Почему ребенок ломает игрушки

Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить?

«Не мой размер»

Игрушки ребенка могут не соответствовать ему по возрасту. Если крохе неинтересно играть с ними, то, возможно, понравится ломать. Старайтесь, чтобы игрушки малыша росли вместе с ним. Чем старше кроха, тем более функциональные предметы ему необходимы. Ненужные, надоевшие машинки, погремушки или каталки малыш не ломает, он их реконструирует, чтобы начать другую игру. Трудно придумать много игр с заводным медвежонком, который стучит в барабан. Вот и приходится барабан оторвать! Нужно, чтобы игрушка развивала фантазию. Малыш должен иметь возможность сам наделить своего героя выбранными качествами характера, сам озвучить его, изменить движение игрушки по его собственному сюжету.

Выбирая ребенку в магазине новых друзей, откажитесь от заводных, говорящих, поющих игрушек, фигурок с фиксированной позой, неподвижных. Возможно, правильный выбор решит проблему сломанных игрушек!

Выбирайте ребенку игрушки, которые учат его развивать фантазию.

Учите ребенка играть. Показывайте ему, как можно оживить игрушки, как построить трассу для машинок, домик из кубиков, как организовать сюжетную игру. Не думайте, что дети умеют играть с самого рождения. Игра − это тоже определенная работа, требующая воображения, знаний и умений.

Ребенок-деструктор и игрушечный хаос

Наконец, самый сложный случай – ребенок, который крушит буквально все, что попадается под руку. У него нет ни одной целой игрушки – страдают и любимые, и нелюбимые вещи. И вообще, он, кажется, не играет, а только ломает, ломает и ломает.

Что делать?

Это именно тот случай, когда можно смело обращаться за помощью к специалисту. Такое поведение может проявлением заболевания либо серьезной психологической травмы, с которой ребенок не может справиться самостоятельно.

В любом случае, вам, скорее всего, понадобится помощь профессионального психолога.

Сломанная игрушка – далеко не самое плохое, что может случиться в вашей жизни и в жизни вашего ребенка. Но за поломкой может скрываться целый мир детских обид и огорчений. Ваша задача – разобраться в причинах произошедшего и помочь малышу!

25.04.2018

Обновлено 10.02.2023
  
  о детях от 4 до 7 лет  Другие статьи автора

Как справиться с агрессией и раздражением

Будьте мягче. Не кричите и не раздражайтесь на ребенка. Старайтесь поддерживать добрую и дружественную атмосферу в семье. Тогда и агрессии будет неоткуда взяться. Не спускайте агрессивное поведение чада. Чем старше он становится, тем сложнее справиться с ним. В некоторых случаях помочь сможет только психолог.

К слову, нездоровая ситуация может быть и в детском саду. Если воспитатели постоянно кричат и ругаются или другие дети обижают вашего ребенка, он может раздражаться и агрессивно реагировать на происходящее. Обязательно проверьте условия содержания детишек в детском саду.

Для слишком активных и непоседливых создайте такие условия, чтобы малыш мог избавиться от накопившихся эмоций. Это спортивные снаряды и специальные мягкие блоки, лазилки, лежанки, горки и крепости. Предлагайте разные виды деятельности и займите день подвижными занятиями, среди которых спортивная секция, танцевальный кружок или что-то подобное.

Обратите внимание на то, что нравится ребенку. Если он активный и непоседливый, не знает, куда деть энергию, не нужно его отдавать на спокойное или пассивное рисование или вышивание

Пусть он лучше выплескивает накопившуюся энергию и раздражительность в спортивном зале

Пусть он лучше выплескивает накопившуюся энергию и раздражительность в спортивном зале.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Причины детского поведения

Причин такого поведения ребенка может быть несколько.

  1. Тип темперамента малыша
    .

Поведение, при котором наблюдаются чаще разрушительные действия, свойственно детям с типом темперамента – холерик. У таких детей игрушки ломаются сами по себе. Данный тип темперамента означает непоседливость, быстроту действий, большую активность.

Такой ребенок может просто бежать сломя голову и по ходу наступить на игрушку, даже не заметя ее на своем пути.

В маленьком возрасте (2 – 3 года) дети еще не умеют управлять своими эмоциями.

Это возможно не раньше 7 – 8 лет. Поэтому ругать малыша за поломанную игрушку точно не стоит.

  1. Плохое самочувствие ребенка
    .

Это может быть банальная усталость, а возможно — это проявление начала болезни. У ребенка может что-то не получаться в процессе игры и в таком состоянии он воспринимает свои неудачи с повышенной возбудимостью и проявлением агрессии.

  1. Некачественные игрушки
    .

Дешевая игрушка может очень быстро поломаться. И ребенок будет совсем в этом не виноват.

  1. Игрушка может не соответствовать развитию малыша на данный момент времени.

Обязательно нужно учитывать возрастные особенности конкретного периода жизни. Если игрушка не соответствует возрасту ребенка – это означает то, что он попросту не сможет с ней справиться в процессе игры. За этим последует огорчение малыша и своеобразная сдача игрушке от ребенка в виде её поломки.

  1. Малыш находится на стадии познания мира
    , в том числе и методом анализа, который заключается в разборе целого на составные части. Таким образом, ребенок пытается понять, как все устроено в этом мире. Многие из взрослых могут вспомнить ситуацию, как разбирали в детстве непонятную для себя вещь, будь то будильник или утюг.
  2. Выражение недовольства
    .

В маленьком возрасте дети не способны к анализу ситуации в целом и самоанализу в частности. Если он не может справиться с игрушкой, значит в этом, по его рассуждениям, виновата только она. Если в машинку не помещается его любимый кубик, значит виновниками, сложившейся ситуации является кто-то из них. Поэтому надо разобраться либо с кубиком, либо с машинкой, отшвырнув их прочь. Примерно так рассуждает ребенок. Ему даже в голову не приходит, что предметы не соответствуют размеру друг друга, и он их не правильно подобрал для своей игры.

  1. Проявление своего «Я».
    В крошечном возрасте (с первого месяца жизни) ребенок полностью зависит от родителей и не противоречит этому. Но постепенно вырастая, у него начинает формироваться осознание себя как личности.

Привлечение внимания

Такими методами ребенок пытается привлечь внимание к себе со стороны родителей. Разрушительное поведение может послужить для взрослых неким сигналом к действию.

Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>

Как справиться с детской истерикой: советы психолога

Почему ребенок ломает игрушки

Игрушки не подходят по возрасту. Некоторыми предметами малышу еще рано играть, и он просто не понимает, что с ними делать. Воздержитесь от подобных приобретений и покупайте игрушки по возрасту. Какие подарки можно подарить ребенку, смотрите здесь;
Игрушка не оправдала желание. Если малыш хотел и просил одну вещь, а ему купили другую, он может сломать изделие от обиды, досады или злости, из вредности или мести. Ломая или разбивая игрушку, он проявляет отношение к подарку и пытается настоять на своем;
Ребенок может быть агрессивным по собственному характеру и темпераменту. Кроме того, дети-холерики активны сами по себе. Они непоседливы, легко отвлекаются и раздражаются. Крепко сжал игрушку, случайно уронил или наступил, и она уже сломалась;
Из-за любознательности и любопытства. Не удивительно, что малыши хотят все изучить и попробовать, выяснить, что внутри того или иного предмета. Поэтому они разбирают, раскручивают и ломают не только игрушки, но и окружающие вещи

Чаще всего, собрать изделие обратно уже не получается;
Желание привлечь внимание родителей. Возможно, крохе не хватает внимание и заботы мамы или папы. В этом случае ломанием игрушек дело не ограничивается

Дети начинают капризничать и плохо себя ведут, постоянно балуются, в том числе ломают игрушки;
Раздражительность. Если в семье нездоровая атмосфера, и родители регулярно находятся в раздраженном, злобном или негативном состоянии, настроение переходит и на детей. Причем это касается не только маленьких детей, но и школьников, и подростков. Они берут пример со взрослых, когда те кричат, ругаются и повышают голос, бьют по столу кулаком или даже дерутся;
Чрезмерная опека и внимание тоже могут привести к негативным последствиям. Когда родители слишком напористо и старательно учат детей, как им играть и обращаться с игрушками, это надоедает и раздражает. Старайтесь быть мягче и не такими навязчивыми.
Малыш просто играет. Многие дети, особенно мальчишки, любят игры в войнушку, супергероев и так далее. Следствием таких забав становятся разбросанные вещи, жуткий беспорядок и сломанные игрушки. Для таких игр лучше приобрести отдельные специальные игрушки, типа мечей, детского оружия и т.д.;
Малыш болеет, устал или испытывает недомогание. В таких случаях он становится раздражительным, слабым, неловким и нетерпеливым;
Нередко дети ломают игрушки назло родителям, когда те не купили ему то, что он хотел или наругали за проступок. Кроме того, это может быть хитрость, чтобы купили игрушку, как у другого ребенка.

В этом случае ломанием игрушек дело не ограничивается. Дети начинают капризничать и плохо себя ведут, постоянно балуются, в том числе ломают игрушки;
Раздражительность. Если в семье нездоровая атмосфера, и родители регулярно находятся в раздраженном, злобном или негативном состоянии, настроение переходит и на детей. Причем это касается не только маленьких детей, но и школьников, и подростков

Они берут пример со взрослых, когда те кричат, ругаются и повышают голос, бьют по столу кулаком или даже дерутся;
Чрезмерная опека и внимание тоже могут привести к негативным последствиям. Когда родители слишком напористо и старательно учат детей, как им играть и обращаться с игрушками, это надоедает и раздражает

Старайтесь быть мягче и не такими навязчивыми.
Малыш просто играет. Многие дети, особенно мальчишки, любят игры в войнушку, супергероев и так далее. Следствием таких забав становятся разбросанные вещи, жуткий беспорядок и сломанные игрушки. Для таких игр лучше приобрести отдельные специальные игрушки, типа мечей, детского оружия и т.д.;
Малыш болеет, устал или испытывает недомогание. В таких случаях он становится раздражительным, слабым, неловким и нетерпеливым;
Нередко дети ломают игрушки назло родителям, когда те не купили ему то, что он хотел или наругали за проступок. Кроме того, это может быть хитрость, чтобы купили игрушку, как у другого ребенка.

«Она сама!»

Не секрет, что некоторые детские сокровища действительно могут сломаться практически сами. Плохое качество игрушек не только опасно для здоровья. Если малыш берет, например, машинку в руки и у нее отваливается какая-то часть, то возникают и другие проблемы. Во-первых, ребенок сначала расстраивается. Во-вторых, кроха постепенно привыкает к таким поломкам и относится к ним спокойно: «Подумаешь, сломалась! Нужно выбросить и купить новую!» Такое отношение к вещам тоже только расстраивает. В-третьих, ребенок не привыкает к аккуратности, а, наоборот, понимает, что, как бы он ни старался, поломка неизбежна и что в таком случае особо дорожить такой игрушкой не имеет смысла.

Игрушки низкого качества в своем большинстве даже не поддаются ремонту. А между тем неплохо было бы чинить с малышом его сломанные игрушки, заклеивать старые книжки.

Причины истерики

Моя бабушка в свое время рассказывала, что я была «золотым ребенком», истерила всего лишь дважды. Первый раз я очень хотела куклу, которую мне не купили, во второй – книгу.

Но современные дети «выступают» гораздо чаще, чем их родители. Объясняется это не только консерватизмом и зажатостью советского общества. Напомним, истерика – выплеск накопленных эмоций. При современном информационном потоке дети получают огромную нагрузку на органы чувств. Отсюда перенапряжение, эмоциональные перегрузки и потребность скидывать «груз». Чем малыш активнее, любознательнее, непоседливее, тем выше его предрасположенность к истерикам. И, с одной стороны, это даже неплохо. Ребенок не зажимает эмоциональное напряжение, регулярно его сливает, а значит, оно не остается в его теле в виде каких-либо зажимов и блоков. Риски развития психосоматических заболеваний в этом случае снижаются.

pixabay.com

Эмоциональный перегруз – не единственная причина истерик у детей до 5-6 лет. Вот, что еще может приводить  к крику и слезам:

  • Невозможность четко выразить свои мысли. Словарный запас ребенка пока невелик, да и складывать слова в предложения — сложная задача. Непонимание часто становится причиной эмоционального цунами;
  • Усталость. Бывают дни, когда психика ребенка перегружена эмоциями. Они могут быть любыми, позитивными или негативными. Часто истерики случаются в дороге, после интенсивного общения с другими детьми, смене обстановки;
  • Непонимание требований. Это ощущение возникает из-за недостатка опыта, знаний, неумения взрослых объяснить задачу на понятном ребенку языке;
  • Невозможность проследить за временем. Лет до 5-6 дети живут в здесь и сейчас. Они плохо понимают, что такое «подождать 15 минут» или «пойдем гулять через час».

pixabay.com

Взрослые и детские желания

Если мы допускаем, что у детей может быть личное мнение по какому-то поводу, значит, мы проявляем к ним уважительное отношение. А это лучший способ вызвать у них ответные чувства. Спросите себя, имеет ли ребенок, как и взрослый, право на свое мнение об окружающих, может ли сердиться и быть не в настроении, распоряжаться своими вещами и игрушками?

Основное отличие ребенка от взрослого состоит в том, что его поступки основываются на собственных желаниях, а желания — на собственном видении мира (которое как раз и нужно корректировать). Мир этот ограничивается совсем небольшим окружением, и малыш ищет поддержки и понимания именно в этом окружении.

А взрослый? Часто его поступки сосредоточены на том, как принято, а не на том, как хочется. Взрослый боится неодобрения со стороны и часто находится под влиянием лишь желания — быть одобренным. Но кем? Незнакомой мамой на детской площадке, бабушкой, встречным прохожим, соседом… Отсюда дискомфорт, когда кроха гордо пересекает улицу в розовой балетной пачке, а мама озирается и как от назойливых мух отмахивается от мыслей: «А что подумают окружающие?», «Представляю, что скажет воспитатель!»…

«Она сама» или «я нечаянно»

Ломаются игрушки у каждого ребенка, даже у самого аккуратного и бережливого. Поэтому, увидев сломанную машинку или куклу, не нужно сразу наказывать ее маленького владельца — сначала следует разобраться в ситуации. Причины поломок могут быть разные, в том числе:

Низкое качество игрушек. Увы, производители не всегда заботятся о долговечности своей продукции, экономя на используемых материалах. Даже при бережном обращении низкокачественные игрушки быстро ломаются, и вины ребенка в этом нет. А вот родителям стоит подумать о приобретении более надежных и качественных товаров.

Детская любознательность. Как устроена машинка? Что находится внутри игрушечного планшета? Подобные вопросы интересуют ребенка, и лучший способ узнать правду — получить ответы опытным путем. Разобранные игрушки — это зачастую результат любопытства ребенка и его безобидного желания познать окружающий мир.

Скучные игрушки. Не исключено, что ребенку просто неинтересно играть с теми игрушками, что у него есть. Возможно, мальчик хочет конструктор, но ему дарят машинки. Или вместо игрушечного кухонного набора, девочка получает очередного пупса.

Особенности характера. Многие дети в дошкольном возрасте просто источают энергию. Они настолько активны, а иногда и импульсивны, что в их руках игрушки, действительно, ломаются случайно.

Капризы и протесты. Если ребенок обычно аккуратно обращается с игрушками, но в определенный момент начинает их специально ломать, значит, он испытывает эмоциональный дискомфорт

Таким образом он привлекает к себе родительское внимание и выплескивает негативные эмоции.

Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения

Такая система воспитания формирует у ребенка потребительское отношение к жизни и отношениям, лишает умения ценить свое имущество. Имея множество игрушек, ребенок быстро теряет к ним интерес и часто просто ломает от скуки.

На самом деле сломанные игрушки могут многое рассказать о детях, их интересах и даже проблемах. Поэтому, прежде чем придумывать наказание, обязательно разберитесь в ситуации — это поможет вам лучше узнать своего ребенка.

Чувства других

Маленькому ребенку необходимо объяснять, что у других людей тоже есть права, чувства и личная жизнь. Ребенок, конечно, будет отстаивать свою исключительность и право на все, что его окружает, на все, что он видит, и на все, что он держит. Он может бесцеремонно отбирать игрушки у других детей в песочнице, брать без разрешения в магазине все, что лежит на полках. Придется терпеливо объяснять малышу: «Видишь, как расстроилась девочка, когда ты взял у нее совок, — она заплакала. А помнишь, когда у тебя взяли машинку, как расстроился ты? Давай вернем совок девочке». Если малыш вернет игрушку, не забудьте похвалить.

Как распознать детскую манипуляцию

Манипуляция – это определенное поведение с целью воздействия на другого человека, чтобы добиться своей цели. Нужно понимать, что не всегда детское поведение является манипуляцией или, если она и происходит, то не всегда осознанно. Следует знать, что поведение ребенка до 1 – 1,5 лет крепко связано с его инстинктами. Если у малыша возникает какая-либо потребность, самым простым и естественным способом сказать об этом родителю – это плачь. Даже вплоть до школьного возраста дети мало отдают себе отчет в своем излишне эмоциональном поведении. Дело в том, что в этот период дети проходят несколько возрастных кризисов, следующих один за другим. Так они осваивают взаимодействие с окружающими людьми, испытывают наиболее эффективные формы влияния на них. Однако это совсем не значит, что они совсем ничего не понимают

Иногда дети целенаправленно ведут себя так, чтобы привлечь внимание родителей и получить желаемое

На самом деле манипулятивное поведение можно отследить. Просто чаще всего родители поддаются эмоциям и чувствам. И, как правило, это мамы или бабушки. Как же понять, что вами манипулирует ребенок?

  1. Постарайтесь отстраниться от эмоций и понаблюдайте, что предпринимает ребенок каждый раз, когда что-то идет не по его. Если происходит бурная реакция и такое поведение каждый раз повторяется, здесь может быть речь о манипуляции.
  2. Вторая составляющая – это на кого направлено воздействие. Если это один и тот же человек, то явно прослеживается манипулятивное поведение. Как правило, остальные члены семьи могут выследить и пресечь манипуляцию. А тот, кто поддался один раз, попадает в ловушку и повторяет свою реакцию снова.

Что делать с разрушительным поведением ребенка

Первое и, пожалуй, самое важное, что нужно сказать, отвечая на вопрос что делать, если ребенок ломает игрушки – это не ругать. Таким способом воздействия добиться ничего хорошего нельзя

Напротив, это еще больше усилит агрессивное поведение ребенка, а в самом худшем варианте приведет к тому, что малыш замкнется в себе. Впоследствии бороться с этим будет сложно.

Что еще может помочь родителям?

Если вы заметили, что ребенок плохо себя чувствует, не стоит давать ему игрушки, которые требуют определенной концентрации внимания или дополнительных усилий. Стоит оставить только самые любимые вещи, с которыми он постоянно играется, не требующие в процессе игры больших стараний.
Покупайте качественные игрушки – так может звучать ещё один ответ на вопрос родителей: ребенок ломает игрушки, что делать? Так вы избавите ребенка от излишних разочарований и как следствие проявления агрессивности

Лучше купить малышу одну, но качественную игрушку, нежели приобретать несколько дешевых.
Переключите внимание. Дети способны быстро переключаться с одного действия на другое

Привлеките внимание малыша к другому виду деятельности, используя при этом игровую форму. Например, можно предложить малышу построить замок из пластилина, в который он поселит свою любимую куклу или гараж для его машины. Немного родительской фантазии и вопрос решен.
Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Ответ прост – смотрите глубже. Причина ведь не в том, что он ломает, а в том ПОЧЕМУ он ломает.

Что делать родителям

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в ручках у сына или дочери не оказались опасные предметы или те вещи, которые легко бьются: кружка, пульт от телевизора, мобильный телефон, и т.д.

Ни в коем случае ребенка нельзя ругать, если он разбрасывает игрушки по полу. Но всегда проговаривайте вслух, что мама сейчас потратит время на то, чтобы собрать все предметы, вместо того, чтобы поиграть с малышом.

Вам может показаться, что он еще маленький и не понимает смысл слов. На самом деле, кроха впитывает всю информацию, чтобы впоследствии ею воспользоваться.

Когда малыш станет немного постарше, устройте игру, в которой можно кидаться предметами, но только с пользой. Например, грязные носочки можно бросать в корзину для белья, а подушки – на диван. Своими руками можно сделать простую развивающую игру. Возьмите листочки бумаги или фольги, вместе с малышом сомните их, чтобы получились комочки. Теперь можно забрасывать самодельные мячики в ведерко или тазик.

Как можно раньше начните приучать малыша к уборке игрушек. Если кроха только учится ходить, устройте ему полезную гимнастику: малыш одной ручкой держится за опору, наклоняется, поднимает игрушку и отдает маме. Такая игра наверняка понравится ребенку!

Алевтина, 29 лет:

Кристина, 25 лет:

Детям нужно помогать изучать окружающий мир, для чего родители должны создать все условия. Дайте в руки маленького человека ненужный пульт от телевизора, мягкую игрушку, которая точно не разобьется при падении, игрушечные музыкальные инструменты. Ребенок открывает для себя мир новых эмоций и впечатлений, и за это его уж точно не нужно ругать.

https://youtube.com/watch?v=csMyeUaZz4Q

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

По мере необходимости менять курс.

«Не мой размер»

Игрушки ребенка могут не соответствовать ему по возрасту. Если крохе неинтересно играть с ними, то, возможно, понравится ломать. Старайтесь, чтобы игрушки малыша росли вместе с ним. Чем старше кроха, тем более функциональные предметы ему необходимы. Ненужные, надоевшие машинки, погремушки или каталки малыш не ломает, он их реконструирует, чтобы начать другую игру. Трудно придумать много игр с заводным медвежонком, который стучит в барабан. Вот и приходится барабан оторвать! Нужно, чтобы игрушка развивала фантазию. Малыш должен иметь возможность сам наделить своего героя выбранными качествами характера, сам озвучить его, изменить движение игрушки по его собственному сюжету.

Выбирая ребенку в магазине новых друзей, откажитесь от заводных, говорящих, поющих игрушек, фигурок с фиксированной позой, неподвижных. Возможно, правильный выбор решит проблему сломанных игрушек!

Выбирайте ребенку игрушки, которые учат его развивать фантазию.

Учите ребенка играть. Показывайте ему, как можно оживить игрушки, как построить трассу для машинок, домик из кубиков, как организовать сюжетную игру. Не думайте, что дети умеют играть с самого рождения. Игра − это тоже определенная работа, требующая воображения, знаний и умений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: