Игры на логическое ударение для дошкольников

Логопедическое пособие по коррекции нарушений просодической стороны речи дошкольников «чудесный мир звучащего слова»

Правильная интонация голоса

Однако не достаточно просто обращать на себя внимание, важно делать это грамотно. Именно поэтому было бы полезным обратиться за помощью специалиста , и следовать примерам успешных ораторов. Интересно то, что даже дефекты речи поддаются исправлению

Голос – это уникальный инструмент, который можно формировать и которым важно научится грамотно управлять. Дикторы, ведущие, актеры и многие другие, могут стать для вас подходящим примером. Однако, личные систематические упражнения не заменят вам ни чем другим своей пользы

Интересно то, что даже дефекты речи поддаются исправлению

Голос – это уникальный инструмент, который можно формировать и которым важно научится грамотно управлять. Дикторы, ведущие, актеры и многие другие, могут стать для вас подходящим примером

Однако, личные систематические упражнения не заменят вам ни чем другим своей пользы.

Почему опасно недооценивать силу интонации? Для того, чтобы понять ответ на этот вопрос посмотрите на следующие факты. Вы поймете, что изменение интонации голоса имеет действительно огромную силу.

  • Монотонность речи делает ее скучной;
  • Слушатели не будут иметь интереса и будут «засыпать» слушая вас;
  • Вы будете чувствовать себя неуверенно и некомфортно.

Этого всего можно избежать, если научиться хорошо управлять интонацией

Тренируя интонацию голоса, вы станете непревзойденным оратором, приковывающим к себе внимание аудитории

Людмила Миничева

Упражнения для формирования интонационной выразительности речи

Упражнение 1

Цель:

учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

Упражнение 2

Цель:

учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.

Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Упражнение 3

Цель:

учить детей правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».

Говорила наша Маша:

Не хочу я кушать кашу.

Каша Машу услыхала

Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

Слайд 11ЦЕЛЬ: Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой МАТЕРИАЛ:

«Кегли» и «мячи», вырезанные из картона, фанеры или пластика

ОПИСАНИЕ: 1-й вариант. Объяснив детям, что «кегли» (К) обозначают сильные удары, а «мячи» (м) — слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).
Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.
Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.
2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та… или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают «мячи» и «кегли» в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

ЦЕЛЬ: Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой

МАТЕРИАЛ: Детская мозаика — на каждого ребенка

ОПИСАНИЕ: 1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая — слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.
Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.
2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

КЕГЛИ И МЯЧИ

УЗОРЫ

выразительной стороны речи

Цель: поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.

Описание: чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала,

да не выболтала.

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

У быка бела губа была тупа.

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

На горе Арарат

рвала Варвара виноград.

Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!

Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, да не вылавировали.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Расскажите про покупки, Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап!

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках

шьют старушкам сапожки.

На бобра из-за ели

глазеют глаза газели.

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

пыль по полю летит.

У четырех черепашек

четыре черепашонка.

Небольшие скороговорки необходимо произносить на одном выдохе. Соблюдать плавность и слитность их произнесения.

Слайд 8БАРАБАНЩИКЦЕЛЬ: Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи

МАТЕРИАЛ: «Барабанчики» — осязательные «коврики» размером 18×25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги

ОПИСАНИЕ: «Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

ЦЕЛЬ: Формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»)

МАТЕРИАЛ: . Красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

ОПИСАНИЕ: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень — не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Упражнения на выразительность речи

Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.
«КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7-12 лет)
Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» -радостно или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть.
Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детям старше 10 лет (а в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация.«УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12лет)

Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить
рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4-7лет)
Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:

— Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;

— звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;

— персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают прием, который им устроила Кошка;

— Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселые истории. «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложенная В.Леви, подходит для детей 8-12 лет)

Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли

Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а

— шепотом,

— с максимальной громкостью

— с пулеметной скоростью,

— со скоростью улитки,

— как робот,

— как иностранец.
При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.
#

Слайд 7КАРУСЕЛИЦЕЛЬ: Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыкиМАТЕРИАЛ: Длинный

шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М. Раухвергера).

ОПИСАНИЕ: Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле
(в медленном темпе)
Завертелись карусели
(в умеренном темпе),
А потом кругом, кругом
(в быстром темпе),
Все бегом, бегом, бегом
(бег).

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

ЦЕЛЬ: Учить соотносить темп движений и темп речи

ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки — «курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро — «цыплята клюют зернышки».
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята —
Желтые цыплята (быстрый темп).

📹 Видео

Ритм для детей. Ритмическое упражнение-игра.Скачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Музыкально ритмическая игра с хлопками. Наталья СмоленцеваСкачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

Как сделать речь интереснее. Логические ударенияСкачать

12 головоломок, которые позволят определить, как вы справитесь с опасностямиСкачать

ЗАГАДКИ НА ЛОГИКУ. 4 из 5 НЕ ПРОЙДУТСкачать

УГАДАЕШЬ? Викторина ПРАВДА или ЛОЖЬСкачать

Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Дидактическая игра по математикеСкачать

Игра на развитие воображения дошкольников | d-seminarСкачать

Игра «Назови одним словом»/Логопедические игры/ Обогащаем словарь дошкольникаСкачать

Загадки для детей ! Тест на сообразительность Бабушка ШошоСкачать

Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать

Игры для коррекции гиперактивностиСкачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС. Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

  • дыхательной гимнастики;
  • упражнений для глаз;
  • артикуляционной гимнастики;
  • главного компонента — логоритмики.

Литотерапия в логопедии

Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины. Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

  • массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
  • раскладывание из камней и песка узоров;
  • закапывание камней в песке;
  • логопедические упражнения с применением камней.

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи. По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

  • различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
  • занятия для речевого дыхания;
  • упражнения для ритма и темпа голоса;
  • различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
  • работа над силой и диапазоном голоса;
  • упражнения с логическим ударением.

Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

на развитие интонационной окраски речи

  1. «Мимический веер»

Цель: упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз. Описание: дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.

  1. «Подслушанный разговор»

Описание: на картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть».

Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

  1. «Разговор в корзинке с овощами»

Описание: дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

  1. «Сломанный телевизор»

Описание: дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

  1. «Письмо»

Описание: дети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

  1. «Маски»

Описание: задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Аникеева Марина РайнгольдовнаНаписать 11130 27.04.2017

Номер материала: ДБ-421938

  • 27.04.2017 3670
  • 27.04.2017 9014
  • 27.04.2017 4263
  • 27.04.2017 2940
  • 27.04.2017 691
  • 27.04.2017 3476
  • 27.04.2017 3567

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Подмосковье вводят систему голосования оценки качества школьных столовых

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Проходной балл ЕГЭ для поступления на бюджет снизился впервые за 10 лет

Время чтения: 3 минуты

Стартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме обсудят введение обязательных тестов на наркотики в школах

Время чтения: 1 минута

В Роспотребнадзоре заявили о широком распространении COVID-19 среди детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: