Специальные методики развития памяти
Говоря о совершенствовании зрительной памяти, необходимо вспомнить о специальных методиках, которые становятся достаточно популярными в последнее время. Они используются специалистами разных направлений, например, при обучении скорочтению, развитию всех видов памяти, внимания, творческих навыков. Большую пользу они могут принести старшим дошкольникам и младшим школьникам, если их адаптировать по возрасту.
Метод Айвазовского
Выдающийся художник Айвазовский рисовал свои великолепные «морские» картины по воспоминаниям, потому что имел хорошо развитую фотографическую память. Сидя на берегу моря, он наблюдал за волнами, закрывал глаза, запечатлевая в мозгу увиденные картины, а потом переносил их на холст. Таким же образом можно тренировать зрительную память детей. Тренировка заключается в том, что ребенку предлагается в течение нескольких минут наблюдать за объектом, затем закрыть глаза и мысленно воспроизвести его. На первых порах родитель может помочь дошкольнику наводящими вопросами о качествах и свойствах наблюдаемого предмета. В дальнейшем, при постоянной тренировке ребенок должен делать все самостоятельно. После предварительной работы по воспроизведению взрослый предлагает зарисовать запомнившийся объект. Интереснее будет, если взрослый примет участие в тренировке, а потом сравнит свой рисунок и рисунок ребенка. Такая методика будет по силам 6-7 летним детям или младшим школьникам, у которых уже есть опыт обследования предмета. При постоянной тренировке по методу Айвазовского можно достичь отличных результатов в развитии произвольной памяти детей.
Метод Цицерона или тайная комната
Еще одна довольно трудная, но интересная техника научит ребенка зрительно раскладывать информацию о предметах «по полочкам» и легко ее запоминать. Метод назвали в честь римского оратора Марка Туллия Цицерона, который широко им пользовался. Дети после нескольких тренировок также могут с успехом применять его при запоминании и воспроизведении зрительных образов. Суть метода заключается в том, что для запоминания любой информации достаточно представить себя в знакомой комнате. Запоминаемые объекты нужно мысленно разложить в этой комнате в определенном порядке (начиная с входа по часовой стрелке): на шкаф, кресло, стол, телевизор, пианино и т. д. Затем еще раз мысленно пройти по комнате, припоминая, где расположились предметы. Такая тренировка помогает с легкостью вспоминать необходимую информацию. Именно так поступал великий Цицерон, готовясь к выступлениям и прогуливаясь по комнатам своего дома. Ребятишкам будет интересно узнать о том, что метод древний и в то же время современный. Интерес к тренировке можно поддержать, если выполнять это упражнение на первых порах вместе с ребенком.
Игры на развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия у детей начинается с организации игры. То есть малыша нужно сначала заинтересовать, не просто разложив перед ним гремящие коробочки с зернышками, а предложив покормить голодных курочек, а значит нужно заранее позаботиться, чтобы эти курочки были в наличии. Можно найти подходящую картинку в журнале или нарисовать несушку самому.
Ребенку можно и нужно подсказывать, но достичь цели и принять верное решение он должен сам. Игры для развития восприятия детей зрительного характера важны еще и потому, что они способствуют укреплению глазных мышц и выступают профилактикой заболеваний органов зрения.
Согласно статистике, уровень патологий и различных недугов зрения за последние 5 лет вырос в 1,5 раза. Родители смогут предупредить зарождающиеся проблемы, если будут внимательно присматриваться к малышу, давать ему по совету доктора специальные витамины для глаз и, конечно же, проводить больше времени за специальными играми.
Вот некоторые из них:
- смешать несколько комплектов пуговиц и предложить ребенку рассортировать их: сначала выбрать самые большие, потом самые маленькие, разложить по цветам, найти те, у которых две дырочки и те, у которых 4;
- прикрепить прищепки к вырезанному из картона кругу, чтобы получилось «солнышко» или «цветочек». Предложите малышу снять все прищепки, а потом прикрепить обратно. Если они у вас разных цветов, то можно попросить ребенка чередовать разные цвета или выкладывать их по очереди;
- все в детстве любили искать различия на двух изображениях, в которых совпадает все, кроме нескольких деталей. Такая забава очень хорошо развивает наблюдательность;
- собирание пазлов – идеальное занятие для развития этого органа чувств.
Но эти слуховую сонористику малыш воспринимает неосознанно. Они сливаются с другими сигналами и выделяются слабо, а то и вовсе не замечаются. В дальнейшем умение напрягать слух, улавливая различные звуки, пригодится ему для постановки правильной и отчетливой речи, ее выразительности, громкости и скорости. Родители с первых лет жизни могут развивать в своем ребенке зрительное и слуховое восприятие.
Помогут им в этом следующие игры:
- гуляя с ребенком на улице, обязательно называть источник звучания, указывая на него рукой и произносить издаваемый звук. Например, кошка «мяу-мяу», собака «гав-гав»;
- когда ребенок подрастет, он должен сам воспроизводить звук какого-либо предмета иди животного по вашей просьбе. Например, спросив у малыша как жужжит жук, вы должны получить логический ответ;
- спрячьте от ребенка за ширмой различные предметы, издающие звуки, например, колокольчик, барабан, погремушку, дудочку, коробку спичек. Малыш должен угадать предмет, который вы возьмете в руки и произведете таким образом звук;
- прочитайте ребенку стихотворение, в котором часто повторяется один и тот же звук и попросите назвать его.
Игры на развитие сенсорного восприятия детей раннего и младшего дошкольного возраста
Организация: МБОУ ЦО № 17
Населенный пункт: Тульская область, г. Тула
Мой стаж педагогической работы в должности воспитателя составляет 24 года. Последние 10 лет я работаю в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Моим воспитанникам от 1,6 до 3 лет.
В таком возрасте особое внимание надо уделять сенсорному развитию ребенка, развитию мелкой моторики. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание
Все другие формы — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие . Чем больше малыш будет получать сенсорных впечатлений, тем сильнее и устойчивее у него будет формироваться интерес к предметному миру. Для обеспечения такой возможности я, на протяжении всех лет работы с малышами, создавала и создаю разнообразные развивающие игрушки и игры для организации развивающих ситуаций.
Все игры выполнены из простого бросового материала. Очень много различных мелких ярких фигурок, бытовых предметов (прищепки, разноцветные камешки, заколки «крабики», шишки, губки). Материал для игр мне помогают собирать родители моих воспитанников. Наиболее популярными являются игры на развитие зрительных, слуховых, осязательных ощущений.
Все мои игры содержат смешанные сенсорные ощущения и способствуют развитию одновременно трех каналов восприятия.
Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны в жизни человека, хотя и не являются доминантными. Такие ощущения дают дополнительную информацию о мире вокруг, а также обогащают информацию, полученную от основных органов чувств .
Обонятельные ощущения я тоже стараюсь развивать у детей, но использую лишь природные запахи (запах мокрого асфальта после дождя, аромат цветов и пр.). Осязательные ощущения я рекомендую развивать родителям в домашних условиях. В помощь родителям для этого вида развития ребенка разработаны рекомендации. Кроме того, на родительских собраниях я презентую родителям те или иные игры, показываю принцип работы с ними, объясняю, развитию каких ощущений они способствуют.
Одной из последних моих разработок стал Лэпбук «Учим цвета» в котором собраны самые интересные игровые задания для ознакомления детей с основными цветами спектра. Первое знакомство и первые дни работы малышей с этой удивительной «книгой» проходило строго по моим руководством. После того, как малыши уже стали понимать суть той или иной игры, они могут играть самостоятельно под моим присмотром.
Лэпбук содержит различные игровые задания, способствующие развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления, координации рук, внимания, усидчивости.
Используемая литература:
1. Е.А.Янушкко, «Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей», Москва, Владос, 2018 год
Приложения:
- file0.pdf.. 939,1 КБ
Опубликовано: 19.04.2022
Игры на развитие тактильных ощущений
Развитие тактильных ощущений очень важно для ребенка. Ученые уже доказали, что чем лучше у крохи развиты тонкие движения пальцев и рук, тем более зрелыми и сформированными являются мозг и речь
Для малыша важны любые ощущения, как те, которые идут от босых ступней, так и те, которые направляются от спины. Последние оказывают благотворное влияние на нервную систему, а еще повышают иммунную защиту.
Ребенок, которому не хватает тактильных ощущений, может испытывать физические страдания, снижение настроения. Вот несколько пособий, помогающих изучать тактильные ощущения у детей:
- организуйте магазин тканей и предложите малышу поиграть. Например, мишка приходит в магазин и ищет ткань на тюль. Понятно, что ему нужен тонкий, невесомый материал. А если он хочет пошить себе шубку, то он должен быть теплым, с высокой ворсой;
- возьмите «волшебный мешочек» и сложите в него любые предметы, которые попадутся вам под руку. Предложите малышу запустить руку внутрь и не подглядывая, на ощупь определить, какой предмет оказался у него в ладони;
- сшейте маленькие мешочки и заполните их крупой – гречкой, рисом, пшеном, хлопьями. Нюанс игры в том, что у каждого мешочка должна быть пара и задача малыша эту пару найти, ощупывая каждый куль;
- завяжите ребенку глаза и возьмите в руки два карандаша. Прикасайтесь к различным частям его тела: губам, рукам, ногам, ушам, спине, ступням и другим то одним, то сразу двумя карандашами, прося его угадать, сколько же их он ощущает на теле. В некоторых местах где два, он будет чувствовать только один, и тогда вы потихоньку разводите их в стороны, пока малыш не поймет, что их точно два.
Вот и все игры, и рекомендации. Занимайтесь со своим ребенком, играя. Это не только повысит вашу привязанность друг к другу, но и пойдет на пользу его здоровью как физическому, так и психическому. Удачи!