Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Польза

Традиционные занятия с карандашом – не только развивают способность двигаться

Проговаривание стихов, постановка разных рифмованных историй прекрасно развивают логику, внимание, воображение. Так же, подобные игры сызмалу прививают правильную культуру речи

Ребенку проще понять и запомнить, что такое «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Такие игры — прекрасный досуг. Они развивают способности к творчеству, тренируют память, готовят руку к письму

Немаловажно, что занятия поднимают настроение, стабилизируют психологический фон и закрепляют положительный настрой на последующие школьные занятия

Стоит заметить, что подобные тренировки полезны не только для детей. Взрослым полезно делать гимнастику рук. Особенно тем, кто с 9-ти до 6-ти закрыт в офисе. Ведь упражнения стимулируют нервные окончания, дарят бодрость, помогают отвлечься от рутины.

Естественно, их специфика для взрослых отличается. Вот некоторые примеры:

  1. Самомассаж ладоней. Раскатываем ребристый карандаш между ладоням.
  2. Самомассаж подушечек пальцев. На подушечки пальцев нужно положить ручку так, что бы большой палец придерживал ее и был противопоставлен остальным четырем. С помощью большого пальца нужно перемещать ручку, слегка нажимая.

Тело человека – это хрупкий и одновременно сложный механизм, который потрясает способность обучаться и делать сложную работу. Пальчиковая гимнастика может дать навыки, которые пригодятся в учебе и будущей работе. Кроме занятий со стишками можно обучать ребенка рукоделию, компьютерному набору, занимать его играми и работой, которая требует точных движений руками и пальцами в частности.

Условия и организация детской деятельности

Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.

Дети совершенствуют двигательную координацию и зрение, учатся концентрировать внимание во многом именно благодаря игрушкам: малыши самостоятельно выбирают себе игрушки для игры, осуществляют с ними различные действия, в том числе по просьбе взрослого. Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей

Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей.

В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.

Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.

В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Игры с маленькими предметами по типу бусин, пуговиц и фасоли

До достижения ребенком 5 летнего возраста такие игры должны проходить под тщательным присмотром родителей, чтобы ребенок, повинуясь своим желанием познать, не проглотил мелкий предмет.

Игры с мелкими деталями можно разделить на несколько групп:

  • игры с пересыпанием, когда ребенку предлагается перенести из одной посуды в другую некоторое количество предметов по одному;
  • игры-перебирания, задание состоит в том, что ребенок должен разделить предметы в разные стороны по определенному принципу;
  • игры-массажи, суть заключается в предоставлении ребенку возможности запустить руки в большое количество небольших предметов и перебирать их в свое удовольствие.

Рисование песком и на песке

Развитию мелкой моторики и фантазии способствует такой вид детского творчества как рисование песком и на песке. Возможно, заменить песок на другой сыпучий материал, например, соль или молотый кофе. Этот вид рисования можно предложить ребенку уже в 3 года.

Подготовите небольшую коробку с невысокими бортиками и предложите ребенку поводить пальчиком по насыпанному материалу. Пусть он нарисует небольшие полоски, кружочки, знакомые формы. Вы можете помочь ему, добавить к нарисованному объекту небольшие дополнения: глазки, ушки или ручки. Покажите ребенку волшебство, нарисовав ему веселую рожицу, которая исчезнет под вашими руками.

Для деток 5-6 лет можно усложнить задание и предложить им рисовать, насыпая материал в определенной последовательности на пустую поверхность. Пусть ребенок попробует насыпать песок в форме круга, квадрата и разрешите ему использовать свою фантазию. Уже через короткое время у вашего ребенка начнут появляться целые замки и истории из песка.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Более сложные упражнения

«Дудочка»

Суть в том, что нужно поиграть на карандаше как на дудке. Упражнение усложняют разными комбинациями нажатий и вариациями темпа. При этом проговаривают стихотворение, либо поют. Вот пример стихов:

Запоем мы песню звонко

Дудочка играет громко,

Пальчики у нас быстры!

А ребята все бодры.

«Подъемный кран»

Ручку, которая лежит на столе, нужно по очереди поднимать с помощью разных комбинаций пальцев. Вначале большим и указательным, затем большим и средним, а после – большим и безымянным

Важно проработать обе руки

Вот какой у Оли кран!

Настоящий великан!

Кран подъемный царь на стройке!

Самый сильный и самый стойкий!

Карандаш прокатывают между пальцев. Нужно стараться его не уронить.

Качалочка качает

А пальчики гуляют

«Ладошка»

Нужно обрисовать контуры ладошки, которую предварительно кладут на стол

Особое внимание стоит уделить межпальцевой зоне, слегка ее промассировав

Вот устали все ладошки

Ну а я их нарисую

И рисунком полюбуюсь

А руки отдохнут немножко

«Догонялочки»

Ручку вращают вокруг своей оси с помощью пальцев обеих рук. Пальчики должны «догонять» друг друга.

Карандаш я догоню,

И мизинчик подгоню,

Все пальчики бегут вперед,

Ни один не отстает!

Простые упражнения

Оглавление

Развивать моторику пальцев лучше, делая упражнения от самых простых до более сложных. Вместо карандаша можно использовать ручку. Желательно, чтобы предмет не был гладкий, а имел грани и выпуклости. Нужно быть осторожным, ведь острым карандашом или ручкой можно пораниться.

«Утюжок»

Ручку кладут на стол. Ее нужно «погладить» по очереди обеими руками. После – покатать по поверхности стола. В процессе проговаривают стихотворение, например:

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу.

«Мотор»

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

«Скалка»

Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.

Пироги печем исправно.

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатает,

Мама в печь его поставит.

https://www.youtube.com/watch?v=HME8ZhsquKQ

Полезные статьи

Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успещной учёбы!

Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать

Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: