Рекомендации по проведению спортивных игр и упражнений в детском саду
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены психолого-педагогические рекомендации относительно организации спортивных игр и упражнений.
Каждый месяц дети младшего дошкольного возраста знакомятся с 2–3 играми и упражнениями. Со среднего дошкольного возраста количество увеличивается до 3–4, при этом 4–5 подбираются для повтора.
Игры и упражнения спортивного характера проводятся в три приёма: утром до завтрака, на прогулке и после дневного сна. Утренние игры не должны быть слишком энергоёмкими, иначе дети истощатся до следующих учебных занятий. Во время прогулки упражнения и игры могут быть с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, а также отработка технических приёмов разных видов спорта. После сна больше внимания уделяется командным играм, особенно тем, технические тонкости которых рассматривались до обеда.
Педагог детально, чётко описывает или напоминает условия игры или порядок выполнения упражнения.
Во время прогулок педагог даёт малышам индивидуальные задания, направленные на освоение базовых движений (например, «постоять как цапля» на одной ножке на бортике песочницы).
Игры и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей
Так, слишком лёгкие задания в старшей группе или слишком сложные в младшей снизит интерес к выполнению заданий.
Если предполагает командная или парная работа, то участники должны быть приблизительно равны по силе: в каждой группе должны быть малоактивные и подвижные ребята
При этом важно акцентировать внимание малышей на необходимости оказывать посильную помощь товарищам.
Следует озаботиться обеспечением оборудования для упражнений и игр: мячами разных размеров, скакалками, кеглями, кольцебросами, верёвками разной длины, мешочками с песком и пр.
Несколько раз в год (3–4 раза) рекомендуется проводить показательные мероприятия (физкультурные праздники), в которых малыши смогут продемонстрировать свои спортивные достижения («Проводы зимы», «День защиты детей» и др.). В эти формы работы рекомендуется подключать родителей, организуя соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».
Игры для детей с расстройствами аутистического спектра
Обычно дети с РАС не нуждаются в компании других людей, им достаточно своего маленького мира
Поэтому их важно социализировать, включить в коллективную деятельность и научить взаимодействовать с окружающими
Газета
Как играть: педагог предлагает детям выпустить газету. Например, о событиях недели в классе или школе. Для этого собирает редколлегию, где каждому достаётся роль. Ребёнку с РАС дают роль, связанную хотя бы с ещё одним человеком. Например, фотографировать другого ребёнка — участника соревнований.
Найди клад
Как играть: педагог прячет клад в классе и просит ученика найти клад по подсказкам, которые находятся у других детей и учителей, их нужно собрать.
Ладушки
Как играть: простая детская игра, когда пара соприкасается только правыми или только левыми руками, а потом обеими. Так получится наладить тактильный и, возможно, зрительный контакт.
<<Форма аттестации>>
Временной план спортивной игры и упражнений
Спортивные упражнения, как правило, являются своего рода подготовкой к играм и проводятся в начале основного этапа.
Выполнение упражнений носит ещё и характер разминки, а не только способа отработки той или иной спортивной техники
Таблица: хронометраж этапов проведения спортивной игры с упражнениями
Этап | Цель | Хронометраж (младшая группа — средняя — старшая и подготовительная группы) |
Вводный | Мотивирует детей на игру. | (около 2 минут — 2–3 минуты — 3 минуты) |
Основной | Знакомит ребят с новой информацией по теме (спортивными атрибутами, техникой того или иного вида спорта, знаменитыми спортсменами и пр.).Практикует малышей в этом виде деятельности сначала с помощью упражнений, а потом в играх. | (10–11 минут — до 15 минут — до 20 минут) |
Заключительный | Подводит итог участия детей в играх и упражнениях.Педагог благодарит всех участников. | (около 2 минут — 3 минуты — 3 минуты) |
Автор — Еремеева А.Д., воспитатель МБДОУ «Детский сад №3», г. Лебедянь, Липецкая область.
Этап | |
Вводный | — Дети, послушайте загадку: Бьют его, он не злится Он всё больше веселится (Мяч). |
— Вот сегодня мы с вами поиграем с мячом, закрепим элемент игры в баскетбол, который выполняли на физкультурном занятии …> | |
Основной | <… Упражнения:Бросок мяча о землю и ловля его после отскока.Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками.Бросок мяча вверх и ловля его после отскока.Перебрасывание мяча друг другу…> |
— Сегодня мы с вами поиграем с мячом, закрепим элемент игры в баскетбол. Поиграем в игру — эстафету, «Мяч водящему».Помогаю детям разделиться на команды, примерно равные по силам. А потом объясняю правила игры. В ходе игры слежу за чётким выполнением правил, за взаимоотношениями детей. В конце игры подвожу итог. К обсуждению результатов игры привлекаю самих детей.— Дети, как вы думаете, почему победила именно эта команда? (Были дисциплинированные, ловкие и т. д.)…> | |
<… — Настало время научиться играть в новую игру. А как называется она, вы узнаете, когда отгадаете загадки:Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет Крохи собирает. (Воробей)Хоть и бархатные лапки Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка)— Правильно, игра называется «Воробей и кошка». Даю детям чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Сначала главную роль беру на себя, а потом водящего дети выбирают считалкой…> | |
Заключительный | <…- Дети, я очень люблю играть с вами в подвижные игры, потому что вижу: вы становитесь более ловкими, организованными, смелыми, а самое главное — здоровыми детьми…> |
<…Самостоятельная деятельность малышей: подвижные игры, в которых слабо владеющие каким-либо движением ребята объединяются с более подготовленными. |
Картотека спортивных игр и упражнений
Игры и упражнения спортивного характера группируются так, чтобы в одном блоке были представлены оба вида деятельности. При этом они объединяются темой и/или используемым спортивным инвентарём. Поскольку в зависимости от возраста воспитанников за один приём рекомендуется практиковать 2–4 игры и упражнения, то комбинацию этих видов деятельности выбирает педагог.
Таблица: пример составления картотеки спортивных упражнений и игр
Автор — Губанова Г.Г., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 189», г. Самара.
Объединяющий критерий | Упражнения | Игры |
Вторая младшая группа | ||
Катание на велосипеде и самокате |
|
|
Средняя группа | ||
Скольжение по ледяным дорожкам |
|
|
Старшая группа | ||
Футбол |
|
|
Подготовительная группа | ||
Бадминтон |
|
|