Какие игровые технологии применяют в детском саду

Детская игра, или игровая технология, применяемая в дошкольном образовательном учреждении для полноценного развития детей

Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. — Ростов н/Д., 2002. .

Распространенная ошибка состоит в том, что большинство педагогов ДОУ полагает, что игровые технологии — это использование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а также развивающих дидактических игр (игры Никитиных, Воскобовича, Монтессори, Зайцева и др.) или игровых (сказочных) персонажей в практике работы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995..

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к обучению Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989..

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед ребенком в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Список литературы

  1. Бабанский. Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. — М.: Норма, 2008. – 240с.
  2. Вавилова, Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Л.Н. Вавивола, Т.С. Кузина. – Кемерово: КРИРПО, 2007.- 94с.
  3. Войскунский, А.Е. Групповая и игровая деятельность в Интернете / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2009. — Т. 20. — № 1. – С. 18-32.
  4. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2012. – 294с.
  5. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128с.
  6. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – СПб.: СПб АППО, 2008. – 112с.
  7. Занько, С.Ф. Игра и учение (в 2-х частях) / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюников. — М.: Норма, 2012. – 266с.
  8. Зимняя, А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Зимняя. — М.: Норма, 2010. – 244с.
  9. Кайюа, Р. Что такое игра / Р. Кайюа // Курьер «ЮНЕСКО». — 2010. — № 2. — С. 67.
  10. Кривко-Апинян, Т.А. Мир игры / Т.А. Кривко – Апинян. – М.: Эйдос, 2012. – 308с.
  11. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования/ В.С. Кукушин. – М.: МарТ, 2008. – 592с.
  12. Минич, О.А. Педагогические игры / О.А.Минич, О.А. Хаткевич. — М.: Норма, 2008. – 218с.
  13. Новиков, А.М. Методология игровой деятельности / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2007. – 48с.
  14. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: Формат, 2008. – 268с.
  15. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 218с.
  16. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н.В. Самоукина. — М.: Народное образование, 2008. – 286с.
  17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256с.
  18. Столяренко, В.А. Педагогаческая психология / В.А. Столяренко. — Мн.: Высшая школа, 2010. – 210с.
  19. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. — М.: Норма, 2007. – 304с.
  20. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.- М.: Норма, 2009. – 218с.

1. Игровые

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связи между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).

Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2001. :

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Понятие «игровая технология» переводит вопрос на совершенно другой уровень научно-педагогического рассмотрения. Дидактическая проблема состоит в том, что содержание профессионального обучения будущих педагогов ДОУ не включает в себя курс «теории обучения», то есть они имеют весьма неопределенное представление как о понятии «образовательная технология» в целом, так и о совершенно специфической ее области — игровых технологиях Назарова О.Д. Игровые технологии в развитии дошкольников //Дошкольная педагогика. — 1996. — №2. — С.12-14.

46 стр., 22648 слов

Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей …

… профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности и тем, что возникновение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту дошкольников, как …

Функции игровых технологий

Игровые технологии выполняют следующие функции в образовательном процессе:

  1. Развлекательная – данная функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставлять ребенку удовольствие, воодушевлять, пробуждать интерес к различным видам деятельности, удовлетворять его потребности в познании.
  2. Коммуникативная – направлена на овладение и развитие ребенком своих коммуникативных умений и навыков, овладение диалектикой общения.
  3. Самореализация – игра позволяет ребенку «примерить» на себе различные роли, получить бесценный навык практической деятельности.
  4. Игротерапевтическая – направлена на преодоление ребенка разнообразных трудностей, которые возникают в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами).
  5. Диагностическая – предусматривает выявление у детей отклонений в развитии, в процессе осуществления им игровой деятельности.
  6. Коррекционная – направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка.
  7. Межнациональная коммуникация – предполагает процесс усвоения учащимися социальных и культурных ценностей, которые являются общепринятыми в рамках конкретного общества (государства).
  8. Социализация – процесс включения ребенка в общественные отношения, адаптация его к современному обществу посредством усвоения общечеловеческих норм.

Практически все игровые технологии имеют ряд основных черт:

  • Наличие свободной развивающей деятельности, которая может быть выбрана ребенком по его желанию, с целью удовлетворения собственных образовательных потребностей.
  • Творческий характер, который часто проявляется в импровизированной деятельности, в «поле творчества» учащихся.
  • Положительный эмоциональный фон игровой деятельности, которая порождается весельем, чувством состязательности и конкуренции, открытием чего-то нового и т.д.
  • Наличие правил – прямых или косвенных, которые отражают характер игры, ее содержание, логическую последовательность и т.д.

Понятие и значение игровых технологий в образовательном процессе

Определение 1

Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера.

Эффективность использования игровых технологий в образовательном процессе зависит от соблюдения ряда условий:

  • Игры, используемые в рамках технологии, должны в полной мере соответствовать учебным и воспитательным целям урока.
  • Количество игр во время урока должно быть умеренное.

В зависимости от использования игровых технологий выделяют следующие виды уроков:

  1. Уроки, с использованием разнообразных игровых заданий (КВН, конкурсы, соревнования и т.д.).
  2. Уроки, с использованием игровых упражнений и заданий.
  3. Уроки, с использованием игры лишь на определенном этапе урока (например, применение игры для знакомства с новым учебным материалом).

В настоящее время игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся.

Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на:

  • тренировку памяти;
  • выработку речевых умений и навыков;
  • стимулирование умственной деятельности;
  • развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету;
  • преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия;
  • развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими;

Замечание 1

Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой.

Приложение 1

Игры, помогающие
научиться ребёнку отстаивать своё
мнение

1. «ОЗОРНОЙ ДВОЙНИК» (для детей 4-7лет)

Ведущий договаривается
с детьми о том, что они повторяют 
все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают
свой, тоже заранее оговоренный жест (допустим,
когда он подпрыгивает, они должны будут
присесть). Тот, кто ошибется, выбывает
из игры.

С детьми 6-7 лет можно,
во-первых, увеличить количество неповторяемых 
жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый
ребенок должен будет сделать что-то свое.
То есть, перед ним будет стоять цель не
поддаться не только внушению ведущего,
но и влиянию остальных игроков. А это
не так-то просто, учитывая, что истинно
застенчивые дети очень внушаемы.

2. «ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ» (для детей 7-10 лет)

Правила, казалось бы, еще 
проще, чем в предыдущей игре:

повторяй жесты ведущего
— и все тут. Но только изображай 
его двойника в зеркале. Кто ошибется
— выбывает из игры. Однако несмотря на кажущуюся простоту
этой игры, победить в ней нелегко. Дети
наверняка будут путаться при необходимости,
скажем, наклониться влево, когда ведущий
нагибается вправо. Поэтому задания нужно
усложнять постепенно. Сначала соотношение
жестов, которые копируются полностью
и движений, которые требуют мысленной
корректировки, должно быть примерно 7:1.
Например: присели, выпрямились, подпрыгнули,
наклонились вперед, выпрямились, привстали
на цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ
руку («отражение» поднимает левую). Потом
оно должно сокращаться. Но учтите, что
самое сложное — это не когда соотношение
становится 1:7, а когда «зеркальные» и
«незеркальные» движения даются вперемежку.
(1:1 или 2:1).

3. «ОПАЗДЫВАЮЩЕЕ
ЗЕРКАЛО» (игра, предложенная В.Петрусинским,
подходит для детей 8-14 лет)

Играющие рассаживаются 
в круг. Им нужно представить себе,
что они прихорашиваются перед 
зеркалом. Сделали одно движение— задержались 
на секунду, посмотрели в зеркало. Другое
движение — пауза, третье — пауза.
Сосед слева должен повторять 
движение ведущего, но только тогда, когда
он начнет второе движение. Третий слева
тоже будет повторять это, но с опозданием
уже на два шага (т.е. когда его правый сосед
начнет воспроизводить второе движение
ведущего, а сам ведущий сделает уже третье
движение). Таким образом, последний игрок
должен будет держать в уме достаточно
много предыдущих движений, поэтому детям
лет 8-9 не следует играть в большом составе,
им такая нагрузка не под силу.

4. «ПИШУЩАЯ МАШИНКА» (для детей 6-14 лет)

Спектр целевых ориентации:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • развитие обще-учебных умений и навыков Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. — М., 1997. .
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
  • адаптация к условиям среды;
  • стрессовый контроль, саморегуляция;
  • обучение общению Касаткина Е. Игровые технологии в образовании и воспитании… существуют ли они? //Дошкольное воспитание. — №12. — 2009. — С.17 -20..

Слайды и текст этой презентации

на МО дошкольной группы)       Подготовила: Пуссь Алена Анатольевнапедагог-психолог, первой квалификационной категории

Слайд 3«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать

этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».А. С. Макаренко 

процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще

педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

на занятии, достичь поставленных дидактических задач);• диагностическую (дают возможность диагностировать различные

проявления ребёнка);• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

функций.

памяти, мышления, сообразительности.Логические игры, используемые в работе: ребусы, признаки, домино и другие. Способствуют развитию зрительного восприятия, пространственного мышления. Карточки представляют собой яркие цветные рисунки, изготовленные по технологии пазла. Комментирование ребенком своих действий способствует развитию речи и логики ученика.Настольные игры способствуют развитию коммуникативных навыков (соблюдение очередности), развитию волевой сферы, Настольные игры – это прекрасный способ нагрузить свой мозг приятными и полезными задачками

Способность планировать свои действия в настольных играх поможет детям планировать свои действия и в реальной жизни.Компьютерные инструменты развития ВПФИгры и тренажеры «Логика и внимание», «Учимся мыслить логически», «Развиваем реакцию», «Мир логических головоломок» — это сборники занимательных игр на сообразительность, развитие координации и реакции. Помогают развивать математические способности, строить причинно-следственные связи, повышать концентрацию внимания.

Слайд 8Результаты применения игр:Устойчивый интерес к занятиям — дети с удовольствием

проводят время за играми, как вместе с другими ребятами, так

и индивидуально.Усвоение предложенного материала — мышление переходит на новый уровень – дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи.Проявление речевой активности — активно развивается речь и пополняется словарный запас.Раскрытие творческого потенциала — творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр.Ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми ранее неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками

Происходит развитие всех психических функций: память, внимание, мышление, воображение,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: