Как развивать мелкую моторику рук у ребенка

Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки

Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Что это и как ребенок развивает мелкую моторику

Развитие ММ пальцев помогает в формировании внимания, мышления, сознания и речи

Работе с моторикой ребенка каждый родитель должен уделить особенное внимание, чтобы, когда малыш подрастет, у него не было проблем с одеванием, он мог рисовать, писать, обладал основными навыками в быту. Пальчиковые упражнения ведут к:

  • увеличению словарного запаса;
  • улучшению памяти;
  • усовершенствованию речи;
  • развитию воображения;
  • правильному складу ума.

Обратите внимание! Разработано множество заданий, планов, упражнений и игр для детей разного возраста. Заниматься можно уже с первых дней жизни

Занятие с родителем

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2-3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Как развивать мелкую моторику у детей

Что нужно для моторики рук для детей

Многие родители начинают заниматься с детьми примерно с 8-месячного возраста, однако это можно делать и раньше.

Важно! Не стоит забывать, что при всей значимости упражнений это всего лишь малыш. Поэтому нужно уметь делать скучные, монотонные упражнения интересными, веселыми

Также важно выбирать задания с учётом уровня развития. Если в этом деле возникают сложности, то можно сходить на консультацию к педиатру, который ответит на все интересующие вопросы по поводу моторики

Массаж ладоней

Занятия, игры и упражнения

Врачи и педагоги рекомендуют следующие игры и упражнения:

  • Массаж ладоней. Это легкий и подходящий для любой возрастной группы способ развития ММ. Своим пальцем нужно водить по ладоням малыша, поглаживать их и массировать. Параллельно можно проговаривать слова пословиц.
  • «Ладушки» — знакомая многим детская игра. Она обучит самых маленьких выпрямлять пальчики и делать хлопки.
  • Рвать бумагу. Занятие подойдет для малышей с 7-месячного возраста. Нужно дать ребенку простые бумажные листки. Он с азартом изучит их, начнет мять и порвет.
  • Листать книгу. После 12 месяцев можно начать листать детские книжки с картинками или аналогичную печатную продукцию.
  • Бусы. Малышам нравится держать в руках небольшие вещи, что приносит пользу. Можно нанизывать бусины на нить или заменить их макаронами разной формы.
  • Вкладыши-миски. Из них правильно возводить башни, собирать как матрешку. Эта игра формирует понятие о размерности предмета.

Самое эффективное средство

Такое легкое упражнение, как снятие и навинчивание крышек, улучшает ловкость пальцев. Нужно предложить ребёнку различные баночки, пузырьки, бутылки, и малыш с удовольствием этим займется.

Вырезание из бумаги

Также актуальны следующие методы:

  • Шнурование. Тут не нужно никаких дополнительных предметов. Постепенно стоит обучать малыша одеваться. Пусть сам застегивает и расстегивает одежду. Это поможет не только в развитии рук, но и приучит к ответственности. Можно дать малышу какой-то старый башмак, который выполнит роль тренажера.
  • Лепка. Этим допустимо заниматься в любом возрасте. В качестве материала рекомендуется брать пластилиновую массу, глиняные составы, соленое тесто. Когда мама соберется что-то испечь, нужно подключить к процессу ребенка. Всем детям нравится готовить. К тому же у малыша появится чувство гордости, что он оказывает помощь старшему.
  • Рисование. Можно прорисовывать контуры, выполненные в виде пунктира, а также закрашивать картинки. Принесет пользу рисование на стенке, древесине, зеркальном покрытии.
  • Пазлы и мозаичные картины. Для детей 3 лет стоит выбирать пазлы и мозаичные узоры с большими элементами. Они отлично развивают воображение.
  • Вырезание. Рекомендуется купить детские мини-ножницы, клеевой карандаш, разноцветные бумажные и картонные листы и научить ребенка мастерить из них поделки. Нужно вырезать картинки, наклеивать, делать фигурки и т. п. Это развивает ММ и воображение, способности к творчеству.

Важно! Задания должны выполняться вместе с родителем, иначе малыш может проглотить какую-то мелкую деталь и подавиться. Во избежание травмы нужно следить за ходом процесса и предусмотреть любые случайности

Заниматься следует систематически, ежедневно и вскоре можно заметить, что движения сына или дочери с каждым разом становятся все более обдуманными и гармоничными. Это будет большим плюсом перед отправкой ребенка в детский сад или школу.

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Упражнения на моторику для детей до года

В возрасте нескольких месяцев малыши уже умеют захватывать и удерживать в руках погремушку, и этот навык становится еще одним важным этапом в развитии мелкой моторики. В 6 месяцев, когда они уже осваивают перевороты со спины на животик, и умеют подолгу находиться в этом положении, приподнимая при этом предплечья, необходимо раскладывать перед ребенком игрушки разнообразных форм: погремушки, машинки с колесиками и другими мелкими деталями, которые могут заинтересовать кроху.

Важно помнить, что во избежание несчастных случаев, занятия в которых задействованы мелкие предметов обязательно должны проходить под наблюдением взрослых.

Весьма интересным занятием для детей грудного возраста становится изучение красочных игрушек, подвешенных к дугам развивающего коврика. Яркие погремушки, издающие звенящие, шуршащие и гремящие звуки очень привлекательны для маленького исследователя, и он подолгу может знакомиться с новыми для него предметами, трогая и рассматривая их.

Ближе к году дети начинают проявлять интерес к различным пальчиковым занятиям. В этом возрасте им интересны такие потешки, как «Ладушки» или «Сорока-белобока», когда мама или папа показывают движения и просят малыша повторить их. В начале игры «Сорока», мама сама водит пальцем по детской ладошке, загибает пальчики и приговаривает: «Сорока-белобока кашу варила…», а затем малыш должен повторить ее действия.

Еще одно простое и эффективное упражнение для детей до года, это катание граненного карандаша ладошкой по ровной поверхности. Даже простое хлопанье в ладоши, является прекрасной тренировкой для развития моторики.

Развитие мелкой моторики у детей

Супер-врач, который спас ребенка от третьего отита, как осложнение после болезни! Провела все исследования и анализы, которые необходимы. Сразу назначила лечение (и объяснила почему не надо делать то, что раньше). По результатам анализов назначила антибиотик, который сработал (до этого было все в пустую), и процедуры, на которые ездим в районую поликлинику. Врач из районной поликлиники очень хвалила назначения и рекомендации Ларисы Наилевны (сказала «вы попали к очень хорошему врачу»)

Хочу выразить огромную благодарность Луниной Анне Викторовне.
Анна Викторовна – большой профессионал! За столь короткий срок, смогла поставить дочери недостающие звуки и автоматизировать их в речи. Спасибо огромное!

Многие родители знают о важности развития мелкой моторики у детей. Действительно, это очень важный аспект в развитии ребёнка

Развитие речи, координаторных навыков, ловкости, интеллекта зависят именно от того, насколько развита мелкая моторика пальцев рук. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко и развивая одно, развивается и другое

Действительно, это очень важный аспект в развитии ребёнка. Развитие речи, координаторных навыков, ловкости, интеллекта зависят именно от того, насколько развита мелкая моторика пальцев рук. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко и развивая одно, развивается и другое.

Как развивать мелкую моторику у детей, какие игры и упражнения бывают? Примерный перечень я для вас подготовила. Пробуйте со своим малышом и наблюдайте, как он с этим справляется. Не всё может получаться сразу, для некоторых игр и заданий необходимо сформировать навык. В процессе упражнений тренируется ловкость, точность движений. Если в 5-6 лет задания даются с трудом, ребёнок избегает такие игры и задания, то рекомендую прийти на консультацию к логопеду, чтобы в школе дети не испытывали проблем с письмом. Неспособность выполнять точные движения у детей этого возраста могут свидетельствовать о нарушениях, требующих диагностики и коррекции.

От 1 года до 3 лет

Массаж пальчиков, ладошек и самомассаж, включая игольчатый шарик (су-джок), массаж кистей рук щёткой для волос;

Массаж кончиков пальцев бельевой прищепкой + цеплять прищепки к верёвке, на лист бумаги;

Рисовать пальчиками на песке;

Массаж в крупе с морской солью (высыпать в ёмкость крупу, соль) + доставать мелкие предметы из крупы и пытаться на ощупь определить предмет;

Перебирать крупу (горох, фасоль, гречка, рис); раскладывать обеими руками крупу по разным баночкам;

Пальчиковые игры (коза-корова, колечки, цепочки, веер, домик, ладушки и пр.) и театр теней;

Перелистывание страниц книги;

Перебирать пальчиками мелкие бусы;

Собирать мелкие предметы по одному в горсть;

Завинчивать, закручивать крышки, гайки;

Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

От 3 лет до 4-5 лет

Лепка из пластилина;

Растягивать резиночку пальцами одной руки;

Рисование по трафаретам;

Собирать крупную и мелкую мозаику, пазлы;

Нанизывать бусины на верёвочку (нить);

Игры с конструкторами (лего и пр.), собирать конструктор по схемам;

Рвать бумагу на мелкие кусочки;

Скатывать одной рукой шарики из пластилина;

Застёгивать, расстёгивать пуговицы;

Завязывать, развязывать узлы (можно в узлы «вплести» бусины, пуговицы).

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Собирание конструктора с мелкими деталями (лего, металлический конструктор);

Штриховка, аккуратно раскрашивать цветными карандашами фигуры;

Шнуровать обувь, в том числе по схемам;

Выкладывать фигуры, буквы, цифры, колодец из спичек, мелких палочек;

Вырезать из бумаги фигуры, резать по обозначенным линиям;

Рисовать мелом (на доске, асфальте), проходить дорожки красками по заданным «маршрутам»,

Проблемы моторики

Многие родители понимают необходимость развития малыша от рождения и с большим интересом занимаются с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они всегда должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.

Каждому из нас приходилось встречать детей четырех — пяти лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.

Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив полнометражный мультфильм или поставив игру на часик, чтобы ребенок не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел.

Лишь некоторые родители признают тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока их ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застегнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное.

Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки — свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто из родителей задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество вещания.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:

  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

Ошибки родителей

Когда мы развиваем мелкую моторику малышей, очень важно не допустить таких ошибок:

Скучное выполнение упражнений, отказ от игровой формы, потешек и стишков. Ребенок быстро утрачивает интерес к таким занятиям, в лучшем случае из вежливости будет делать то, что просит мама, в худшем – закапризничает и откажется

Чтобы избежать такого результата, важно использовать разнообразные формы, каждый раз предлагая крохе что-то новое, непривычное.

Занятия в те дни, когда малыш болен или плохо себя чувствует. Некоторые родители, поняв важность пальчиковых упражнений, начинают заставлять дошкольника тренироваться каждый день

Однако если ребенок не настроен на занятия, вполне допустимо пропустить пару дней.

Однообразие. Об этом уже говорили, коротко повторим – есть огромное количество пособий, игр, упражнений, поэтому нет необходимости «мучить» ребенка чем-то одним изо дня в день.

Нетерпение. Иногда родители срываются на своего «неловкого» ребенка, которому не удается простое, на первый взгляд, действие. Однако важно помнить о том, что все умения приходят постепенно, малыш еще не научился как следует управлять своими руками, ему надо помочь, но ни в коем случае не ругать.

Избежать этих ошибок в работе с дошкольниками просто – необходимо проводить занятия в легкой игровой форме, быть терпеливым и использовать различные упражнения.

Таковы основные упражнения для тренировки мелкой моторики малыша, их актуальность не ослабевает, поскольку такие задания направлены не только на выполнение своей прямой цели, но и помогают развитию речи, памяти, веселому времяпрепровождению.

https://youtube.com/watch?v=gHD3J6h_Y38

Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.

Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.

Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года — три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.

Какие методики развивают моторику

Существует немало программ, которые направлены на улучшение моторики пальцев у дошкольников и школьников, а потому выбрать какую-то одну из них бывает сложно. Изначально лучше рассматривать те методики, которые способствуют не только моторному, но и интеллектуальному развитию – совершенствуют способности ребенка, прививают ему полезные навыки.

Одной из таких программ является ментальная арифметика – система обучения быстрому счету в уме, которая подойдет ученикам от 5 лет и старше. Осваивая ее, ребята учатся считать на абакусе (специальных счетах), что способствует развитию моторики. Постепенно они закрепляют свои навыки и переходят к следующему этапу – устным вычислениям.

Теперь ученики привыкают представлять абакус в своем воображении и считают уже на нем. Такая деятельность дает полезную нагрузку на оба полушария мозга – левое, позволяющие применять логико-аналитические способности, и правое, отвечающее за креативность, воображение и творческий потенциал. Так удается совершенствовать разные навыки малышей одновременно.

Освоить ментальную арифметику можно на курсах от академии AMAKids. Обучаясь в небольших группах под руководством опытного педагога, ученики постепенно пройдут все этапы освоения быстрого устного счета, а также повысят свой интеллектуальный потенциал. Все это поможет им добиться успеха не только в учебе, но и во многих других видах деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: