Игры-упражнения на развитие звуковой культуры речи дошкольников

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа)

Чей пароход лучше гудит

Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см,
диаметр горлышка 1-1,5 см). Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите,
как гудит мой пузырек, если я в него подую. (гудит.) Загудел, как
пароход. А как у Миши загудит пароход?» (Воспита­тель по очереди
вызывает всех детей, а затем предлагает погу­деть всем вместе.)

Методические указания. Чтобы пузырек загудел, надо слегка
высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка пузырька.
Пузырек касается подбородка. Струя воз­духа должна быть сильной и
идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не
выполняет одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь
несколько се­кунд, чтобы не закружилась голова.

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи
подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи. Дети в старшем возрасте
должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. — одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной

Если ребенок дошкольного возраста
умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни. Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи
можно условно разделить на следующие типы
:

Игры-путешествия
, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае – рассказы про домашних и диких животных

В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.

Игра с беседой.
Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: «назови слово, начинающее с определенной буквы».

Загадочные игры.
Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.

Предположительные игры.
В их основе стоит всего одна фраза: «А что, если бы…» продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Назови картинку

Дети сидят за своими столами. На столе у воспитателя лежит
стопка картинок рисунками вниз. Каждому ребенку дают такие же
парные картинки. Воспитатель вызывает ребенка, ко­торый снимает из
его стопки верхнюю картинку и, показывая ребятам, говорит: «Я взял
зайку». Тот, у кого есть пара к этой картинке, встает, показывает
ребятам свою картинку и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети
кладут обе картинки на стол и садятся на свои места. Игра
продолжается до тех Пор, пока не будут разобраны все картинки со
стола.

Примерный перечень картинок для игры: зайка, за. мок, глаза,
завод, забор и др.

Методические указания. Первую пару картинок называет сам
воспитатель, выделяя голосом звук з. Он следит, чтобы дети называли
картинки громко, отчетливо, выделяя звук з. Пары картинок
заготавливают по количеству детей. Под­бирать картинки надо так,
чтобы звук з в них встречался в начале и в середине слова. (в конце
слова и перед глухими согласными з произносится как с.) Картинки, в
названии которых имеется мягкий вариант звука з’, для этой игры не
берутся.

Дождик

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы гулять, и
вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали?
Вспомним стихотворение».

«Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва ­

Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти сло­ва медленными
хлопками.)

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять. ­

Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем». (Дети поднимают руки над головой,
имитируя зонтик.)

Методические указания. Стихотворение разучивает­ся заранее.
Следить, чтобы дети хлопали не очень громко, не заглушали своих
слов. Можно вызвать отдельных детей рас­сказать стихотворение, а
потом повторить всем вместе.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети
начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры,
проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи
так же, идет развитие логики и мышления в целом
. Развивается воображение и творческие навыки детей
.

Кто как кричит?

Воспитатель заготавливает озвученные игрушки или картин­ки
(курица, петух, кукушка, лягушка). «Собрались мы гулять, вышли во
двор, а навстречу идет курица и кричит «Ко-ко-ко…». Как она
кричит?» Все: «ко-ко-ко…» «Идем мы дальше, а ку­рица кудахчет
«куд-куда?..». Как она кудахчет?» Все: «куд-­куда?..» «В лес»,-
ответили мы ей и пошли дальше. На заборе

сидит петух и кричит «ку-ка-ре-ку!». Как петух кричит?» Дети:
«ку-ка-ре-ку!..» «Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смот­рим, а
воробьи у подсолнухов зерна клюют. Прогнали их дети. Как вы их
прогнали?» Дети: «кыш-кыш…» «Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали
собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует «ку-ку…». Как
кукушка кукует?» Дети: «ку-ку». «Набрали много цветов, пошли
обратно. Слышим, лягушки ква­кают «ква-ква…». Как лягушки
квакают?» Дети повторяют «ква-ква…». «Погуляли мы в лесу и
вернулись домой».

Методические указания. При про­изнесении звука к:

а) губы находятся в положении следующе­го за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного;

в) при сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука)
кончик языка опушен и оттянут от нижних резцов, спинка языка
ка­сается мягкого нёба. При сочетании с глас­ными я, е, ё, ю, и
(мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние
резцы, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки,
закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Поезд

Дети делятся на две группы. Одна группа изображает вагон­чики
поезда, другая — рабочих. По сигналу воспитателя «поезд поехал»
дети, делая движения согнутыми в локтях руками, идут друг за
другом, говоря «та-та-та… та-та-та…», подражая стуку колес.
Дойдя до определенного места — «станции», поезд делает остановку.
Рабочие идут осматривать вагончики. Они постукивают молоточками по
подметкам обуви детей, изображающих вагончики (сначала на одной
ноге, потом на другой). Постукивая, они говорят «тук, — тук…».
После проверки вагонов дается сигнал отправления и поезд трогается.

Затем дети меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети четко произносили
сочетания зву­ков «та», «тук». При звуке т язык ни у кого не должен
высовываться между зубами.

Насос

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит им: «Мы соби­раемся
поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока
велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем
насос и будем накачивать шину: «с-с-с…». Дети за воспитателем по
очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и
подражая действию нacoca.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук С,
необходимо следить за правильным положе­нием органов артикуляции:

а) губы в улыбке, зубы видны:

б) зубы на расстоянии 1-2 мм (не сжи­мать);

в) широкий кончик языка упирается в нижние резцы; .

г) посередине языка идет сильная холод­ная струя, которая хорошо
ощущается тыльной стороной руки, приложенной к подбородку под
нижней губой;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки,
закрывая проход в носовую по­лость;

е) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Если у ребенка не получается звук с, значит, он не точно
выполняет одно из движений.

Погреем ручки

Дети сидят на стульях. Воспита­тель показывает картинку на
кото­рой нарисованы дети, лепящие снежную бабу, и говорит: «Лепили
дети снежную бабу. Хорошая вы­шла. Руки у них замерзли. Давайте
погреем их, подышим на ручки, что­бы они согрелись. Вот так».
(пока­зывает.) Затем дети греют руки по очереди и все вместе,
произнося звук х.

Методические указания. При произнесении звука х:

а) губы находятся в положении следующего за х гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за х
глас­ного;

в) при сочетании х с гласными а, о, у, ы (твердый вариант
зву­ка) кончик языка опущен и слегка оттянут от нижних резцов,
спинка языка, прилегая к мяг­кому нёбу, оставляет посередине щель,
через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При сочетании х с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука)
кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, спинка языка,
прилегая к твердому нёбу, оставляет посереди­не щель, через которую
проходит выдыхаемая струя воздуха; ,

г) мягкое небо поднято и прижато к зад­ней стенке глотки,
закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Угадай, кто кричит

Воспитатель заготавливает озвученные игрушки, изображаю­щие
знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Вместе с детьми он подражает крику этих животных, затем предлагает
послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный
воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает
голос одного из животных. А дети должны угадать, кто это.

Методические указания. Проводить игру можно 5-­6 раз. Следить,
чтобы дети внимательно слушали. Активизиро­вать вопросами всех
детей.

Игра для подготовки артикуляционного аппарата для звука д.

Лошадки

Дети, изображая лошадок, строятся в колонну. По сигналу
«поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту
копыт лошадей. Дойдя до определенного места, «лошад­ки»
останавливаются. Воспитатель говорит: «А теперь проверим, чья
лошадка лучше умеет стучать копытами». Воспитатель берет двоих
детей, и они, цокая, идут навстречу друг другу. Остальные слушают.
Так, чередуясь, они проходят один за другим.

Методические указания. Следить, чтобы дети щелка’ ли кончиком
языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не
подворачивая его. Если у ребенка не полу­чается прищелкивание, то
можно индивидуально с ним выполнить следующее упражнение: положить
на кончик языка ириску и попросить присосать ее к нёбу.

Развиваем фонематический слух

Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.

Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно

При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).

Развивать фонематический слух можно, применяя:

  • игры на определение первого звука в слове;
  • игры на определение места звука в слове;
  • наглядность (картинки) в играх;
  • игры на соответствие картинки и слова;
  • на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).

Дизартрия препятствует развитию звуковой культуры

При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:

  • для чего это нужно?
  • какого это цвета?
  • из чего сделано? ит.д.

Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Игры по звуковой культуре речи значительно усложняются от группы к группе. В подготовительной группе дети уже должны иметь развитую культуру речи, однако, как показывает практика, в подготовительных группах менее 20% детей имеют достаточный речевой уровень.

В старшем возрасте на первый план выходит подготовка к школе. Дети уже легко определяют место звука в слове, подбирают слова по звукам. Поэтому на такой базе педагог может легко строить дальнейшую работу, например, включать упражнения на звуковой разбор слова.

Обратите внимание! Работа по развитию звуковой культуры продолжается и в начальной школе

Забьем гвоздь молотком

Дети, имитируя .забивание гвоздя в стенку молотком. бьют
кулачком о кулачок, произнося звук д.

Методические указания. При произнесении звука а:

а) губы находятся в положении следую­щего за д гласного;

б) зубы на расстоянии 2-3 мм;

в) передний край языка при сочетании д с гласными а, ы, о, у
(твердый вариант звука) прижат к верхним зубам, образуя смычку,
взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При сочетании д с гласными я,
е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в
нижние резцы.

Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка,
прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки,
закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Тихо, тихо

Дети сидят на стульях полукругом. Каждый ребенок дер­жит на
руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки
расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо, тихо: «ц-ц …» Дети
грозят куклам пальцем и говорят «ц-ц…», Заметив, кто из детей
произносит звук Ц неправильно или тихо, педагог говорит детям: «Все
игрушки у нас успокоились, а у Вали кукла шалит. Успокой, Валя,
свою куклу».

Методические указания. Чтобы дети хорошо произ­носили звук ц,
необходимо следить за правильным положени­ем органов артикуляции:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы на расстоянии 1-2 мм;

в) широкий кончик языка упирается в нижние резцы;

г) посередине языка идет сильная корот­кая воздушная струя,
которая ощущается как толчок воздуха, тыльной стороной руки,
приложенной к подбородку под нижней губой;

д) если у ребенка звук Ц не получается, надо при описанном выше
положении орга­нов артикуляции говорить слитно те, все убыстряя
темп, пока не получится хороший звук ц.

Творческое рассказывание

Творческое рассказывание — самый сложный вид рассказывания. Психический процесс — творческое воссоздающее воображение. Ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица) опираясь на тему и свой прошлый опыт. Дети преобразуют свой накопленный опыт а создают новый образ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Точно, выразительно передавать свой замысел. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческое рассказывание — речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию. В старшем возрасте можно планировать в сказках разговаривает, лиса рыжая, хитрая и т.д. Эти свои знания, опыт детей переносят в придумывание творческих рассказов.

Существует несколько видом творческого рассказывания:

  • придумывание рассказа, начатого воспитателем;
  • рассказывание по плану;
  • рассказывание на предложенный сюжет;
  • придумывание рассказов-миниатюр;
  • придумывание сказок.

Темы могут быть самыми разнообразные: «Сереже подарили новую игрушку», «За что бабушка внуку сказала «спасибо», «Ира и Света хорошие подруги» и т.д. Темы о детских играх, развлечениях, морально-этического содержания, о животном мире, о природе.

Наиболее любимый детьми это придумывание рассказов по началу воспитателя. Воспитатель дает начало рассказа, т.е. частичный образец. В самом названии рассказа дается сюжет. Начало рассказа воспитатель придумывает или может взять готовое произведение. Например:

Рассказ Пеньевской «Как Миша потерял свою варежку». Бабушка связала Мише новые красивые красные варежки. Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят:, они шумели, смеялись. Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги» — крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора…

— А теперь придумывайте рассказы.

Воспитатель дает план.

— Что произойдет дальше?

— Кто и как помог найти варежку?

Обговариваются с детьми разные варианты, чтоб рассказы были разновариантными. Практическое задание:

Предложить начало рассказа на тему «Забавные приключения рыжего котенка»

5. Чтение произведений, объединенных одной темой. 

  • Принципы подбора произведений, тематика.
  • Методика проведения занятий по чтению произведений, объединенных одной темой.

Чтение произведений, объединенных одной темой, проводится в старших группах, так как дети этого возраста способны воспринять на одном занятии несколько произведений, могут дать оценку поступкам героев, мотивировать свое отношение, использовать при ответах на вопросы выдержки из текста.

В старшем дошкольном возрасте у детей развит определенный уровень мышления, операция анализа, синтеза, умение делать несложные выводы, воспринимать каждое новое произведение уже знакомого писателя, как часть его творчества. Дети научаются сопоставлять факты

При отборе произведений важно продумать логическую связь преподносимых детям произведений, постараться избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые образы с уже известными осмысленными ранее, опираться на текущую

| Комментариев к новости «Звуковая культура речи» уже 0:

Пускание корабликов

Для игры воспитатель заготавливает таз с водой и бумаж­ные
кораблики. Он предлагает детям покататься на кораблике из одного
города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы
кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы как
для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает
порывистый ветер. «П-п-п…» дует ребенок, складывая губы как для
звука n. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая
щек.

Методические указания. Дети сидят большим полу­кругом. В центре
на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети дуют, сидя на
стульчиках. При повторении игры нужно пригнать кораблик к
определенному месту.

Цыплятки

Цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце.

Все они напьются.

В летний день

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец, прогоните овец!

***

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят,

Привела их с улицы

Беленькая курица.

Миленькая курица,

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.

Курица

Курица волнуется.

Не пугайте курицу.

Курица и Цыплята

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок — то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!

***

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву ц:

— Подойди, цыпленок Цып,

Повторяй- ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Звуковая культура речи

Что кому

Воспитатель раскладывает на столе предметы. в названии которых
есть звук ц. «Сейчас, ребята, вы должны отгадать, кому какой
предмет нужен». Вызывая детей по очереди, он го­ворит:
«Мальчику-школьнику подарим… (ранец) или: «Портнихе для работы
нужны… (ножницы) ». Вызванный ребе­нок угадывает, показывает и
называет более подходящий предмет.

Примерный перечень предметов, необходимых для игры: огурец,
пуговица, сахарница, ножницы, чернильница, яйцо, блюдце и т. п.

Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы ребенок
давал полный ответ, хорошо и правильно называя данный предмет,
четко произносил звук ц.

На один и тот же вопрос могут ответить 3-4 человека.

Пароход

Воспитатель показывает картинку, где по реке плывет параход.
«Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем
отплыть, пароход дает сигнал «Ы-Ы-Ы…». Как загу­дел пароход?»
Дети: «Ы-Ы-Ы…». «Поплыли по реке, а навстречу пароходу едет
лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал «Ы-Ы-Ы…».
Как пароход дает сигнал?» Дети: «Ы-Ы-Ы…». «Причалил пароход к
берегу, и дети пошли в лес на прогулку».

Методические указания. При про­изнесении звука ы:

а) губы не напряжены;

б) зубы на расстоянии нескольких 2-3 миллиметров;

в) кончик языка оттянут от нижних зубов, а корень языка поднят к
середине нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки закрывая
проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Картотека дидактических игр с целями по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе усложняются с течением года. К концу садика дети уже могут делать упражнения для младших школьников

Ниже приведена картотека игр, подразумевающих индивидуальный и групповой подход:

Название  Цель Инструкция
Волшебный мешочек Навык различения звуков на слух. В мешок помещаются игрушки и дети, доставая их определяют звуки «Ш» и «С».
Найди ошибку Навык определения количества слогов. Детям зачитываются слова. Педагог говорит, неправильное количество слогов.
Собери игрушку Навык определения места звука. Детям дают набор игрушек. Просят разложить по трем коробкам по схеме звукового словесного состава.
Бусы Упражнять детей в подборе слов разного слогового состава. Детям показывают части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Детям предлагается подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре.
Построй домики Навык составления слов. Нужно построить слова из кубиков-слогов.

Таким образом, игры на звуковую культуру речи можно применять с раннего возраста. К работе необходимо приглашать родителей. В ДОУ работа строится с учетом требований ФГОС ДО.

Новый год

К нам зайдет Новый год,

Заведет хоровод,

Зазвенят голоса,

Засверкают глаза.

Незабудки

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

***

Захар змея запускает.

Зоя с зайкою играет.

Зина в лес пошла,

Землянику нашла.

***

Зайке холодно зимой.

Зайке голодно зимой.

Зубки зайкины стучат,

Так капустки хотят.

***

Идет коза, коза-дереза.

За-за-за, за-за-за.

Злые глаза у козы-дерезы.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Козлята идут вместе с козой.

Зой-зой-зой, зой-зой-зой.

Зина ведет козлят и козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу.

***

Зеленая береза стоит в лесу.

Зоя под березой поймала стрекозу.

***

Здравствуй, праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы

Всех друзей своих сегодня

Позовем на ёлку мы.

Зайка

Зоя — зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

***

Зажглась зелёная звезда

Запустим звездолёт туда!

Игра для развития слухового внимания.

Угадай, на чем играю

Воспитатель знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой,
барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму.
Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он
играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и
играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сиде­ли тихо,
внимательно слушали и не подсказывали друг другу, На одно занятие
брать не более четырех различных инструмен­тов. Игру проводить 5-7
раз.

Магазин

Воспитатель ставит на стол ряд предметов, в названии кото­рых
есть звук с. Дети сидят на стульях. Воспитатель по очере­ди
вызывает детей. Они приходят в «магазин» и, выбирая пред­мет,
который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и
идут на свое место.

Примерный перечень предметов, необходимых для игры: сани,
самолет, лиса, стул, стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист,
бусы и др.

Методические указания. Воспитатель вызывает вна­чале тех детей,
которые хорошо говорят звук с. Если ребенок затрудняется назвать
предмет, воспитатель ему помогает. На­зывая предметы, необходимо
звук с немного выделить голо­сом. Предметы, в названии которых
имеется мягкий вариант звука с, для этой игры не берутся.

Аналогично проводится игра для закрепления звука сь

Стихи, потешки, скороговорки для закрепления звуков с и
с’.

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись,

Покатились по льду вниз.

Песенка

До свидания, сад, сад,

Все осинки спят, спят,

И мы сами спать пойдём,

Только песенку споём.

Сова

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит.

***

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

***

Соня, погляди в окно.

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду,

Сосны, ели — всё в снегу.

***

Едут Сеня, Саня с Соней на санках:

санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: