Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях
Вместо заключения
Специалисты раннего развития ребенка и педиатры рекомендуют именно в период между вторым и третьим годом жизни вплотную заниматься со своим ребенком интересными играми, проводить больше времени на свежем воздухе, при возможности больше путешествовать и дарить малышу яркие эмоции. В таком случае ему будет намного легче и интереснее заниматься изучением новой и очень полезной информации. Также в этом возрасте можно начинать знакомить ребенка с музыкой, математикой и живописью.
Это самый благодарный возраст для новых открытий, ведь ребенок каждый день хочет видеть и узнавать что-то новое. Поэтому обязанностью родителей является дать ему такие эмоции, обеспечить базу для полноценного развития и самовыражения. Если делать все правильно, ребенок получит развитие самостоятельности, интеллекта и осознанности. Хорошо развитый ребенок в будущем лучше учится в школе, легко находит общий язык с другими детьми, имеет разносторонние увлечения. Главное – не упустить время, заниматься с ребенком регулярно. А первые результаты не заставят себя долго ждать. Пусть все получается легко.
Шаг первый: что делать в раннем возрасте
В возрасте двух-трех лет начните с простых упражнений для развития слуха. Это поможет ему сформировать правильную родную речь.
1. Прослушивание музыки
Выбирайте музыку, которая имеет четкую мелодию. Идеально подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения. Не выбирайте музыку, имеющую большое количество низких звуков. Обилие басов со временем травмирует очень чувствительную барабанную перепонку ребенка и приведет к снижению слуха
По этой же причине важно включать записи тише, чем для взрослого
Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать, что улучшит произношение малыша.
2. Игры с шумными игрушками
Честно признаюсь, сама я не очень люблю такие игрушки, но для развития ребенка они очень важны. Бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, ксилофоны и металлофоны, свистки и дудочки введут дошкольника в мир звуков, научат выделять их из окружающего звукового пространства.
Особо хочу остановиться на духовых инструментах. В логопедии есть такой термин как «формирование воздушной струи» — дети с тяжелыми нарушениями речи не могут правильно пропускать воздух через рот (дуть)
Поэтому важно научить небо, губы, язык и зубы ребенка правильно пропускать воздух через рот, чтобы в дальнейшем можно было произносить четкие и правильные звуки. Следовательно, мы организуем дома семейный оркестр, в котором малыш играет на дудочке, а взрослые аккомпанируют бубном или маракасами
Надуваем мыльные пузыри. На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать.
3. Звуковые игры
Самые полезные упражнения для развития слуха — это, конечно же, игры. Тем более, что со звуками тоже можно очень интересно играть. Например, мы берем несколько игрушек, которые издают звуки: бубен, барабан, свисток, резиновые игрушки-пищалки и кладем перед ребенком. Вместе слушаем, как звучит каждая игрушка, после чего просим его закрыть глаза. Пусть угадает, какой игрушкой мы «пошумели», пока он не видел. Дальше посложнее: издавайте звуки громче или тише, играйте мелодию на дудочке или отбивайте ритм на барабане.
Второй вариант — это игра с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной из разноцветных клавиш. Малышу нужно угадать, клавиша какого цвета прозвучала.
4. Игра «Такой же/отличается»
Умение понимать, что какие-то предметы, картинки или прочее одинаковые или имеют отличия — это сложная мыслительная операция
Однако различать звуки важно для развития фонематического слуха. Поэтому так же, как мы играем с картинками: просим найти такую же или найти отличия, мы играем и со звуками
Попросите ребенка закрыть глаза и «пошумите» одной или двумя игрушками. Он должен определить, одинаковые ли звуки услышал.
Игры для развития слухового восприятия у младших дошкольников
Загадочные звуки
Подготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов (стеклянная банка, игрушечный барабан, пластмассовая игрушка, деревянный кубик и т. п.). Палочкой или карандашом постучите по каждому предмету
Обратите внимание ребенка на то, как отличаются друг от друга воспроизведенные звуки. Расскажите ребенку правила игры: он отворачивается, а вы ударяете по какому-либо объекту
Задача малыша — угадать и показать, какой предмет издал звук. В игре тренируется память, внимание, развивается слуховое восприятие.
Я здесь
Попросите ребенка закрыть глаза. Перемещайтесь в различных направлениях, звеня в колокольчик или стуча в бубен. Не открывая глаз, малыш должен рукой указать место, где вы находитесь. Предложите крохе поменяться местами.
Большой — маленький
Предложите ребенку поиграть в больших животных и их детенышей: «Я большая корова. Я умею громко мычать: Му-у-у (грубым голосом). А ты мой теленок. Как мычит теленок? (тонким голосом)». Поменяйтесь ролями: малыш мычит, как большая корова, а вы — как теленок. Поочередно изображайте всех животных, голоса которых знакомы ребенку. Договоритесь, что, когда вы произносите: «взрослый», ребенок кричит грубым голосом и наоборот.
Громко, тихо
Возьмите бубен. Предложите ребенку под громкий стук бубна «превращаться» в слона и усиленно топать, а под тихий — представлять себя мышкой и бежать тихо-тихо на цыпочках.
Кого ты слышишь?
Подключите к игре всех членов семьи. Один из игроков отворачивается. Кто-то из других участников произносит измененным голосом какое-либо слово или имитирует звук.
Где тикает?
Ребенок выходит из комнаты. Вы в его отсутствие прячете тикающий будильник. Пригласив малыша войти, предложите ему найти спрятанные часы, ориентируясь на тиканье.
Колокольный звон
Дайте ребенку бубен, а себе возьмите два колокольчика — большой и маленький. Продемонстрируйте, как звенит тот и другой колокольчик. Объясните малышу правила: вы звените большим колокольчиком, ребенок в это время может танцевать, передвигаться по комнате. Как только звук колокольчика меняется, т. е. вы позвоните в маленький колокольчик, кроха должен ударить в бубен. Основное условие игры — ребенок не должен видеть, в какой колокольчик вы звоните, поэтому встаньте за ширму или спрячьте руки за спину.
Хлопаем в ладоши
Прохлопайте ладошами несложный ритм, попросите ребенка повторить его. Разучите несколько ритмов и по обговоренным знакам чередуйте их. Под каждый ритм можно подобрать короткий стишок или словосочетание. Усложняя задание, попросите малыша похлопать в такт песенке, которую вы поете. Напевая одну мелодию, ускоряйте или замедляйте ее темп, при этом следите за изменением в ритме хлопков.
Волшебный бубен
Включите негромкую спокойную музыку и в такт ей стучите в бубен. Предложите ребенку сделать небольшую разминку: если звуки бубна усиливаются, малыш тянет руки вверх, чем громче бубен, тем выше тянутся руки, и наоборот — с приглушением звука руки опускаются.
Под музыку
Приготовьте разные музыкальные инструменты: колокольчики, дудку, бубен, металлофон и т. п. Предложите ребенку под звуки одного из инструментов делать определенные движения, например при звоне колокольчика подпрыгнуть, при ударе в бубен присесть, при гудении в дудку наклониться. Поочередно играйте на каждом музыкальном инструменте и следите за выполнением оговоренных заданий. Возможно, малыш захочет поменяться: он играет, а вы двигаетесь.
Звуки природы
Прослушайте вместе с ребенком записи различных звуков: шум волн, шелест листвы, пение птиц, голоса животных. Предложите малышу закрыть глаза и предположить, что он слышит. Попросите его обосновать свой выбор. Поинтересуйтесь, какая картинка встает у него перед глазами при воспроизведении той или иной записи.
Поезд отправляется
Предложите ребенку отправиться в путешествие на поезде: вы садитесь друг за другом и воспроизводите стук колес в характерном для него ритме. Начиная с медленного и тихого постукивания, постепенно ускоряйте темп.
При достаточно быстром «движении» имитируйте гудок паровоза, после чего стук колес постепенно замедляется. При повторном гудке скорость вновь нарастает.
Обучаем считать
Чтобы малышу было легче всего освоить данный навык, можно превратить обучение в процесс игры.
- Посадите плюшевых зверят на кровати, лучше за столик.
- Предложите ребенку посчитать, сколько их, помогайте ему это делать.
- Когда все будут пересчитаны, предложите малышу взять необходимое количество тарелок, соответствующее игрушкам.
- Теперь возьмите конфеты и предложите карапузу дать каждому гостю по две штучки, а затем можно взять фрукты, и повторить действие.
Теперь вы знаете, что собой представляют игры для девочек 2 года (развивающие), а также для мальчиков. Не откладывайте занятия с ребенком для развития его навыков на потом. Два года — это уже достаточный возраст для выполнения многих игр, направленных на совершенствование способностей карапуза
Помните, что малышу уже под силу начинать знакомство с буквами, также нужно большое внимание уделять развитию памяти, логического мышления
Работаем над воображением и логикой
- Для выполнения задания понадобятся:
- фломастеры или карандаши;
- чистый лист бумаги;
- детали конструктора разной формы.
Ваша задача:
- обвести различные фигурки фломастером;
- в произвольном порядке разложить фигурки, вблизи от их изображения;
- задание малыша найти, где, чей силуэт, поставив деталь конструктора на форму, изображенную на бумаге.
- Ребенок в два года достаточно любопытен, он с удовольствием познает окружающий мир, его интересует, как все устроено. Можно поиграть в игру, используя предметы небольшого размера, бумажные пакеты и скотч. Ваша задача:
упаковать каждый объект в индивидуальный пакет и закрепить его скотчем;
важно использовать предметы, без острых углов;
спрячьте за своей спиной все подготовленные пакеты и покажите ребенку только один;
предложите малышу его ощупать и догадаться, что именно там спрятано;
если ребенку будет сложно это сделать, то можете тоже ощупать и выдвинуть свое «неправильное» предположение, чтоб малыш смог поразмышлять;
если ребенок так и не смог определить, что там спрятано, раскройте пакет и вместе посмотрите, что же там спрятано.
Данное занятие позволяет:
- идентифицировать и классифицировать предметы;
- развиваются мыслительные, когнитивные навыки ребенка, мелкая моторика;
- способность решать задачи.
- Игры с кубиками и пазлами. Двухлетний малыш уже способен построить башню, замок из кубиков. Также можно использовать конструктор. Для деток такого возраста существует пазлы с малым количеством деталей и крупными объектами. Кроме этого, можно играть в лото, где нужно соединять два объекта, например, котенка и кошку, чашку и чайник, перчатку и руку. Так у малыша будет развиваться логическое мышление.
Читайте про игры для развития детей в 3 года.
Что делать, если ребенок не говорит
Когда возникает такая проблема, многие родители начинают бить тревогу. Прежде чем делать выводы, нужно показать ребенка специалисту — логопеду, а иногда и неврологу. Среди возможных проблем, мешающих заговорить, могут оказаться дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, чем раньше начнется коррекция, тем успешней и легче она пройдет. Можно показывать ребенка специалисту уже в 2—3 года. Занятия по развитию речи необязательно будут включать в себя тренировку дикции. Они могут быть направлены на решение проблем со слухом, внимательностью, расширение словарного запаса.
Развитие речевых навыков до 3 лет — важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.
Опыты и эксперименты для детей от 2 до 3 лет.
«Превращения воды»
Игра знакомит со свойствами такого вещества как вода.
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
Сначала расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Затем продемонстрируйте это наглядно.
Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
Понаблюдайте за таянием льда.
Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
«Невидимое письмо»
Игра познакомит малыша со свойствами такого вещества как йод.
Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.
- Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
- Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.
«Налил-вылил»
Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества — вода.
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
- Предоставьте ребенку свободу действий.
«Выжми мочалку»
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
- Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
- Предложите попробовать самому сделать то же самое.
«Водонос»
Игра познакомит с понятием объема, способствует развитию координации движений.
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
- Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
- Сравните, в какой банке воды окажется больше.
- Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку.
«Сквозь сито»
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества — вода.
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
- Объясните ему, почему вода утекает.
А для разнообразия, можно в воду положить разные предметы и при помощи сито выловить их.
«Поплывет или утонет»
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
- Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
- Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Советы педиатров
Родители ответственны за развитие своего малыша и его дальнейшую судьбу. При недостатке подходящего дидактического материала можно найти все необходимое на просторах интернета, а также получить совет от участкового педиатра. Педиатры различных стран мира сходятся во мнении, что период от 2 до 3 лет очень важен в развитии каждого ребенка. Поэтому родителям необходимо приложить максимум усилий для развития своего чада.
При отсутствии информации о занятиях, а также незнании что и как делать, всегда можно проконсультироваться со своим участковым педиатром. Масса информации имеется также в пособиях для родителей, средствах массовой информации, интернете.
Педиатры рекомендуют широко использовать пальчиковые игры, потешки, игры с легким массажем для ребенка. Главная особенность – все игры должны быть безопасными для ребенка, проводиться в проветренном помещении или на свежем воздухе. Также следует избегать информации, наносящей вред маленькому ребенку. Это могут быть неподходящие мультфильмы или фильмы.
Как развить речь до 3 лет. Советы экспертов
Для формирования речи стоит придерживаться следующих рекомендаций специалистов:
- для правильного развития речи очень важна игра. С помощью нее малыш познает окружающий мир;
- ежедневно необходимо читать;
- малыша нужно слушать очень внимательно;
- стоит объяснять малышу о своих мыслях, рассуждать вместе с ним, проговаривать планы на будущее;
Упражнения с логопедом
- ребенку необходимо задавать вопросы, которые будут побуждать его к размышлениям;
- с малышом необходимо обсудить как он провел свой день в детском саду;
- заниматься стоит с использованием изображений;
- малыша необходимо всегда поддерживать, даже если у него не совсем все получается.
Логопедические распевки для детей 2-3 лет
Логопедические детские распевки 2-3 лет является одним из основных методов работы с детьми, у которых есть проблемы с речью. В процессе работы используются упражнения, которые разработаны Новиковой-Иванцовой. Дети проще воспринимают фразы, проговариваемые в рифму. Музыка влияет благотворным образом на психологическое состояние малыша. В совокупности это повышает эффективность упражнений.
Работа базируется на онтогонистическом принципе. Для тех детей, у которых нарушено произношение гласных, пропевание формирует верный акустический образ. На занятиях прорабатывается умение управлять высотой голоса. У детей формируется правильное дыхание при разговоре.
Важно! При подборе речевого материала для распевания необходимо учитывать возраст малыша. Пример логопедических распевок 2-3 лет:
Пример логопедических распевок 2-3 лет:
- ку-ку-ку — пропел петух ку-ка-ре-ку;
- гу-гу-гу — бродят гуси на лугу.
Логопедические распевки
Познаем, что вокруг
В двухлетнем возрасте малыш уже должен уметь показывать на куклах и людях части тела, поэтому можно практиковать данное занятие.
Можно знакомить карапуза с тем, что птицы летают, рыбы плавают, рыси бегают, самолеты летают, а машины ездят
Также важно акцентировать внимание ребенка на том, что транспорт может передвигаться только тогда, когда им управляет водитель или.
Рассказывайте ребенку, какие существуют животные, как называются их детеныши, какие звуки они произносят.
Отправляясь на прогулку, обязательно катайте ребенка на горке, качелях.
Обращайте внимание карапуза на проезжающий мимо транспорт, проходящих мимо людей и животных. В теплое время года также можно акцентировать внимание ребенка на деревьях, цветах, желательно называть их наименования.
Развиваем моторику
Игры с мячом благоприятно влияют на развитие моторики
- Предложите ребенку повторять за вами движения. Например, присядьте, потом встаньте, поднимите руки вверх, опустите, хлопните в ладоши. Пусть малыш сделает то же самое. Для начала, упражнения должны проходить в медленном темпе, чтобы карапуз смог научиться. По мере освоения навыков, можно ускорять свои движения, и усложнять их, добавляя разнообразие.
- Если рассматривать игры для мальчиков 2 года (развивающие), то отличный вариант для развития крупной моторики — это занятия с мячиками. Можно просто катать их друг другу или кидать, забрасывать в коробку. Главное, не забывайте вести счет, ребенку будет интереснее, если появится возможность выиграть. Вы должны понимать, что данное занятие также благоприятно влияет на быстроту реакции, развитие ловкости, глазомера, координацию движения.
- Упражнения с бусинами. Для данной игры вам потребуется леска и бусинки (различные по размеру). Первоначально предложите малышу нанизывать бусины, затем надевать сначала маленькие, а потом покрупнее, в конце самые большие. Данная игра поможет ребенку изучить то, что существуют разные размеры, а также благоприятно повлияет на развитие мелкой моторики.
Польза артикуляционной гимнастики
Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: упражнения для ребенка, если он не выговаривает букву «р»
Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:
ИНТЕРЕСНО: список развивающих книг для детей от 2 до 3 лет
Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет?)
Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей с 2 лет
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так:
- Предлагаем ребенку открыть рот и на несколько секунд замереть в такой позе. Для удобства обучения называем эту позу «Открой и закрой ворота».
- Следующий урок называется «Покажи забор». Ребенок должен сомкнуть зубки и показать их вам, широко улыбаясь.
- «Чистим зубки». Попросите ребенка открыть рот и поводить по зубкам языком, дотрагиваясь до внешней и внутренней поверхности зубов.
- «Рисуем языком» Высунув немного язык, малыш должен рисовать им, мысленно представляя, что он рисует. Кружок-мяч, елочка, дорога – все, что легко выполнить язычком.
Если вы замечаете, что речевое развитие вашего сокровища явно задерживается, либо во время беременности или родов малыш получил стресс или травму, вы подозреваете, что причина в серьезной патологии – немедленно покажите кроху специалистам. Помните, что активное развитие речевых навыков приходится на возраст от 1 года до 3-х лет, когда вы должны следить за этим процессом и вовремя его корректировать. Наверстать упущенное время в 4-5 лет будет гораздо труднее, вплоть до того, что у малыша может остаться речевой дефект.
Как формируется фонематический слух
Когда младенец начинает слышать звуки, для него они как красивая песня, если это голос мамы и близких. Со временем ребенок начинает различать фразы, понимать их смысл и пытаться воспроизводить. И только после этого он начинает слышать и различать отдельные слова.
Если в раннем возрасте у ребенка есть возможность ходить и бегать — у него будут сильные ноги; если он рассматривает много ярких книжек с картинками — научится видеть разные цвета и формы; если ребенок слышит много слов, звуков и музыки — разовьется слух.
Как правило, звуковым пространством малышу служат мамины сказки и музыкальные занятия в детском саду. Однако не всем детям этого достаточно. Как и любой другой навык, умение слышать нужно развивать.
Именно поэтому в моей практике дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасный фонематический слух, а следовательно — имеют меньше сложностей при знакомстве с иностранным языком. Они легче усваивают особенности произношения и запоминают новые слова, потому что они их хорошо слышат и могут повторить.
Но даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, научите его слышать и различать разные звуки. Другими словами, помогите ему развить фонематический слух. Как это сделать?
Очень полезно обратиться к логопедам или прочитать их рекомендации. Существует много материалов, созданных для родителей, в которых есть интересные и полезные упражнения. Однако, как правило, логопеды начинают работать с детьми, которые уже имеют нарушения речи, в возрасте пяти лет и старше. Фонематический слух же можно и нужно начать развивать раньше.
Почитайте по теме: Когда чтение вслух на уроках с детьми уместно и полезно?