский сад Саша не ходил, а вот в школу пошёл с семи лет, в обычную. Учится плохо, два раза оставался на второй год, затем его перевели в коррекционный класс. Сейчас перешёл с горем пополам в третий класс.

Я не работаю, так как ребенка нужно постоянно контролировать, ведь поведение у него ужасное.

Он постоянно носится и делает что-то отвратительное. Грубит, хамит. Если я беру его за руку, выворачивается. Если я что-то объясняю ему, то он смотрит на меня стеклянным взглядом, как бы сквозь меня, и я понимаю, что он «в отключке». С первого раза он никогда ничего не делает, мне надо говорить ему по сто раз, превращаясь в попугая. Если же я начинаю на него давить, он устраивает истерики.

Врачи постоянно подбирают лекарства. И от всего разная побочка: то он становится заторможенным, то у него галлюцинации, то странные мысли, то истерический смех. Это очень сложно — растить такого ребёнка. И скажу честно, это даже невыносимо. Иногда я очень жалею, что взяла его из Дома малютки.

Распорядок дня — отличный помощник

Лица с СДВГ, как и с расстройствами аутистического спектра, остро чувствуют потребность в подробном расписании. Опишите задачи и цели ребёнка: посетить секцию, спокойно послушать педагога на занятии, примерно вести себя во время похода в магазин около дома, помочь родителям по дому и так далее. Вечером вы сможете посмотреть, какого результата достигли, и принять решение о том, как еще можно скорректировать поведение.

Важно составить для ребенка такой распорядок дня, которому вы сможете неукоснительно следовать

Следует обратить внимание и на итоги дня/недели/месяца. Он сможет заслужить поощрительные призы (дополнительное время у телевизора, вовлечение в игру со старшими товарищами или взрослыми, особенный десерт)

Упражнения, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

Бумажный скотч или полоски из бумаги для разметки поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 * 20 см. План поля с отмеченными «незаминированными» квадратами. («Незаминированные» квадраты должны составлять «коридор», по которому можно пройти от одного края поля к другому. «Незаминированные» квадраты должны соприкасаться друг с другом углами или боками. Данный план должен быть только у ведущего. Участники не должны его видеть!)

Ведущие раскладывают бумажные полоски на полу, деля его на квадраты.

Задача: Всем участникам по очереди (по одному) надо перебраться на противоположную сторону поля. При этом они имеют право передвигаться по полю только переходя из квадрата в квадрат, которые соприкасаются друг с другом углами или боками. Перепрыгивать через квадраты нельзя!

Условия: участникам дается 5 минут на обсуждение стратегии. После этого они не имеют права разговаривать, показывать на поле руками, помечать нужные квадраты.

Два раза подряд идти по полю нельзя, поэтому, «подорвавшись» (наступив на квадрат вне «коридора»), участник встает в конец очереди. Если кто-то наступает на «заминированный» квадрат, ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает и проч.).

 Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. Вырежьте 3 силуэта ладони из разноцветного картона (красный, жёлтый, зелёный или другие). Красная ладонь — кричалка. Когда она поднимается дети могут шуметь, бегать, кричать. Жёлтая — шепталка — можно тихонько шептаться и медленно двигаться. Зелёная — молчалка — все дети замирают на месте и молчат.

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка.
Их значение просто огромное. Но ребенку с гиперактивностью также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, с помощью игровых упражнений.

Игры для снятия напряжения (релаксации)

Прекрасной игрой, позволяющей снять напряжение, является «Прикосновение». «Прикосновение» позволяет крохе перейти в расслабленное состояние и вместе с этим повышает его тактильные ощущения.

Перед началом игры происходит подготовка предметов, сделанных из разных материалов. В данном случае подойдут мягкие игрушки, вата, изделия из дерева или пластмассы. Предметы раскладываются перед малышом. После того как он их внимательно рассмотрит и запомнит, ему предлагается закрыть глаза и догадаться, каким именно предметом к нему прикоснулись.

Проверенный способ заставить ребенка расслабиться — обучить его чередованию мышечного напряжения и последующего полного расслабления. Провести подобное лучше всего в игровой форме.

Ребенку предлагается войти в роль солдата. Для этого можно привести пример того, как военные несут караульную службу. Малыш принимает строевую стойку, как только услышит слово «солдат». В такой позе он должен стоять определенное время, после чего взрослыми произносится команда «тряпичная кукла». При выполнении этой команды он должен расслабиться. Лучше всего наклониться немного вперед так, чтобы руки начали болтаться, словно они из ваты или ткани. В таком положении надо находиться заранее оговоренное время, после чего опять последует команда «солдат».

Игра должна завершаться исключительно в момент расслабления. Кроме того, заканчивать ее надо только после того, как малыш действительно расслабился.

Если хотя бы раз в жизни ребенок имел возможность наблюдать, как надувают мяч при помощи насоса, то ему будет несложно войти в образ игры «Насос и мяч». Малышу придется изобразить те изменения, которые происходят с мячом в процессе накачивания.

Игроки встают напротив друг друга, и тот, кто будет изображать мяч, должен выглядеть вяло, как будто он и есть спустившийся мяч. Тем временем другой игрок (как правило, это кто-то из родителей) будет изображать процесс накачивания мяча. По мере продолжения данного процесса «мяч» должен становиться более накаченным. Когда у малыша раздуются щеки, а руки будут вытянуты в стороны, родителю надо выразить недовольство полученным результатом. Теперь «мяч» придется спустить, ведь он слишком перекачен. По мере процесса «выпускания воздуха из мяча» ребенок будет расслабляться и в конечном итоге просто ляжет на пол.

Коррекционные игры для гиперактивных детей

​Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить

Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав

Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений

Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы).

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто

Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле

Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя

Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

Игры для развития внимания
  • Последний из могикан
  • Корректор
  • Учитель
  • Только об одном
  • Лови – не лови
  • Дрессированная муха
  • Я весь во внимании
  • Зоркий Глаз
  • Ушки на макушке
  • Волшебное число
  • Пишущая машинка
  • Все наоборот
  • Волшебное слово
  • Последний штрих
Игры, способствующие закреплению умения общаться
  • Ожившие игрушки
  • Разговор через стекло
  • Сиамские близнецы
  • Чужими глазами
  • Головомяч

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия.

Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. См

«С каждым месяцем становится всё сложнее. Иногда срываюсь, кричу…»

Мария, 32 года, сыну Матвею 4,5 года, г. Владимир

О том, что у ребёнка СДВГ, я поняла полгода назад. Он ломает все игрушки, постоянно носится, кричит и заявляет о себе

Когда он оказывается в толпе, то начинает истерить и привлекать к себе внимание. А когда мы поехали на море, то от новых впечатлений он истерил буквально везде

У Матвейки есть и навязчивые движения: даже если он сидит вроде как смирно, его ноги и руки ходят ходуном, а в детском саду на праздниках он устраивает такие шоу, что я сижу и краснею.

Я обращалась к неврологу: та сделала какие-то тесты, пообщалась с ним и подтвердила диагноз СДВГ. Сказала, что это пока только в слабой форме и с возрастом всё может усилиться.

Нам пока прописали просто витамины и посоветовали походить к психологу. Помимо этого Матвей посещает логопеда и танцы. Но с каждым месяцем становится всё сложнее: от воспитателей в саду постоянно сыплются жалобы, дома за плохое поведение стараюсь наказывать запретами: он уже лишен и телефона, и планшета, и мультфильмов, но ничего не помогает. Иногда срываюсь, кричу.

А ещё очень стыдно за его поведение. Я пока только начала ходить по врачам. В планах отвести ребёнка к психиатру и найти врача, который пропишет не витаминки, а нормальное лечение.

Занятия для гиперактивных детей | СДВГ Занятия в помещении для детей

Застряв внутри, любой ребенок может заболеть. Но детям, которые борются с гиперактивностью или импульсивностью, может показаться, что они буквально отскакивают от стен. Вот девять занятий в помещении, которые развлекут даже самого активного ребенка.

Охота за мусором

Составьте список труднодоступных или спрятанных вещей в вашем доме и дайте его вашему ребенку. Поиск предметов может помочь телу и мозгу двигаться. Просто убедитесь, что вы соответствуете квесту с возрастом и способностями вашего ребенка. Вот несколько идей для разных возрастов:

Вариант для дошкольников: Используйте картинки, чтобы показать ребенку, что нужно искать.

Вариант для младших школьников: Составьте список вещей, которые ваш ребенок должен искать, но оставьте некоторые варианты открытыми, например, «что-то, чем можно рисовать».

Вариант для подростков: Используйте загадки как подсказки. Например: найдите что-нибудь, что становится более влажным, чем больше оно сохнет. (Полотенце)

Веселье с воздушно-пузырчатой ​​пленкой

Воздушно-пузырчатая пленка может вдохновить на любые виды деятельности. Раскатайте ковер из воздушно-пузырчатой ​​пленки и дайте ребенку пройтись по «подиуму».

Волейбол с шариками

Эта игра не может быть проще. Надуйте воздушный шар и отметьте на земле центральную линию или «сетку» с помощью кусочка ленты. Волейбол с воздушными шарами — отличная игра для двоих или более детей, но может подойти и одному. Если вокруг никого нет, пусть ваш ребенок поиграет в обе стороны, бегая взад и вперед по линии, чтобы ударить воздушный шар, прежде чем он упадет на землю.

Вариант для подростков: Если у вас играет более одного ребенка, вы можете добавить больше воздушных шаров, чтобы усложнить игру.

Классики в прихожей

Все, что вам нужно для этой активной игры, — это свободное пространство на полу, монетка, которую можно бросить в квадраты, и малярный скотч.

Словообразовательные шарады

Ваш ребенок, вероятно, замечал, что некоторые буквы на разлинованной бумаге выходят за пределы среднего пространства, а другие остаются внутри него, а некоторые опускаются ниже него. В этой игре вы переводите то, как выглядят буквы, в положение тела. Для высоких букв вы вскакиваете; для средних вы стоите на месте; и для тех, которые падают вниз, вы приседаете. Итак, для сумка , вы подпрыгиваете для b , стоите на месте для a и приседаете для g .

Чтобы начать играть, запишите список слов. Затем по очереди выбирайте один и разыгрывайте его, чтобы увидеть, сможет ли другой человек догадаться, что это такое.

Боулинг с бутылками для воды

С пятью-десятью пустыми пластиковыми бутылками из-под воды и футбольным мячом (или другим мячом примерно такого же размера) вы можете создать домашний боулинг в коридоре. Используйте ленту, чтобы отметить, где должна быть каждая бутылка. И, если можете, насыпьте в каждую бутылочку немного сахара, соли, песка или даже неиспользованного кошачьего туалета, чтобы они не опрокинулись слишком легко.

Вариант для подростков: Вашему ребенку может понравиться «светящийся боулинг» в темноте! Просто добавьте светящуюся палочку в каждую бутылку и выключите свет.

Твистер

Эта классическая игра — отличный способ заставить детей двигаться, помочь им развить крупную моторику и потренироваться в говорении слева направо. Если у вас нет игры, вы можете использовать цветную бумагу или другие материалы, чтобы создать свою собственную сетку (описание, которое можно взять за основу, можно найти в Википедии).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: