Как развивается и как развивать мышление у детей

 игры и упражнения с обручем для детей: эстафеты, конкурсы

Игры для детей 5–6 лет

К этому возрасту дети становятся более ловкими, их координация улучшается, что позволяет предлагать им еще более сложные манипуляции с кольцами: например, прыгать через них, как на скакалке, на счет. Или такие игры:

Цапли

Перед участниками команд по зигзагу выложены хулахупы. Каждый игрок должен перепрыгивать из одного круга в другой на одной ноге, меняя положение (сначала прямо, в следующее кольцо – боком, затем – спиной, и так до конца пути. Кто прыгнет на сам круг или за него, выбывает. Играют, пока не останется один игрок – самый стойкий.

Подвижная игра «Попади в обруч»

Разновидностей у подвижной игры «Попади в обруч» много. Но суть одна: забросить некий снаряд (мяч, мешочек с песком, даже снежок зимой на улице) в цель (хулахуп). Варианты:

  • Обруч подвешивают вертикально на уровне глаз играющих, на некотором расстоянии от них. Их задача – по очереди бросать в него свои снаряды. Победит тот, кто попадет большее число раз.
  • Участники делятся на 2 команды и выстраиваются по кругу (через одного: игрок из первой команды, из второй и т. д.). В центре круга кладут обруч. Участники одной команды по сигналу бросают мешочки в цель. Считают количество попаданий. Затем бросает другая команда.
  • Команды выстраиваются в линию. Перед каждой подвешивают кольцо. По команде они разом бросают мячи в свои кольца. Побеждают самые меткие.

Игра с палочкой и обручами

Вариантов командных игр с палочкой и обручами тоже существует несколько. Например:

  • Задача игроков – вертикально прокатить до установленной границы свои хулахупы, подталкивая их палочкой (длинной деревянной или пластиковой шпажкой), а затем вернуться к своей команде с палочками и обручами в руках.
  • Команды разбиваются на пары. Игроки каждой пары должны по очереди толкать обруч палочкой друг другу. Ловить его тоже нужно на палочку, чтобы не упал. Задача – не уронить обруч и прокатить его быстрее соперников. Затем выходят следующие пары.
  • Игрок каждой команды подбрасывает обруч вверх, а затем ловит на палочку. Кто промахнулся – выбывает. Играют до победителя.

Разновидностей игр и упражнений с использованием обручей – великое множество. Они просты, доступны, однако при этом приносят детям не только положительные эмоции, но и ощутимую пользу.

Примеры и методы развития умственных способностей

Есть несколько простых принципов, которые необходимо соблюдать для того, чтобы интеллектуальное развитие детей раннего возраста было эффективным и безопасным:

  • Занятия должны быть построены как игра: например, не просто рисовать линии, а помогать муравьишке добраться до своего домика, не просто складывать и вычитать, а делиться яблоками или пирожками и т. д.
  • Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. В идеале оно должно заканчиваться раньше, чем ребенок этого захочет. Для годовалого малыша достаточно и нескольких минут, к трем годам он уже сможет заниматься одним делом на протяжении 15–20 минут.
  • Обучение должно приносить удовольствие всем участникам. Занятия для дошкольников не предполагают заданий, обязательных к выполнению. Пусть ребенок делает то, что нравится. Также, если мама занимается только потому, что «так надо», вряд ли от обучения будет ожидаемый эффект, ведь дети отлично чувствуют состояние взрослых.
  • Развитие умственных способностей не должно становиться для родителей навязчивой идеей. Если занятие «не идет», значит, ребенок не в духе или же предлагаемый материал еще сложен для него. Не нужно всеми силами пытаться развивать малыша через его сопротивление. И точно не стоит требовать от него слишком многого. Как бы ни хотелось усадить трехлетку за музыкальный инструмент или научить двухлетнего малыша считать, стоит отличать собственные амбиции от реальных способностей и возможностей своего сына или дочери и вовремя останавливаться.

Разные периоды жизни ребенка связаны с формированием различных отделов головного мозга, поэтому развивающие методики необходимо подбирать с учетом этого фактора.

В первые годы жизни быстро развивается память, поэтому имеет смысл давать больше заданий на ее тренировку

Например, учить вместе с малышом стихотворения и песни.
В период от года до трех лет активно развивается устная речь, в это время важно много разговаривать с ребенком не только на родном языке, но и на иностранном.
Сенсорное развитие – тренировка умения видеть, слышать, ощущать – актуально в возрасте от 0 до 5,5 лет.. Наиболее полно периоды восприимчивости детей к определенным видам деятельности описываются Марией Монтессори и ее последователями

Несмотря на то, что у методики развития Монтессори имеются как преимущества, так и недостатки, само описание данных периодов находит применение в педагогической практике по всему миру

Наиболее полно периоды восприимчивости детей к определенным видам деятельности описываются Марией Монтессори и ее последователями. Несмотря на то, что у методики развития Монтессори имеются как преимущества, так и недостатки, само описание данных периодов находит применение в педагогической практике по всему миру.

Окончание тренинга

Процедура «Спасибо за приятное занятие»

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

— Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Особенности мышления в возрасте 5-7 лет

Основная опора дошкольника – его память. Запоминает он быстро и много, а при знакомстве с чем-то новым старается связывать его с уже известным. Поэтому все объяснения строятся с отсылкой к имеющемуся детскому опыту.

Другой важный психический процесс – внимание. У детей данного возраста оно развито слабо

Даже самое интересное задание не заставит 5-летнего ребенка усидеть на месте. От воли дошкольника это не зависит, поэтому не следует ругать его за невнимательность.

Поскольку пяти-семилетний малыш только учится строить логические цепочки, ему необходимы альтернативные способы поиска недостающих свойств предметов. В этом ему помогает воображение.

Логика не является врожденным свойством психики человека. Постепенно он научится устанавливать связи, прослеживать закономерности, давать оценки, делать выводы. Задача родителей и педагогов – создать для этого благоприятные условия.

Какие бывают упражнения для развития логики?

Логика – многогранное понятие, поэтому одним комплексом упражнений не обойтись. Задания могут быть лингвистическими, математическими, художественными. Найти их можно в книгах известных педагогов и психологов. Специалисты НИЦ нейропсихологии имени А. Р. Лурия являются авторами многих пособий для дошкольников, предназначенных для развития мышления, памяти, внимания и других психических функций, поэтому они посоветуют родителям подходящие материалы для занятия с ребенком.

Начать можно с простого:

  • языковые игры в форме «вопрос-ответ»; занятия с кубиками, палочками, цветными карточками; рисование по заданию, дорисовка недостающих элементов; загадки на вычисление предмета по описанию; решение головоломок, в том числе соответствующие онлайн игры в интернете т. д.

Главное – организовывать занятия в игровой форме. Так ребенок сможет проявлять инициативу, не воспринимая происходящее как обучение и формируя навыки на подсознательном уровне.

Мышление у детей дошкольного возраста

Особенности развития у детей от 4 до 7 лет

Развитие ребенка 5 лет предполагает активное формирование памяти. В этот период дети легко запоминают любой материал. Чем больше эмоций вызывает информация, чем осмысленнее она, тем быстрее малыш её запомнит. В этом возрасте ребенок уже может опираться пусть на небольшой, но всё же жизненный опыт. Развитие ребенка 7 лет – особенно сложная стадия. Ведь малыш переходит из детского сада в школу, у него меняется распорядок дня, появляются новые знакомства, он впитывает в себя огромный объём новой информации

Поэтому важно подготовить сына или дочь к этому периоду, чтобы его интеллектуальных способностей хватило на познание мира

Какие преимущества дает развитая логика?

Неразвитость мышления – актуальная проблема настоящего времени. Негативных последствий у нее много. Несформированность умения мыслить логически приводит к тому, что взрослый человек не способен:

  • думать системно; устанавливать причинно-следственные связи; противостоять манипуляциям; делать правильные выводы; аргументировать свою точку зрения; опровергать неверные высказывания.

Поэтому занятия логикой – эффективный метод развития интеллекта. Это вклад в будущее ребенка, где он сможет мыслить нестандартно, выходить за рамки шаблонов. Регулярные умственные тренировки – полезная привычка, ведь новые нейронные связи нужно формировать на протяжении всей жизни.

«Сурдоперевод»

Цель: активизировать группу.

Время:5-7 м.

Материалы: листочки с написанным текстом (например, небольшие отрывки стихотворений).

20 стр., 9874 слов

Психологические особенности личности тренера 2

… данных…………………………………….37 2.3.Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера……………………………………………………………………………40 Заключение……………………………………………………………………….43 Список литературы………………………………………………………………44 Приложение 1 … И.Н.Решетень Общая характеристика работы Актуальность темы исследования Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые …

Процедура. Ведущий предлагает наиболее активным на его взгляд участникам тренинга (4-6 человек) разделиться на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Упражнения и игры на развитие мышления

Для активного развития мышления с дошкольником нужно постоянно заниматься. Образное мышление отлично развивается играми в пазлы, упражнениями, где из ряда предметов нужно выделить один лишний или, напротив, перечислить общие черты вещей.

Логическое мышление развивается играми с отгадыванием задуманного предмета по наводящим вопросам, подбором к слову синонимов, антонимов или ассоциаций (например, шуба – зима, панама – лето). Также можно:

  • составлять фигуры из спичек или счетных палочек; «проходить» лабиринт на картинке; придумывать историю по иллюстрациям.

Развитие творческого мышления – это не только рисование, лепка и другое рукоделие, но и поиск знакомых образов по кляксам, создание предметов из нескольких отдельных предметов, нахождение различий на двух картинках, угадывание вещей по устному описанию.

Одновременно с этим нужно развивать и прочие виды мышления:

  • пространственное – изучайте планы и схемы, стройте фигуры из спичек, рисуйте с закрытыми глазами; критическое – для этого придется задавать ребенку множество вопросов и получать на них ответы, краткие и развернутые; инженерное – развитие способности конструировать, строить что-либо из кубиков, деталей конструктора или просто подручных вещей, а еще проводить простейшие опыты, например, замораживать и размораживать воду в бутылке.

Обязательны упражнения на развитие мыслительных операций – это значит, что ребенку придется учиться:

  • сравнивать предметы и явления (по форме, величине, цвету); обобщать (например, называть несколько предметов, которые считаются посудой или мебелью, живых существ, которые принадлежат к птицам или домашним животным, находить лишний предмет в ряду и т. д.);
  • синтезировать (объединять отдельные предметы в общий ряд по какому-то признаку, складывать слова из букв и слогов); классифицировать (по цвету, составу или другим параметрам).

Заниматься можно в удобное время, но тренировки должны быть регулярные и занимать не менее 15-20 минут в день.

Виды мышления у детей школьного возраста

К 6-7 годам дошкольный возраст заканчивается и начинается интенсивное развитие словесно-логического мышления, предполагающее использование понятий. Такой вид способствует развитию умений устанавливать общие закономерности, предвидеть развитие процессов в обществе и природе, обобщать наглядный материал.

Однако ведущим в данном возрасте остается наглядно-образный вид мышления. Ребёнок может решать задачи без применения практических действий, основываясь на представлениях. Дети школьного возраста умеют анализировать, сравнивать, обобщать явления и предметы. Наглядно-образное мышление помогает определить различные характеристики предмета с разных позиций. Этот вид мышления неотделим от воображения, играет важную роль в формировании у детей понимания процессов развития, изменения предметов и явлений.

В школьном возрасте происходит постепенный переход к словесно-логическому понятийному мышлению. Этот процесс формируется длительное время. Дети младшего школьного возраста могут размышлять в уме, применяя имеющиеся понятия, анализировать, делать логические выводы. При помощи хорошего словарного запаса, они способны грамотно объяснить свои мысли.

Публикация «Картотека игр и упражнений с нестандартным оборудованием (часть 1)» размещена в разделах

  • Игры для детей
  • Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные…
  • Темочки

Игра «Забрось и посчитай»

Материал: яичные ячейки, краска, теннисные шарики.

Цель: для развития меткости, точности броска, математического счета.

Варианты игр:

• в 2 команды и по одному, забрось с ближнего расстояния и дальнего расстояния способом бросок о пол и потом в ячейку (усложнения: все упражнения попробовать сделать с помощью теннисной ракетки). Каждая команда забивает шарики определенного цвета.

• бросок из положения стоя, сидя на коленях, лежа на животе и т. д. также попасть в ячейку.

«Цветныe жетоны»

Материал: картон, клейкая цветная бумага.

Цель: для развития быстроты, внимания, ловкости, сенсорное развитие, развитие речи, математического счета.

Варианты игр и упражнений:

• разноцветные дорожки (Например: между синих кружков — скакать на одной ножке, между красными – прыгать ноги вместе — врозь, между желтыми — проползти как паучки, между зелеными — прокатить мячик)

• игра на внимание «Врассыпную беги, по сигналу предмет (например: красного цвета возьми — небольшие предметы разложены по залу)

• игра – эстафета «Добеги свой цвет возьми или по тарелкам разложи»

• игра с буквами «Загадочные звуки».

Например: вспомнить слова с данным звуком, взять предметы, которые начинаются с этого звука или в котором есть этот звук. Можно провести как эстафету

• игра малой подвижности «Сложи буквы или цифры»

• найди кружочки в зале и возьми их (можно играть как командой, так и каждый сам за себя)

• найди и промолчи

• сложи картинку

Например: цветы на поляне)

«Плетеные косы разной длины»

Материал: нитки.

Цель: развитие быстроты, ловкости, прыгучести, силы.

Варианты игр:

• «Успей перебежать»

• «Достань колокольчик»

• «Поскачи через веревку по одному, по два, по три»

• «Перебрось мяч»

• «Перетяжки»

• «Хвосты» (с маленькими веревочками)

• «Перепрыгни в длину, в высоту, с места, с разбега»

• «Успей забежать в дом» (веревка лежит кругом на полу, дом может быть один большой или много маленьких для 3-5 человек)

• «Медведь и воробьи»

«Ромашка»

Материал: пластиковые бутылки, картон, самоклеящаяся цветная бумага.

Цель: развитие быстроты, ловкости, внимания, сообразительности и творческого потенциала.

Варианты игр:

• «сложи цветы с одинаковыми лепестками»

Медитация на цветочной поляне

• «бегай, по поляне, на цветы не наступай»

• «перепрыгни, цветочек»

• «лепесточек возьми и задание посмотри, выполни его»

• «кто быстрее разберет и соберет ромашку» (эстафета)

• «прыгай на одной ножке через лепестки цветка»

«Цветные кирпичики»

Материал: дерево, краска.

Цель: развитие у детей памяти, внимания, быстроты, ловкости, чувство ритма, координации движений, прыгучести и находчивости.

Варианты игр:

• Используем как степы для ритмической гимнастики

• Упражнения на кирпичиках для сохранения равновесия

• Заборчик для полосы препятствий

• Цвета сторон кирпичиков используем для постройки дорожек определенного цвета, дети сами делают дорожки, помогают воспитателю (например: по зеленой дорожке будем ходить, через желтую – перепрыгивать; розовая дорожка для перешагивания, перепрыгивания на одной ножке, белая дорожка – бег змейкой (кирпичики ставятся белой стороной вверх на определенном расстоянии)

• Использовать как домики для подвижных игр

• Использовать, как цель для метания, на кирпичик ставится какой-то предмет, его необходимо сбить

• Строим лабиринт, и нужно пройти по лабиринту. Можно усложнить с выполнением заданий: с перешагиванием через предметы, прыжками, аккуратно проползти, пройди и собери.

«Шанхайцы»

Упражнение помогает участникам познакомиться друг с другом без смущения. После упражнения у игроков остается впечатление, что они решили общую проблему.

15 стр., 7087 слов

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

… в данном случае. В конце упражнения проходит рефлексия. Упражнение «Зеркало» (развитие психологического климата) Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные … вход в лабиринт, — «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть …

Время: 20 мин.

Материалы: веревка такой длины, чтобы можно было обмотать участников.

Задание: Тренер рассказывает историю о том, что в XIX веке капитаны кораблей пополняли свою команду матросами при помощи различных уловок, в том числе и обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, завербованных помимо своей воли, называли «шанхайцами». Затем тренер просит всех участников выстроиться в шеренгу, взять друг друга за руки и закрутиться в спираль, после чего обвязывает участников веревкой на уровне бедер.

Теперь участники в таком положении должны пройти некоторое расстояние, и по пути каждый рассказывает что-то о себе.

Типы мышления

Психологи выделяют следующие типы детского мышления:

Предметно-действенное – до двух лет, развивается преимущественно от «подстегивания» воображением, малыш осматривает, разбирает и даже ломает игрушки и предметы домашнего обихода, но объяснить свои поступки пока не может; Наглядно-образный – от двух до четырех лет, появляется на базе уже имеющихся у малыша знаний, ребенок уже понимает какие-то образы и может использовать их в игре, например, играет «в больницу»; Словесно-логическое – от четырех-пяти лет и старше – зависит от развития речи, которая активно используется малышом в игре и повседневной жизни; Абстрактно-символическое – развивается в этом же возрасте, когда ребенок способен выделить какие-то особенности и признаки вещей.

Отдельно выделяют творческое мышление, и оно не зависит от возраста малыша: строить башни из кубиков или заниматься с конструктором, рисовать, лепить, петь и танцевать может и двухлетний ребенок, и школьник.

Упражнение «Мы похожи?»

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: — Ты похож на меня тем, что…

15 стр., 7432 слов

Ответы на вопросы по литре

… семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. С самого начала в «Анне Карениной» … — в незамкнутом пространстве со множеством разобщённых, чуждых друг другу людей. Такова социальная проблематика «Преступления и наказания».Однако нельзя отрицать, … даётся два раза и оба они кардинально отличаются друг от друга.Кроме того, в романе есть ещё и …

— Я отличаюсь от тебя тем, что…

Другой вариант: в парах 2 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся»

По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Виды мышления у детей дошкольного возраста

В раннем дошкольном возрасте с 3-4 лет у ребенка развивается наглядно-действенный вид мышления: он изучает предметы, учится определять размер, форму, цвет, понимать связь между ними. Особенностью предметно-действенного мышления является решение задач с помощью прямого контакта с предметами. Мысли ребенка дошкольного возраста связаны с действиями, которые опережают мышление.

Дошкольный возраст требует специальной организации мышления и обязательного контроля взрослыми. Лучшей деятельностью дошкольного возраста считается игра и продуктивный вид деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Дошкольный возраст после четырех лет характеризуется постепенным переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению: действия с предметами заменяются действиями с образами. Ребенок моделирует ситуацию из подручных средств, стараясь максимально скопировать поведение взрослых. Дошкольный вид мышления отличается подражанием. Благодаря активному взаимодействию взрослых и детей, этот вид мышления развивается быстрее.

Словесно-логический вид мышления ребенка, развивающийся в конце дошкольного возраста, предполагает умение детей правильно говорить и понимать речь других. Ребенок запоминает значения слов, предметов, действий, учится ими пользоваться. В такой последовательности развиваются все виды мышления у детей дошкольного возраста.

Формирование мышления ребенка

В развитии мышления прослеживаются следующие закономерности:

  • До трех лет ребенок пользуется только наглядно-действенным типом мышления – другие ему недоступны. С трех лет доминирующим становится наглядно-образный тип. Появляется способность представлять предметы, рассуждать, опираясь на опыт восприятия. С пяти-семи лет мышление постепенно становится абстрактным. Дошкольник пользуется опосредованными знаниями, выполняет простейшие логические операции.

Теперь маленькому человеку не обязательно трогать, видеть или помнить предметы, чтобы мыслить о них. По мере взросления его умозаключения усложняются, возникают абстрактные понятия, суждения становятся более обоснованными.

Развитие мышления у детей

Все родители хотят, чтобы их ребенок был умным, любознательным и сообразительным. Давно доказано, что умными вырастают дети, которым помогли научиться мыслить, потому что не все могут организовать свое мышление.

Виды мышления у детей дошкольного возраста Виды мышления у детей школьного возраста Вид мышления детей старшего школьного возраста Школа финансовой грамотности и бизнеса Kids MBA

Мышление – сложный познавательный процесс, помогающий познанию окружающего мира. Оно отражает сущность, свойства и отношения предметов и явлений.

Мыслительный процесс – это получение новых знаний, работая с определенной информацией с максимальной пользой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: