Дидактические игры по речевому развитию для подготовительной группы

Дидактические игры по развитию речи: цель, картотека

Виды дидактических игры для развития речи в подготовительной группе

В зависимости от цели, которую ставит педагог, выделяют несколько разновидностей дидактических игр для развития речи.

Образовательные

Направлены на получение новых знаний, умений, закрепление пройденного материала

Игры формируют интерес к обучению, что очень важно на первых порах становления личности, когда определяются постоянные интересы ребенка

В образовательной игре, в отличие от других, четко поставлена цель обучения детей соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть выделены и проверены в явном виде. Отличительная черта — в каждой игре есть четко поставленные задания, которые должны быть выполнены.

Важно! Образовательные занятия требуют значительных затрат умственных сил и напряжения, поэтому нельзя перегружать детей. Чрезмерные усилия приведут к нежеланию заниматься и рассеянности

Развивающие

Цель таких дидактических игр — развитие определенных психических процессов, способностей ребенка и интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления).

Развивающие игры могут быть разного содержания. Главные их отличительные черты:

  • Большинство игр не ограничиваются одним заданием, а позволяют придумывать детям и взрослым новые варианты задач.
  • В большинстве случаев широкий диапазон трудностей — от доступных 2-3 малышу до непосильных задач для школьников.
  • Решение задачи предоставляется не в абстрактной форме, а в виде видимых, осязаемых вещей.

Воспитательные

Эти игры организуются с целью освоения норм и правил поведения в обществе, общении, за столом, формирования определенных нравственно-эстетических ценностей, вырабатывания политического взгляда.

Обратите внимание! Большинство воспитательных дидактических игр развивают коммуникативные способности детей. Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях

К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык

Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык.

Связь педагога и детей в игре

Обратите внимание! С 2018 года в России стали набирать популярность терапевтические воспитательные игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения. Их эффективность в дошкольном возрасте очень велика, поэтому сейчас они активно принимаются психотерапевтами

Дидактические игры как тема по самообразованию воспитателя подготовительной группы

ФГОС установлено, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности педагог занимается самообразованием, то есть повышением уровня знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с воспитанниками, родителями и коллегами. Дидактические игры в качестве вопроса по самообразованию педагога подготовительной группы представлены в рекомендованном ФГОС перечне методических вопросов и прямо, и опосредованно.

Примеры тем по самообразованию воспитателя подготовительной группы в данном направлении:

  1. Дидактическая игра как форма обучения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Руководство игровой деятельностью детей подготовительной группы.
  3. Дидактические игры в обучении детей грамоте, основам математики.
  4. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  5. Игра как средство общения дошкольников.
  6. Игровая деятельность детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному детству.
  7. Развитие игровой деятельности у детей подготовительной группы.
  8. Развитие математических способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
  9. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  10. Преемственность дошкольного и начального образования.
  11. Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников посредством дидактических игр.

Все те новые методические приёмы, с которыми педагог сталкивается теоретически, нужно опробовать на практике

Как разрабатывается тема по самообразованию

Работа по самообразованию, будучи непрерывной, подразумевает ежегодную разработку новой темы. При этом обычно тематика носит сквозной характер и с каждым разом лишь немного видоизменяется. Рассмотрение дидактических игр в качестве основного или сопутствующего элемента темы по самообразованию так же, как и любая другая тема, требует выполнения определённого алгоритма работы:

  1. Освоение теории. Этот этап длится с августа по сентябрь и включает изучение литературы по проблеме, формулировку целей и задач работы, составление системы реализации теории на практике, а также прогноз конечного результата и формы отчёта.
  2. Практика, то есть проведение дидактических игр на занятиях с целью освещения того или иного аспекта работы с ними, а также коррекционные мероприятия, связанные с ошибками введения игр в учебно-воспитательный процесс.
  3. Этап подведения итогов. Оценка результатов может быть промежуточной, то есть в процессе работы, и финальной, которая проводится в апреле–мае. Итоговый отчёт обычно представлен презентациями, смонтированными видеороликами, фотоотчётами, а также печатными работами педагога, составлением самоанализа.

Наиболее продуктивной формой усвоения детьми программного содержания учебных дисциплин является дидактическая игра. Она даёт возможность ребятам не только получить знания, но и приобрести опыт социализации и коммуникации. Эти преимущества доступны только в том случае, если педагогом обучающая игра была тщательно спланирована, организована и проведена с привлечением подходящих материалов предметно-развивающей среды. А помочь воспитателю в теоретическом освоении этих вопросов может работа над темой по самообразованию, прямо или опосредованно связанная с дидактическими играми.

Подготовительная группа: математика

Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр. Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща. Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).

Чтобы дети стали более внимательными предложите игру «Паровозик». Благодаря ей дети смогут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.

Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры, проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи так же, идет развитие логики и мышления в целом. Развивается воображение и творческие навыки детей.

Приёмы проведения дидактических игр со старшими дошкольниками

Проведение обучающих игр в подготовительной группе ДОУ предполагает использование трёх групп приёмов.

Словесные приёмы

Основная задача речевого развития детей 6–7 лет — сформировать целостный речевой образ, то есть достаточный словарный запас и набор невербальных средств выразительности. Предполагается, что будущие школьники к концу обучения в ДОУ научатся доказательно высказывать своё мнение, аргументировано соглашаться или опровергать те или иные предположения. Таким образом, звучащая речь в работе с воспитанниками подготовительной группы имеет ключевое значение.

Объяснение

Этот приём не только разъясняет условия игры, но и показывает ребятам модель последовательного составления высказываний

Важно, что воспитатель уточняет те или иные этапы игры по ходу развития игрового сюжета

Загадки

Приём, традиционно используемый для мотивации воспитанников. Загадки позволяют логично и быстро перейти от непосредственной учебной деятельности к игре. Например, при изучении темы «Съедобные и несъедобные грибы» на ознакомлении с окружающей средой перед тем, как ребята будут на скорость распределять грибы между двумя группами — съедобными и несъедобными, можно предложить детям отгадать загадки:

  • Разместился под соснойЭтот гриб, как царь лесной.Рад найти его грибник.Это — белый… (Боровик).
  • Догадайтесь-ка, ребята:Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушко.Как зовут его? (Волнушка).
  • С ним в лесу никто не дружен,И в лукошке он не нужен.Мухи скажут: «Это мор!».В красной шляпке… (Мухомор).
  • На грибы она сердитаИ от злости ядовита.Вот лесная хулиганка!Это — бледная… (Поганка).

Короткие истории

На своём опыте я убедилась, что небольшие по объёму сказки-рассказки перед игрой — самый удобный мотивационный приём

С его помощью педагогу удаётся полностью завладеть вниманием ребят и мотивировать их на дальнейшую деятельность. Причём необязательно придумывать истории, напрямую связанные с игрой, сюжет может касаться её опосредованно

Например, когда герой попадает в сложную ситуацию, чтобы его выручить, моим воспитанникам приходится участвовать в игре или играх. Так, при изучении букв я рассказываю детям о том, что такой же материал сейчас проходят Лунтик с Кузей. Только вот огорчение: Кузя 2 дня жил у бабушки, которой помогал по хозяйству, и пропустил несколько занятий. Давайте поможем Лунтику объяснить другу, какие звуки мягкие, а какие твёрдые. И для этого сыграем в игру «Волшебный мешочек»: Лунтик будет доставать карточку с изображением, а вы, проговаривая слово, определять, твёрдый или мягкий звук стоит в начале.

Короткие истории можно придумывать не только о животных, сказочных персонажах, но и о фруктах, овощах

Чтение

В 6–7 лет многие дети в группе уже умеют читать

Это важное умение можно использовать и в играх. Например, при повторении правил игры ребята могут зачитывать короткие описания игровых действий, обозначенных на картинках

И, конечно, педагог сам зачитывает отрывки рассказов или сказок, связанных с сюжетом игры. Важный нюанс: зачитываемые эпизоды не должны быть слишком длинными, иначе детям будет сложно переключиться и настроиться на игру.

Многие дидактические игры в ДОУ строятся на сюжетах предварительно прочитанных с воспитанниками произведений

Наглядные приёмы

Наглядно-образное восприятие мира, в отличие от только формирующегося абстрактного, у дошкольников является ведущим. Для того чтобы совместить эти способы восприятия информации, воспитатель обеспечивает наличие:

  • картинок-иллюстраций этапов конкретной игры с изображениями детей или персонажей, играющих в неё;
  • демонстрационного материала (видео с инструкциями, собственный пример, когда взрослый проигрывает каждый этап, показывая образец выполнения того или иного действия).

Практические приёмы

Игра сама по себе реализуется на практике. Однако педагог даёт ребятам задания ещё и творчески осмыслить новую игру в форме:

  • рисунков (к примеру, зарисовать героев игры);
  • аппликаций (этот приём весьма эффективен после отработки игр по формированию элементарных математических представлений, дети с удовольствием вырезают и наклеивают цифры с отработанным арифметическим действием — сложением, вычитанием);
  • поделок (этот приём позволяет изготовить атрибуты для игры, к примеру, каштаны в качестве пешеходов на макете проезжей части).

Итогом серии тематических игр может быть групповая поделка воспитанников

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи. Дети в старшем возрасте должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. Речь — одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной

Если ребенок дошкольного возраста умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни. Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи можно условно разделить на следующие типы:

Игры-путешествия, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае с настольными играми – рассказы про домашних и диких животных

В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.
Игра с беседой. Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: ‘назови слово, начинающее с определенной буквы’.
Загадочные игры. Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.
Предположительные игры. В их основе стоит всего одна фраза: ‘А что, если бы…’ продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Дидактические игры по развитию речи в младшей группе

Предлагаем игры, подходящие для работы с дошкольниками 3–4 лет.

Противоположности

Игра знакомит дошкольников с антонимами. Занятие можно проводить при прохождении любой темы. Для игры нужны тематические предметные иллюстрации и мяч.

Дети становятся в ряд. Педагог бросает мяч игроку. Говорит, например: «Длинная дорога». Игрок, бросив мяч обратно, должен сказать: «Короткая дорога». Дав правильный ответ, игрок получает соответствующую картинку, то есть в данном случае изображение дороги. Победителем становится игрок, собравший наибольшее количество картинок.

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Исправь предложения

Цель игры — закрепление навыка грамотного и осознанного употребления предложных форм. Для работы требуются сюжетные картинки.

Педагог демонстрирует ребенку изображение, произносит соответствующее сюжету предложение, пропустив предлог. Например: «Семья едет… машине». Игрок должен понять, в чем ошибся воспитатель, произнести аналогичное предложение, но уже с употреблением предлога: «Семья едет в машине».

Скачать картинку

Скачать картинку

Словесные цепочки

Игра совершенствует звукопроизношение, закрепляет умение определять место звука в составе слова. Для работы нужен мяч.

Ребята становятся в круг. Педагог бросает мяч первому игроку, говорит слово, например, «дом». Ребенок, бросив мяч обратно, должен произнести слово, начинающееся тем же звуком, каким закончилось произнесенное воспитателем слово. Например, «мак». И далее по такому же принципу: «крот — такси — игла — арбуз — зонт — тигр — рог — гора».

Один и множество

Игра учит формированию множественного числа существительных. Для занятия нужен мяч.

Дети становятся в ряд. Педагог бросает мяч дошкольнику, говорит термин в единственном числе. Игрок, бросив мяч обратно, должен произнести это же слово во множественном числе. Например: «туча — тучи, рука — руки, цветок — цветы, дерево — деревья, сапог — сапоги».

Скачать картинку

Коники

Эта дидактическая игра развивает артикуляцию, что очень важно для дошкольников 3–4 лет. Ребята становятся в ряд по двое, словно бы лошади, запряженные в карету

Педагог исполняет роль кучера, он становится позади воспитанников, дает команду: «В путь». Дети начинают двигаться по кругу, цокая языком, как если бы стучали копытами. Далее воспитатель командует: «Стоп». Ребята останавливаются. Педагог предлагает проверить, кто из коников громче стучит копытами. Для этого ребята распределяются по парам. Когда языками цокает первая пара, остальные слушают, затем выявляют победителя. И так все пары по очереди

Ребята становятся в ряд по двое, словно бы лошади, запряженные в карету. Педагог исполняет роль кучера, он становится позади воспитанников, дает команду: «В путь». Дети начинают двигаться по кругу, цокая языком, как если бы стучали копытами. Далее воспитатель командует: «Стоп». Ребята останавливаются. Педагог предлагает проверить, кто из коников громче стучит копытами. Для этого ребята распределяются по парам. Когда языками цокает первая пара, остальные слушают, затем выявляют победителя. И так все пары по очереди.

Скачать картинку

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи. Дети в старшем возрастедолжны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни.Речь — одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной. Если ребенок дошкольного возрастаумеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни

Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи можно условно разделить на следующие типы:

Игры-путешествия, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае с настольными играми– рассказы про домашних и диких животных

В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.

Игра с беседой.Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: «назови слово, начинающее с определенной буквы».

Загадочные игры.Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.

Предположительные игры.В их основе стоит всего одна фраза: «А что, если бы…» продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Картотека и места проведения игр

Картотеку дидактических игр, которые актуальны для развития речи детей в старших и подготовительных группах можно использовать в качестве основы личной библиотеки. А также воспользуйтесь обучающей литературой, написанной опытными психологами и воспитателями.

Например, вы можете найти много дидактических игр, нацеленных на поиск ребенком предметов, которые объединены общим признаком: воспитатель называет цвет – дети говорят как можно больше слов, которые обозначают предметы такого цвета. Проводиться такая игра может в свободной форме, когда дети просто по очереди называют слова. Или с мячом, когда детки ловят мяч и тот, кто поймал говорит слово. Можно даже устраивать небольшие соревнования, кто найдет в комнате больше предметов заданного цвета. Нужно помнить, что любая игра должна не просто обучать детей, но и увлекать. Только в этом случае они почувствуют себя свободно и смогут проявить себя в полной мере.

Некоторые дидактические игры развивающие речь могут проводиться во время прогулки. Например, воспитатель может дать детям задания найти предметы из определенного материала. Игру можно проводить в активной форме: воспитатель говорит, например, «железо» и все детки должна схватиться за что-то железное. Если воспитатель говорит «дерево», то дети должна держаться за дерево или сесть на лавочки, встать на деревянный пол беседки

Такая игра развивает внимание, логику и реакцию детей

И на природе, и в помещении можно проводить игру на угадывание предмета. Воспитатель или один ребенок загадывает предмет, который есть в поле зрения. Интереснее, если предмет сложный и имеет много характеристик. Дети должны постепенно угадать предмет. Например, загаданное слово «чашка». Сначала ведущий (тот, кто загадал предмет) называет самые простые характеристики предмета, например, цвет. Затем он может сказать из какого материала сделан предмет, следом назвать его размер, для этого хорошо включить фантазию и придумать какую то метафору для обозначения размера (для слона маловата, для мышки великовата, а для человека — в самый раз). Когда дети угадали предмет, ведущим может стать ребенок, который первый угадал слово и игра повторяется.

Дети старшего возраста так же хорошо принимают игры по ролям. Воспитатель раздает детям карточки с картинками животных, затем каждый ребенок показывает это животное. Можно сделать игру с элементами загадки. Например, ребенку досталась кошку. И он описывает ее: ‘Живет у людей, любить молочко и ловит мышей’. Дети должны отгадать, что это за животное. Такая игра способствует развитию мышления, реакции и расширению кругозора. Чем сложнее и необычнее животное, тем интереснее будет его показывать, описывать и отгадывать.

Что включают в себя игры в подготовительной группе

Эффективность дидактических игр заключается в том, что ребенок не будет сидеть и слушать скучную лекцию, а захочет играть. Через игру маленький человек получает знания.

Обратите внимание! В процессе заинтересованный малыш даже не понимает, что занятия, в которые он вовлечен, созданы для его воспитания и обучения

Учебное начало

Цель дидактических игр — развитие ребенка во всестороннем направлении. Они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с живой и неживой природой, по формированию математических представлений, систематизации и закрепление знаний.

Будущий школьник развивает мышление и свои умственные способности, а также совершенствует мелкую моторику и координацию.

Интеллектуальные игры

Игровое начало

Дидактические карточки включают в себя игру, так как именно она помогает ребенку не терять искру мысли и заинтересованности. Именно в дошкольном возрасте дети более всего подвижны, неугомонны. Им трудно усидеть на одном месте, а игра помогает на протяжении длительного времени быть сконцентрированными на одном занятие.

В процессе занятий приобретаются многие конкретные знания: изучаются движения предметов, величина расстояний, сила собственных движений, физические свойства окружающего мира — липкость, скользкость, непроницаемость.

Обратите внимание! Эти знания малыш не может получить в процессе урока, лекции или беседы. Только во время игры маленький человек воспитывает культуру речи, общение

К тому же он учится работать в команде, помогает освоить другому информацию, высказывает свою точку зрения, находит общий язык со сверстниками

Только во время игры маленький человек воспитывает культуру речи, общение. К тому же он учится работать в команде, помогает освоить другому информацию, высказывает свою точку зрения, находит общий язык со сверстниками.

Развитие коммуникативных способностей во время игры

Функции дидактических игр

Обучение – сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:

  • Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
  • Коммуникативная функция – это норма поведения, которая усваивается детьми.
  • Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
  • Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
  • Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
  • Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
  • Социализация. Учит детей общаться в обществе.

Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.

Значение дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. При этом образовательная цель реализуется посредством игровых действий воспитанников. К примеру, чтобы помочь медвежонку стать школьником, ребята должны научить его считать, а для этого, по правилам игры, сначала «учителя» по очереди берут по одной вишенке, кладут её в корзинку, называя при этом порядковый номер лакомства и завершая каждый раз подсчётом общего количества ягод.

Дидактические игры учат дошкольников учиться

Цели и задачи дидактических игр

Целевыми направлениями организации и проведения дидактических игр являются:

  • развитие воображения, наблюдательности, памяти, а также скорости мышления;
  • отработка алгоритмов выполнения последовательности учебных действий (например, чтобы прочитать слово, потребуется разбить его на слоги, а для решения простых арифметических примеров на сложение и вычитание нужно сначала выполнить действия на счётных палочках);
  • работа над развитием произвольного внимания, его концентрацией и переключаемостью;
  • подготовка руки к письму;
  • развитие речи;
  • воспитание чувства сопричастности к коллективу, состоящему из сверстников и взрослых;
  • поощрение инициативы в поиске нестандартных решений дидактических заданий.

Соревновательные дидактические игры развивают у старших дошкольников целеустремлённость и волю к победе

На реализацию этих целей направлено систематическое решение таких задач, как:

  • развитие умения сравнивать объекты по разным признакам (например, по общей принадлежности — овощи, фрукты, по частным деталям — сезону созревания, месту произрастания и пр.);
  • расширение словарного запаса, а также набора невербальных средств выразительности (мимики, жестов);
  • отработка навыка классификации по внешним признакам (игрушки по форме, цвету), а также по назначению (тетради, ручки используются в учебной деятельности, а веники, лопаты — в трудовой);
  • автоматизация умения определять объект по одному-двум основополагающим признакам (например, сумчатое животное, живущее в Австралии — кенгуру);
  • тренировка навыка быстро запоминать последовательность, расположение предметов, указывать на лишний в ряду и объяснять свой выбор (к примеру, в игре «Третий лишний» дети определяют, что в ряду «дорожный знак, колпак волшебника, циферблат часов» лишним будет последнее, так как первые 2 треугольной формы).

В играх ребята учатся сравнивать, анализировать, объяснять

Психолого-педагогические требования к играм

Поскольку обучение — это первостепенный компонент цели образовательного учреждения, дидактические игры, благодаря разнообразию содержания и многообразию форм проведения, организуются на всех занятиях. При этом подготовка и проведение игр должны строиться на основании требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

  • Игра должна соответствовать возрасту, уровню развития детей и учебно-воспитательным задачам занятия, на котором проводится. Например, выполнение простых арифметических операций на счётных палочках определено программой, но это должны быть примеры в одно действие, потому что более сложные арифметические операции дошкольникам будет выполнить сложно. С другой стороны, использование этого же материала для составления геометрических фигур — слишком простое задание для ребят 6–7 лет, приемлемое лишь в начале года в качестве повторения изученного материала.
  • Любая игра должна быть методически оправданной, то есть иметь цели, задачи и чётко сформулированный порядок выполнения игровых действий.

Игра должна быть интересной детям 6–7 лет и соответствовать уровню их развития

Итоги

Многие дидактические игры, проводимые в дошкольных образовательных заведениях (ДОУ) настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе. Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на общее развитие ребенка, и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры. Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу, участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах. Самые простые дидактические игры для детей посещающих старшую или подготовительную группы (например, игра в слова, города) вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Итоги

Многиедидактические игры, проводимые в дошкольных образовательных заведениях (ДОУ) настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе. Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на общее развитие ребенка, и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры. Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу, участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах. Самые простые дидактические игры для детей посещающих старшую или подготовительную группы(например, игра в слова, города) вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: