Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с использованием мнемотехники (рисование мнемодорожек)

 кейяхвеяйюъ релю фхбнрмше фюпйху ярпюм

Календарный план в старшей группе на июль, 3 неделя.

В июле планируется тематическая неделя «Животные жарких стран». В течение недели дети узнают интересные факты о саванне и пустыне, выясняют, как растения и звери приспосабливаются к жаре. Дети подготавливают сообщения по теме и принимают активное участие в создании макета «Африка». Итогом недели становиться спортивное развлечение «Африканские приключения», основанное на подвижных играх африканского народа. Африканские подвижные игры, пальчиковые упражнения по теме, нравственные беседы и игры по развитию речи вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Животные жарких стран».

Основные задачи периода

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) и ФГОС, на 3 неделе июля решаются следующие задачи:

  • развивать у детей интерес к животным джунглей, пустыни, саваны, к их образу жизни, повадкам, приспособленности к среде обитания;
  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
  • расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности;
  • воспитание нравственных представлений, любви и бережного отношения к животным и природе.

Содержание совместной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет

Опираясь на рабочую программу образования детей 5-6 лет по ФОП ДО, работа организована следующим образом: изучению одной климатической зоне отводится день, в течение которого дети слушают домашние заготовки, рассказы воспитателя, отгадывают загадки и т.д. Продолжается работа по совершенствованию умения сравнивать числа первого десятка, развитию межполушарных связей и восприятия.

Привлекая внимание детей к сказкам Киплинга взрослый создаёт условия для речевого развития. Воспитатель предлагает дошкольникам игры, направленные на развитие грамматического строя речи, умение составлять предложения и дифференцировать гласные и согласные звуки

По ходу изучения темы воспитатель с детьми изготавливает и заполняет макет, отражающий климатические зоны Африки, растения и животные этого континента. Художественно-эстетическому развитию так же способствуют миниатюры и инсценировки по произведениям Киплинга, музыкальные игры и ручной труд.

Взрослый привлекает внимание детей к народным африканским подвижным играм, в которых происходит физическое развитие детей. Помимо упражнений, взрослый планирует эстафеты и рассказы о летних олимпийских играх, значении спорта для жизни человека

Направления воспитательной работы

Согласно рабочей программе воспитания детей 5-6 лет на 3 неделе июля продолжается работа по формированию нравственных качеств. Для этого педагог использует пословицы и поговорки, обсуждение литературных произведений и мультфильмов.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели и приложения — вариант 1

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели и приложения — вариант 2

Подгрупповое логопедическое занятие “В гости к Лунтику и его друзьям.

Климович В.В., учитель-логопед, д/с “Солнышко”, п.Магдагачи, Амурская обл.

Задачи

Образовательные:

1.автоматизировать звуки Л, ЛЬ в словах, чистоговорках,

предложениях;

2.формировать лексико-грамматический строй речи;

3.активизировать и обогащать словарный запас.

Развивающие:

1.развивать мелкую и артикуляционную моторику;

2.развивать воображение, мышление.

Воспитательные:

1.воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Ход занятия

1.Оргмомент

-Ребята, давайте поиграем в игру “Цветок, пчела, мед”. Когда я скажу

слово “цветок” — поднимите руки вверх, “пчела” — руки в стороны, “мед” — присядьте.

2.Сообщение темы занятия

-Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы отправимся в гости к

нашим друзьям.

3.Отгадывание загадок

-А вот у кого мы побываем, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Фиолетовый зверек,

Детям маленький дружок.

Он с Луны, и он забавный,

Добрый, ласковый и славный.

-Ну, конечно, это Лунтик!

(выставляется большая игрушка -Лунтик)

С цветка на цветок порхает,

В ведерки нектар собирает. (Пчеленок)

(выставляется игрушка — Пчеленок)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

Весела она, игрива,

Ну, конечно это…(Мила)

(выставляется игрушка — божья коровка Мила)

-Ребята, мы в гостях у Лунтика и его друзей – Пчеленка и Милы. Они

всегда играют вместе. Давайте покажем им, чему мы научились и в какие игры умеем играть

мы.

4.Артикуляционная гимнастика (по картинкам)

“Наказать непослушный язычок”, “Вкусное варенье”, “Качели”,

“Индюк”

5.Прогововаривание чистоговорок

Ла-ла-ла – ландыш, лакомка, стрела.

Ло-ло-ло – локоть, лошадь, помело.

Лы-лы-лы – лунка, лужи, буйволы.

Ля-ля-ля – лямка, фляга, тополя.

Ли-ли-ли – линза, липа, корабли.

Ле-ле-ле – лейка, лепка,

клей,суфле.

5.Игра “Волшебный мешочек”

-Ребята, посмотрите какой у меня красивый мешочек, там что-то лежит.

Давайте будем по очереди вынимать по одному предмету и называть его. (Лошадь,

лягушка, пчела, слон, дельфин)

6.Игра “Назови детенышей”

-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)

Лягушки? (Лягушонок)

лона? (Слоненок)

-Дельфина? (Дельфиненок)

7.Пальчиковая гимнастика

-Мила предлагает нам выполнить гимнастику для пальчиков, которая

называется “Божья коровка”. Как вы думаете, мы справимся?

Божья коровка, (сжать кулачки, соединить их

вместе и

Черная головка, оттопырить большие

пальцы)

Улети на небо, (помахать кистями

рук)

Принеси нам хлеба (сжать “горсточки” и

вытянуть вперед)

Черного и белого, (показать вправо и

влево руками)

Только не горелого. (погрозить

пальцем)

8.Игра “Что не дорисовали друзья?”

-Ребята, Лунтик, Пчеленок и Мила решили заняться рисованием, они

немного порисовали, а закончить решили позже. Давайте посмотрим на их рисунки и скажем,

что друзья не дорисовали? Чего не хватает?

У машины не хватает…колес.

У солнышка не хватает…лучей.

У дерева не хватает…листьев.

У цветка не хватает…лепестков.

9.Игра “Скажи наоборот”

-Божьей коровке Миле очень нравится игра “Скажи наоборот”. Давайте и

мы в нее поиграем.

Тяжелый – (легкий)

Большой – (маленький)

Старый – (молодой)

Короткий – (длинный)

Далекий – (близкий)

Грустный – (веселый)

Кислый – (сладкий)

Холодный – (теплый)

Худой – (толстый)

Добрый – (злой)

10.Рефлексия

11.Итог

Курсы и тренажеры по мнемотехнике

Сейчас в интернете можно найти массу разных тренировочных сервисов и курсов по развитию памяти. Я выбрала самые известные и удачные, чтобы облегчить вам поиск.

Мнемотехники – 4brain

Мнемотехники – онлайн-программа от интеллектуального клуба 4brain. Она рассчитана на 5 недель и состоит из 16 уроков. Усваивать информацию очень удобно, поскольку на каждый урок отводится всего 20–30 минут.

Вы научитесь легко и быстро запоминать:

  • даты и события;
  • имена и лица людей;
  • любые числа и номера телефонов;
  • списки дел и покупок;
  • иностранные и другие незнакомые слова;
  • стихотворения.

Помимо новых навыков вы получите:

  1. Конспект с полезными заметками и ссылками.
  2. Статистику персонального прогресса.
  3. Диплом от платформы.

Стоимость участия со скидкой – 1 990 рублей.

Мнемотехники – Викиум

Мнемотехники – курс от популярной платформы с тренажерами для мозга. Он включает:

  • 7 уникальных онлайн-тренажеров;
  • программу развития памяти;
  • готовый набор ключевых методик для легкого запоминания;
  • тесты.

Вы научитесь:

  • помнить все пароли и коды;
  • поздравлять близких с днем рождения без опоздания;
  • моментально запоминать стихи;
  • держать в голове все договоренности;
  • запоминать номера мобильных телефонов на слух.

Со скидкой курс стоит 990 рублей.

Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов – Фоксфорд

Курс Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов сейчас можно посмотреть в записи. Всего 12 занятий. Они состоят из теории, вебинаров и домашних заданий. Программа будет полезна ученикам средней и старшей школы, а также всем, кто хочет улучшить показатели своей памяти.

На занятиях вы узнаете, как запоминать:

  • формулы;
  • имена;
  • лица;
  • стихи;
  • любые цифровые данные;
  • иностранные слова.

Стоимость курса – 2 990 рублей. Доступна рассрочка. Чтобы понять, как работает курс, можно бесплатно посмотреть вводное занятие.

Как проходит обучение мнемотехнике дошкольников

Обучение системе детей дошкольного возраста часто начинают в 4—5 лет с самых простых приемов.

  • Мнемоквадрат — карточка, где показано одно изображение, одно слово или короткая фраза. Используется с 3-4 лет.
  • Мнемодорожка — ряд из мнемоквадратов. Используется с 5-6 лет.
  • Мнемотаблица — ряд мнемодорожек. Используется с 7 лет.

Упражнения для дошкольников

  1. Предложите малышам изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Сначала дети пытаются с помощью зрительных ассоциаций пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Так по картинкам можно быстро запомнить, как мыть руки, в какой последовательности одеваться.
  2. Игра «Вспомни фигуру» подойдет для детей 4 — 5 лет. С помощью зубочисток или спичек составьте последовательно несколько фигур. Когда ребенок их рассмотрит, попросите его отвернуться. Уберите одну из фигур и попросите отгадать, какую фигуру вы убрали из последовательности. Со временем усложните фигуры. Можно экспериментировать с игрушками, цифрами, любыми предметами.

Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным по жизни, советуем также научить его управлять своими эмоциями — как это сделать, читайте здесь.

Есть правила, которые несложно соблюдать при работе:

  1. Увеличивайте время постепенно. В первый день — 5 минут, затем — 10-15. Так постепенно доведите время занятий до 40 минут в день в несколько подходов.
  2. Чем младше ребенок, тем проще упражнения. Мы предложим вам группу упражнений мнемотехники для начинающих «от простого к сложному».
  3. Используйте красочность. Яркие краски и эмоциональное участие родителей не дадут заскучать. И сделают занятие супер интересным!
  4. Не принуждайте. Это только оттолкнет от занятий.

Упражнения для детей и подростков

До 14 лет у ребенка формируется абстрактно-логическое мышление и лучше всего запоминается то, что пережито лично. Мнемотехника позволяет связывать ассоциации из жизненного опыта с абстрактными понятиями из учебной программы. Тем самым процесс запоминания и обучения в целом упрощается.

Далее мы рассмотрим самые доступные и эффективные методики.

Метод историй

Эта техника подойдет, когда ребенку нужно запомнить ряд слов, которые абсолютно между собой не связаны. Для этого следует представить их значения в воображении и придумать историю с их использованием. Чем более смешным или фантастическим окажется рассказ, тем он проще и лучше отложится в памяти. Методика подойдет даже младшим школьникам.

Рассмотрим на примере. Возьмем список слов:

  1. Пчела.
  2. Дождь.
  3. Диван.
  4. Сковорода.
  5. Борщ.
  6. Тюльпан.
  7. Почтальон.
  8. Тигр.
  9. Кукуруза.
  10. Зубная щетка.

Давайте попробуем выдумать с этими словами историю.

Почтальон Печкин ехал верхом на тигре через кукурузное поле. Откуда ни возьмись вылетел рой пчел, но тут начался дождь и разогнал их всех до одной. Дождь был волшебным, и вместо кукурузы на поле начали расцветать тюльпаны. Тут Печкин заметил посреди поля шатер. В нем стоял диван, а на плите варился борщ прямо в сковороде. А из нее торчал не половник, а зубная щетка.

Таким образом можно составлять рассказ из списка продуктов, названий школьных предметов, планов на выходные и т. п.

Метод “Цепочка”

Задача – сложить несколько образов в единую цепочку

Важно следить, чтобы все слова шли последовательно

Для примера возьмем следующие слова: конь, ромашки, бутерброд, шахматы, история, шимпанзе. Посмотрим, как из них можно создать цепочку.

Конь, купаясь в траве с ромашками, жевал бутерброд и смотрел, как играют в шахматы учитель истории и шимпанзе.

Как видите, слова нанизываются на предложение как бусины на нитку. Достаточно вспомнить первое слово. Остальные потянутся сами собой.

Метод Цицерона

Другие распространенные названия этой техники – “Метод римской комнаты” и “Мнемокомната”. Почему, собственно, Цицерон? Этот древнеримский политик и оратор никогда не пользовался шпаргалками и мог по памяти воспроизводить множество цитат, фактов, имен и исторических дат.

Когда Цицерон готовился к выступлениям, он прохаживался по дому и мысленно размещал на каждом предмете ключевые тезисы своей речи.

Итак, суть метода:

  1. Нужно выбрать помещение. Это может быть комната в вашей квартире или аудитория, в которой планируется выступление.
  2. Затем нужно к каждому предмету присоединить единицу информации: ключевое слово, предложение или целую мысль. Лучше это делать, двигаясь взглядом по часовой стрелке. Так будет проще вспоминать.
  3. Во время выступления достаточно вспомнить обстановку в репетиционной комнате. Нужная информация всплывет в памяти сама собой.

На одну и ту же локацию можно привязывать все новые и новые образы. Но время от времени лучше все-таки менять комнату, чтобы информация не путалась.

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например

Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь

Обучение мнемотехнике школьников

Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.

№1. Составление акростихов

Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.

№2. Рифмизация

Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».

№3. Метод историй

Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:

№4. Поиск созвучных слов

Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.

  • Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
  • Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
  • Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).

№5. Метод Цицерона

Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.

Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».

№6. Метод Айвазовского

Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.

  • Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
  • Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
  • Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
  • Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.

Конспект занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Организация: МБДОУ Детский сад «Мишутка»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение по мнемотаблице с использованием технологий моделирования.

Задачи:

Обучающие:

— развивать речевую деятельность старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования;

— продолжать учить детей отвечать полным предложением.

Развивающие:

— активизировать словарь, развивать связную речь детей;

— развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие:

— воспитывать честность, любовь к ближнему.

Предшествующая работа: чтение сказки «Два жадных медвежонка».

Материалы: знаки символы по сказке «Два жадных медвежонка».

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, мнемотаблиц.

Активизация словаря: нехоженный, невиданный, чаща, припасы, крохотный.

Ход ООД: (Дети вместе с комиссией играют в комнате. Воспитатель стучит в дверь и заходит.)

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть дочь. Она готовится стать первоклассницей. Поэтому она сейчас ходит на подготовительные занятия. Вчера на занятии они читали сказку. И сегодня ее надо повторить и пересказать. Название сказки она забыла. Помочь я ей не могу, так как не знаю, что это за сказка. Учительница дала моей дочери вот этот конверт, где изображен сюжет сказки. Давайте его откроем и посмотрим что — же в нем.

Воспитатель все рассыпает.

Воспитатель: Ребята как вы думаете что это?

Дети: Это знаки символы.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: А что на них изображено?

Дети: Лес, медвежата, лиса…

Воспитатель: Ребята вам знакома эта сказка?

Ответы детей.

Если скажут название сказки.

Воспитатель: А почему ты (вы) решил(и)?

Ответы детей (ребенка).

Воспитатель: все с ним согласны? (Если кто -то не согласен задать вопрос «Почему?» Если смутился: «Давай послушаем Лену почему она считает , что это сказка про двух жадных медвежат. Может она права.»).

Воспитатель: Ребята, а какие медвежата в этой сказке?

Ответы детей: (жадные).

Воспитатель: Почему вы решили , что медвежата жадные?

Ответы детей: (Они не могли поделить сыр).

Воспитатель: В этой сказке есть лиса. А какая лиса?

Ответы детей: (хитрая).

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: (обманула медвежат).

Воспитатель: А как она их обманула?

Ответы детей.

Воспитатель: Как  были наказаны медвежата за жадность?

Ответы детей: (Медвежата остались голодными).

Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что сказка называется «Два жадных медвежонка».

Правильно, что я к вам пришла. Я не сомневалась, что вы все знаете и сможете мне помочь. А сможете ли вы мне помочь выложить эти символы по порядку, от начала до конца?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: Как вы думаете какой символ должен быть первым?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой следующий символ?

Ответы детей.

Воспитатель: (Все согласны?)

Воспитатель: Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что испытывали медвежата, когда лиса убежала?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята давайте попробуем поднять им настроение. Для этого представим, что мы  медвежата. Я знаю интересную игру. Давайте отойдем подальше от стола. Ребята повторяйте вместе со мной.

Физкультминутка: Медвежата в лесу жили

                                   Головой своей крутили

                                   Вот так, вот так,

                                   Головой своей крутили.

                                   Медвежата веточки искали,

                                   Дружно дерево качали,

                                   Вот так, вот так,

                                   Дружно дерево качали.

                                   Вперевалочку ходили

                                   И из речки воду пили

                                   Вот так, вот так,

                                   И из речки воду пили.

                                   А потом они плясали,

                                   Выше лапки поднимали

                                   Вот так, вот так,

                                   Выше лапки поднимали.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы старались поднять настроение медвежат. Давайте вернемся к столу.

Воспитатель: Сказка закончилась печально. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Я с вами согласна. Будут ли медвежата себя дальше так вести?

Ответы детей.

Воспитатель: Я тоже думаю, что для медвежат это будет хороший урок, и впредь они не будут жадничать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нужно было поступить медвежатам?

Ответы детей.

Воспитатель: Учительница положила в конверт пустой квадрат. Я предлагаю каждому из вас схематически изобразить счастливый конец сказки. Давайте возьмем пустые квадраты и простые карандаши.

Рассматриваем  квадраты детей (обсуждаем).

Рефлексия

Воспитатель: Спасибо  ребята за помощь. Вы мне очень помогли. Теперь я смогу помочь своей дочери подготовиться к занятию.

Приложения:

  1. file0.docx.. 487,0 КБ
Опубликовано: 20.04.2022
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: