Мой ребёнок

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. причины, симптомы, лечение

Типы коррекционных игр

Коррекциноо-развивающие игры для гиперактивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры на развитие внимания.
  • Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Игры, развивающие навыки управления.
  • Игры, способные закреплять умение общаться.


Существует 4 типа коррекционно-развивающих игр для гиперактивных детей

Существуют несколько требований к ним, которые обязаны все соблюдать:

Все игры родители начинают вводить поэтапно, сперва начинают тренировать одну функцию

Если результат в играх виден, то подбираются дальше игры из следующей группы.
Игровая деятельность осуществляется как индивидуально с ребенком, так и всей семьей.
Старайтесь предугадывать переутомление ребенка, для этого во время переключайте внимание на другие объекты.
Гиперактивный ребенок нуждается в контроле со стороны взрослого, поэтому старайтесь своевременно вводить поощрение и наказание в играх.. Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком

В 2 — 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать

Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком. В 2 — 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать.


При проведении занятий с гиперактивным ребенком соблюдайте последовательность, сдержанность и умеренность в наказаниях

Что стоит делать родителям, чтобы правильно организовать игровую деятельность малыша:

Постарайтесь подыграть ему. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он — артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают по всей квартире, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их — зайцами. Главная задача мамы — направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.

Во время самостоятельных игр следует организовывать деятельность ребенка

Стоит ли раскрывать диагноз СДВГ при поступлении в детский сад и в школу? Должны ли воспитатели и педагоги знать о том, что ребенок имеет особенности развития?

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание — скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка

В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое — так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Не все дети с СДВГ гиперактивны, но для многих, у кого диагностировали этот синдром, сидеть спокойно практически представляется невозможным. Постоянная физическая активность может доставлять неприятность окружающим и быть настоящим кошмаром для учителей, ведь гиперактивные дети часто проявляют плохое поведение в классе. Но для детей с гиперактивностью, физическая активность не единственный аспект — их мозговая деятельность зачастую так же страдает. Мысли идут огромным потоком, в самых разных направлениях. Чтобы помочь ребенку научиться управлять собой и уменьшить гиперактивность, следует применять некоторые стратегии, помогать снижать физические уровни активности и успокаивать мысли.

Ребенок, у которого есть родственники с СДВГ, более подвержен развитию этого синдрома. Достоверно не известны причины появления СДВГ, хотя ученые и врачи считают, что это, связано с различной мозговой активностью, способностью и быстротой обработки информации.

Никто не заражается СДВГ нарочно, это не чья-то вина. И СДВГ не является инфекционным заболеванием, его нельзя подхватить от кого-то, как грипп.

В то время как гиперактивность может вызвать неадекватное поведение в некоторых ситуациях, следует помнить, что можно рассматривать ее и как позитивный признак. Многие взрослые с СДВГ ценят свою бесконечную энергию и считают, что они в состоянии достичь гораздо больше других. Нужно помочь детям научиться использовать чрезмерную энергию и направить е в нужное русло.

Дети с СДВГ невнимательны, гиперактивны и импульсивны. Они:

  • находятся в постоянном движении;
  • извиваются и ерзают;
  • кажется, что никого не слышат;
  • часто чрезмерно говорят;
  • перерывают других;
  • очень легко отвлекаются;
  • не могут закончить начатое.

Игры для гиперактивных детей

Игра помогает адаптироваться в коллективе и снять стресс, делает сложное и скучное интересным и увлекательным. Она поможет ребёнку развить необходимые для реализации интеллектуального и творческого потенциала качества.

Разговор с телом

Научит снимать мышечное напряжение, улучшит чувственное восприятие, поможет наладить контакт с телом.

Возьмите рулон бумаги или белых обоев и расстелите на полу. Положите на него ребёнка. Обведите его силуэт ярким маркером. Побеседуйте с ребёнком о теле, попросите раскрасить разные участки (голову, руки, ноги, туловище) разными фломастерами. Спросите его об ощущениях в разных частях тела. Выясните у ребёнка, бывали ли ситуации, когда тело подводило и не слушалось его? Как он поступал в такие минуты? Сколько времени он может сидеть, не двигаясь? Какие части тела быстрее «устают» и «просят» о движении первыми? Умеет ли ребёнок слушать сигналы своего тела и договариваться с ним? Теперь, когда ты научился разговаривать со своим телом, вы с ним будете лучше понимать друг друга.

Броуновское движение

Учит распределять внимание и тренирует скорость реакции. Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении

Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение

Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении. Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение.

Корректор

Развивает концентрацию, внимательность, усидчивость.

Играя в эту игру, ребёнок сможет почувствовать себя взрослым. Для неё можно взять любимую книгу или просто газету. Договоритесь о том, какая буква будет неправильной. Дайте ребёнку карандаш и пусть он вычёркивает её на протяжении всего текста. Игру можно усложнить, выбрав несколько неправильных букв и вычёркивая / подчёркивая их разными способами. То же самое можно попробовать проделать с отгаданными судоку (японскими числовыми кроссвордами).

Молчание — Шепот — Крик

Развивает волевую регуляцию, учит слушать
и управлять своей речью

Гиперактивные дети — это обычно очень шумные и громкие дети, которые не умеют вести себя тихо. Играя в эту игру ребёнок научится осознанно регулировать тембр и громкость своего голоса. Договоритесь, что будете болтать с ним на разные темы, но по-разному: большой палец вверх (жест «класс») — громко, указательный палец к губам – шёпотом, ладони перекрестно — молча. Вы можете сами придумать другие жесты или промежуточные деления «громкости».

Что такое СДВГ?

Игры для гиперактивных детей

Игра помогает адаптироваться в коллективе и снять стресс, делает сложное и скучное интересным и увлекательным. Она поможет ребёнку развить необходимые для реализации интеллектуального и творческого потенциала качества.

Разговор с телом

Научит снимать мышечное напряжение, улучшит чувственное восприятие, поможет наладить контакт с телом.

Возьмите рулон бумаги или белых обоев и расстелите на полу. Положите на него ребёнка. Обведите его силуэт ярким маркером. Побеседуйте с ребёнком о теле, попросите раскрасить разные участки (голову, руки, ноги, туловище) разными фломастерами. Спросите его об ощущениях в разных частях тела. Выясните у ребёнка, бывали ли ситуации, когда тело подводило и не слушалось его? Как он поступал в такие минуты? Сколько времени он может сидеть, не двигаясь? Какие части тела быстрее «устают» и «просят» о движении первыми? Умеет ли ребёнок слушать сигналы своего тела и договариваться с ним? Теперь, когда ты научился разговаривать со своим телом, вы с ним будете лучше понимать друг друга.

Броуновское движение

Учит распределять внимание и тренирует скорость реакции. Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении. Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды

Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение

Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение

Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении. Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение.

Корректор

Развивает концентрацию, внимательность, усидчивость.

Играя в эту игру, ребёнок сможет почувствовать себя взрослым. Для неё можно взять любимую книгу или просто газету. Договоритесь о том, какая буква будет неправильной. Дайте ребёнку карандаш и пусть он вычёркивает её на протяжении всего текста. Игру можно усложнить, выбрав несколько неправильных букв и вычёркивая / подчёркивая их разными способами. То же самое можно попробовать проделать с отгаданными судоку (японскими числовыми кроссвордами).

Молчание — Шепот — Крик

Развивает волевую регуляцию, учит слушать
и управлять своей речью

Гиперактивные дети — это обычно очень шумные и громкие дети, которые не умеют вести себя тихо. Играя в эту игру ребёнок научится осознанно регулировать тембр и громкость своего голоса. Договоритесь, что будете болтать с ним на разные темы, но по-разному: большой палец вверх (жест «класс») — громко, указательный палец к губам – шёпотом, ладони перекрестно — молча. Вы можете сами придумать другие жесты или промежуточные деления «громкости».

“Насос и мяч”

Это необычная форма взаимодействия с детьми. Нужно воспроизвести привычный всем процесс накачки предмета воздухом. Для этого один из участников притворится сдутым мячом (с опущенной головой, вялыми “висящими” руками, слегка согнутыми коленями), а второй начнёт имитировать движения насоса вверх и вниз. В это время “мяч” начнёт постепенно принимать свой облик. Игру можно продолжить, сделав вид, что результат не оправдал ваших ожиданий, извлеките шланг, воображая нехватку воздуха, и предложите ребёнку снова “сдуться”. Перед началом игры покажите несколько дыхательных упражнений и продемонстрируйте на себе суть развлечения.

Занятие «Внимательные — мы!» для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) старшего дошкольного возраста

Организация: МБДОУ детский сад «Тополёк»

Населенный пункт: Ростовская область, п. Зимовники

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка

Задачи:

1.Создание благоприятной атмосферы в группе

2.Развитие произвольности (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры)

3.Развитие внимания и наблюдательности

4.Развитие коммуникативных навыков

5.Формирование позитивной мотивации к обучению

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, колокольчик, бубен, запись спокойной музыки.

Ход занятия

Приветствие. Игра «Давай поздороваемся».

Психолог (обращается к детям):

Все мы встретились сегодня,

Для того, чтоб поиграть.

Мы приветствуем друг друга

И об этом важно знать !

Ребята, а что значит приветствие? (варианты ответов детей). Правильно, когда мы кого-то встречаем, нужно обязательно….(здороваться). Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Если я хлопну 1 раз, вы поздороваетесь с помощью рук, вот так (рукопожатие). Когда услышите 2 хлопка, вы будете кивать друг другу головой, вот так (кивок головой).

Разминка. Игра «Перекличка-путаница»

Психолог называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Молодцы! Вы очень внимательные.

Основная часть. Беседа.

Психолог предлагает обучающимся поговорить на тему: «Что значит быть внимательным? ». Вопросы для обсуждения:

— Кого можно назвать внимательным?

-Быть внимательным- это важно? Почему?

-Можно помочь человеку стать внимательным?

-Что для этого нужно делать?

Упражнение «Ищи безостановочно»

Детям предлагается в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу психолога начинает перечислять, другие его дополняют. Ребята, как здорово у вас получается!

Игра «Запомни свое место»

Дети становятся в разных местах комнаты (группы). Каждый ребенок запоминает свое место. По сигналу психолога (звонок колокольчика) все бегут со своих мест, собираются в центре и ходят по кругу. По следующему сигналу психолога (стук в бубен) дети возвращаются на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется.

Игра «Треугольники»

Психолог приглашает участников игры сесть за стол. Детям дают листы бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять треугольников. Когда работа завершена, произносится инструкция: «Заштрихуйте красным карандашом третий треугольник, синим –седьмой, а желтым карандашом девятый треугольник». Дети стараются выполнить задание. В случае необходимости инструкция повторяется.

Этюд «Факиры»

Психолог предлагает детям немножко отдохнуть. Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

Рефлексия занятия.

Заключительный этап . Прощание

Психолог (обращается к детям):

Вот и прощаться настала пора,

Скажем друг другу: «До свидания! Пока!

С нетерпением встречи с вами буду ждать,

Что бы снова вместе поиграть.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,8 КБ

Опубликовано: 25.11.2022

Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?

Для адаптации гиперактивных детей в социуме применяются коррекционные мероприятия. На занятиях, которые чаще представлены играми, дети учатся контролировать свои эмоции, движения. Групповые игры помогают выстраивать межличностные отношения

Занятия тренируют внимание, память. Хотя при гиперактивности и наблюдается повышенная двигательная активность, специалисты все же на первый план ставят проблему дефицита внимания

5 правил проведения занятий:

  1. Сосредоточьтесь на развитии какой-либо одной функции. Например, внимания. Не пытайтесь одновременно корректировать двигательную активность.
  2. Длительность одного занятия не должна превышать 30–45 минут.
  3. Игры нужно чередовать: сложные, требующие концентрации, и активные, снимающие мышечное напряжение.
  4. Начинать занятия лучше индивидуально, постепенно вводя групповые игры.
  5. Будьте сдержаны и терпеливы, отмечайте успехи ребенка. Этим вы будите мотивировать его на новые достижения.

Домашнее задание

Давайте немного поговорим о том, что представляет наибольшую проблему для детей с СДВГ (и без него): домашняя работа

Важно еще раз подчеркнуть, что родители должны поддерживать ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне, а не выступать с позиции противоборствующей силы или угрозы

Осознавая, с чем ребенку приходится сражаться, когда он старается изо всех сил сконцентрироваться на выполнении совершенно непривлекательного и скучного для него задания — например, когда он решает несколько страниц задач по математике или переписывает слова, дабы выучить их правописание, — родитель может сказать: «Я понимаю, дорогой, это совсем тебе не интересно, не так ли?» и тем самым помочь ему больше раскрыться для участия и советов.

Я учу детей, как помочь их мозгу проснуться перед выполнением домашней работы при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин (при этом происходит стимулирование важных акупунктурных точек). Перед выполнением домашнего задания дети могут также разбрызгать немного освежителя воздуха в комнате, где они будут заниматься. Ненавязчивый запах поможет быстрее запустить мозг в работу.

Десятиминутное правило может оказать огромную помощь при выполнении домашней работы, к которой дети так не хотят приступать. Этот метод сводится к тому, что вы говорите ребенку, что домашнее задание, которое ему больше всего не нравится, он может выполнять в течение всего десяти минут, даже если по факту на это нужно намного больше времени. Через десять минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом. Это один из самых моих любимых трюков, при помощи которого я заставляю себя выполнять повседневные дела, такие как заполнение бумаг или мытье посуды!

Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом подпрыгнуть десять раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжить занятия. Подобный перерыв в постылом домашнем задании поможет пробудить префронтальную кору и активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как пожизненную каторгу.

Мы хотим, чтобы ребенок обязательно увидел свет в конце туннеля, и добиться этого можно, разбивая большие задания на меленькие и посильные кусочки.

Распорядок дня — отличный помощник

Лица с СДВГ, как и с расстройствами аутистического спектра, остро чувствуют потребность в подробном расписании. Опишите задачи и цели ребёнка: посетить секцию, спокойно послушать педагога на занятии, примерно вести себя во время похода в магазин около дома, помочь родителям по дому и так далее. Вечером вы сможете посмотреть, какого результата достигли, и принять решение о том, как еще можно скорректировать поведение.

Важно составить для ребенка такой распорядок дня, которому вы сможете неукоснительно следовать

Следует обратить внимание и на итоги дня/недели/месяца. Он сможет заслужить поощрительные призы (дополнительное время у телевизора, вовлечение в игру со старшими товарищами или взрослыми, особенный десерт)

Диагностика расстройств активности и внимания

Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.

СДВГ невозможно диагностировать  в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:

  • постоянная физическая активность;
  • ребенок не учится на собственных ошибках;
  • задержка или ускоренное развитие речи;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
  • приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
  • гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).

Проблемы со сном

В школьном возрасте:

  • сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
  • затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
  • излишняя разговорчивость и импульсивность.

Игры для гиперактивных детей, советы

Чтобы успешно проводить игры с гиперактивными детьми, вы должны соблюдать несколько правил.

Общение с таким детьми происходит в мягкой и корректной форме. Подчеркиваются даже маленькие успехи. Нельзя кричать и наказывать за оплошности. Положительный эмоциональный фон предпочтителен.

Ребенок должен четко знать ваши требования, запреты и рамки. Его сиюминутные желания ограничиваются ими во время совместных игр.

Давайте инструкции, которые ему понятны. Используйте для этого простой язык.

Предлагайте задания, которые соответствуют его уровню развития, а не возрастной норме.

Ограничьте в течение дня пребывания ребенка перед телевизором, планшетом, компьютером и другими современными гаджетами.

Старайтесь регулировать его нахождение в большом коллективе. В толпе такие дети теряют контроль и становятся капризными, невнимательными, чересчур активными.

Соблюдайте четкий режим, в котором ребенок хорошо ориентируется. Изменения допустимы, но лучше о них сообщить заранее.

Не рекомендуется применять систему строгих запретов, также как и полную вседозволенность. В первом случае вы невротизируете ребенка, во втором – растите манипулятора с постоянными приступами истерик.

Если есть какие-то запреты, их должны соблюдать и остальные участники воспитания. Вам также не стоит менять свои решения от случая к случаю. На схожие ситуации ваша реакция должна быть однозначной!

Всегда настаивайте на завершении действий, начатых ребенком. Исключайте переключение внимания с одного на другое, уменьшая тем самым дефицит внимания.

И, конечно, предоставьте гиперактивному ребенку тратить избыточную энергию в подвижных играх, на свежем воздухе, в спортивных секциях и других ситуациях! Следите за своим поведением и подавайте ребенку хороший пример!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Коррекция СДВГ

Игровые упражнения, направленные на развитие внимания или игровые упражнения, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

  • Найди отличия, Найди букву, Найди слово.
  • Что исчезло?
  • “Спиши”

Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ

Одеяло “Папы Карло”

Как известно, создатель деревянного человечка столяр Карло был небогат. Да что там небогат, просто беден! И очаг у него был нарисован на куске старого холста, и на ужин была лишь луковка. Конечно, и одеяло было старенькое, все из кусочков. Его приходилось постоянно чинить. Предложите детям помочь папе Карло и «поставит заплатки» на одеяло. Для игры понадобиться оборудование – бумажное «одеяло» с прорезанными в нем дырками и «заплатки», точно подходящие под прорези. Можно разместить на заплатках слова и выстраивать предложения, или собирать слова. Ученикам предлагают поставить все кусочки на свои места. Эту забаву можно провести просто как физминутку. Тогда нужно лишь сделать так, чтоб на каждого участника было не менее чем по одной «заплатке». А можно устроить конкурс-соревнование между двумя командами. Тогда необходимо приготовить два одеяла и соревноваться на скорость.

Игрокам предстоит честно отвечать на вопрос с карточки или выполнять указанное в ней действие.

Упражнения и игры с песком

Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику.

На песке можно дети по младше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше — писать буквы слова палочкой или пальцем.

Рисование на песке развивает усидчивость и моторику

Как проводятся игры с песком?

На первом этапе детей знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду — мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать змейки и отпечатки ладоней, изображать следы животных.

Очень дети любят игру «Секрет»; «Найди сокровища».Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.

Игровые столы с песком или водой будут очень увлекательны для гиперактивных детей

Рекомендации игровой деятельности для родителей или чем занять малыша

Можно попросить вспомнить, как кричит лошадка, кошка, собака. Предложите показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20.

Поиграйте в «Замри-отомри», вариантов этой игры много. Например, по команде «утро» ребенок зевает, потягивается, «день» — прыгает, бегает, «ночь» — притворяется спящим.

Всем детям нравится игра «Робот»:
здесь всего два игрока, первый водящий изображает робота, который выполняет все указания и инструкции, а второй — хозяин — дает их. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.

Привлеч внимание ребенка с помощью игры очень просто и очень полезно

Предложите ребенку представить, что он — лев на охоте. Сначала он неподвижно сидит в засаде, а потом прыгает и ловит кого-нибудь.

Попросите ребенка закрыть глаза и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда второй раз прозвенит колокольчик, он должен встать и поставить игрушку на полку или собрать кубики с пола.

Предложите игру «Час тишины». В течение этого часа все члены семьи могут говорить только шёпотом. За это можно получить вознаграждение, ведь это очень сложно сделать, особенно такому ребенку.

Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

Игры для гиперактивных детей в первую очередь направлены на удержание внимания такого малыша, что иногда бывает очень трудной задачей. по определению характеризуются постоянной активностью и импульсивностью. Чем занять вашего кроху, если он не в состоянии долго находиться на одном месте, а также не может довести многие задания до логического завершения? Неподчинение каким-либо нормам поведения, забывчивость — это сопутствующие факторы, которые дополняют общую характеристику сверхэнергичных детей.

Занятия с гиперактивными детьми подразумевают направление их энергии в правильное, созидательное русло, и игры в данном вопросе окажут неоценимую услугу.

Не следует ожидать от ребенка безукоризненного выполнения правил. Начинать тренировки рекомендуется с развития 1 функции, например внимания. Но при этом придется запастись терпением

Если в ходе этого процесса малыша постоянно одергивать, то достигнуть успеха будет невозможно
Дело в том, что он переключит все свое внимание с учебного процесса на контроль своих действий.
Очень важно предупредить перевозбуждение и переутомление малыша. Необходимо вовремя переключить его на другие формы активности.

  • Учитывая, что гиперактивные дети практически не в состоянии осуществлять самоконтроль, эту функцию должны взять на себя родители.
  • Начинать заниматься с чрезмерно активными малышами лучше всего в индивидуальной форме. К групповым играм ребенок должен переходить постепенно. Надо понимать, что малыш может стать причиной между участниками игры. Ведь такие дети не отличаются стабильностью в поведении и терпеливостью.

Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?

Для адаптации гиперактивных детей в социуме применяются коррекционные мероприятия. На занятиях, которые чаще представлены играми, дети учатся контролировать свои эмоции, движения. Групповые игры помогают выстраивать межличностные отношения

Занятия тренируют внимание, память. Хотя при гиперактивности и наблюдается повышенная двигательная активность, специалисты все же на первый план ставят проблему дефицита внимания. 5 правил проведения занятий:

5 правил проведения занятий:

  1. Сосредоточьтесь на развитии какой-либо одной функции. Например, внимания. Не пытайтесь одновременно корректировать двигательную активность.
  2. Длительность одного занятия не должна превышать 30–45 минут.
  3. Игры нужно чередовать: сложные, требующие концентрации, и активные, снимающие мышечное напряжение.
  4. Начинать занятия лучше индивидуально, постепенно вводя групповые игры.
  5. Будьте сдержаны и терпеливы, отмечайте успехи ребенка. Этим вы будите мотивировать его на новые достижения.

Проблемы, возникающие при СДВГ

  • Плохая успеваемость. Ребенку сложно воспринимать и качественно перерабатывать данные (из-за невнимательности). Проблема усугубляется низким уровнем дисциплины (из-за гиперактивности). Возможны конфликты с другими детьми (из-за импульсивности), а также претензии учителей и родителей одноклассников по поводу поведения ребенка (риск развития вторичных эмоциональных нарушений).
  • Вторичные эмоциональные нарушения. Ребёнок пребывает в ситуации постоянной социальной неуспешности, неспособности соответствовать требованиям окружающих, самооценка страдает, ребёнок расстраивается, огорчается и переживает. Создаётся ситуация социального отвержения. Нарастает уровень тревоги, могут появляться различные страхи, общий фон настроения снижается, что не всегда замечают окружающие за «фасадом» основных симптомов. Могут появиться нарушения сна и аппетита.
  • Вторичные поведенческие нарушения. Оппозиционно-вызывающее расстройство очень часто сопутствует основным симптомам СДВГ. Это чревато тем, что протестные поведенческие реакции, повторяясь изо дня в день, закрепляются в новый поведенческий стереотип, формируется поведенческая модель, которая может стать приобретённой патологической чертой характера.
  • Социальная дезадаптация.

Каких детей называют гиперактивными?

Запись на прием к детскому
и подрастковому психологу

Узнать подробности Вы можете
по телефону (812) 640-38-55.

Гиперактивными обычно называют чрезмерно подвижных детей, которые не могут долго усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо деле. Диагноз гиперактивность должен ставить врач (обычно это невролог или невропатолог) на основе специальных исследований, но есть некоторые признаки, которые могут заставить родителей насторожиться и обратиться за помощью к специалистам. Давайте рассмотрим их подробнее.

Дети с синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении (прыгают, бегают, пытаются куда-нибудь залезть). Если же им приходится сидеть на одном месте: теребят что-либо в руках, вертятся, бесцельно двигают ногами, вскакивают с места и т. д. Они не могут тихо играть или чем-либо заниматься длительное время, постоянно отвлекаются, быстро бросают начатую игру или задание, не доводят дело до конца.

Чрезмерно активные дети обычно импульсивны, часто действуют, не задумываясь о последствиях своих поступков, они могут вскочить с места во время занятия, неожиданно влезть в разговор взрослых, выйти из игры в самый ее разгар.

Как правило, такие дети страдают нарушениями внимания, им сложно сконцентрировать и удерживать его на чем-либо, они рассеянны и не организованны. Часто забывают и теряют вещи.

У них слабо развиты движения пальцев и кистей рук, это выражается в том, что дети-дошкольники испытывают значительные сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, собирании мозаик и мелких конструкторов, старшие дети, уже обучающиеся в школе, не могут аккуратно выполнять задания в тетрадях, тяжело овладевают навыками письма.

Пример: Даня, 7 лет.

Очень любит шумные игры: догонялки, жмурки. Когда играет со сверстниками, постоянно кричит, часто нарушает правила, ему быстрее других надоедает игра, и он выходит из нее, забыв предупредить об этом товарищей.

В общении, даже со взрослыми, часто перебивает, может не слушать ответов на вопросы, которые сам же задал. Так же внезапно, как начал, без видимых причин, может прекратить беседу.

Когда мама пытается заняться с ним спокойной игрой, например, собрать пазл, то Даня сначала соглашается и с удовольствием начинает выполнять задание, но по прошествии нескольких минут бросает начатое дел. Если мама настаивает чтобы он закончил начатое, сердится и начинает ломать и разбрасывать то, что уже собрано.

Выше описанные проявления поведения обусловлены специфическими свойствами нервной системы детей с гиперактивностью, преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения над процессами торможения и другими физиологическими особенностями. Такие дети не могут самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, даже если очень хотят. После замечания ребенок может прекратить нежелательное поведение, но только на короткое время. Часто родители, не понимая причины неадекватного поведения ребенка, пытаются строго требовать, наказывать в случае невыполнения правил поведения, но эти меры не приводят к улучшению поведения ребенка

Поэтому важно понимать, какие проблемы, связанные с синдромом гиперактивности и нарушением внимания, могут испытывать дети.

Что такое гиперактивность

Конечно, поставить этот диагноз может только специалист. Однако основные признаки гиперактивности у своего ребенка вы можете заметить и сами.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется следующим образом:

Гиперактивный ребенок не способен концентрировать внимание длительное время на одном предмете. Иными словами, каждые 5-15 минут ему нужно сменить объект интереса

Именно поэтому объективно диагностировать такой диагноз можно только к школьному возрасту, когда занятия длятся долго и требуют внимания. Ребенок начинает отставать, делать глупые ошибки по невнимательности.
Гиперактивные дети всегда в движении. Даже сидя на стуле или стоя в строю, они будут непроизвольно болтать руками, стучать пальцами по столу, переминаться с ноги на ногу.
Дети с СДВГ часто не дослушивают вопрос, перебивают, вмешиваются в чужие разговоры.
Гиперактивного ребенка слышно всегда: за самостоятельными играми, за столом, за уроками; он разговаривает громко, что-то строит и ломает.
Такие дети очень впечатлительны, им характерны частые смены настроения.
Дети с дефицитом внимания очень забывчивы и рассеяны, часто теряют личные вещи.
У детей с СДВГ сложно складываются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками, они везде стремятся командовать процессом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: