Роль игры в развитии личности ребенка-дошкольника
Организация: Д/С «Колосок»
Населенный пункт: Нижегородская область, Кстовский, п.Ждановский
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?
-Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
-Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
-Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
-Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх.
Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, волевых качеств.
Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.
Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:
-Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
-Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
-Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
-Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
-Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета.
-Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.
Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.
Игра также способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует с заместителями предметов — это заставляет его мыслить абстрактно.
Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры.
Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом. Так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения и взаимоотношения взрослых и усваивает их.
Литература
1.Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. — М.: Просвещение. 1989. — 286 с.
2.Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
Опубликовано: 16.03.2022
Про инициации в игре
Можно проигрывать в театральной форме множество ситуаций. Главное правило — не назначать роли за детьми. Они самостоятельно должны выбрать кем они хотят быть. Ребенок должен перенести роль на себя. Важный аспект игры — позволить проиграть свой сюжет.
Пример из практики.
В детском клубе мы объявили игру. В качестве темы выбрали «средневековье». Один мальчик говорит, что хочет быть серебряным ежиком. Хоть это и не средневековье, и никак к нему не относится. Если ребенок имеет желание, то значит он хочет нечто показать, пережить в этой роли. Когда он начал играть, я поняла, мальчик изображал персонажа Соника. Он бегал по кругу и начал собирать «лайки». В его понимании, лайком оказался жест «дай пять». Ему дети должны были хлопнуть по ладошке. Когда он у всех собрал «пять», то крикнул «Я победил»
Для него было важно взаимодействие со всеми. А уже после этого он изображал ежика, защищающего средневековый замок ночью
Другой мальчик всегда выбирает роль плота. Дети спрашивают: «Мы можем на тебя встать?». Он смеется: «Нет, вы понарошку, как будто встаете, а сами держитесь за меня». Для него главное показать, что он надежный, на него могут положиться. И малыши ему верят. Дети могут подключать к игре взрослых: воспитателей, маму, папу. Мне недавно дали роль замка. Я думаю: ну почему такая пассивная роль?!
Клепальская Дарья ― детский песочный и игровой психотерапевт. Специальность: педагог-психолог.
Другие виды игр:
- Игра с правилами — игра со скрытой воображаемой ситуацией и скрытой игровой ролью, но открытыми правилами. Например, в игре «в классики» нужно достичь цели, соблюдая ряд условий, о которых заранее договариваются. Игры с правилами отличаются от ролевых тем, что здесь правило адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. К таким играм, также относятся и настольные игры.
- Режиссерская игра — ребенок выступает режиссером игры, где он управляет куклами или солдатиками, которым приписываются определенные роли, и которые совершают определенные действия (сюжет).
- Игра-драматизация — дети берут на себя роли героев фильмов, мультиков, книг и др. культурных произведений. Но в отличие от сюжетно-ролевой игры, сценарий и сюжет, дети не придумывают сами, а заимствуют из разыгрываемого произведения. Такая игра появляется ближе к школьному возрасту.
- Результативные игры — цель игры состоит в достижении результата, который показывает степень развития определенной способности ребенка (кто быстрее пробежит, кто дальше кинет камень).
- Дидактическая игра — учебная деятельность, проходящая в форме различного вида игр.
- Компьютерные игры и игры на мобильных устройствах, могут включать в себя некоторые компоненты из вышеуказанных видов игр.
Нужно ли покупать качественные игрушки?
Много родители выбирают такую стратегию покупать детям огромное количество игрушек. Разных до разноплановых. Обстоятельство естественна так как наши чувства имеют такую тенденцию как дефицит, насыщение, пресыщение и отвращения. Дети очень быстро теряют интерес к этим игрушкам. Зачастую часто чем больше у ребенка игрушки, тем он быстрее теряет интерес. Имеет смысл покупать одну более качественную игрушку, с которой мы можем разнопланово выстраивать разные модели игры. Сегодня такая история завтра мы такую историю придумали и безусловно если тогда игрушка будет качественной она дольше нам прослужит. У нас будет возможность больше историй и больше ролевых моделей с этой игрушкой продумать. Например, показать, как двигаются ручки-ножки, как хвостик ходит как спрятался или переставить конструкцию.
Перед покупкой внимательно прочтите материал из которого составлена игрушка. Про опасные игрушки можете прочитать здесь.
Найдено научных статей по теме — 15
Игровые формы досуговой деятельности подростков
Кокка Жанна Витальевна, Лихачева Лилия Сергеевна
В статье анализируются игровые формы в контексте досуговых потребностей и предпочтений подростков. Подростки рассматриваются не только как демографическая, но и отдельная культурная группа, обладающая общими признаками.
Теоретические основы детской игровой деятельности
Загоруйко Дмитрий Евгеньевич
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
Закономерности системогенеза игровой деятельности
Карпов Анатолий Викторович, Карпова Елена Викторовна
Предпринята попытка реализации концепции системогенеза по отношению к раскрытию содержания и основных закономерностей генезиса игровой деятельности.
Особенности игровой деятельности дошкольников в семье
Черная А.В.
Исследования, посвященные анализу состояния игровой культуры современного детства свидетельствуют о качественных изменениях, произошедших в течение последних десятилетий.
Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
Кадралиева Зольхаят Гайнединовна
В статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.
Игровая форма познания как форма человеческой деятельности
Чередникова Нина Петровна, Дараган Наталья Демьяновна
В статье освещаются проблемы диалектики познания. Игровая форма познания рассматривается как особая сфера человеческой деятельности, находящаяся в тесном взаимодействии с другими ее областями.
Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации
Камардина Наталья Викторовна, Колесникова Валентина Валерьевна
В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках истории в основной и в средней школе. Авторы говорят о традиционных видах игры на уроке и новациях, которые могут быть использованы в современных условиях.
Театрально-игровая деятельность как педагогическое явление
Полякова Татьяна Николаевна
Рассматриваются философско-культурологические основания изучения театрально-игровой деятельности как педагогичного явления для включения ее в содержание образования с целью развития творческих способностей личности
Игровой характер учебно-познавательной деятельности учащихся
Севастьянова О.С.
В статье особое внимание акцентировано на преимуществах и возможностях активных методов обучения, направленных на самостоятельную деятельность, реализацию творческого потенциала человека, способствуют развитию мышления.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Бабухин М.А.
В статье рассматривается влияние игровой деятельности на процесс развития самостоятельности. Рассмотрены некоторые педагогические взгляды известных ученых на игровую деятельность, как средство развития самостоятельности.
ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЕНКА
Андреева Н.А.
В статье рассматривается вопрос взаимовлияния игровой деятельности на познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста.
Ценность подарка своими руками
Важно уметь не только принимать, но и отдавать. Необходимо научиться получать радость от того, что что-то для кого-то сделал
Замечательно, когда мы вместе с ребенком уделяем внимание и готовим подарки своими руками для бабушек дедушек, воспитательницы. Подарок может подкрепляться и песней или каким-то и стишком
Тем не менее, когда подарок можно потрогать или же когда потом он стоит у бабушки на комоде или висит на стене, то появляется радость что-то для кого-то делать. Здесь нужно обратить внимание на реакцию. Когда ребенок нам что-то приносит не надо маленькому ребенку рассказывать, что вот тут не аккуратно вот тут ты вышел. Обратите внимание на то, что хорошо получилось, порадуйтесь. Удивитесь, обратите внимание на цвета как у него легко получилось что-то приклеить. Лишь таким образом мы можем воодушевить их. Когда мы сразу корректируем и даем понять, что вот тут мог поаккуратнее, вот тут вот смотри разляпал, тебе что не купи всё и поломаешь.
Будьте лояльнее к деткам. Они учатся, как и мы. Жизнь — это большой учебный процесс. Всем желаю интересных разнообразных игр и конечно же веселого времяпрепровождения вместе.
Основные компоненты ролевой игры:
Сюжет — ряд событий происходящих в заданной области. Например, игра «в семью», «в доктора», «в магазин». Основным источником для игрового сюжета является окружающий мир, деятельность взрослых и сверстников, сюжеты из книг, мультфильмов и фильмов (игра в «Железного-человека», в «Фей Винкс» и т.п.). Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни. В сюжете раскрывается содержание игры.
Содержание игры — то, что дети выделяют как основной момент деятельности и отношений между участниками сюжета, т.е. те действия, которые люди (персонажи) совершают в определенных жизненных ситуациях. Например, поход «мамы» за продуктами в магазин, где она выбирает продукты, складывает в тележку, оплачивает «продавцу» на кассе и .т.д.
Роль — набор моделей и действий, которые разыгрываются детьми в сюжете.
Другие виды деятельности, кратко
Игра — не единственное занятие в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности. Ребенок рисует, лепит, вырезает, собирает конструкторы, строит из кубиков и т.д. Общим для всех этих видов деятельности, является создание продукта — постройка, рисунок, аппликация. Каждое такое занятие, требует овладения определенными способами действия
Важной частью продуктивной деятельности, является представление о том, какой результат ребенок планирует до начала процесса. Например, из кубиков собрать замок или нарисовать обитателей зоопарка
Изобразительная деятельность. Для ребенка в рисовании и другой изобразительной деятельности, важен сам процесс. Дети рисуют с большим увлечением, много говоря и жестикулируя, но часто, как только рисунок готов, они о нем забывают и не вспоминают, как и то, что именно они рисовали. До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов, часто заимствованных у взрослых: домик, солнышко, цветок, машина. Ребенок воспроизводит методом, показанным когда-то взрослым.
Восприятие художественного произведения. Такое слушание превращается в особую деятельность соучастия, сопереживания, содействия, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие перед ним препятствия, пережить их вместе с ним. Художественные произведения, это отличный способ развития эмоционального интеллекта ребенка.
Конструирование — постройки из кубиков и разного рода конструкторов. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их свойства, учится мысленно манипулировать ими
В процессе конструирования у ребенка развивается пространственное мышление, интеллект, внимание и т.д
Учебная деятельность — организованная задача взрослыми, с целью научить ребенка новым знаниям и умениям.
Трудовая деятельность — элементарный труд (например, помощь в мытье посуды, уборке по дому), интересен и важен потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются новые отношения реальной взаимопомощи и ребенок научается использовать инструменты труда.
Важность результата
Существует один важный момент на которое очень важно обратить внимание. Часто, когда дети приходят назад из садика или из школы, и они пришли радостными перед этим. Например, приготовили какой-то рисунок какую-то аппликацию принесли, подарили родителям
Ну а у нас с вами не так много времени. Допустим, мы не завели отдельную коробочку. Возможно, у нас дорогой ремонт мы не можем себе позволить повесить или поставить в рамочку рисунок или открытку. Тогда часто родитель посмотрел, куда-то бросил потом ребенок может через неделю найти это свое произведение искусств которая для него таковым является в его возрасте в мусорном ведре. Хуже всего где-то выкинутым, где-то забытым валяющимся в углу. В такой момент у ребёнка происходит такое ощущение, что я делаю что-то не ценное, это никому не надо. Если это никому не надо, то игра и само это творчество теряет смысл
Например, приготовили какой-то рисунок какую-то аппликацию принесли, подарили родителям. Ну а у нас с вами не так много времени. Допустим, мы не завели отдельную коробочку. Возможно, у нас дорогой ремонт мы не можем себе позволить повесить или поставить в рамочку рисунок или открытку. Тогда часто родитель посмотрел, куда-то бросил потом ребенок может через неделю найти это свое произведение искусств которая для него таковым является в его возрасте в мусорном ведре. Хуже всего где-то выкинутым, где-то забытым валяющимся в углу. В такой момент у ребёнка происходит такое ощущение, что я делаю что-то не ценное, это никому не надо. Если это никому не надо, то игра и само это творчество теряет смысл.
Повторюсь, для ребенка важно желание быть взрослым и делать то, что интересно, что взрослым считается тоже важным. Наверное, это лучшая мотивация для детей
По этой причине важно придавать значение детским поделкам. Рекомендую всем родителям завести такую коробочку и складывать поделки ребенка. Чтобы периодически пересматривали, обсуждали, смотрели это не такой длительный процесс. Мотивация у ребенка что-то делать дальше сильно подогревается. Существует много вариантов игр. Конечно же этой цветной песок из которой можно интересную картину сделать, пластилин, краски и мозаика. Не бойтесь, пожалуйста, что какие-то элементы вас заставят немножко пропылесосить или убрать. Ведь у детей нет задачи соблюдать чистоту в доме. У них единственная цель – развиваться. Тем более что многие современные производители делают игрушки, где все предусмотрено. Можно играть и в форме игры сразу все аккуратно чисто уложить в коробку. Даже если что-то рассыпалась или просыпалась, пожалуйста, пусть это у вас не вызывает демотивацию что-то делать дальше.
Две минуты вместе весело пропылесосить или вытереть стол, или предварительно убрать скатерть чтобы не заляпать они стоят того, чтобы вместе интересно провести время. А еще лучше просто будьте готовы к тому, что маленькие дети — это не равно идеальный порядок в доме и мало того, это и не хорошо, потому что вот этот чрезмерный перфекционизм он никому не нужен.
Влияние игры на развитие психики ребёнка
Влияние игры на развитие психики
Выполняя игровую роль (ориентируясь на мысленный образец), ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. Это способствует развитию его саморегуляции, произвольности поведения и самосознанию.
Выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и может посмотреть с другой стороны
Благодаря этому, происходит децентрация — важнейшая мыслительная способность человека, позволяющая представить другой взгляд и другую точку зрения.
Развивается речь, коммуникативные навыки и эмоциональная сфера.
Совершенствуются когнитивные и познавательные процессы: воображение, внимание, память, восприятие, наглядно-образное мышление.
Внутри игры возникают другие виды деятельности: продуктивная, учебная, трудовая.
Роль и значение игровых методов в формировании личности дошкольника
В игре формируются качества, необходимые для школьного образования. На различных этапах формирования личности дети играют в свойственные их возрасту и уровню развития игры. Процесс способствует развитию морально-волевых качеств, потребности воздействия на мир. Воспитательная задача игры во многом решается профессионализмом педагога.
Основными характеристиками мастерства воспитателя являются:
- понимание психологии ребенка;
- формирование правил с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- грамотное руководство взаимодействием малышей;
- умение организовать и провести игру.
Основное отличие игрового процесса детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) — коллективность. Определяются лидеры, которые предлагают сюжет и устанавливают правила. Такие дети способны заинтересовать своей инициативностью и воображением других.
Игровая деятельность в учебном процессе дошкольников
Дошкольный возраст — это период перехода к образовательной деятельности. Много времени занимает использование дидактических упражнений. Они способствуют закреплению обучающих материалов, применяя игровую активность.
Научив детей считать, составлять слово из букв, воспитатель постепенно подготовит их к школе. Занятия в игровой форме должны способствовать расширению словарного запаса, развить навыки коммуникабельности, мобилизовать умственные способности ребенка. У школьников формируется навык самодисциплины, непоседливые ребята начинают увлекаться совместным действием.
Почему важно играть вместе?
Потому, что игра в первую очередь служит прекрасным средством для того, чтобы выстроить хорошую модель взаимоотношений в семье. Очень хорошо, например, если папа или мама много работают и у них нет времени на то, чтобы как-то придумывать что-то. Они приходят уставшими с работы. Выберите, пожалуйста, ту игру, которая будет интересна вам всем
Поскольку ребенку важно, чтобы это не просто был процесс, который: надо, поставил галочку, я хорошая мама, я хороший отец так как провожу время с ребенком. А важно чтобы мы тоже получили от этого удовольствия
Получение совместного удовольствия сближает лучше всего.
Часто прогулки наиболее легкий способ. Во-первых, потому что вышел ребенок побежал, и я вроде как с ним рядом еду. Можно там побегать и опять рядом ходить. Во-вторых, ребёнок во время прогулки общаясь с ровесниками развивает некие навыки. Лепка и игра в песочнице, катание с горок и даже догонялки создают фундамент эмоционального стержня. Дети сообразительнее взрослых и не ограничиваются стандартными играми. Придумывая игры с друзьями развивается мышление и кругозор. Однозначно, прогулки неотъемлемая часть, но можно ли ограничиваться только прогулками? Во время прогулки у нас нет общей деятельности, где мы можем решить, например какой цвет выбрать или кто тут сделает, а кто тут сделает. Также договориться, к примеру, а я тебе здесь помогу или дам тебе возможность ошибаться и просто быть рядом подстраховывать. В совместном какой-то деятельности в совместном творчестве есть этот процесс. Он дает возможность еще и:
- улучшить межличностные связи;
- учить компромиссу;
- выбору;
- учить не обижаться;
- не ссорятся во время игры;
- как выходить из конфликтных ситуаций;
- не бояться ошибаться;
Ребенок мало играет или вообще не играет
Почему некоторые дети отказываются или вообще мало играют? Об этой проблеме начинают чаще писать мамы на форумах. Главное, внести ясность в ситуацию и выяснить причину. Мы не будем создавать возрастную градацию, а рассмотрим случай в целом.
Если играет, но мало.
Например, только в настольные игры, а не ролевые. Девочка не играет с куклами, мальчик с машинками. Здесь возможна эмоциональная зажатость внутри. Здоровый ребенок играет и играет много. У него в этом огромная потребность. На «нездоровье» может влиять родитель, семейная ситуация, проблема в школе, в детском садике, на улице, если ребенок часто гуляет. Сегодня достаточно актуальная проблема — травля. Я с этим столкнулась недавно, когда работала в детском клубе. Это замечательное место: все ограждено, красиво, рядом элитный детский сад. Дети в возрасте 6-7 лет собирались в группу. По идее, им должно быть интересно играть, а они занимались травлей детей, которые младше них. Бросались землей в лицо. Происходящее снимали на смартфоны, потом грозили, что опубликуют на YouTube. Травля имеет место быть везде. Дети, которые становятся мишенями закрываются из-за этого.
О том, что ребенок мало играет, представление родителя не всегда сопоставимо с детским миром. Для одного малыша нормально проигрывать всё за 1,5-2 часа. Ему хватает этого периода, чтобы выплеснуть чувства. Все остальное время ему хочется побыть с мамой и папой. Но маме может показаться, что полтора часа мало. Она начинает переживать, ведь другие дети играют весь день напролет. Они начинают плакать, когда их «вынимают» из игры. Самое главное, чтобы вообще ребенок играл.
Есть дети, которые вообще ни во что не играют. Они даже не берут в руки карандаш, чтобы выразить эмоции, мысли. Рисование в какой-то мере — это тоже игра. Ведь в процессе изображается сюжет. Если ребенок не играет вообще — это очень большая проблема. Нет выхода эмоциям, посредством игры. Здесь уже нужно подключать невролога, нейропсихолога. Для малыша остается только один вариант выплеснуть эмоции: слезы, крики, физическая активность. Но этого мало. Ребенку важна игра.
К чему приводит внутренняя зажатость у детей
Ребенок не может в дальнейшем, когда вырастает, полноценно взаимодействовать с социумом. Ему будет очень сложно общаться. Он не развился благодаря играм. Для него общество — это большой мир, в котором кто-то что-то умеет делать. А он, посредством игры, не смог развить эти навыки. Отсюда появляется неуверенность, боязнь делать первый шаг, пробовать себя на новом поприще. От чтения много пользы, но игра не менее важна.
Пример из практики
У меня на занятиях был мальчик, которому 4 года. У него прекрасные заключения от неврологов. Несколько экземпляров от разных врачей. Читаешь «все здорово», а в итоге начинаются проблемы, когда дело доходит до игры. В моем кабинете есть множество игрушек. Мальчик может взять любую на выбор. Ему нравится доска с эмоциями. На ней нарисованы таблички, которые при ударе кулаком или нажиме падают. Детки могут сами, если захотят, подойти и выбрать эмоцию. Кроха может передать настроение, выбрав нужный смайлик. Например, сердечко, плачущего, смеющегося. В один день этот мальчик проходит мимо всех игрушек и даже доски эмоций.
— Во что сегодня поиграем? — спрашиваю я.
— В песок наверное, — подумав отвечает.
— А в какой мокрый или сухой? — он долго думает, но я не тороплю и не направляю. Ребенок сам должен сделать выбор и прийти к ответу.
— Хочу в сухой.
Начинаем работать с сухим песком. <Дарья Клепальская проводит сеансы песочной терапии для детей — примечание редакции>. Потом он говорит:
— Мне скучно.
— А почему тебе скучно?
— Я не знаю.
На занятие выделяется 45 минут. За это время мы начинаем разбираться в ситуации. Он вообще не притронулся к игрушкам, а просто разговаривал. Для него было важнее сегодня пообщаться. Выход эмоциям произошел через разговор. Но если мы будем всегда просто говорить — это дает очень маленький результат. Нужно проигрывать все ситуации из жизни, чтобы ребенок не страдал от внутренней зажатости. Иначе он себя чувствует некомфортно.
Роль игры в развитии и жизни ребенка
Есть родители, которые думают, что обычные игры — бесполезная трата времени. Но это не так. Родитель приходит с ребенком в детский садик или центр на развивающие занятия. В них всегда будут игрушки. И когда ребенок идет к ним, мама пытается его сразу увести: «Давай-давай быстрее, у нас занятия. Что у тебя дома мало игрушек?».
Не все родители обращают внимание на то, как играет чадо. Когда они приводят его в сад, у них есть запросы: «Занятия от и до, на игры выделять меньше времени
Он и дома играет в игрушки». Нужно посмотреть на сюжет его игры. Как он играет в машинки? Он может проигрывать постоянно историю с вручением медали. Значит ребенку близка тема с низкой самооценкой. С какой машинкой он играет чаще, с той ассоциирует себя. Он проектирует себя на эту игрушку. Когда чадо постоянно награждает авто за первое место, значит его когда-то за что-то недооценили. А потребность в этом осталась.
Проблема в том, что родители могут неверно трактовать эту игру. Смотря на чадо, они будут видеть в нем стремление к победам. Он лидер. Мама и папа могут посчитать, что надо отдать ребенка в спорт, собирать награды. Позже, если мальчик проиграет, то это его сломает. Он будет продолжать заново повторять сюжет. Каждый проигрыш будет переносить тяжело. Только другой человек сможет показать, что двигаться можно и в других направлениях.
Если ребенку не дать поиграть и проиграть то, что его волнует, это образует внутри него зажим. И этих зажимов может быть много, когда он нечто переживает в одиночку. Малыш не поделился этим с мамой, папой или родители не поинтересовались как дела. Но эта недоговоренность формируется внутри него. Дети много находятся в детском садике. За это время накапливается многое. Какие-то эмоции были сильнее, другие менее. Ребенок может о чем-то не рассказывать. Оно забывается, но поверхностно, что-то оседает. Для того, чтобы этого «осадка» было меньше, а малыш мог расслабляться, нужно заниматься «самолечением». Если кроха не может сам себе помочь и проиграть сюжет, например, ему скучно одному, то может помочь второй участник. Это может быть мама, папа, подружка, психолог, воспитатель — любой человек, которого ребенок готов впустить в игру
Это немаловажно
Зачем ребенку играть?
Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду
Агрессия у ребенка в игре
Почему у ребенка в игре прослеживается агрессия? Что заставляет детей выбирать агрессивную линию поведения в игре? Главное понять, что именно подразумевается под агрессией. Если ребенок постоянно ломает игрушки, то возможно это возрастное. В определенный период дети любят строить и ломать. Это прослеживается в младшей группе от 2,5 до 3,5 лет, с которой я сейчас занимаюсь. Для них специально закупили мягкие большие кубики. Они строят из них дома, а потом разгоняются и с разбегу разрушают. Это нормально для такого возраста. Для безопасности просто лучше выбирать мягкие игрушки.
Есть дети, которые играют агрессивно не из-за возраста. На это влияет много факторов, в том числе мультфильмы. Например, «Трансформеры», про динозавров, роботов. Многие из них идут в возрастной категории 12+, но их смотрят даже малыши. Родители могут не знать, что их дети смотрят, либо думают: «Ну это роботы, что там такого? Пусть смотрит». Разница между детьми, которые смотрят подобные мультики и добрые, подходящие по возрасту, ощутима. Подробнее, можно прочесть в статье, как подбирать по возрастам сказки и мультфильмы.
Дети, которые играют в жестокие игры нуждаются в помощи. Есть какие-то проблемы, которые нужно обыграть в самой игре. Если участником игры тоже будет ребенок — эффекта не будет. Агрессивный перетянет его на свою сторону. Ведь запретное всегда интереснее. Им будет веселее шуметь, бросаться игрушками, ломать и драться. Поэтому здесь нужна поддержка взрослого. Моя задача, как психолога, направить его в нужную сторону. Вот он швырнул паровозом — нужно обыграть этот момент. Эта эмоциональная зажатость потом выливается в агрессию. Ребенок знает мало способов выхода эмоциям: кричать, кидать предметы. Он не понимает, как выразить то, что у него внутри.
Рассмотрим на примере из жизни. У меня на опыте есть мама, которая принципиально воспитывает детей на советских мультфильмах. Они не видят страшные или будоражащие видео из YouTube. Ее дети 3,5 и 7 лет, абсолютно спокойные, хорошо играют. Все жизненно необходимые моменты проиграны.
Спокойные дети: проблема в общении
Бывают спокойные дети — это не сказка. Но как таким ребятишкам в обществе? Не выделяются ли они, как белые вороны?
Конечно, выделяются. Возьмем к примеру двух детей из истории выше. Таких видно сразу, особенно в частных детских садиках. Детей в группе мало, поэтому наблюдаешь за каждым в отдельности. Спокойные дети любят порисовать, почитать, наблюдать за муравьиной фермой. Остальных малышей это надолго не увлечет, а «белые вороны» прекрасные наблюдатели.
Важно проводить групповые занятия. Я помогаю им взаимодействовать друг с другом
Они должны научиться договариваться между собой, несмотря на то, что они разные. Мы можем пройти любую школу жизни, каждый из нас проходит свой путь. Каждая мама по-своему воспитывает ребенка и воспитатель не может и не должен переделывать чадо под один «шаблон». Если нет возможности переделать малыша, то нужно ему помочь адаптироваться, научить договариваться. Все это проигрывают в группе в режиме реального времени. Подобное можно делать дома. Но родитель не может выйти на детскую площадку и стать аниматором. Для взрослых — это тяжело. Некоторым странно или стыдно выйти на улицу и кричать, будто маленькое дитя: «Все за мной! Вперед!». В редких случаях есть мамы и папы, которые не стесняются быть детьми, подключать к игре всех ребят. Такой взрослый может помочь своему малышу. Предложить детям начать групповую игру, стимулировать к взаимодействию.