Календарный план в старшей группе на июль, 3 неделя.
В июле планируется тематическая неделя «Животные жарких стран». В течение недели дети узнают интересные факты о саванне и пустыне, выясняют, как растения и звери приспосабливаются к жаре. Дети подготавливают сообщения по теме и принимают активное участие в создании макета «Африка». Итогом недели становиться спортивное развлечение «Африканские приключения», основанное на подвижных играх африканского народа. Африканские подвижные игры, пальчиковые упражнения по теме, нравственные беседы и игры по развитию речи вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Животные жарких стран».
Основные задачи периода
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) и ФГОС, на 3 неделе июля решаются следующие задачи:
- развивать у детей интерес к животным джунглей, пустыни, саваны, к их образу жизни, повадкам, приспособленности к среде обитания;
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
- расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности;
- воспитание нравственных представлений, любви и бережного отношения к животным и природе.
Содержание совместной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет
Опираясь на рабочую программу образования детей 5-6 лет по ФОП ДО, работа организована следующим образом: изучению одной климатической зоне отводится день, в течение которого дети слушают домашние заготовки, рассказы воспитателя, отгадывают загадки и т.д. Продолжается работа по совершенствованию умения сравнивать числа первого десятка, развитию межполушарных связей и восприятия.
Привлекая внимание детей к сказкам Киплинга взрослый создаёт условия для речевого развития. Воспитатель предлагает дошкольникам игры, направленные на развитие грамматического строя речи, умение составлять предложения и дифференцировать гласные и согласные звуки
По ходу изучения темы воспитатель с детьми изготавливает и заполняет макет, отражающий климатические зоны Африки, растения и животные этого континента. Художественно-эстетическому развитию так же способствуют миниатюры и инсценировки по произведениям Киплинга, музыкальные игры и ручной труд.
Взрослый привлекает внимание детей к народным африканским подвижным играм, в которых происходит физическое развитие детей. Помимо упражнений, взрослый планирует эстафеты и рассказы о летних олимпийских играх, значении спорта для жизни человека
Направления воспитательной работы
Согласно рабочей программе воспитания детей 5-6 лет на 3 неделе июля продолжается работа по формированию нравственных качеств. Для этого педагог использует пословицы и поговорки, обсуждение литературных произведений и мультфильмов.
Подгрупповое логопедическое занятие “В гости к Лунтику и его друзьям.
Климович В.В., учитель-логопед, д/с “Солнышко”, п.Магдагачи, Амурская обл.
Задачи
Образовательные:
1.автоматизировать звуки Л, ЛЬ в словах, чистоговорках,
предложениях;
2.формировать лексико-грамматический строй речи;
3.активизировать и обогащать словарный запас.
Развивающие:
1.развивать мелкую и артикуляционную моторику;
2.развивать воображение, мышление.
Воспитательные:
1.воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Ход занятия
1.Оргмомент
-Ребята, давайте поиграем в игру “Цветок, пчела, мед”. Когда я скажу
слово “цветок” — поднимите руки вверх, “пчела” — руки в стороны, “мед” — присядьте.
2.Сообщение темы занятия
-Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы отправимся в гости к
нашим друзьям.
3.Отгадывание загадок
-А вот у кого мы побываем, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Фиолетовый зверек,
Детям маленький дружок.
Он с Луны, и он забавный,
Добрый, ласковый и славный.
-Ну, конечно, это Лунтик!
(выставляется большая игрушка -Лунтик)
С цветка на цветок порхает,
В ведерки нектар собирает. (Пчеленок)
(выставляется игрушка — Пчеленок)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
Весела она, игрива,
Ну, конечно это…(Мила)
(выставляется игрушка — божья коровка Мила)
-Ребята, мы в гостях у Лунтика и его друзей – Пчеленка и Милы. Они
всегда играют вместе. Давайте покажем им, чему мы научились и в какие игры умеем играть
мы.
4.Артикуляционная гимнастика (по картинкам)
“Наказать непослушный язычок”, “Вкусное варенье”, “Качели”,
“Индюк”
5.Прогововаривание чистоговорок
Ла-ла-ла – ландыш, лакомка, стрела.
Ло-ло-ло – локоть, лошадь, помело.
Лы-лы-лы – лунка, лужи, буйволы.
Ля-ля-ля – лямка, фляга, тополя.
Ли-ли-ли – линза, липа, корабли.
Ле-ле-ле – лейка, лепка,
клей,суфле.
5.Игра “Волшебный мешочек”
-Ребята, посмотрите какой у меня красивый мешочек, там что-то лежит.
Давайте будем по очереди вынимать по одному предмету и называть его. (Лошадь,
лягушка, пчела, слон, дельфин)
6.Игра “Назови детенышей”
-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)
—Лягушки? (Лягушонок)
-Слона? (Слоненок)
-Дельфина? (Дельфиненок)
7.Пальчиковая гимнастика
-Мила предлагает нам выполнить гимнастику для пальчиков, которая
называется “Божья коровка”. Как вы думаете, мы справимся?
Божья коровка, (сжать кулачки, соединить их
вместе и
Черная головка, оттопырить большие
пальцы)
Улети на небо, (помахать кистями
рук)
Принеси нам хлеба (сжать “горсточки” и
вытянуть вперед)
Черного и белого, (показать вправо и
влево руками)
Только не горелого. (погрозить
пальцем)
8.Игра “Что не дорисовали друзья?”
-Ребята, Лунтик, Пчеленок и Мила решили заняться рисованием, они
немного порисовали, а закончить решили позже. Давайте посмотрим на их рисунки и скажем,
что друзья не дорисовали? Чего не хватает?
У машины не хватает…колес.
У солнышка не хватает…лучей.
У дерева не хватает…листьев.
У цветка не хватает…лепестков.
9.Игра “Скажи наоборот”
-Божьей коровке Миле очень нравится игра “Скажи наоборот”. Давайте и
мы в нее поиграем.
Тяжелый – (легкий)
Большой – (маленький)
Старый – (молодой)
Короткий – (длинный)
Далекий – (близкий)
Грустный – (веселый)
Кислый – (сладкий)
Холодный – (теплый)
Худой – (толстый)
Добрый – (злой)
10.Рефлексия
11.Итог
Курсы и тренажеры по мнемотехнике
Сейчас в интернете можно найти массу разных тренировочных сервисов и курсов по развитию памяти. Я выбрала самые известные и удачные, чтобы облегчить вам поиск.
Мнемотехники – 4brain
Мнемотехники – онлайн-программа от интеллектуального клуба 4brain. Она рассчитана на 5 недель и состоит из 16 уроков. Усваивать информацию очень удобно, поскольку на каждый урок отводится всего 20–30 минут.
Вы научитесь легко и быстро запоминать:
- даты и события;
- имена и лица людей;
- любые числа и номера телефонов;
- списки дел и покупок;
- иностранные и другие незнакомые слова;
- стихотворения.
Помимо новых навыков вы получите:
- Конспект с полезными заметками и ссылками.
- Статистику персонального прогресса.
- Диплом от платформы.
Стоимость участия со скидкой – 1 990 рублей.
Мнемотехники – Викиум
Мнемотехники – курс от популярной платформы с тренажерами для мозга. Он включает:
- 7 уникальных онлайн-тренажеров;
- программу развития памяти;
- готовый набор ключевых методик для легкого запоминания;
- тесты.
Вы научитесь:
- помнить все пароли и коды;
- поздравлять близких с днем рождения без опоздания;
- моментально запоминать стихи;
- держать в голове все договоренности;
- запоминать номера мобильных телефонов на слух.
Со скидкой курс стоит 990 рублей.
Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов – Фоксфорд
Курс Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов сейчас можно посмотреть в записи. Всего 12 занятий. Они состоят из теории, вебинаров и домашних заданий. Программа будет полезна ученикам средней и старшей школы, а также всем, кто хочет улучшить показатели своей памяти.
На занятиях вы узнаете, как запоминать:
- формулы;
- имена;
- лица;
- стихи;
- любые цифровые данные;
- иностранные слова.
Стоимость курса – 2 990 рублей. Доступна рассрочка. Чтобы понять, как работает курс, можно бесплатно посмотреть вводное занятие.
Как проходит обучение мнемотехнике дошкольников
Обучение системе детей дошкольного возраста часто начинают в 4—5 лет с самых простых приемов.
- Мнемоквадрат — карточка, где показано одно изображение, одно слово или короткая фраза. Используется с 3-4 лет.
- Мнемодорожка — ряд из мнемоквадратов. Используется с 5-6 лет.
- Мнемотаблица — ряд мнемодорожек. Используется с 7 лет.
Упражнения для дошкольников
- Предложите малышам изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Сначала дети пытаются с помощью зрительных ассоциаций пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Так по картинкам можно быстро запомнить, как мыть руки, в какой последовательности одеваться.
- Игра «Вспомни фигуру» подойдет для детей 4 — 5 лет. С помощью зубочисток или спичек составьте последовательно несколько фигур. Когда ребенок их рассмотрит, попросите его отвернуться. Уберите одну из фигур и попросите отгадать, какую фигуру вы убрали из последовательности. Со временем усложните фигуры. Можно экспериментировать с игрушками, цифрами, любыми предметами.
Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным по жизни, советуем также научить его управлять своими эмоциями — как это сделать, читайте здесь.
Есть правила, которые несложно соблюдать при работе:
- Увеличивайте время постепенно. В первый день — 5 минут, затем — 10-15. Так постепенно доведите время занятий до 40 минут в день в несколько подходов.
- Чем младше ребенок, тем проще упражнения. Мы предложим вам группу упражнений мнемотехники для начинающих «от простого к сложному».
- Используйте красочность. Яркие краски и эмоциональное участие родителей не дадут заскучать. И сделают занятие супер интересным!
- Не принуждайте. Это только оттолкнет от занятий.
Упражнения для детей и подростков
До 14 лет у ребенка формируется абстрактно-логическое мышление и лучше всего запоминается то, что пережито лично. Мнемотехника позволяет связывать ассоциации из жизненного опыта с абстрактными понятиями из учебной программы. Тем самым процесс запоминания и обучения в целом упрощается.
Далее мы рассмотрим самые доступные и эффективные методики.
Метод историй
Эта техника подойдет, когда ребенку нужно запомнить ряд слов, которые абсолютно между собой не связаны. Для этого следует представить их значения в воображении и придумать историю с их использованием. Чем более смешным или фантастическим окажется рассказ, тем он проще и лучше отложится в памяти. Методика подойдет даже младшим школьникам.
Рассмотрим на примере. Возьмем список слов:
- Пчела.
- Дождь.
- Диван.
- Сковорода.
- Борщ.
- Тюльпан.
- Почтальон.
- Тигр.
- Кукуруза.
- Зубная щетка.
Давайте попробуем выдумать с этими словами историю.
Почтальон Печкин ехал верхом на тигре через кукурузное поле. Откуда ни возьмись вылетел рой пчел, но тут начался дождь и разогнал их всех до одной. Дождь был волшебным, и вместо кукурузы на поле начали расцветать тюльпаны. Тут Печкин заметил посреди поля шатер. В нем стоял диван, а на плите варился борщ прямо в сковороде. А из нее торчал не половник, а зубная щетка.
Таким образом можно составлять рассказ из списка продуктов, названий школьных предметов, планов на выходные и т. п.
Метод “Цепочка”
Задача – сложить несколько образов в единую цепочку
Важно следить, чтобы все слова шли последовательно
Для примера возьмем следующие слова: конь, ромашки, бутерброд, шахматы, история, шимпанзе. Посмотрим, как из них можно создать цепочку.
Конь, купаясь в траве с ромашками, жевал бутерброд и смотрел, как играют в шахматы учитель истории и шимпанзе.
Как видите, слова нанизываются на предложение как бусины на нитку. Достаточно вспомнить первое слово. Остальные потянутся сами собой.
Метод Цицерона
Другие распространенные названия этой техники – “Метод римской комнаты” и “Мнемокомната”. Почему, собственно, Цицерон? Этот древнеримский политик и оратор никогда не пользовался шпаргалками и мог по памяти воспроизводить множество цитат, фактов, имен и исторических дат.
Когда Цицерон готовился к выступлениям, он прохаживался по дому и мысленно размещал на каждом предмете ключевые тезисы своей речи.
Итак, суть метода:
- Нужно выбрать помещение. Это может быть комната в вашей квартире или аудитория, в которой планируется выступление.
- Затем нужно к каждому предмету присоединить единицу информации: ключевое слово, предложение или целую мысль. Лучше это делать, двигаясь взглядом по часовой стрелке. Так будет проще вспоминать.
- Во время выступления достаточно вспомнить обстановку в репетиционной комнате. Нужная информация всплывет в памяти сама собой.
На одну и ту же локацию можно привязывать все новые и новые образы. Но время от времени лучше все-таки менять комнату, чтобы информация не путалась.
В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например
Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь
Обучение мнемотехнике школьников
Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.
№1. Составление акростихов
Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.
№2. Рифмизация
Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».
№3. Метод историй
Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:
№4. Поиск созвучных слов
Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.
- Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
- Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
- Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).
№5. Метод Цицерона
Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.
Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».
№6. Метод Айвазовского
Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.
- Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
- Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
- Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
- Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.
Конспект занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»
Организация: МБДОУ Детский сад «Мишутка»
Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль
Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение по мнемотаблице с использованием технологий моделирования.
Задачи:
Обучающие:
— развивать речевую деятельность старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования;
— продолжать учить детей отвечать полным предложением.
Развивающие:
— активизировать словарь, развивать связную речь детей;
— развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
— воспитывать честность, любовь к ближнему.
Предшествующая работа: чтение сказки «Два жадных медвежонка».
Материалы: знаки символы по сказке «Два жадных медвежонка».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, мнемотаблиц.
Активизация словаря: нехоженный, невиданный, чаща, припасы, крохотный.
Ход ООД: (Дети вместе с комиссией играют в комнате. Воспитатель стучит в дверь и заходит.)
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть дочь. Она готовится стать первоклассницей. Поэтому она сейчас ходит на подготовительные занятия. Вчера на занятии они читали сказку. И сегодня ее надо повторить и пересказать. Название сказки она забыла. Помочь я ей не могу, так как не знаю, что это за сказка. Учительница дала моей дочери вот этот конверт, где изображен сюжет сказки. Давайте его откроем и посмотрим что — же в нем.
Воспитатель все рассыпает.
Воспитатель: Ребята как вы думаете что это?
Дети: Это знаки символы.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А что на них изображено?
Дети: Лес, медвежата, лиса…
Воспитатель: Ребята вам знакома эта сказка?
Ответы детей.
Если скажут название сказки.
Воспитатель: А почему ты (вы) решил(и)?
Ответы детей (ребенка).
Воспитатель: все с ним согласны? (Если кто -то не согласен задать вопрос «Почему?» Если смутился: «Давай послушаем Лену почему она считает , что это сказка про двух жадных медвежат. Может она права.»).
Воспитатель: Ребята, а какие медвежата в этой сказке?
Ответы детей: (жадные).
Воспитатель: Почему вы решили , что медвежата жадные?
Ответы детей: (Они не могли поделить сыр).
Воспитатель: В этой сказке есть лиса. А какая лиса?
Ответы детей: (хитрая).
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: (обманула медвежат).
Воспитатель: А как она их обманула?
Ответы детей.
Воспитатель: Как были наказаны медвежата за жадность?
Ответы детей: (Медвежата остались голодными).
Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что сказка называется «Два жадных медвежонка».
Правильно, что я к вам пришла. Я не сомневалась, что вы все знаете и сможете мне помочь. А сможете ли вы мне помочь выложить эти символы по порядку, от начала до конца?
Дети: Да поможем.
Воспитатель: Как вы думаете какой символ должен быть первым?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой следующий символ?
Ответы детей.
Воспитатель: (Все согласны?)
Воспитатель: Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что испытывали медвежата, когда лиса убежала?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята давайте попробуем поднять им настроение. Для этого представим, что мы медвежата. Я знаю интересную игру. Давайте отойдем подальше от стола. Ребята повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка: Медвежата в лесу жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата веточки искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапки поднимали
Вот так, вот так,
Выше лапки поднимали.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы старались поднять настроение медвежат. Давайте вернемся к столу.
Воспитатель: Сказка закончилась печально. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Я с вами согласна. Будут ли медвежата себя дальше так вести?
Ответы детей.
Воспитатель: Я тоже думаю, что для медвежат это будет хороший урок, и впредь они не будут жадничать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нужно было поступить медвежатам?
Ответы детей.
Воспитатель: Учительница положила в конверт пустой квадрат. Я предлагаю каждому из вас схематически изобразить счастливый конец сказки. Давайте возьмем пустые квадраты и простые карандаши.
Рассматриваем квадраты детей (обсуждаем).
Рефлексия
Воспитатель: Спасибо ребята за помощь. Вы мне очень помогли. Теперь я смогу помочь своей дочери подготовиться к занятию.
Приложения:
- file0.docx.. 487,0 КБ