Практическое применение исследований
Изучение коркового отдела слухового анализатора имеет важное применение в практической медицине и психологии. Помимо основного функционала, такого как распознавание и обработка звуковых сигналов, исследования этого отдела мозга позволяют раскрыть тайны процесса восприятия звуков и понять его взаимосвязь с другими отделами мозга
Одним из практических применений исследований коркового отдела слухового анализатора является разработка новых методов диагностики и лечения заболеваний, связанных со слухом. С помощью полученных данных исследователи могут выявить патологии и аномалии в функционировании слухового анализатора и применить соответствующие медицинские меры для их коррекции.
Кроме того, изучение коркового отдела слухового анализатора позволяет понять, каким образом люди воспринимают и интерпретируют звуки. Это полезно при разработке новых технологий в области звукозаписи, музыки, телевидения и радио, а также при создании новых методов обучения и коммуникации.
Исследования коркового отдела слухового анализатора также позволяют понять взаимосвязь между слуховым восприятием и другими когнитивными функциями, такими как память, внимание и языковые навыки
Это важно для понимания многих нейрологических и психологических расстройств, связанных с восприятием звуков и речи, и для разработки эффективных методов их диагностики и терапии
Таким образом, практическое применение исследований коркового отдела слухового анализатора имеет большое значение для медицины, психологии и других смежных областей. Они помогают развивать новые методы диагностики и лечения, способствуют созданию новых технологий и повышению качества жизни людей.
Показания к курсу Томатис-терапии
Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой»
Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет
Нарушения, при которых рекомендован метод:
- Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
- Плохая успеваемость к школьников;
- Дискалькулия;
- ДЦП (детский церебральный паралич);
- Мутизм;
- Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
- Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
- Умственная отсталость;
- Синдром Дауна;
- Задержки развития, асинхронное развитие;
- Сочетанные нарушения;
- Вторичные нарушения развития при потере зрения;
- Невротические расстройства;
- Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
- Трудности поведения;
- Вялость, апатичность, гипотония;
- Проблемы сна;
- Тревожность.
С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:
- Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
- Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
- Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
- Для развития способностей к иностранным языкам;
- Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
- Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
- Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
- Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.
Будущие направления в исследовании слуховой коры
Изучение слуховой коры, часть мозга, ответственного за обработку звука, было в центре внимания исследований нейробиологии на протяжении десятилетий.По мере того, как технологии продолжают продвигаться, исследователи получают более глубокое понимание того, как звучат мозг, и изучают новые направления для будущих исследований.В этом разделе мы обсудим некоторые из наиболее перспективных будущих направлений в исследовании слуховой коры.
1. Нейронная пластичность и обучение
Одной из областей будущих исследований в слуховой коре является изучение нейронной пластичности и обучения.Исследователи заинтересованы в понимании того, как мозг адаптируется к изменениям в окружающей среде и как он учится распознавать и обрабатывать новые звуки.Недавние исследования показали, что мозг может реорганизоваться в ответ на изменения в окружающей среде, такие как потеря слуха или воздействие новых звуков.Это исследование может привести к новой терапии для людей с потерей слуха или другими нарушениями слуховой обработки.
2. Интерфейсы мозговых компьютеров
Другая многообещающая область исследований-развитие интерфейсов мозга-компьютера (BCIS) для людей с нарушениями слуха.BCIS использует электроды, имплантированные в мозг для записи нейронной активности и перевести ее в звук.Эта технология может восстановить слух у людей с тяжелой потерей слуха или глухотой.Тем не менее, есть еще много технических и этических проблем, которые необходимо решить, прежде чем эта технология сможет стать широко доступной.
3. Понимание нейронного кодекса
Ключевой проблемой в исследовании слуховой коры является понимание нейронного кода или способ звука мозга и обработки.Исследователи используют передовые методы визуализации, такие как функциональная магнитно -резонансная томография (МРТ) и магнитоэнцефалография (МЭГ), для изучения нейронной активности, связанной с различными типами звука.Это исследование может привести к лучшему пониманию того, как звучит мозг, и может привести к разработке новых методов лечения для людей с нарушениями слуха.
4. Нейронаука развития
Другая область будущих исследований в области слуховой коры — нейробиология развития.Исследователи заинтересованы в понимании того, как мозг развивается и меняется со временем, особенно в первые годы жизни.Это исследование может привести к лучшему пониманию нейронных механизмов, лежащих в основе получения языка, и других когнитивных процессов, связанных с обработкой звука.
5. Искусственный интеллект и машинное обучение
Наконец, исследователи изучают использование искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, чтобы лучше понять функцию слуховой коры.Алгоритмы ИИ и машинного обучения могут быть обучены распознавать закономерности в нейронной активности, связанных с различными типами звука.Это исследование может привести к новому пониманию нейронных механизмов, лежащих в основе обработки звука, и может привести к разработке новых методов лечения для людей с нарушениями слуха.
Изучение слуховой коры представляет собой быстро развивающуюся поле со многими многообещающими будущими направлениями.От понимания того, как мозг адаптируется к изменениям в окружающей среде, до разработки интерфейсов мозга-компьютера и использования искусственного интеллекта и машинного обучения, потенциал для новых открытий огромный.Поскольку технология продолжает продвигаться, исследователи, несомненно, будут делать еще большие шаги в распуске роли мозга в обработке звука.
Будущие направления в исследовании слуховой коры — Слуховая кора: раскрыть роль мозга в обработке звука
Этот блог автоматически переводится с помощью нашего сервиса искусственного интеллекта. Приносим извинения за возможные ошибки перевода. Оригинал статьи на английском языке можно найти здесь:Auditory cortex Unraveling the Brain s Role in Sound Processing
Особенности восприятия информации
Этот момент также важно учитывать. В восприятии информации у людей ведущую роль играют разные органы чувств
В зависимости от этого человека можно отнести к одному из типов:
Визуал. Он лучше воспринимает информацию в зрительном виде. Для визуала большое значение имеют цвет, форма объекта
Он обращает внимание на внешний вид собеседника, его жесты, мимику, позу. При разговоре человек предпочитает держать дистанцию
Визуала можно отличить при использовании в разговоре слов «видеть», «заметить», «посмотрите» и др. Обычно он хорошо выглядит. Визуалу можно доносить информацию при помощи фотографий, графиков, рисунков, текста и др. Продумайте свой внешний вид. Неряшливость сразу вызовет отторжение. Примите открытую позу. Заранее составьте презентацию. Когда что-то говорите, дублируйте это на доске. Это позволит лучше донести до визуала смысл сказанного.
Аудиал. Такой человек воспринимает информацию на слух. Один из признаков аудиала – любовь к музыке. Это самый общительный тип. Возникшие вопросы он предпочитает обсуждать с другими. В разговоре человек может использовать слова «слышал», «скажи» и др. Аудиал обычно имеет выразительную речь, любит поговорить. Он обращает внимание на тембр голоса
При общении с человеком такого типа важно не кричать. Поработайте над выразительностью своей речи
Акценты можно расставить при помощи интонации. Избегайте слов-паразитов, излишних пауз.
Кинестетик. Он воспринимает информацию через движение и осязание. Кинестетик обращает внимание и на запах, вкус, свои внутренние ощущения и эмоции. Этот тип можно определить по сочетаниям «раздражен», «мурашки по коже» и др. Человек держит близкую дистанцию при разговоре, но подпускает к себе только тех, кому доверяет. Кинестетик не любит дискомфортные ситуации. Даже сложные вопросы нужно обсуждать максимально мягко. В одежде человек такого типа ценит прежде всего комфорт, а не красоту. Поэтому в глазах окружающих он может выглядеть неряшливым. Кинестетик любит участвовать в процессе. Предложите ему пробные образцы, дайте потрогать ткань, попробовать продукт.
Модальность человека важно учитывать и при использовании активного слушания. Для каждого типа людей используют свои выражения в речи
Кинестетику можно сказать: «Наше сотрудничество будет очень приятным, поскольку…», «Что вы об этом думаете?» Главное, не ошибиться с модальностью собеседника. Неправильный подход вызовет у него раздражение.
Признаки человека, обладающего умением слушать
В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника
Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик
Вот – качества активного слушателя:
- умение видеть ситуацию со стороны;
- наличие терпения;
- отстранение от суждений;
- способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
- умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.
Когда человек рассказывает, он не всегда может точно передать то, что его волнует
Поэтому следует обращать внимание на его интонацию и эмоции во время рассказа. В такой ситуации слушателю необходимо проявить терпение и воздержаться от комментариев во время пауз
Это действительно работает?
Метод Томатиса прошел множество испытаний. Особенно эффективным он оказался при устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем. В своем критическом обзоре занятий, проводимых в Канаде, Стутт (3) заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q.(коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия, и способность устно выражать свои мысли и чувства (4, 5, 6, 7). Только недавно Тим Гилмор завершил метаанализ предыдущих исследований, подтверждая заключения Стутта.
Центр Томатиса в Торонто (Канада) изучал результаты «слуховой терапии» на более чем 400 детях и подростках. Все они показали хорошие результаты во время психологического и образовательного тестирования. В этом испытании 95% родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:
Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%
На протяжении шести последующих месяцев 83% детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14% детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3% утратили приобретенные навыки.
На протяжении нескольких лет метод Томатиса использовался в некоторых французских школах с фондами, распределенными министерством просвещения. Были выбраны дети с наиболее серьезными проблемами в обучении. Несмотря на то, что условия проведения программы в учебном учреждении далеки от идеала, результаты были достаточно успешными, поэтому многие родители и преподаватели настаивали на необходимости ежегодного проведения подобных программ.
В 1983 Де Бруто (8) провел ряд серьезных экспериментов, чтобы исследовать эффективность метода Томатиса в работе с людьми, отстающими в развитии. Тридцать человек из реабилитационного центра в Южной Африке, в возрасте от 4 до 14 лет, с предварительным диагнозом «отстающий в развитии», но способные сидеть и ходить, были произвольно разделены на три группы, которые прошли:
Группа A: слуховую стимуляцию (Томатиса) и сенсорную программу возбуждения.
Группа B: музыкальную стимуляцию (без эффекта Томатиса) и ту же самую сенсорную программу возбуждения.
Группа C: никакого воздействия.
Результаты показали, что в экспериментальных группах, А и В наблюдался рост умственных способностей, но изменения в группе, А были значительно выше, чем в группе B. В группе С не наблюдалось никаких изменений. Одним из позитивных изменений, зафиксированных в группе, А, было существенное сокращение непроизвольных (спонтанных) ответов и увеличение осознанных целенаправленных ответов.
В настоящее время имеется множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса в работе с детьми, страдающими аутизмом. Доктор Джоан Рой посвятила целую работу исследованию этого вопроса. Вероятно, в ближайшее время она будет издана. Исследовалась также эффективность метода в работе с людьми при заикании (9), беспокойстве и депрессии (12).
История развития
Знание этих причин является чрезвычайно важным, поскольку может помочь своевременно выявить и предотвратить проблемы со слухом:
- патология беременности;
- тяжёлые роды;
- раннее отдаление от матери;
- задержка моторного развития;
- задержка развития языковых навыков;
- часто повторяющиеся инфекционные болезни уха.
Восприимчивое слушание
Это слушание, которое направлено вовне. Оно помогает нам воспринимать события окружающего мира, т.е. то, что происходит дома, на работе или в классной комнате:
- недостаток фиксации внимания;
- рассеянность;
- «нечувствительность» по отношению к определённым звукам;
- неверное истолкование вопросов;
- путаница слов, подобных по звучанию;
- потребность в частом повторении отдельных слов или фраз;
- неспособность выполнять последовательные команды.
Выразительное слушание
Это локальное слушание, которое мы используем для того, чтобы контролировать свой голос, когда мы говорим или поем:
- «плоский» и монотонный голос;
- прерывистая речь;
- бедный словарный запас;
- упрощенная структура предложения;
- злоупотребление стереотипными выражениями;
- неспособность правильно интонировать, пропевать мелодии;
- путаница букв;
- плохое понимание прочитанного материала;
- затруднения при чтении вслух;
- неспособность писать под диктовку.
Моторные навыки
Вестибюль, являющийся частью внутреннего уха, отвечает за равновесие, координацию и положение тела. Перечисленные признаки помогут выявить наличие вестибулярных проблем:
- плохая осанка;
- беспокойное поведение;
- неуклюжие, нескоординированные движения;
- слабое чувство ритма;
- корявый почерк;
- неорганизованность;
- путаница «левого» и «правого» пространства;
- слабое физическое развитие.
Уровень энергии
Ухо действует, как генератор, снабжая нас энергией, необходимой для полноценной жизни. Перечисленные явления могут указывать на проблемы со слушанием:
- трудности с пробуждением;
- усталость в конце дня;
- привычка откладывать на «потом»;
- гипердеятельность;
- тенденция к депрессии;
- чувство обременённости проблемами.
Поведенческая и социальная адаптация
Причинами нижеперечисленных проблем часто являются проблемы со слушанием:
- неуверенность в себе;
- застенчивость;
- отсутствие друзей;
- обособленность (тенденция избегать других);
- раздражительность;
- незрелость;
- отсутствие интереса к учебе/работе;
- отрицательное отношение к учебе/работе.
Доминирующее ухо
К удивлению многих, все мы имеем доминирующее ухо, причём у одних доминирует правое, у других – левое ухо. Те, у кого доминирует правое ухо, способны улавливать и обрабатывать слуховую информацию быстрее, чем люди с доминирующим левым ухом. Поэтому «правши» способны лучше управлять параметрами собственного голоса и речи: интенсивностью, частотой, тембром, ритмом и потоком предложений. Программа Томатиса позволяет клиентам обучиться использовать свое правое ухо более эффективно, с целью обретения лучшего контроля над голосом. В различных жизненных ситуациях это помогает сохранять самообладание и уверенность в себе.
Несколько независимых исследователей, оценивая результаты воздействия метода Томатиса на заик (Badenhorst, 1975), заключили, что «индивидуумы с доминирующим правым ухом продемонстрировали превосходную способность к спонтанному и адекватному эмоциональному реагированию на различные стимулы. Как правило, „правши“, являлись более открытыми и более отзывчивыми натурами, имевшими меньшую склонность к беспокойству, напряженности, расстройству и агрессии. Эти результаты полностью соответствовали предсказаниям теории Томатиса». (Цитируется: Van Jaarsveld and Duplessis, S. Afr. J. Psychology, 1988, 18 (4)).
Понятие активного слушания
У каждого из нас бывали ситуации, когда мы говорим о важном деле, а собеседник безучастен к разговору. Он на своей волне, не слышит ваших слов и не вникает в суть
Просто сидит и смотрит вам в глаза, а вы подспудно ощущаете отсутствие его участия в своей проблеме. Что вы при этом чувствуете и как себя ведете? У многих пропадает все желание общаться, не говоря о том, чтобы рассказывать свои секреты. А в глубине души появляется дискомфорт и удрученность от такого отношения. Вы будто сидите по две стороны экрана.
Так бывает, если люди не умеют слушать собеседника
А ведь слышать сидящего напротив человека очень важно, если вы хотите взаимопонимания. Как это делать и зачем, расскажем дальше.
Слушанием называется процесс установления незримых связей между говорящими, в ходе которого рождается единодушие и понимание, а результат общения максимально продуктивен.
Слушание имеет два формата– активный и пассивный. В последнем трудно осознать, насколько человек вникает в вашу речь. Поскольку внешне он никак не реагирует на «выгружаемую» информацию – ни жестами, ни мимикой. Возникает чувство, что собеседник смотрит вам в лицо, но его мысли далеко. Полнейшее отсутствие контакта в диалоге.
Совсем иной подход– активное слушание. Цель этой техники – понять, обдумать и запомнить все, что говорит ваш собеседник. Помимо этого, приемы АС помогут подтолкнуть его к нужным ответам, а также повернуть беседу в правильное русло. Лучше понять и верно трактовать все то, что скажет человек в процессе обоюдного общения
Все это очень важно для ведения переговоров.
Отсюда вытекает более конкретное определение. Техники активного слушания – это методики, основанные на социальной психологии и позволяющие четко понимать, что чувствует и думает партнер. Для этого есть способы живого участия в общении, при помощи которых можно выразить свою причастность к диалогу, готовность поделиться мыслями и взглядами. Собеседник видит вовлеченность человека и начинает доверять ему. Это всегда работает на результат.
Один довольно популярный миф гласит: способность к слушанию дается человеку от рождения и навсегда, как, например, умение дышать. Все это ерунда. Активно слушать можно научиться, и это более полезно, чем красноречие или искусство убеждать. Если вы мастер задавать вопросы, который не способен слышать то, что говорят в ответ, общение будет пустым.
Когда рекомендован метод Томатиса?
Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.
Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
Развитие интеллекта
АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
Улучшение качества голоса
АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.
Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.
Длительность курса
Основным условием лечения по методу Альфреда Томатиса является регулярность прослушивания разработанных врачами музыкальных треков. Детям с серьезными нарушениями в психическом, умственном развитии минимально требуются 3 курса терапии. Стандартно сессии составляются по следующему расписанию:
- Первый курс: занятия проводятся ежедневно по 2 часа 13 дней. Это идеальный вариант. Если ребенок не может находиться в наушниках такое длительное время, сеанс уменьшается до 30-60 минут. Тогда курс длится 26-30 дней.
- Второй курс можно начинать после месячного перерыва. Длительность и кратность прослушиваний повторяются.
- Третий курс проводят через 2 месяца после второй сессии. При явном положительном эффекте от занятий курс можно сократить до 11 дней, слушать музыку ребенок будет ежедневно по 120 минут.
Идеально один сеанс длится не менее 90 и не более 120 минут. Грудные дети, гиперактивные, аутисты выдерживают такой урок с трудом, поэтому для таких пациентов составляется индивидуальное расписание или рекомендуется родителям приучить малышей к наушникам и длительному нахождению в одной комнате заранее, дома.