Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

Презентация к уроку русского языка  доклад, проект

Анализ уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения (по данным констатирующего эксперимента)

Наблюдения показывают, что младшие школьники допускают много ошибок как в устной, так и в письменной речи. Так, в сжатых изложениях имеют место различные речевые, грамматические, орфографические ошибки. К числу наиболее распространенных речевых ошибок можно отнести:

1) нарушение структурных границ предложения:

а) неоправданное деление сложного предложения на простые;

б) неумение делить текст на предложения;

2) смысловая избыточность:

а) плеоназмы;

б)тавтология;

в) неоправданные повторы слов и дублирование информации;

3) употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении;

4) смешение прямой и косвенной речи;

5) ошибки в соблюдении плана.

Кроме того, при написании сжатого изложения учащиеся допускают и специфические ошибки:

1) неправильное выделение главного;

2) ошибки, связанные с неумением сокращать текст разными способами (исключения или обобщения).

Наличие ошибок в изложениях младших школьников свидетельствуют

131

о наличии нерешенных вопросов в методике обучения сжатому изложению и, в частности, в работе над точностью и лаконичностью речи.

Нами был проведен методический эксперимент, целью которого стала проверка эффективности разработанной нами методической системы по обучению сжатому изложению и совершенствованию точности и лаконичности связной речи младших школьников.

Экспериментальная проверка учебных материалов проводилась в форме подготовки, проведения и анализа письменных работ (сжатых изложений) и педагогического процесса.

В эксперименте принимало участие 124 ученика четвертых классов школ №№ 43, 59, 72 г. Рязани, занимающихся на уроках русского языка по программе Т.Г. Рамзаевой.

Методический эксперимент включал в себя три этапа:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Обучающий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента были установлены типичные ошибки учащихся, а также те затруднения, которые испытывают младшие школьники при самостоятельном составлении письменного краткого пересказа (сжатого изложения). Это позволило наметить основные направления при разработке системы обучающих упражнений.

Как известно, сжатое изложение по программе Т.Г. Рамзаевой вводится именно в четвертом классе. Поэтому в контрольных и в экспериментальном классах в начале учебного года были проведены уроки развития речи, на которых учащиеся писали сжатое изложение по тексту Г.Скребицкого «Мити-ны друзья» (см. приложение 3). Работы анализировались с разных сторон: орфографической, синтаксической и речевой

При этом наибольшее внимание было уделено анализу с позиции коммуникативных качеств речи (умения выражать мысль точно, лаконично, последовательно)

Анализ орфографических ошибок показал объективную картину уровня орфографической грамотности учащихся. Ошибки допустили 76 % учащихся, а именно 94 человек из 124.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить уровень сформированности таких коммуникативно-речевых умений, как умения выделять главное в информации, умения сокращать авторский текст, умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли, умение найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Анализ программ по русскому языку для начальной школы

В настоящее время существует большое количество программ по русскому языку для начальной школы. В каждой из них определенное место отводится развитию речи учащихся. Однако объем и качество этой работы в разных программах неодинаковы. Убедимся в этом, проанализировав несколько программ по русскому языку.

Русский язык. Автор Т.Г. Рамзаева

Автор данной программы рассматривает речевое развитие учащихся как широкую социальную задачу, которую можно решать только на межпредметной основе. «Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме» . Именно поэтому развитие речи является, по мнению автора, одним из главных направлений работы в начальных классах.

Работа по развитию речи детей по программе Т.Г. Рамзаевой начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания. Следует отметить, что более целенаправленно эта работа ведется только со второго класса.

В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста. В каждом классе работа с текстом проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме, только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.

В разделе «Связная речь» определены основные компоненты работы с текстом. Вот лишь некоторые из них:

— понятие «текст» (два или несколько предложений, связанных по смыслу); формирование умения различать текст и предложения, не объединенные общей темой;

— тема текста; умение определить тему текста, т.е. кратко назвать то, о чем говорится в тексте;

— основная мысль текста; умение определить (с помощью учителя) основную мысль текста;

— заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;

— построение (структура) текста; умение разделить на части текст повествование (начало, основная часть, концовка);

-виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);

-понятие об изложении; умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;

— понятие о сочинении (устном и письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; умение записывать текст с предвари тельной коллективной подготовкой .

Как мы видим, в программе предусматриваются письменные работы типа изложений и сочинений, которые играют важную роль в развитии речи младших школьников. Изложения проводятся как обучающие работы. Тексты имеют преимущественно повествовательный характер. «В рассказы постепенно включаются элементы описаний (природы, внешности людей, процессов труда) и рассуждений (ответы на вопросы). Элементы описаний и рассуждений не могут быть большими, не более 2-3 предложений» . Для проведения письменных упражнений в связной речи (типа изложения и сочинения) программа предусматривает специальные уроки из общего фонда часов, отводимых на русский язык. Такие занятия проводятся примерно один раз в 10-15 дней.

Психологические основы обучения сжатому изложению

Всякое практическое действие имеет свои теоретические основы. Поэтому, чтобы содержательно ответить на вопрос о том, в чем же должна состоять работа по обучению сжатому изложению, необходимо обратиться к пониманию речи, которое предлагается сегодня специалистами разных наук (психологии, лингвистики и психолингвистики).

Прежде всего остановимся на психологических основах обучения сжатому изложению. К ним исследователи относят учение о речевой деятельности и процессе порождения высказывания (речи).

Сначала определим, что же такое речевая деятельность и каковы ее основные характеристики. В науке существует много определений этого понятия. Однако мы придерживаемся определения, данного известным психологом И.А. Зимней: «Речевая деятельность… представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» .

Далее охарактеризуем основные признаки речевой деятельности, исходя из предложенного определения.

Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей («во взаимодействии людей между собой»), следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) — в его восприятии (приеме). Вот почему речевая деятельность — процесс активный.

Целенаправленным он является потому, что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров движим определенными намерениями, например: мы обычно начинаем говорить, потому что возникла потребность что-то сообщить, чем-то поделиться, о чем-то спросить, попросить и т.д., мы, как правило, знаем, к кому и зачем обращаемся; слушающий тоже реализует свое намерение: получить информацию, понять, чего хочет от него говорящий и т.д.

Процесс речевого общения осуществляется с помощью ЯЗЫКОВЫХ средств («опосредствованного языком»), на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), т.е. это процесс, «обусловливаемый ситуацией общения».

Таким образом, переформулировав приведенное определение, можно сказать, что речевая деятельность -это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Как и любая другая деятельность, речевая деятельность характеризуется своим предметом, средством, способом, продуктом и результатом.

Так как речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаем высказывание) или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение), то мысль («как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях» и является ее предметом.

Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т. е. речь, — это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание — одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения выступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника.

Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию (иногда и не выраженную словами), а в другом — понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: