Как определить уровень готовности ребенка К обучению школе?
С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
В школе у меня будет много новых друзей. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники Я хочу дружить со всеми одноклассниками. Каникулы — это самое лучшее в школьной жизни Интересно, как выглядит классная комната. Я обязательно буду учиться хорошо. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду. Мне очень интересно, какие в школе уроки.. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчитайте результаты: 1-3 балла – Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу
4-8 баллов – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует — новые друзья или уроки. Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней
Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу. 9-10 баллов – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.
По итогам теста побеседуйте с ребенком
Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните ему, что учеба — это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного
Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.
Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:
Белая ворона
Подросток не умеет делать то, что ценно в группе сверстников (не имеет того, что у них есть)
Вообще, тинейджеров постоянно «передувает»: то им важно быть как все, то надо выделяться любой ценой. Особенно ярко этот маятник проявляется лет в 13-14
Те, что помладше, стремятся именно к «стайности», а ребята постарше уже умеют находить и проявлять собственную индивидуальность.
Взрослым важно помнить: чтобы быть «особенным», ребенку надо, во-первых, получить достаточно опыта «одинаковости» (и это «достаточно» у каждого мальчишки и девчонки свое). А во-вторых, найти, в чем именно ты можешь выделяться
И не путать одно с другим, конечно. И именно в последнем помощь и подсказки взрослых неоценимы.
Поговорите с ребенком о том, в чем он хотел бы походить на сверстников — только помните, что морализаторство тут не поможет
Важно, чтобы подросток был уверен, вы его и правда слушаете и слышите, не навязываете свою точку зрения, а готовы обсуждать его возможности вписаться в коллектив. Подскажите, в чем вы видите его уникальность, его отличительные качества, таланты, способности: подростку важно понимать, каким его замечают окружающие
Иоганн Георг Мейер фон Бремен «Игра в жмурки», 1868 год
На этой картине мы видим пятерых детей, увлечённо играющих возле родника.
Судя по названию картины, дети играют в жмурки, а водит мальчик с веточкой в руках и красной повязкой на лбу. По правилам игры, повязка должна быть на глазах у водящего, и он должен вслепую ловить остальных играющих. Но мальчик решил схитрить и, дождавшись, пока остальные дети успеют спрятаться, поднял повязку, чтобы подсмотреть, в какую сторону ему следует бежать.
Иоганн Георг Мейер фон Бремен «Игра в жмурки», 1868 год
Помимо мальчика, в жмурках участвуют ещё четыре девочки. Одна из них значительно старше остальных, скорее всего она пришла к роднику за водой, о чём свидетельствуют лежащие возле ручья кувшины. Но увидев играющих детей, она осталась с ними немного поиграть. Возможно та девочка, которую она держит за руку — её младшая сестрёнка, с которой они вместе пришли на родник.
Вызывают интерес и детские игрушки, изображённые на картине. Одна из девочек держит в руках довольно большую куклу, которая сделана очень реалистично. Одежда на кукле представляет собой уменьшенную копию врослой одежды того времени — платье, нижняя юбка и даже фартук. Удивительно, что в середите 19 века делали такие игрушки. Неподалёку стоит игрушечная коляска на верёвочке, в которой девочка возит свою куклу.
Отдельного внимания заслуживает и сам родник. Видно, что местные жители соорудили сверху родника некоторое подобие «колонки», а внизу стоит что-то вроде корыта. Вода сначала попадает в корыто, а затем выливается наружу. Импровизированную колонку красиво огородили забором и высадили рядом кустарники.
Иоганн Георг Мейер фон Бремен «Игра в жмурки», фрагмент
Видно, что родник служит своеобразным местом отдыха для местных жителей. Сюда горожане приходят поболтать и обменяться последними новостями, а дети приходят пообщаться и поиграть.
У всех детей на картине очень радостные и светлые лица. Они очень увлечены игрой и полны того неповторимого искреннего счастья, которое бывает только в детстве.
Сама картина очень позитивная, вызывает восторг и умиление.
Иоганн Георг Мейер был жанровым живописцем
Он изучал жизнь и быт простого народа, особенно крестьян и создавал много картин на бытовые темы, уделяя особое внимание сценам из жизни детей
По картинам Майера можно судить о том, как жили просты немцы в 19 веке.
В настоящее время некоторые картины Иоганна Георга Мейера находятся в Метрополитен музее в Нью-Йорке, а также частных коллекциях.
Предвзятое мышление
Некоторые дети трактуют действия других людей как оскорбительные и враждебные независимо от того, что человек действительно хотел сделать. Если это войдет в привычку, могут пострадать отношения с друзьями. Обвинение кого-то в провоцировании конфликта даже в нейтральных ситуациях называется предвзятым мышлением. Это одна из главных причин, по которой ребенок продолжает вести себя враждебно: таким образом он защищается.
Предложите ребенку попытаться исходить из благих намерений — оценивать действия других людей в положительном смысле, а не думать, что они нарочно расстроили его или сознательно причинили ему вред.
Постарайтесь внушить ребенку, что всегда лучше предполагать добрые намерения, чем злые. Имейте в виду, что некоторым детям это очень тяжело дается.
Говоря с ребенком о социальных ситуациях, с которыми ему сложно справиться, полезно изучить его объяснения своего поведения и действий других участников. Затем вместе определите, какие подробности не очень значимы для выяснения причины произошедшего, а какие весьма существенны. Это поможет ребенку выработать новый, более продуктивный образ мышления. Вот что для этого можно сделать.
Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы
Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь, обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться
Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом. Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению
Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники. Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога.
Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве, когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия. Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей. Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его. Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом. Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива.
3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ РЕБЁНКА, КОТОРОМУ ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:
«Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка
Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
«Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
«Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.
Научиться сохранять спокойствие
Как только ребенок поймет, что его агрессия плохо воспринимается сверстниками, объясните ему, как сосредоточиться на сохранении самообладания, чтобы избежать вспышек гнева. Прежде всего ему нужно научиться отслеживать признаки возбуждения и применять методы успокоения до того, как гнев вырвется наружу.
Саморегуляция — это навык, позволяющий распознавать свои эмоции и управлять ими. Методы саморегуляции, приведенные ниже, позволяют снизить физическое напряжение и эмоциональный накал; их эффективность не раз доказывалась на практике. Позвольте ребенку самому выбрать способ, лучше всего помогающий ему сохранять спокойствие.
Контекст
Идею картины «Опять двойка» Решетников нашёл в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У неё случались двойки, и в такие моменты она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Её расстроенное лицо и виноватый взгляд Решетников сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребёнка, но и родных, и близких, и всей страны.
Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить её стоять в нужной позе.
«Переэкзаменовка». (Wikimedia Commons)
«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр
В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
<<Лидген для статьи>>
Как помочь ребенку. Советы психолога
Если ваш ребенок ни с кем не дружит, обратите внимание на рекомендации психолога:
Установите коммуникацию. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок вел активный образ жизни и был включен в различные социальные ситуации, такие как кружки, спортивные секции или лагеря. Это поможет ему встретиться и общаться с другими детьми.
Обратитесь к учителям вашего ребенка в школе или воспитателям в детском саду, чтобы выяснить, есть ли какие-либо проблемы в отношениях вашего ребенка с другими детьми. Они могут помочь с любыми проблемами, с которыми сталкивается ваш ребенок.
Старайтесь понять причины. Поговорите с вашим ребенком о том, что происходит и почему ему трудно находить друзей
Иногда дети могут быть неуверенными или стеснительными, поэтому важно понять, какие причины могут быть основными.
Развивайте социальные навыки. Помогите своему ребенку развивать навыки общения, например, учите его здоровой коммуникации, эмпатии, слушанию других и решению конфликтов
Это может помочь ему лучше взаимодействовать с другими и находить общий язык.
В некоторых случаях стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Специалисты помогут разобраться в проблеме и предложат конкретные стратегии развития социальных навыков.
Важно помнить, что у каждого ребенка различные потребности и причины, по которым у него возникают проблемы с дружбой. Поэтому важно быть терпеливым и поддерживать ребенка на протяжении всего процесса
Ещё несколько полезных советов
Научите ребёнка быть собой. Эта рекомендация звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду. Они начинают носить причёски и одежду, которую носят все, увлекаются тем же, чем и большинство их сверстников, — даже если им это не нравится.
Если вы заметили, что подросток-интроверт постоянно пытается меняться, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей, — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением. Так он сможет найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким пытается казаться.
Объясните ценность дружбы. Дружеские связи важны, однако их качество превыше их количества. В погоне за новыми друзьями ребёнку необходимо понимать, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать подростку примеры здоровых дружеских отношений: из собственной жизни, книг, фильмов или мультфильмов.
Обсудите с ребёнком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей. Но старайтесь не идеализировать их.
Укрепите свои отношения с ребёнком. Дети редко хотят дружить со своими родителями. И задача взрослых не в том, чтобы заменить своему ребёнку общение со сверстниками. Однако, если подросток-интроверт на данном этапе испытывает сложности, можете поддержать его и напомнить, что вы всегда на его стороне. Готовность выслушать проблемы подростка и прийти на помощь в трудной ситуации — важный критерий при выстраивании доверительных отношений.
Не спешите с суждениями. Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения детей. Это проявляется непрошенными мнениями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья детей будут вам нравиться. Однако не забывайте, что намного важнее не то, как они выглядят и себя ведут. Главное — какие эмоции они приносят вашему ребёнку, какие отношения между ними складываются.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит
Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
<<Параграф c цитатой>>
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами
Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
- игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
- курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
- книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.
Обзор Last Train Home — псевдоисторическая сказка про почти святой Чехословацкий корпус
На Западе всегда боялись советских коммунистов. Они никак не могут смириться с тем фактом, что меры, пусть и достаточно жесткие, но очень необходимые для молодой страны, раздираемой гражданскими революциями и прочими восстаниями, за каких-то тридцать лет смогли достичь того, чего ни одна страна мира не могла достичь столетиями. В итоге СССР смогла победить объединенную военную и промышленную экономику всей Западной Европы.
Так что нет ничего удивительного в том, что Чехословацкий корпус, о котором идет речь в игре, максимально белые и пушистые ребята и девчата, просто ангелы во плоти, младенцев в лобик целующие, бабушкам в огородах помогающие и бездомных котят прикармливающие.
А “Красна армада” (Красная армия) в игре представлена порождением Сатаны, которая убивала семьи от мала до велика лишь за то, что кто-то сказал им вслед плохое слово после того, как бойцы РККА забрали последнюю крошку у несчастных крестьян. И все это вы узнаете в самой первой миссии игры.
Хотя авторы постарались напустить дыма в глаза, заявляя в стартовом ролике, что Чехословацкий корпус стал жертвой обстоятельств и не стремился принимать чью-то сторону, стремясь сохранить нейтралитет и не вступать в конфликт с новой властью в России. Только факты — вещь упрямая. Исторически этот “нейтралитет” вырос в полный контроль Транссибирской железнодорожной магистрали и фактически созданием государства в государстве на Дальнем Востоке нашей необъятной родины. И именно армии Колчака, как и самому генералу, помогал Чехословацкий корпус. Вот такой “нейтралитет”.
Но в игре вы об этом узнаете с позиции “Красные сами виноваты, а мы ни при чем”. То есть, лживую и искаженную историю, которую авторы взяли из дневника какого-то офицера.
О чем игра
Но в сторону эмоции и исторические факты. Все-таки мы не на уроках в школе сидим, а игру обозреваем. Что же представляет собой Last Train Home с точки зрения жанра стратегии? Давайте разбираться.
С самого начала нам выдается железнодорожный состав. Он играет роль хаба-базы. За базой нужно следить, снабжать ресурсами, живой силой и иногда чинить. Игроки начинают с изучения основ — передвижение отрядом и отдельным юнитом, особые умения бойцов, сражение и все такое прочее.
В целом, игра четко делится на два режима. В стратегическом вы двигаете состав по Транссибирской магистрали в сторону Владивостока. По пути вам будут встречаться города и села, в которых можно совершить остановку и пополнить запасы ресурсов, исследовать местность на предмет полезного лута и все в таком духе.
По пути поезд претерпевает улучшения. Но хотелось бы увидеть немного больше функциональности в этом аспекте. Бывали периоды, когда я долгое время ничего не менял в поезде, пока не возникала проблема, например, поломка.
Конечно же, не обойдется без сражений, и тут игра переходит в режим тактический. Вы снаряжаете отряд бойцов и отправляетесь на задание. Пройти напролом вряд ли получится даже на легком уровне сложности — противник быстро перестреляет ваши отряды. Так что готовьтесь к стелс-миссиям, аккуратным проходам во фланг и засадам.
Противник туп, никаких сложных маневров он не совершает, полностью подчиняясь скриптам поведения. Стрелок заметил движение, и какое-то время будет пялиться в одну точку, не желая поднимать тревогу. У вас будет предостаточно времени, чтобы увести бойца из радиуса обзора и попробовать повторить маневр.
Да и графика выглядит откровенно устаревшей. Конечно, жанр стратегий не предполагает какой-то выдающейся картинки “на весь UE5”, но и видеть в 2023 году такие устаревшие модели, анимации и низкокачественные текстуры уныло. Зато к оптимизации претензий нет.
По итогу
Даже если закрыть глаза на историческую ложь и искажения, Last Train Home получилась по всем параметрам средней игрой (кроме красивых трейлеров). Как стратегия, она не предлагает никакого масштаба, кроме затянутого сюжета, а как тактика — никакой глубины.
Кому подойдет эта игра? Конечно же, ревнителям “России, которую они потеряли”. Таких в нашей стране, увы, очень много. Зато следить за сюжетом не очень утомительно.
«Взрослый» и «детский» взгляд на дружбу
Начнём с того, что для родителей и детей дружба – не совсем одно и то же. Дети дошкольного и младшего школьного возраста редко делятся друг с другом какими-то проблемами и переживаниями. Для них друг – сверстник, с которым интересно играть. У взрослых дружба – нечто более зрелое, подразумевающее тесный контакт именно на психологическом и эмоциональном уровне.
Впрочем, не стоит совсем уж упрощать детскую дружбу. Если бы всё было так просто, все дети свободно общались бы друг с другом. Но нет, они тоже подсознательно выбирают друзей подходящих, тех, с кем можно чувствовать себя комфортно.
На фоне очевидной разницы в восприятии дружбы бывает так, что родителям кажется, будто их сын или дочь не в полной мере удовлетворяет свою потребность в общении со сверстниками. Они говорят: «Иди же, поиграй с детьми», не догадываясь о том, что, возможно, сам ребёнок не испытывает ни малейшего дискомфорта. Особенно если это дошкольник, который ещё только-только постигает тонкости общения и познаёт мир.
Вот почему так важно учитывать особенности характера ребёнка, прежде чем делать какие-либо выводы. Но как связаны характер и количество друзей?
Почему возникают проблемы при общении: правила дружбы детей
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он «отрывается» от родителей и начинает искать контакт с другими детьми. Его взаимоотношения складываются на основе тех навыков общения, которыми он владеет на данный момент, то есть тех, которые он получил, общаясь с родителями.
Движение наружу представляет собой агрессивные потребности, связанные с выходом из внутреннего мира во внешний. Они необходимы для защиты собственного личностного пространства и завоевания новых территорий, расширения возможностей, получения навыков. Человек может выражать агрессию, но в корректной форме. Если девочка бьет соседа по песочнице совком по лицу – это не лучший способ выражения потребности.
Человек должен уметь проявлять свои агрессивные потребности. Когда этот навык у него отсутствует, энергия остается внутри и его ожидают два пути. Либо он начинает выпускать ее, проявляя гнев. Либо она накапливается и приводит к хроническим болезням, неудовлетворенности собой и судьбой.
При движении вовнутрь человек получает что-то хорошее, что ему необходимо. Что это может быть? Например, любовь. Ее нужно уметь принимать, а для этого впускать в себя и принимать другого человека.
В процессе общения ребенок учится выпускать эмоции, впускать в свой внутренний мир других людей
Или, наоборот, закрываться от них. Для него важно научится как принимать любовь и восхищение, так и уметь постоять за себя. Со временем он должен понимать, когда открывать границы и впускать кого-то или что-то, а когда закрывать
На что ещё нужно обратить внимание, и как могут помочь родители?
Возможно, есть что-то, что отталкивает друзей от вашего ребёнка. Например, это может быть:
- Слишком своеобразный (смешной, нелепый) внешний вид. Конечно, вы понимаете, что розовые футболки или длинные волосы некоторым мальчикам очень идут. Но вот друзья вашего сына могут этого не понять: они уже впитали стереотипы и предрассудки «недалёких» взрослых. В итоге такая мелочь может стать причиной настоящей травли. Если ваш ребёнок сталкивается с давлением из-за внешнего вида, не всегда следует идти на принцип, заставляя его отстаивать свои вкусы. Он может быть просто не готов к такому противостоянию.
- Особенности и привычки, неприятные другим. Ковыряние в носу, поедание козявок, рыгание, метеоризм со всеми его последствиями, привычка высмеивать недостатки других, жадность, ябедничество – список можно продолжать долго. Все вы помните из своего детства детей, которые вели себя асоциально или имели какие-то неприятные привычки. Как правило, с ними мало кто водился, не так ли? Если у вашего ребёнка есть такая проблема, ваша основная задача: помочь ему исправиться, внушить правильные нормы поведения. Если это метеоризм – то заняться его здоровьем. Если жадность – научить делиться. Ясно одно: без вашей помощи ребёнок ещё долго будет страдать и чувствовать себя ущербным.
- Неумение общаться. Такое бывает, особенно, если ребёнок растёт в семье, не посещает детский сад и мало контактирует с ровесниками. Чем в такой ситуации могут помочь родители? К примеру, можно приглашать друзей и их детей к себе в гости. Но не всех сразу: сначала одного, потом другого и т.д. Знакомить ребёнка, мягко корректировать его поведение, не навязывать друзей, а учить его общению. Если ваши усилия по обучению ребёнка коммуникации не дают результата, возможно, у него есть внутренние сложности и лучше обратиться к психологу. Помните, общение – необходимый навык в жизни каждого человека!
И самая важная помощь, которую вы можете оказать ребёнку – как можно больше общаться с ним! С самого раннего возраста разговаривать, играть, что-то обсуждать и рассказывать. Чаще всего замкнутые дети вырастают в семьях, внутри которых очень мало примеров построения доброжелательного конструктивного общения.
Сюжет
Семья встречает мальчика, который принёс очередной неуд. Внешний вид ребёнка выдаёт, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.
«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои чётко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.
«Опять двойка». (Wikimedia Commons)
Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за её взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.
На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года всё это было показателем хорошего материального положения семьи.
«Прибыл на каникулы». (Wikimedia Commons)
На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
Беседы об атрибуциях (причинах поведения человека)
1. Обсудите социальную ситуацию, представляющую собой проблему для вашего ребенка. Сосредоточьтесь на событии и на поведении (действиях) вашего сына или дочери и других детей.
2. Выясните, каковы атрибуции вашего ребенка, то есть его объяснения событий или действий. Это поможет вам понять, нейтральны ли они, позитивны или враждебны и негативны по отношению к людям.
3. Поставьте под сомнение некоторые враждебные атрибуции и покажите на примерах, что бывают более нейтральные и позитивные версии. Например, враждебную атрибуцию «Они не принимали меня в игру, потому что ненавидят меня!» можно заменить более мягкой: «Они, наверное, не принимали меня в игру , потому что не знали, что я хочу поиграть с ними» или «…потому что игра уже началась».
Ребенок постепенно начнет понимать, что объяснения происходящего бывают разные и влекут за собой различные действия. Он сделает вывод, что в состоянии контролировать свое отношение к событиям, а следовательно, и свою реакцию на них.
4. Предложите ребенку поставить себя на место других детей, чтобы видеть ситуацию с разных точек зрения. Это позволит ему понять, как его воспринимают, и в то же время усомниться в негативных атрибуциях, например: «Возможно, они не видели, что я хотел поиграть с ними»
5. Рассмотрите разные способы трактовки подобных ситуаций и реакции на них в будущем. Тогда в следующий раз ребенок задумается о своем отношении к происходящему и о том, как попытаться присоединиться к игре.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Как встречать 2024. Зеленый Деревянный Дракон — символ наступающего Нового года
В восточном календаре каждому жизненному циклу, который состоит из 12 месяцев, соответствует определенный небесный покровитель — магическое животное со своей стихией, вкусами, характером. И чтобы получить желаемое, нужно задобрить этого покровителя, найти к нему правильный подход.
Символ 2024 года — Зеленый Деревянный Дракон. Это мифическое существо считается вестником перемен, новой эпохи. Амбициозный, своенравный, стремительный, яркий и могучий зверь покровительствует тому, кто не боится рисковать, смело пользуется полученным шансом изменить свою жизнь к лучшему. Хозяин ближайших 12 месяцев щедро раздает подарки, награждает удачей и помогает людям, которые прилагают все усилия для достижения поставленных целей.
В китайской мифологии Драконы — символы огня с буйным нравом. Однако зеленый цвет и дерево сглаживают острые углы, делают зверя более покладистым. Он ценит не только праздники и веселье, но и гармонию, созидание, стабильность.
В статье расскажем, как правильно встречать новый 2024 год, что надеть, какие блюда приготовить, чтобы мифический покровитель остался доволен.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ
Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.
Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.