Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: зачем и как играть

Какие игрушки оптимально подойдут для сюжетно-ролевых игр?

Девочкам лучше всего подойдут домики, посуда, наборы для игры в доктора или парикмахера, туалетные столики для игры в косметический салон. Идеальным решением может стать покупка основных элементов для сюжетно-ролевых игр, от игрушечной кухни до  игр в профессии.

Для мальчиков идеальным вариантом станут игры в мужские профессии и связанные с ними игрушки. Вживаясь в мужские роли, мальчики воспроизводят варианты поведения отца и других окружающих его мужчин, а также их ценности: смелость, отвагу, храбрость и т.д. Отличным выбором для сюжетно-ролевых игр для мальчиков станут игры с машинками и техникой  или разнообразные наборы для мальчиков, от полицейских участков до рыцарских замков и пиратских кораблей. 

Запомните, ваш ребенок – отличный режиссер. Основная задача родителей – создать правильные и комфортные условия для увлекательной игры.  Дайте простор детской фантазии, и вы заметите, как преобразится ваш ребенок и насколько креативные решения он может придумывать. 

От сюжетно-ролевых игр зачастую зависит формирование личности малыша и его умение общаться с другими людьми. Обеспечив ребенку условия для безграничного полета фантазии и развития мышления, вы помогаете ему вырасти успешным и гармоничным человеком.

Особенности сюжетно-ролевых игр для детей разного возраста

Смысл и значение ролевых игр в развитии дошкольника

Дети играют в дочки-матери и очень любят выступать в роли взрослого, обыгрывают сюжеты «в больнице», «в магазине», «в парикмахерской», «в школе» и множество других. Сюжетно-ролевая игра в детском развитии выполняет важнейшие функции:

1.Развлекательная. Дети задумывают игру и включаются в игровые действия ради собственного удовольствия. Они следуют за своим интересом и желают заниматься тем, что их привлекло в окружающем мире.

2.Обучающая. Какой бы сюжет не выбрали дошкольники для своих игр, у них будет возможность чему-то научиться. Примечательно, что дети сами будут искать эту возможность. Иначе им будет скучно, если в роли не появятся новые действия и эмоции. Надоело кормить кукол – можно привлечь правила поведения за столом для детей.

Ради этой новизны участники меняются ролями или придумывают новые образы («давай теперь ты будешь покупателем, а я продавцом», «я сегодня буду строгой воспитательницей, не такой, как вчера»). Примерив на себя новую роль, ребенок учится вести себя по-другому, в соответствии с образом.

3.Коммуникативная. Ролевая игра создает условия для взаимодействия. Каждый участник выполняет предписанные его ролью действия и общается с другими, как то подразумевает сюжет. Ребенок не только взаимодействует с участниками игры «как может», но и получает подсказки со стороны, «как нужно». Благодаря этому у детей формируется ориентация на общепринятый смысл человеческих отношений.

4.Релаксационная. Игра позволяет снять накопившееся эмоциональное напряжение у ребенка. Не зря взрослые стараются вовлечь в игровые действия ребенка, который сильно расстроен и не может обуздать свой плач. Или же ребенок никак не решится на контакт со сверстниками, у него накапливается сковывающее его чувство тревоги, но если ему помочь присоединиться к игре, хотя бы в незначительной роли (побыть пассажиром в импровизированном автобусе, подавать «тарелки», чтобы накрыть «стол»), дошкольник смелеет и расслабляется.

Роль подразумевает некий обязательный набор правил, как вести себя исполнителю. Однако действия и эмоции участников ролевой игры имеют огромный простор для импровизации.

К тому же, ролевая игра – это поле для самопознания и накапливания знаний о себе и других, которые в дальнейшем поспособствуют формированию самооценки. Дошкольник эффективно пополняет свой маленький опыт и практическим путем проверяет себя: могу – не могу, нравится – не нравится, не получается – хочу, чтобы получилось…

Самая большая ценность детских ролевых игр состоит в том, что для участия в них от ребенка не требуется каких-либо умений и навыков

Наоборот, ролевые игры предоставляют оптимальные возможности научиться чему-то, потренироваться и получить для себя что-то очень важное и актуальное на данный момент

Как родителям поддержать сюжетно-ролевые игры ребенка?

Роль родителей в процессе игры скорее закулисная. Вы можете направлять ребенка, подавать ему идеи, наблюдать игру со стороны. 

Для формирования правильных социальных моделей поведения основная задача родителей – создать условия для комфортной игры. Проследите за тем, чтобы в помещении было достаточно места и ничего не мешало увлеченному погружению в игру. 

Если деткам сложно распределить роли самостоятельно – помогите им в этом. Разумеется, если ваш ребенок играет один, вы можете предложить ему подключиться и разнообразить игру, взяв на себя какую-то роль. 

Еще одна задача родителей – обеспечить правильные и безопасные декорации для игры: игрушки, ткани, книги, наборы инструментов и другие элементы, которые могут потребоваться детям

 Обратите внимание на качественные материалы, которые вы используете для игр. 

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей: с чего начать, как организовать игру

Если ваш малыш сейчас ходит в детский сад или сидит с няней, то можете выдыхать, за вас сделают всю работу профессионалы, ну или почти всю. Ролевые игры в детском саду организовывают воспитатели, они отлично знают, как это делать, что для этого нужно, и самое главное, как заинтересовать детей в игре.

Если же все на ваших плечах, то вот несколько правил.

Как организовать сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

  1. Когда пора начинать разыгрывать такие сюжетные игры? Если ваш ребенок достиг примерно трех летнего возраста и уже имеет неплохой словарный запас.
  2. Выбор сюжета. Это очень просто. Чем интересуется ваш ребенок? Какими игрушками любит играть больше всего? Спросите у ребенка кем он хочет стать в будущем. Чаще всего дети знают ответ на этот вопрос. Если же нет, почитайте книги на тему «Выбор профессии». Это и будет вам ориентиром при выборе темы.
  3. Сложно определиться с темой? Не беда. Игра «продавец-покупатель» всегда срабатывает. Дети часто наблюдают ваши походы в магазин, они знают порядок действий.
  4. Реквизит. Для полного погружения в ситуацию нужно подобрать необходимый реквизит. Ну, например, для игры «Продавец-покупатель» вам понадобиться: калькулятор в качестве кассового аппарата, деньги – это могут быть просто бумажки или вырезанные цифры из календаря. Конверт в качестве кошелька покупателя. Набор «товаров» для продажи, желательно подобрать игрушки или предметы определенной тематики (мягкие игрушки, пластиковые фрукты и овощи, книги).
  5. Подготовка реквизита может проходить вместе с ребенком. Привлекайте его к подготовке, доверьте собрать предметы для продажи или позвольте нарезать бумажки для денег.
  6. Перед началом игры убедитесь, что ваш ребенок действительно понимает сюжет, ему знакома эта ситуация, он понимает действия и слова в этом сюжете.
  7. Можно играть. Но игра будет продуктивной и насыщенной, только если не только ребенок, но и вы сами будете хотеть играть. Если вы раздражены долгой подготовкой и вообще у вас свои дела, малыш это почувствует, и игры не получится.
  8. Как часто играть? Каждый день! Это принесет только положительный результат. Повторюсь, что роль ролевых игр в жизни ребенка сложно переоценить.

Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем больше у него развивается навык делового общения. То есть он способен договариваться и убеждать, склонять на свою сторону.

Вторая стороны медали: в процессе игры ребенок может привыкнуть подчиняться

И вот именно поэтому на начальном этапе важно участие родителей. Родители должны помочь застенчивому и робкому ребенку преодолеть свой страх, примерить на себя роль лидера

Тут роль ребенка в сюжетно-ролевой игре должна быть главной, лидирующей, но не постоянно.

С какого возраста можно начинать сюжетно-ролевые игры?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. В среднем такие игры начинают занимать малыша примерно с трех лет и могут продолжаться даже до окончания начальной школы. 

Как определить, готов ли ребенок вживаться в роль и воспроизводить ее? Обратите внимание на несколько важных факторов. Играть в сюжетно-ролевые игры уже можно, если:

Играть в сюжетно-ролевые игры уже можно, если:

  • Ваш  малыш умеет придумывать действия для игры и распределять роли. Например, он говорит: «Давай поиграем в кошечек. Я — котенок, а ты —  кошка-мама». 
  • Ваш малыш обладает достаточным словарным запасом, чтобы обсудить роли и правила игры (пусть даже на минимальном уровне).
  • Ваш малыш в состоянии некоторое время придерживаться своей роли. Этот момент особенно трудно дается малышам.

Для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры оптимальны не только потому, что способны надолго занять ребенка увлекательным процессом. Игра создает все условия для развития креативности, воображения, мышления и развития речи. Кроме того, игры очень многое могут рассказать родителям, показывая все переживания ребенка, его страхи, заботы и потребности. Вам следует лишь внимательно наблюдать за малышом и делать выводы из его поведения в игре.

Умеет ли ваш ребёнок играть в ролевые игры?

Глядя на то, как девочка одевает куклу, укладывает её спать, а мальчик катает по полу машинку или стреляет из пистолета, родители ошибочно могут подумать, что ребёнок овладевает искусством ролевой игры. Но если при этом малыш не видит себя в соответствующей роли (мама, водитель, солдат), не придумывает ход событий, и не ведёт разговоров, то никакая это не ролевая игра, а просто игра-имитация. В этой игре либо совсем нет сюжета, либо он очень примитивен.

Здесь игрушка используется только по назначению, и чем больше у неё функций, тем она интересней для малыша. Пытаясь найти новое применение наскучившим игрушкам, малыш может стучать ими, ломать. Если ребёнок предоставлен сам себе, и с ним никто не играет, то его внутренний мир очень беден. И чтобы заполнить эту пустоту малыш требует всё новые и новые игрушки, с наворотами, которые в наше время стоят недёшево.

От простого к сложному

Детская ролевая игра возникает, как желание почувствовать себя взрослым, окунуться в дикий мир животных или в мир мультяшных героев, и т.п. Всесторонне развитый ребёнок играет в то, что видит или смотрит по телевизору, в то, что слышит или читает, и в то, во что с ним играют старшие. В этом случае в ход идут не только игрушки, но и всё, что попадётся под руку. Обычная кукла может быть кем угодно, от мамы до инопланетянина, а коврик в прихожей — лодкой или домиком. Детское воображение дорисовывает всё остальное, и запросто обходится тем, что есть.

Первая ступень ролевой игры – подражание действиям взрослых. Этот уровень становится доступен любому ребёнку, даже если у него не с кем поиграть. В этой игре ещё нет взаимодействия персонажей, нет диалога, но уже есть игрушечные заместители реальных вещей (песок вместо еды, палка вместо меча), отдельные фразы и звуки, сопровождающие события (шум мотора, баюкание куклы, мычание игрушечной коровы).

 Если ребёнок застревает на этом этапе, то впоследствии он либо играет с навороченными игрушками, либо слоняется без дела, мешая всем подряд. Эта категория детей чаще всего становится любителями эффектных мультсериалов и компьютерных развлекалок.

Вторая ступень – простая ролевая игра. Это игры «дочки-матери», «школа», «больница», «магазин» и т.д. Здесь ребёнок полностью отождествляет себя с выбранной ролью, и того же самого требует от партнёров по игре, иначе слышится возмущение: «ты неправильно играешь!». В игре обязательно появляется второе, а то и третье-четвёртое активное действующее лицо. Теперь даже у куклы может быть своё мнение, озвученное ребёнком: она может капризничать, хотеть есть или спать, и плакать от укола.

На этом этапе ребёнок очень много говорит, даже если играет сам с собой. Простая ролевая игра помогает ребёнку лучше адаптироваться в сложном мире взрослых, быть готовым к типичным жизненным ситуациям.

Третья ступень – сюжетно-ролевые игры. Чем выше развитие ребёнка, тем быстрее он переходит к следующему этапу детских ролевых игр, где один игровой сюжет плавно перетекает в другой, связанный с ним по смыслу. Например, все позавтракали и поехали на автобусе на Иссык-Куль, где потом купаются, загорают и кушают фрукты на пляже.

Игра усложняется, дети уже учатся договариваться, во что и как играть, кто кем будет, что включать в игру, а что нет, и за кем будет победа в сражении. На этом этапе взрослым необходимо изредка контролировать ход игры, чтобы решить спорные вопросы, и не допустить детских обид.

Четвёртая ступень – творческие ролевые игры для детей. Здесь ребёнок – сам себе режиссёр. Игра превращается в настоящее приключение, где дети сами придумывают сюжеты и изменяют их по своему усмотрению. Здесь нет чётких правил, зато есть миллион возможностей проявить себя.

Есть такое слово «надо»

Человеческое общество во всём мире живёт по определённым правилам. К счастью, прошли те дикие времена, когда считалось нормальным вбивать правила поведения ребёнку в голову. Для современного родителя очевидно, насколько важен доверительный диалог с малышом, поэтому всё чаще навыки поведения в обществе прививаются детям посредством игры.

Дети не рождаются с такими знаниями и умениями. Идеальный способ приобретения этих навыков – через игру, действие которой предполагает подчинение определённым правилам.

Именно через игру можно легко и доступно объяснить ребёнку непонятный мир взрослых.

И ребёнок с радостью примется за изучение сложных понятий. Почему взрослые поступают именно так? Для чего они делают то, чего они делать не хотят? Через ролевое поведение в игре, малыш усваивает моральные нормы, заложенные в эту игру. У ребёнка формируется определённое отношение к труду, людям, вещам, событиям, рамкам дозволенного, к своим и чужим обязанностям, к своим возможностям.

Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любые другие виды деятельности в дошкольном возрасте.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:

  1. Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).
  2. Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.
  3. Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.
  4. На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.

Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.

Особенности и функции

Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть

Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.

Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:

  • Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
  • Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
  • Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
  • Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
  • Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.

Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.

Формирование эмоционального интеллекта

В своих играх дети всегда копируют характерные черты взрослых, как бы срисовывают их эмоции и примеряют на себя.

Взрослым, забывшим каково быть ребёнком, со стороны кажется, что малыш просто повторяет мимику и интонации, и не чувствует по настоящему то, что изображает в своих играх. Но опытные психологи утверждают, что это не так. Дети очень глубоко переживают свои «игрушечные» эмоции.

Маленькие девочки испытывают настоящую материнскую любовь к своим куклам.

И чем сложнее с возрастом становится сюжет игры, тем более осознанными становятся чувства малышей. Игра год за годом формирует чувства ребёнка.

И. М. Сеченов доказал, что переживания в ходе игры оставляют глубокий след в сознании ребёнка.

Более подробно о развитии эмоционального интеллекта у детей вы можете почитать в отдельной статье.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.  

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Как играть с детьми в ролевые игры

Родители могут оказывать поддержку в сюжетных играх, придуманных малышом, а также задавать им эмоциональный окрас и дополнять различными направлениями. С маленькими ребятами играть довольно просто, достаточно в руках держать несколько предметов, которые интересны малышу. При этом не нужно навязывать свои идеи, малыш должен сам решать, чем он хочет заниматься.

Важно понимать, что ролевая игра и главная роль в раннем развитии от 2 года принадлежит только ребёнку. В то же время взрослые отходят на второй план и могут оказывать вспомогательное действие

Не нужно брать руководство всем сценарием на себя. Хорошо, если взрослый будет задавать дополнительные вопросы по сюжету: что будет дальше, почему так, что произошло с героем и т.д. Такие условия будут активизировать желание на познание мира и расширит кругозор малыша.

Виды игр, используемых в обучении младших школьников

Чем ролевые игры полезны для развития ребенка?

Достоинства подобных занятий разнообразны. Они заключатся в следующем:

  • создание коммуникативного и речевого опыта;
  • дают возможность ребенку действовать в условиях, напоминающих реальные ситуации;
  • раскрытие шанса для исследований и экспериментирования;
  • помогают получить социальные навыки от общения с детьми и взрослыми;
  • примеряя к себе непривычную роль, малыш лучше будет понимать окружающих;
  • способствуют познанию различных культур, выражению мысли и чувств в максимально дружественной атмосфере;
  • дают возможность лучше учиться через развлекательную форму;
  • стимулируют воображение и творческие навыки.

Какие бывают сюжеты ролевых игр

Какие бывают сюжеты детских ролевых игр? Сюжет – основа игры, без него действия не произойдет, так как не будет главных героев, событий, итога. 

Сюжеты ролевых игр изменяются с возрастом их участников. Если малыши играют в больницу, семью, школу, королевства, то дети постарше выбирают игры в магазин, салон красоты, войну, бизнес.

Уже во время разработки сюжета и подготовки определяется лидер, к которому прислушиваются, с которым советуются. 

Но находятся и такие, которые спорят и стремятся занять место лидера. Столкновение интересов двух координаторов может иметь разный исход:

  • либо оба научатся слышать и понимать друг друга, а поэтому станут «работать» в тандеме,
  • либо компания играющих разделится на две части – сторонников одного и сторонников другого,
  • либо один из лидеров покидает компанию один, а все остаются.

Игра еще не началась, а опыт сотрудничества и решения конфликтных ситуаций уже получен. Этот опыт будет осмыслен ребенком самостоятельно или с помощью родителей (друзей, людей, которым малыш доверяет). 

Что будет, если с ребенком не играть в сюжетно-ролевые игры?

Почему вообще возникло такое понятие как сюжетно-ролевая игра? Дело в том, что с тем, как росло освобождение ребенка от недетского труда, от полноценного участия в жизни взрослых, возросло и значение игры. Играя в жизненные сюжеты, малыш понарошку внедряется в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно.

Так вот, если детей не учить играть, не предлагать им разнообразные темы, сюжеты, не развивать фантазию, то детей научит играть телевидение и компьютер. Наши с вами родители с нами не играли практически, но этому нас обучали в садике, во дворе, в школе.

Сегодня все больше внимания уделяется образовательной деятельности в ущерб игровой. Поскольку у детей есть врожденная потребность играть, они используют примитивные и часто негативные сюжеты из того источника, который им доступен. Если родители не играют с детьми, во дворе не с кем играть, в садик дитя не ходит, то что остается? Телевидение и Интернет.

Ведущие педагоги нашей современности понимают трагизм ситуации, поэтому так настойчиво внедряют свои наработки по сюжетным играм в дошкольных учреждениях

Мы стараемся, как можно больше играть с детками, внушаем важность этого вопроса родителям, но мы не всесильны. Чем занимается ребенок дома – дело родителей!

Игра в человека-паука, Смешариков, суперменов, черепашек-ниндзя – это не полноценная сюжетно-ролевая игра, поскольку является полностью оторванной от реальной жизни и не несет в себе ничего полезного и развивающего. В них нет места любви, состраданию, порядочности. Напротив, сплошное насилие, угнетение, насмешки, даже смерть.

Самое коварное в этой ситуации то, что результат таких игр проявляется не сразу. Мы все прочувствуем в подростковый период, когда обостряются все эмоции. А что заложили мы в детстве? То и получим в итоге…

А психологи утверждают, что, если не играть с детками, они сами будут играть примитивно. Никакие развивающие интеллект занятия не дадут того развития эмоциональности, чувственности, творческого потенциала, который могут дать сюжетные игры. Ребенок может вырасти черствым интеллектуалом без творческого воображения. Более того, в игре прорабатываются разные эмоции, если не пройти этот период в детстве, то потом это чревато необъяснимыми вспышками страха, агрессии, жестокости, апатии.

Ух, выдала я информацию! Жду ваших мыслей о том, каково значение обычных сюжетно-ролевых игр во всестороннем развитии наших детей.

Надеюсь, статья оказалась полезной для вас. Если это так – поделитесь ссылкой в соцсетях и прошу подписываться на новые материалы.

С уважением Татьяна Сухих

До скорого свидания!

Что выбрать: игру или занятия с ребёнком?

Понятно, что у взрослых очень мало свободного времени, особенно на детские игры. Надо успеть хоть немножко позаниматься с ребёнком, почитать ему книжку, и вообще, не взрослое это дело — играть в куклы, кубики или машинки. Но именно сейчас вы упускаете возможность заложить в детях интерес к ролевым играм, а по сути — к предстоящим жизненным ситуациям. Вы можете научить ребёнка читать, считать, писать и музицировать, но если он не будет играть в ролевые игры, то вы рискуете получить раннего интеллектуала с плохо развитым воображением и примитивными чувствами.

Раньше дети играли в семьях, во дворах, в детсадах, а нынешние детские сады уже ориентированы в основном на дошкольную подготовку, и на игры у воспитателей не хватает ни времени, ни сил. Дворовая и семейная игра вытесняется телевизорами и компьютерами, поэтому немудрено, что дети играют в людей-пауков и в принцесс-белоручек.

Школа для дошколят «Чудо-Чадо» призвана решить создавшуюся проблему, предлагая обучение ребёнка без отрыва от игры. Увлечённые своим делом опытные педагоги, и современные игровые методики позволят вашему ребёнку получать знания прямо на игровой площадке. Здесь всегда есть место ролевым играм для детей, физкультминуткам и творческой деятельности. Учимся играючи, учимся с удовольствием!

Добро пожаловать в «Чудо-Чадо»! 

Переходы к новым формам общения

С ростом и развитием ребёнка, он все больше стремиться к самостоятельности. Параллельно меняется круг интересов и направление игровой деятельности. Существенно расширяется значение самого процесса общения дети получают все больше информации и учатся передавать собственную. В ходе подобных игр, проявляется симпатия ко сверстникам и желание общаться с другими детьми.

В то же время необходимо отметить, что самостоятельная ролевая игра не позволит принести ребёнку максимальное удовольствие и будет продолжаться недолго

Для полного ознакомления с окружающим миром важно командное взаимодействие и обмен определены опытом и знаниями. В силу этого родитель должен играть вместе с малышом, это позволит существенно разнообразить игровую линию и предоставить ребёнку больше полезной информации

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей

Наша цель: пополняем словарный запас ребенка, даем знания о животных, учим их повадки и звуки, воспитываем в детях любовь к животным.

Реквизит: игрушечные животные, касса (калькулятор вам в помощь), билетики для входа в зоопарк, деньги (нарезанные бумажки), овощи для животных.

Сюжет игры: Собираемся в зоопарк, едем, покупаем билеты в кассе, гуляем по зоопарку, экскурсовод (мама или папа) рассказывает детям о животных, кормим животных.

Наша цель: рассказать о саде, о его правилах, о воспитателях и нянечках, научить детей в роли воспитателей заботиться.

Реквизит: комната (детский сад) и все нужные игрушки.

Сюжет игры: проигрываем с самого начала день, поход в сад, все, что происходит обычно в саду, до момента, когда родители забирают деток домой из сада.

Наша цель: объяснить задачи и ответственность водителя, кондуктора и пассажиров, объяснить правила поведения в транспорте.

Реквизит: стулья, билеты, деньги, фуражка у водителя

Сюжет игры: стоим на остановке, ждем автобус, заходим, покупаем билет, соблюдаем правила поведения, заранее предупреждаем о нужной остановке.

Социальные роли в играх

Социальные роли (муж – жена, дочь – сын и т.д.) распределяются в самом начале игры. Так, девочки берут на себя роль домохозяйки, мамы, тем самым усваивая модели женского поведения.

Ролевые игры для девочек

Здесь уместно приобрести для девочки комплект кухонных игрушек, а еще лучше – полноценную детскую кухню или кукольный домик, где ваша дочь станет полноправной хозяйкой.  Вы только представьте, сколько счастливых минут проведет ваша малышка, готовя игрушечные бутерброды и супчики для всей семьи и укладывая кукол спать в настоящем мини-домике. 

Ролевые игры для мальчиков

Для мальчиков оптимальным выбором станут игрушки с мужским вектором, например, машинки, конструкторы или набор игрушечных инструментов.  

С недавних пор в детских магазинах стали появляться домики для мальчиков. Мы уже писали об этом тренде в одной из предыдущих статей «Можно ли покупать игрушечный дом мальчику?». Такие домики выполнены в виде парковок, электростанций, автозаправочных станций и т.д. и дают огромный простор для игры. 

Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку вжиться в образ другого человека. Сначала полицейский, потом доктор, сначала мама, потом воспитательница – ребенок перенимает различные варианты взглядов на мир и пытается понять и вжиться в образ так, как его понимает детское сознание.

В ролевой игре ребенок тренирует свое социальное поведение

 Ему важно научиться договариваться с другими о том, во что играть и как распределены роли. Так малыш соотносит себя с группой, учится толерантному отношению к другим людям, при этом открыто выражая свои идеи и представления об игре. 

Усваивая модели поведения взрослых и идентифицируя себя с женским или мужским полом, через сюжетно-ролевые игры дети усваивают образцы поведения, которые станут основой характера человека в будущем.  Далее мы взглянем за кулисы детских сюжетно-ролевых игр, а именно – на поведение родителей и позицию в играх.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: