Сдвг у детей

Синдром дефицита внимания у детей

Куда и когда обращаться за помощью, если родители замечают у ребенка симптомы СДВГ?

Прежде всего нужно обращаться к неврологам, поскольку СДВГ — это неврологическое поведенческое расстройство. По словам Светланы, часто случается так, что неврологи направляют таких детей к психиатрам, а психиатры — к психологам.

Клинические психологи действительно могут заметить синдром и помочь его проработать, но нужно помнить, что психологи — не медики, и поставить диагноз они не имеют права по законодательству. То есть они могут проинформировать родителей, но в медицинскую карточку вписывать что-либо не могут. За диагнозом следует идти именно к неврологу.

Светлана Боровая подчеркивает, что вести трехлетнего ребенка к врачу с подозрением на СДВГ бессмысленно. В таком возрасте все дети гиперактивны, это норма. Реальные симптомы синдрома можно заметить только в пять-шесть лет, когда ребенок пошел в школу и столкнулся там с трудностями, которых у других детей нет. Именно в этом возрасте ребенок впервые знакомится с ситуациями, которые требуют от него длительной сосредоточенности.

Фото: Bethany Beck, Xavier Mouton / Unsplash

Как диагностируется и лечится синдром

Питание

Правильная диета поможет справиться с гиперактивностью ребёнка. Лучше исключить или уменьшить потребление fast food’а; газировок; сладостей; белого хлеба; углеводов; сахара; кофеина; еды, содержащей искусственные пищевые ароматизаторы, консерванты и красители (особенно эритроцит и тетрацин), сместив акцент на натуральные свежие продукты.

Где содержатся витамины B1, B6

У детей с СДВГ часто может быть дефицит витамина D. Именно «витамин солнца» отвечает за баланс серотонина в мозге и помогает легко справляться с интеллектуальными нагрузками. В тёплое время года особенно полезны прогулки на свежем воздухе, походы, а зимой и осенью не забывайте добавлять в меню рыбу, яйца, печень, крупы, молоко и сыр.

Где содержатся витамины B2, D

Также включайте в детский рацион продукты, богатые Омегой-3, витамином В, белком, магнием и кальцием: зелёный горошек, морковь, свёклу, сою, капусту всех видов и форм, кольраби, броколли, шпинат, бобовые, огурцы, сельдерей, листья салата, бананы, груши, яблоки, каши, хлеб из муки грубого помола, семена льна, рыбий жир, растительные масла холодного отжима, кисломолочные продукты, говядину, птицу, йодированную соль.

Как «Где мои дети» поможет при детской гиперактивности?

Приложение «Где мои дети»

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы опекать и защищать гиперактивного ребёнком, при этом не сильно внедряясь в его границы. С помощью приложения вы всегда сможете:

  • смотреть за перемещениями своего ребёнка и его маршрутом (особенно это актуально для школьников);
  • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал, — может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
  • включить звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, функция «Звук вокруг» может быть крайне полезна;
  • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
  • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
  • узнать статистику использования мобильных приложений;
  • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

Скачивайте приложение «Где мои дети» бесплатно прямо сейчас, чтобы убедиться на опыте, как оно может быть полезно при СДВГ у ребёнка!

СДВГ: что это такое

Prostock-studio/Shutterstock.com

СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью (по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им

Сербского).

СДВГ — это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий, — всё это СДВГ.

В основе СДВГ лежит минимальная дисфункция головного мозга. Данные нарушения приводят к тому, что мозг ребёнка развивается медленнее. В том числе наблюдается задержка формирования биоритмов в коре головного мозга, нарушается скорость созревания структур ЦНС и в первую очередь — лобных отделов коры. Слабая согласованность разных отделов головного мозга (ретикулярной формации и таламических неспецифических структур) приводит к нарушениям в формировании памяти и сохранности интеллекта у больных СДВГ.

Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме. Они:

  • «плохо» ведут себя в садике;
  • конфликтуют со сверстниками на детских площадках;
  • имеют проблемы с успеваемостью в школе;
  • «плохо» ведут себя на уроках (попробуй усиди на месте сложа руки целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове — туча мыслей, и все не об учёбе);
  • не хотят или не могут самостоятельно выполнять домашнюю работу и т. п.

К сожалению, если в детском возрасте СДВГ не выявили и не приняли соответствующие меры, то заболевание может перейти во взрослую стадию. Для взрослых с СДВГ характерны:

  • частая забывчивость;
  • плохая ориентация в пространстве и времени, что приводит к частым опозданиям;
  • постоянный бардак дома и на рабочем месте;
  • сложности в организации: они часто начинают, но не заканчивают свои проекты.

Этапы развития СДВГ

Ground Picture/Shutterstock.com

Не существует как таковой периодизации для развития СДВГ, но в зависимости от возраста данное заболевание без соответствующей коррекции приводит к следующим последствиям:

  1. Детство: до 7 лет. Импульсивные, подвижные дети. Им сложно концентрироваться на игре, на поставленной родителем или воспитателем задаче. Это, как правило, «непослушные дети».
  2. Школьный возраст. Школьная система требует усидчивости и высокой концентрации внимания со стороны учеников. Детям с СДВГ практически невозможно выполнить данные требования. С первого дня в школе возникают трудности в учёбе, что приводит к проблемам в отношениях со сверстниками и педагогами. Часто становятся «двоечниками и хулиганами».
  3. Подростковый возраст. В этом возрасте должна сформироваться ответственная позиция к своей жизни и будущему. Но подросток с СДВГ не может развить её полностью. Отставание от сверстников в развитии приводит к низкой самооценке, социальной и академической неприспособленности.

Виды СДВГ

СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома:

Преобладание гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны). Такой ребёнок легко возбудим, непоседлив, из-за чего часто травмируется сам и травмирует других

Вместе с тем он способен сконцентрировать своё внимание на поставленной задаче, пока более яркое впечатление его не отвлечёт.

Преобладание дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны). Ребёнок с таким видом СДВГ не бегает и не прыгает больше обычного, но и не может удерживать своё внимание на задаче

Он всё время отвлекается, не может сосредоточиться. Ему сложно играть и учиться именно потому, что его внимание скачет с одного предмета на другой.

Смешанный тип (проявляются и симптомы дефицита внимания, и гиперактивности/импульсивности). Наиболее тяжёлая ситуация для коррекционной работы, потому что ребёнок обладает сразу двумя проблемными зонами: он очень подвижен и быстро перевозбуждается с одной стороны и крайне тяжело фокусируется на поставленной задаче и постоянно отвлекается — с другой.

В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

Почему про СДВГ заговорили именно сейчас?

Такая особенность формирования нервной системы существовала всегда — и несколько сотен лет назад тоже. Но именно проблемой это стало относительно недавно, когда появилось общее образование, и всех детей посадили за парты. Требования в школах ко всем одинаковые: сидеть 45 минут на уроке, слушать учителя и не отвлекаться. Но не все, как оказалось, могут выполнить эти требования, говорит Светлана.

«Представьте себе: в какой-нибудь условной Древней Греции или в средневековой крестьянской семье живет очень шибутной, бойкий, неусидчивый, невнимательный мальчик. Про него просто говорили: “Ой какой заводила, прямо бесенок в нем сидит, неспособен он к книжным наукам!”. И все, на этом все заканчивалось. А в наше время точно такой же ребенок должен сидеть за партой и получать замечания от учителя»

Светлана Боровая

Фото: Alvin Mahmudov / Unsplash

Где узнать больше

Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» — благотворительная организация, помогающая людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии. Команда фонда создает сеть бесплатных услуг для детей с особенностями развития и членов их семей, развивает профессиональное и родительское сообщество, а также информирует общество с целью изменить его отношение к людям с различными нарушениями. У фонда есть информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития «Обнаженные сердца онлайн», где можно найти много полезных материалов о разных особенностях развития, в том числе об СДВГ.

А 6 июня 2023 года команда фонда «Обнаженные сердца» выпустила новый сезон подкаста «Инклюзия и жизнь», посвященный СДВГ. В восьми эпизодах эксперты фонда — клинический психолог Татьяна Морозова, детский невролог Святослав Довбня, психиатр Анна Портнова, педиатр Сергей Бутрий и другие специалисты — обсудили мифы и факты вокруг этого нарушения, причины его возникновения, диагностику, методы лечения и личный опыт людей с СДВГ.

Вера Курбатова
руководитель образовательных проектов фонда «Обнаженные сердца»

Запуская образовательные проекты в области помощи детям с нарушениями в развитии, ты на самом деле занимаешься информированием. Вроде есть интернет для этого, но там столько непроверенной информации, что иногда лучше ничего не читать и не смотреть

Готовя подкаст об СДВГ, мы опирались на исследования, сделанные по золотому стандарту, на практики помощи с доказанной эффективностью, нам также важно было найти обычных людей с подтвержденным диагнозом, чтобы они сами про себя рассказали. Людей с нарушениями больше, чем мы думаем, и наша задача — организовывать такую среду, где каждому будет комфортно. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Масштабы проблемы

Сколько в мире детей с СДВГ? По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1–3% до 24–28%*.

По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ: США (4–20%) и Россия (7–16 %). Затем идут Китай (1–13%) и Италия (3–10%).

Соотношение мальчиков и девочек с таким диагнозом — 3:1.

Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах разные критерии и методы диагностики.

*Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е. В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава России, Москва, 2015.

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Рекомендации родителям детей с СДВГ

  • Установите четкие ожидания: установите последовательные правила и распорядок дня, которым должен следовать ваш ребенок. Убедитесь, что он понимает, чего от него ожидают, и последствия, если эти ожидания не оправдаются. 
  • Будьте терпеливы: вашему ребенку может потребоваться время, чтобы научиться управлять своим поведением. Будьте терпеливы, пока они изучают новые стратегии и пробуют различные техники. 
  • Используйте позитивную поддержку: хвалите своего ребенка, когда он делает что-то правильно, вместо того, чтобы наказывать его, когда он совершает ошибки. Поощряйте его сосредотачиваться на положительных аспектах своего поведения, а не зацикливаться на негативных. 
  • Обратитесь за помощью: Не бойтесь обращаться за помощью к профессионалам, которые специализируются на работе с детьми с СДВГ. Они могут дать ценный совет и рекомендации о том, как наилучшим образом поддержать развитие вашего ребенка. 
  • Берегите себя: Уход за ребенком может быть утомительным, поэтому убедитесь, что вы также уделяете время и себе. Найдите занятия, которые помогут вам расслабиться, такие как йога или чтение, чтобы на некоторое время отвлечься от стресса, связанного с воспитанием ребенка с СДВГ. 

Рис. 1 — Признаки СДВГ у детей и подростков

Игры для гиперактивных детей

Игра помогает адаптироваться в коллективе и снять стресс, делает сложное и скучное интересным и увлекательным. Она поможет ребёнку развить необходимые для реализации интеллектуального и творческого потенциала качества.

Разговор с телом

Научит снимать мышечное напряжение, улучшит чувственное восприятие, поможет наладить контакт с телом.

Возьмите рулон бумаги или белых обоев и расстелите на полу. Положите на него ребёнка. Обведите его силуэт ярким маркером. Побеседуйте с ребёнком о теле, попросите раскрасить разные участки (голову, руки, ноги, туловище) разными фломастерами. Спросите его об ощущениях в разных частях тела. Выясните у ребёнка, бывали ли ситуации, когда тело подводило и не слушалось его? Как он поступал в такие минуты? Сколько времени он может сидеть, не двигаясь? Какие части тела быстрее «устают» и «просят» о движении первыми? Умеет ли ребёнок слушать сигналы своего тела и договариваться с ним? Теперь, когда ты научился разговаривать со своим телом, вы с ним будете лучше понимать друг друга.

Броуновское движение

Учит распределять внимание и тренирует скорость реакции. Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении

Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение

Эту игру лучше проводить на улице или в просторном помещении. Хлопок ведущего — и дети хаотично, но аккуратно двигаются, подобно молекулам при закипании воды. Когда ведущий внезапно называет животное или явление (например: тигр или северное сияние), то игроки должны быстро перевоплотиться. Хлопок — и снова броуновское движение.

Корректор

Развивает концентрацию, внимательность, усидчивость.

Играя в эту игру, ребёнок сможет почувствовать себя взрослым. Для неё можно взять любимую книгу или просто газету. Договоритесь о том, какая буква будет неправильной. Дайте ребёнку карандаш и пусть он вычёркивает её на протяжении всего текста. Игру можно усложнить, выбрав несколько неправильных букв и вычёркивая / подчёркивая их разными способами. То же самое можно попробовать проделать с отгаданными судоку (японскими числовыми кроссвордами).

Молчание — Шепот — Крик

Развивает волевую регуляцию, учит слушать
и управлять своей речью

Гиперактивные дети — это обычно очень шумные и громкие дети, которые не умеют вести себя тихо. Играя в эту игру ребёнок научится осознанно регулировать тембр и громкость своего голоса. Договоритесь, что будете болтать с ним на разные темы, но по-разному: большой палец вверх (жест «класс») — громко, указательный палец к губам – шёпотом, ладони перекрестно — молча. Вы можете сами придумать другие жесты или промежуточные деления «громкости».

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Ритм жизни

Детскую гиперактивность часто путают с излишками энергии. На самом деле, для ребёнка физическая активность является своего рода разрядкой, которая позволяет сбросить сильное психическое напряжение. Для этой цели хорошо подойдут плавание, футбол, хоккей, теннис, бадминтон, лёгкая атлетика, бокс. Помогите ребёнку справиться с постоянно возникающим стрессом — правильно подобранный вид спорта и частые прогулки на свежем воздухе подойдут как нельзя лучше.

Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания очень важно
соблюдать режим дня: просыпаться и ложиться спать в одно и то же время.
Качественный сон способствует нормальному усвоению и переработке полученной во
время бодрствования информации, препятствует её фрагментации и улучшает память.

Компьютерные игры, просмотр телевизора и яркий свет поздним вечером
мешают естественной выработке гормона сна мелатонина. А его недостаток
усиливает раздражительность и тревожность, подрывает иммунитет, снижает
работоспособность, негативно сказывается на работе головного мозга. Поэтому не
забывайте плотно задёргивать шторы перед отходом ко сну.

Дети с СДВГ обладают высокой степенью чувствительности к различным раздражителям (таким как свет и шум). Создайте вечером дома спокойную, расслабляющую атмосферу, включите лёгкую погружающую музыку (для этой цели отлично подойдут lounge, chillout, ноктюрны Шопена или Белый шум Вселенной). Ребёнку можно дать выпить стакан тёплого молока или травяного чая (ромашка / лаванда). Помните, что в прохладном помещении уснуть намного легче, поэтому не забудьте проветрить спальню перед отходом ко сну.

Если у ребёнка всё равно присутствуют сложности с засыпанием, попробуйте диафрагмальное дыхание. Оно насытит кровь кислородом, подарит чувство спокойствия и поможет обрести контроль над импульсами.

Дыхание диафрагмой

Правила дыхания: сделайте медленный, глубокий вдох носом (при этом живот должен надуться, как воздушный шарик) и плавный, ровный выдох слегка приоткрытым ртом (шарик в животе сдувается). Равномерно распределяйте весь объем воздуха, помните, что выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Посмотреть видео.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: