Войти

Как же все таки воображение связано с мышлением?

Воображение и фантазия — это особая умственная деятельность, при которой ребенок представляет то, чего нет, из того, что есть в его памяти. Это творческий процесс создания нового из старого.

Фантазия отличается от воображения тем, что путем этого мыслительного процесса создаются новые сказочные, нереальные объекты и ситуации на основе старого опыта и знаний ребенка.

Воображение и мышление, конечно, имеют разные цели, но они настолько связаны, что одно без другого невозможно. Генерирование образов и мышление связаны.

Чтобы сформировать в воображении новый образ, нужно разложить тот образ, который находится в памяти, видоизменить его, соединить в новых сочетаниях.

Указанные мыслительные операции являются инструментами мышления — анализом и синтезом.

Генерирование образов порождает сложную мыслительную деятельность, создаются связи между полученными образами, развивается мышление. Поэтому фантазируя, ребенок развивается.

Как же стимулировать развитие воображения?

Получать впечатления:

Разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из материалов различных фактур, играть в игры, стимулирующие развитие тактильных ощущений – например, «узнай предмет на ощупь»).
Пробовать новые вкусы и ароматы.
Путешествовать.
Ходить на концерты, спектакли и в музеи.
Разглядывать лес, небо, море (обращая внимание на оттенки цветов), угадывать, на что похожи облака.
Играть на подручных «музыкальных» инструментах – кастрюлях, разделочных досках, ложках.

Рисовать: рисуя, ребенок создает свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую он обдумывал, пока водил карандашом.

Здорово, если у ребенка есть простор для рисования (родители вывешивают большие листы на стены или выделяют под творчество рулон бумаги или ненужных обоев) − тогда ребенок может рисовать, не стесняя себя пространством одного листка.

Используйте для рисования не только фломастеры (их цвет постоянен, не позволяет передать оттенки), но и карандаши, различные типы красок, мелки, уголь.

Можно давать ребенку интересные задания: нарисовать фантастическую планету (несуществующее животное, самое удивительное на свете блюдо);

  • рассмотреть случайную каляку-маляку и преобразить ее в какую-либо фигуру;
  • рисовать поочередно: один рисует голову, второй – шею, затем опять по очереди – туловище, ноги (после того как одна часть нарисована, листок можно согнуть так, чтобы следующий игрок не видел того, что нарисовал предыдущий);
  • нарисовать песню или музыкальное произведение.

Читать: слушая чтение взрослого (а впоследствии и читая самостоятельно), ребенок живо представляет себе все перипетии, переживает за героев.

Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста

У детей, как и у взрослых, специалисты выделяют следующие виды воображения:

  1. Воссоздающее. Этот тип воображения неразрывно связан с памятью и образным мышлением. С его помощью человек может представить то, что он услышал или о чем прочел в книге.
  2. Творческое воображение – это создание новых образов путем видоизменения уже знакомых (на основе приобретенного опыта).
  3. В результате неуправляемого воображения у человека возникают представления, не связанные с какой-либо логикой.

В дошкольном возрасте воображение развито сильнее всего, ведь малышам еще сложно действовать по заданным правилам. Воображение, как и другие психические процессы, активно развивается посредством игры. Играя, дети придумывают новые сюжеты, используют предметы заместители (то есть кусочек бумаги становится билетом в кино или пульт от телевизора – мобильным телефоном). Фантазия развивается активнее, если жизнь ребенка насыщена разнообразными событиями и яркими эмоциями, ведь новые идеи создаются на основе уже имеющегося опыта

Также важно отметить, что зачастую дети буквально живут в своем воображаемом мире и могут путать фантазии и реальность. Нужно чутко наблюдать за поведением малыша и своевременно знакомить с реальной картиной мира в тех случаях, когда это необходимо (например, что нельзя выбегать на дорогу или совать пальцы в розетку)

Полезное рисование

В процессе рисования дети прекрасно развивают способность воображать. Можно придумать множество нестандартных вариантов рисунков.

  • Из простого – сложное. Малышам предлагаются простейшие нарисованные фигуры (круг, восьмерка, квадрат, две параллельные прямые), которые нужно дорисовать до чего-то более конкретного (восьмерка может стать очками, круг – солнцем или колесом машины).
  • Кляксы. Дошкольнику дают изображение какой-то кляксы. Его задача – сказать, на что она похожа, перебирая множество вариантов. Другой вариант — дорисовать кляксу до узнаваемого изображения.
  • Картинки из точек. Перед малышом кладут лист, на котором в хаотичном порядке расставлены точки. Его задача – соединяя их, получить какое-либо конкретное изображение.
  • Настроение. Подобно «тематическим» танцам можно устроить «рисовальную» игру. Ребенок изображает свое настроение в данный момент, либо настроение по заданию взрослого (нарисуй страх, радость, злость, веселье).

Все эти игры помогут малышам развить свои творческие навыки и способность воображения. Можно придумать и другие, используя уже фантазию взрослых. Главное – мотивировать ребенка что-то придумать. С возрастом эти игры могут стать еще сложнее. С началом обучения в школе их полезно связывать с полученными на уроках знаниями, мотивируя ребенка к познанию и созданию новых продуктов воображения. Ну а чем это полезно – повторять не нужно.

Шаг 4. Что говорить и читать, чтобы развивать воображение? Игры на развитие воображения у детей 4-5 лет

Развиваем воображение через устную речь: читаем и сочиняем

1. Чтение

Чтение стимулирует работу правого полушария. Когда мы читаем, мы думаем, представляем, видим героев и сюжеты в образах, предвосхищаем события, все это мощно развивает правое полушарие.

Поэтому читаем детям обязательно. Читать нужно не только детские книжки, а разную литературу: научную, художественную, техническую, чтобы ребенок получил представление о глубине языка.

Ребенок рождается с удивительными способностями, он может понять и расшифровать любые слова и выучить столько языков, сколько вы ему можете дать и за самое короткое время.

Поэтому судить, что поймет ребенок, а что нет, что для него сложно, а что нет — это вопрос очень тонкий)

2. Сочиняем с ребенком сказки

Учимся сами и учим ребенка сочинять сказки. Чтобы научиться сочинять сказки, нужно вспомнить, что все вокруг может быть живым, двигаться, говорить, мечтать и каждый объект может жить своей собственной жизнью.

Предметы, игрушки, камни, деревья, все… У каждого и любого может быть своя особенная жизнь, полная приключений.

Для самых маленьких, до 2 лет, можно придумывать вот такие истории:

«Однажды маленький мальчик слепил из снега круглый снежок, принес его домой и положил на стул. А сам пошел ужинать. Дома было тепло, и снежок полежал-полежал и начал худеть да таять.

Мальчик увидел это и спросил: «Что с тобой случилось, почему ты плачешь, снежок?»

«Потому что в тепле я растаю и превращусь в лужицу», – ответил снежок. Тогда мальчик открыл холодильник и положил снежок на самую холодную полку. Снежок очень обрадовался и сказал мальчику: «Спасибо!»»

Для деток постарше, 3-4 лет, можно руководствоваться планом:

  • выбираем героя, оживляем его, описываем
  • помещаем его в то место, где он не может быть (хорошо бы уточнить, как он туда попал)
  • рассказываем, что в этом необычном место с ним произошло
  • кого он там встретил
  • какой враг у него был
  • кто ему помог
  • чем все закончилось

Нужны ли загадки для развития фантазии и воображения?

3. Отгадываем и сочиняем сами загадки. Мы учимся по всем правилам сочинять загадки на нашем тренинге «Как легко и быстро развивать воображение и природные способности ребенка» (откроется в новой вкладке), где есть отстранение, ассоциация и сравнение и заключительная метафора.

В завершение можно придать загадке стихотворную форму. Вы можете брать первые две операции и выдумывать сами с ребенком загадки.

Например, продолговатый, зеленый, может быть с пупырышками, съедобный, внутри много воды и косточек) Это мы отстранились и описали огурец. Можно ограничиться и этим. А можно пойти дальше и сравнить огурец с бананом)

С подросшим ребенком нужно усложнять загадки. Приводить такие особенности предмета, которые не дают однозначного толкования.

Например, «Они есть у каждого, бывают разных цветов, формы и длины, они могут быть тонкие и толстые. Без них человек может прожить, некоторые даже просто от них избавляются. Но они очень настырные всегда с человеком, но иногда, они обижаются и уходят навсегда)»

Что это?

4. Лжезагадки — это загадки, в которых уже содержится ответ и нужно быть просто очень внимательным.

Синьор Освальд в разгар летней поры

Направился в Африку, где погибал от жары.

Возникает вопрос: почему он страдал от жары?

Потому что родился в Форли

Иль потому, что Освальдом его нарекли?

Шаг второй. И чтобы учиться было в радость

Макото Шичида, японский профессор, который изучал головной мозг в течение 40 лет и разработал свою методику для развития деток (о ней можно почитать здесь), пишет, что те детки, которые плохо учатся, имеют плохо развитую языковую память правого полушария.

О способах развития памяти и правого полушария у дошкольников читайте Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения и 44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения самые эффективные? (ссылки откроются в новых вкладках)

Дети с развитым правым полушарием головного мозга могут читать книги с закрытыми глазами — прочитав один раз, перелистывать ее у себя в голове и ища нужную информацию.

Запоминают огромные объемы инофрмации

Макото Шичида считает, что развитие образов — самое важное в развитии правого полушария. Детей нужно обучать способности видеть образы

А как мы узнали раньше, развитие правого полушария дает развитие всего мозга.

Итак, что же нужно делать? У него конечно, есть особенные упражнения на развитие силы образов, но есть и очень простые.

Развиваем образную память

Играть с детьми в превращения.

Игра «Превращение в котенка»

Скажите ребенку, что вы хотите с ним поиграть в игру. «Представь, что твое тело уменьшается, становится маленьким и превращается в котенка. Рыженького маленького котенка. Теперь ты котенок.

Смотри, вокруг тебя все большое: стол, стулья, а ты совсем маленький. У тебя мягкие лапки и есть коготки, которыми ты можешь царапаться и цепляться и взбираться на спинку дивана или даже на занавески.

Куда ты хочешь взобраться? Давай полезай. Как там наверху? Тебе не страшно, потому что ты очень ловкий, а когда спрыгиваешь ты всегда приземляешься на все четыре лапки.

А когда ты идешь, тебя совсем не слышно. И ты очень любишь играть и прыгать. А еще тебе нравится, когда тебя гладят по шерстке. От этого ты урчишь.

Но вот ты очень проголодался и захотел попить. На кухне стоит твоя мисочка с молочком. Ты подходишь и лакаешь молочко. Какое на вкус молочко? Оно теплое?»

После того как поиграете, помогите ребенку вернуться в его прежнее состояние. Скажите: «А теперь ты превращаешься в мальчика Сашу или девочку Лизу».

Можно играть во все, что угодно. Например, летать в облаках самолетиком или воздушным шаром, плавать в море дельфином или корабликом, машиной ехать в далекое путешествие…

Есть и другие упражнения. Об этом мы рассказываем и во все игры играем на нашем тренинге по развитию воображения (откроется в новой вкладке).

Полезная функция

Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании. Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.

Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:

  • музыкальные произведения;
  • картины;
  • литературные произведения;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • прикладное творчество.

Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.

В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.

Самое важное о воображении

Существует очень много определений воображения. Приведу, на мой взгляд. лучшее.

Воображение — это способность переносить функции одного предмета на другой, который функциями первого не обладает, и умение видеть целое раньше частей.

Что значит перенесение функции одного предмета на другой простыми словами и на практике? Например, функция машины — ездить. Ребенок берет кубик от Лего и везет его по полу и изображает звук работающего двигателя.

Что это? Это как раз перенесение функции машины на кубик, который функциями машины совсем не обладает.

А еще кубик может летать как бабочка, а девочка может, сидя в песочнице, помешивать палочкой (она у нее теперь ложка) суп (песок в ведерке). Да, за все это отвечает воображение)

Кстати, это свойство воображения лежит в вообще основе развития человеческой цивилизации. Древние люди пили воду, набирая ее в свои ладошки, собирая их вместе как лодочку.

Именно такими делали изначально чашки. В глину, металл, дерево была перенесена форма сложенных человеческих рук, с помощью которой пили воду.

С этим свойством воображения связано еще одна способность ребенка — встать на позицию другого, представить себя голубем, трактором, любимым персонажем, котиком. Помните дети играют в такие игры?

Умение видеть целое раньше частей

Это когда идет ребенок по улице и собирает всякую «дрянь», на наш взгляд не нужную. Если мама заставляет «весь этот мусор» выбросить, то он может привести тысячу аргументов, за чем это ему нужно.

Что это палочка — недостающая часть от самолета и она обязательно ему пригодится. Здесь ребенок видит целое раньше частей. Это нам кажется, что всякий мусор, а ребенок увидел часть от своей будущей игры, созданной им в воображении.

Именно целостная ситуация сделала возможным увидеть палочку частью самолета. Бесполезный предмет вдруг обрел смысл. Благодаря этому качеству воображения ребенок может оживлять игрушки, дружить с ними, любить или бояться.

Поэтому игра ребенка — это важное дело которое в конечном итоге развивает головной мозг. Почему? Уча ребенка читать, считать, мы развиваем его левое полушарие. Французский ученый И

Соньер сказал, что развивая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие, но развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг

Французский ученый И. Соньер сказал, что развивая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие, но развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг.

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи. Расширяются познавательные возможности.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Влияние подвижных игр на развитие воображения детей среднего дошкольного возраста

Куштуева Надежда Александровна,воспитатель

Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. 

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Воображение входит в состав любой деятельностии является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают вединстве с мышлением. Механизмы воображения актулизируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи неполны и с трудом поддаются анализу.

Наиболее полно формирует личность ребенка подвижная игра, которая является важным средством воспитания. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. 

Таким образом, актуальной становится возможность повлиять на процесс формированиявоображения у детей при помощи подвижных игр. В  связи  с тем ,  что  любые  физические  упражнени я  воздействуют  на  организм  в  целом  и  на  вс е  психическ ие  процессы ,  то  м ожно  предположить ,  что  на  такой  психический  процесс  как  воображение  будет  оказано  благотворное  влияние.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми и более сложными движениями;
  • развитие воображения, ловкости и быстроты.

Игры малой и средней подвижности используются в утренней гимнастике и физ. минутках. Такие, как «Море волнуется раз…», с разной тематикой. «Снеговик», «Мыльные пузыри», «Зеркало», «Сделай так». Все эти приемы способствуют развитию развитию воображения у детей.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

Развивая ,  совершенствуя творчество  в  игре,  мы  воспитываем  социально  —  активного,  умного,  разносторонне  развитого  человека,  относящегося  к  любой  деятельности вдумчиво  и творчески.Литература:Басов, М.Я. Избранные психологические произведения / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.

Этапы развития

Воображение − это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о различных ощущениях (картинах, запахах, прикосновениях, звуках) и чувствах. Оно тесно связано с восприятием, эмоциями и памятью. Ребенок слушает сказку о Красной Шапочке, при этом он в красках представляет себе все ее приключения, и именно поэтому история вызывает у него в душе такой отклик – он искренне переживает за маленькую девочку. Чем ярче будут картины в его воображении, тем большее впечатление произведет на него сказка, тем лучше запомнятся образы. На следующий день (или через неделю, месяц, год) ребенок нарисует картинку, сочинит историю или вставит в игру эпизод, сильно напоминающий историю о девочке, отправившейся через лес к бабушке: снова заработает его воображение, подтолкнув его к использованию яркого образа, который однажды произвел на него впечатление и пробудил эмоции.

Младенец начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (в первую очередь зрению, осязанию). В его памяти сохраняются различные образы, сочетающиеся с определенными ощущениями и эмоциями, – поначалу расплывчатые (ощущение покоя и тепла рядом с мамой или боль и страх при падении). В дальнейшем эти воспоминания возникают у ребенка в различной комбинации, поначалу совершенно неосознанно, но постепенно он учится произвольно сочетать их, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

Примерно к двум годам воображение начинает активно развиваться. Прежде всего усложняется игра ребенка: он не просто таскает за собой плюшевого мишку, а «укладывает спать», «кормит» его – то есть воспроизводит знакомые действия, в которые ежедневно вовлечен сам, но уже представляя себя на месте взрослого – того, кто кормит и укладывает. Примерно до трех лет его воображение ограничивается знакомыми ситуациями.

После трех лет, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребенок начинает замещать игровые предметы. Ему уже не нужна настоящая ложка, чтобы покормить медведя – достаточно будет и палочки, которую он нашел (а вскоре и палочка станет не нужна – он будет кормить медведя пустой ладошкой «понарошку»). В играх начинают появляться фантазийные сюжеты, напрямую никак не связанные с опытом ребенка: плавание на корабле, полеты в космос, умение колдовать и т. п.

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

  • «Что было бы, если…». Эта словесная игра отлично развивает воображение дошкольников. Спросите малыша, что было бы, если, например, машины бы летали или взрослые стали бы маленькими, а дети большими и так далее. Тематика может быть абсолютно любой, а сами вопросы смешными и нелепыми – это только еще больше замотивирует ребенка мыслить творчески.
  • «Небылицы». Это упражнение похоже на предыдущую игру. Но вместо вопросов взрослый озвучивает начало истории, а ребенок должен продолжить ее так, чтобы получилось нечто небывалое. В качестве зрительной опоры в этой игру можно использовать различные сюжетные картинки, иллюстрации, вырезки из газет и журналов, а также рисунки самого ребенка. Придумывание небылиц – это чрезвычайно действенный способ развития творческого воображения.
  • «Волшебная коробочка». Дети обожают игры с переодеванием. Сложите в коробку старые вещи, маски, шляпы и другие аксессуары. Из различных материалов вместе с малышом можно сшить настоящий маскарадный костюм. Ребенок будет счастлив разыграть дома костюмированный спектакль или устроить показ мод.
  • «На что похоже облако?». Во время прогулки вместе с малышом оглядитесь вокруг: присмотритесь к облакам, ветвям деревьев, теням, лужам под ногами. Придумайте, на что они похожи.
  • «Для чего можно использовать эту вещь?». Предложите ребенку придумать как можно больше способов применения каких-нибудь простых предметов (например, карандаша, листа бумаги, камушек, носок и т.д.). В воображении ребенка обычный стаканчик может стать домом для жука, сигнальным огоньком полицейской машины или музыкальным инструментом.
  • Сочинение сказок. Вместе с крохой сочините сказку на ту тему, которая близка ребенку. Присутствие в ней знакомых сюжетов и любимых героев малыша – важные факторы, необходимые для того, чтобы увлечь ребенка игрой.
  • «Дорисуй фигуру». На листе бумаги изобразите несколько геометрических фигур и попросите кроху дорисовать к ним детали так, чтобы из каждой фигуры получился какой-либо предмет.
  • Кляксография. Похожее упражнение можно выполнить и при помощи красок. Пусть ребенок поставит на листе цветную кляксу, а затем дорисует ее до чего-то содержательного.
  • «Несуществующее животное». Это не просто игра, а проективный рисуночный тест, который в руках специалиста может многое рассказать о личности ребенка. В домашних условиях задание, которое лежит в основе данной методики, послужит прекрасным способом развития воображения детей дошкольного возраста. Попросите малыша придумать и нарисовать животное, которого не существует (ни в жизни, ни в сказках, ни в мультфильмах) и назвать его несуществующим именем. После того как рисунок будет готов, обсудите с ребенком его работу: выясните, какой характер у придуманного персонажа, что он любит делать, а что – нет, есть ли у него друзья или враги.
  • Творческие виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
  • Конструирование. Каждый раз, когда малыш строит что-то новое, не используя образец или инструкцию, он проявляет воображение и учится мыслить творчески.
  • Свободная сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность дошкольников, поэтому именно в ней наиболее активно и естественно развиваются все психические процессы. Играя со сверстниками, дети находятся в воображаемой ситуации со своими правилами и распределением ролей.

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

Как игра влияет на воображение?

Игра – специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки – это градусники у «врача», листики – тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план. Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим. Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: