Виды и направления руководства игрой
Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.
Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.
Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.
В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.
Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.
Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.
Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе в зоопарк»
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе в зоопарк» в старшей группе.
Цель:
систематизировать имеющиеся знания и умения у детей о правилах безопасного поведения в общественных местах на основе сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе в зоопарк».
Задачи:
продолжать формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; активизировать диалогическую речь; поощрять инициативу и самостоятельность, укреплять дружеские взаимоотношения в процессе игровой деятельности.
Предварительная работа:
цикл занятий из серии «Безопасность»; рассматривание иллюстраций на тему: «ПДД», «Виды транспорта», «Зоопарк», «Животные леса», «Животные жарких стран»; чтение художественной литературы (рассказы, стихи, загадки) С. Маршак «Зоопарк», «Дети в клетке»; Л. Шевченко «В зоопарке»; К
Чуковский «Айболит»; дидактические игры: «Внимание на дорогах», «Дорожные знаки», «Безопасные прогулки», «Кто где живет?», «Такие разные животные», «Зоологическое лото»; изготовление альбомов «Транспорт», «Животные жарких стран», «Животные леса»; знакомство с иллюстрациями С. Николаевой и Н
Мешковой из серии «Мир вокруг нас. Звери»; беседы с детьми о посещении зоопарка в летнее время с родителями, о профессиях людей, работающих в зоопарке;беседы об особенностях животного мира и других климатических зонах.
Словарная работа:
грузовой транспорт, пассажирский транспорт, кондуктор, водитель; ветеринар, зоопарк, вольер, кассир.
Роли:
водитель автобуса, кондуктор, кассир, «пожалуйста», «спасибо».
Предметно – пространственная среда:
игрушки – животные (не менее 16 штук), конструктор-строить вольеры, макет автобуса, руль для водителя, сумка кондуктора, макет кассы, билеты для автобуса и в зоопарк, «деньги».
Методы и приемы:
объяснения, рассказ, вопросы, обыгрывание ролей и игровой ситуации, загадки, дидактическая игра «Угадай какой знак», малоподвижная игра «У медведя во бору».
Ход игры
Воспитатель стоит у окна с детьми
-Наступил ноябрь-поздняя осень. Совсем холодно на улице и в природе все готовится к зиме. А мне бы так хотелось побывать там, где можно увидеть животных леса и животных жарких стран, не смотря на погоду.
Дети предлагают отправится в зоопарк. Воспитатель поддерживает инициативу детей. Все вместе начинают строить из конструктора вольеры и размещать в них животных (игрушки), ставят макет кассы.
-А на чем же можно доехать до зоопарка, может на автомобиле? (дети-он для нас слишком мал)
-Но тогда на грузовике? (дети-грузовые машины перевозят грузы, а не людей)
Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».
Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.
Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.
В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.
Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».
Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.
До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.
Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.
Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:
- Как распределить товар на полках?
- Как выбрать нужный товар?
- Как правильно упаковать товар?
- Как можно получить консультацию по выбранному товару?
- Как вернуть товар в магазин?
Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).
Игра «Школа».
Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.
Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.
Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.
Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.
Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.
Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.
Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.
До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.
Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.
Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе в зоопарк»
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе в зоопарк» в старшей группе.
Цель:
систематизировать имеющиеся знания и умения у детей о правилах безопасного поведения в общественных местах на основе сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе в зоопарк».
Задачи:
продолжать формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; активизировать диалогическую речь; поощрять инициативу и самостоятельность, укреплять дружеские взаимоотношения в процессе игровой деятельности.
Предварительная работа:
цикл занятий из серии «Безопасность»; рассматривание иллюстраций на тему: «ПДД», «Виды транспорта», «Зоопарк», «Животные леса», «Животные жарких стран»; чтение художественной литературы (рассказы, стихи, загадки) С. Маршак «Зоопарк», «Дети в клетке»; Л. Шевченко «В зоопарке»; К
Чуковский «Айболит»; дидактические игры: «Внимание на дорогах», «Дорожные знаки», «Безопасные прогулки», «Кто где живет?», «Такие разные животные», «Зоологическое лото»; изготовление альбомов «Транспорт», «Животные жарких стран», «Животные леса»; знакомство с иллюстрациями С. Николаевой и Н
Мешковой из серии «Мир вокруг нас. Звери»; беседы с детьми о посещении зоопарка в летнее время с родителями, о профессиях людей, работающих в зоопарке;беседы об особенностях животного мира и других климатических зонах.
Словарная работа:
грузовой транспорт, пассажирский транспорт, кондуктор, водитель; ветеринар, зоопарк, вольер, кассир.
Роли:
водитель автобуса, кондуктор, кассир, «пожалуйста», «спасибо».
Предметно – пространственная среда:
игрушки – животные (не менее 16 штук), конструктор-строить вольеры, макет автобуса, руль для водителя, сумка кондуктора, макет кассы, билеты для автобуса и в зоопарк, «деньги».
Методы и приемы:
объяснения, рассказ, вопросы, обыгрывание ролей и игровой ситуации, загадки, дидактическая игра «Угадай какой знак», малоподвижная игра «У медведя во бору».
Ход игры
Воспитатель стоит у окна с детьми
-Наступил ноябрь-поздняя осень. Совсем холодно на улице и в природе все готовится к зиме. А мне бы так хотелось побывать там, где можно увидеть животных леса и животных жарких стран, не смотря на погоду.
Дети предлагают отправится в зоопарк. Воспитатель поддерживает инициативу детей. Все вместе начинают строить из конструктора вольеры и размещать в них животных (игрушки), ставят макет кассы.
-А на чем же можно доехать до зоопарка, может на автомобиле? (дети-он для нас слишком мал)
-Но тогда на грузовике? (дети-грузовые машины перевозят грузы, а не людей)
Роль педагога в руководстве игрой
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.
Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.
Замечание 3
Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.
Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:
- Показать детям необходимые игровые действия.
- Описать сюжет и характерные черты персонажа.
- Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
- Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.
Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.
В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.
Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:
- принимает непосредственное участие в игре;
- предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
- при необходимости дает детям советы;
- вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
- дает подсказки по ходу игры.
Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.
В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:
- дает советы перед началом игры;
- в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
- при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).
Развитие речи в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Организация: МДОУ д/с №48
Населенный пункт: Челябинская область, г. Копейск
Цель:
1. Обеспечить интерес к сюжетно-ролевой игре. Способствовать расширению знаний о животных, о их жизни. Помочь детям усвоить новую профессию «ветеринар». Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закрепить звукопроизношение. Закрепить знание детей о том, как зовут детенышей животных.
3. Воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Предварительная работа:
— Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке;
-Рассматривание альбома «Дикие животные»;
— Загадывание загадок о животных;
— Изображение животных трафаретами, в изобразительной деятельности.
Материал:
-телефон;
-строительный материал (модули);
-набор игрушек «Животные Африки», «Лесные Звери», «Домашние животные»;
-грузовая машина;
-белый халат;
-фанендоскоп;
-градусник;
-аптечка;
-касса;
-повязка на руку «Контролер»;
-муляжи овощей и фруктов;
— билеты;
Словарная работа.
Ветеринар, зоопарк, касса, кассир, контролер, слон- слоненок, тигр-тигренок, лев-львенок, медведь-медвежонок, жираф, зебра, бегемот, обезьяна.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Игра начинается с постройки зоопарка, дети с воспитателем сидят на ковре, у воспитателя звонит телефон, отвечает на звонок).
— Да это детский сад.
— К нам едут 8 животных?
-Хорошо! Мы встретим всех животных?
-Ребятки, вы слышали, к нам едут животные?
-Интересно, а куда же мы их расселим, где они будут у нас жить? (Ответы детей — в зоопарке).
-Я вам предлагаю построить зоопарк. Кто был в зоопарке? Скажите, а зоопарк это что? (Ответы детей).
— Зоопарк – это зоологический парк, место, где можно увидеть различных животных. Их привезли из разных стран.
— А кто ухаживает за животными в зоопарке? (Ответы детей – человек).
А что он еще делает? ((Ответы детей – охраняет, оберегает).
-Из чего мы можем построить зоопарк? (Ответы детей – из модулей).
— А чтобы звери не разбежались нужно построить вольеры. Вольеры будем строить из «лего». А сколько вольеров нужно построить? (Ответы детей – 8 ).
2. Ветеринарная лечебница:
-В зоопарке еще есть больница для животных. Она называется – ветеринарная. Там работает врач для животных — ветеринар.
3. Домик для животных:
— Ребята, сейчас какое время года? (Ответы детей — зима). Нашим животным будет холодно. Как вы думаете, что можно сделать для того, чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (Ответы детей – построить им домик).
— Я вам предлагаю построить домик из маленького строительного материала «лего».
4.Встреча животных:
-Очень красивый зоопарк – большой и просторный. Зоопарк готов, а животных нет еще. (Заезжают грузовики и завозят животных.)
— Давайте посмотрим, каких животных к нам привезли (Дети перечисляют животных).
— Как можно назвать их одним словом? (Ответы детей – дикие животные).
5. Осмотр животных «ветеринаром:
— Прежде чем расселим животных по вольерам, их должен осмотреть ветеринар (воспитатель назначает ребенка-ветеринара, он осматривает и прослушивает каждого животного).
-Ну что, все животные у нас здоровы? (воспитатель обращается к «ветеринару») (Ответы детей –да).
-Тогда будем заселять всех животных в ваши просторные вольеры.
6. Покупка билетов. «Кассир».
-Зоопарк построили, животных расселили. А вы хотите сходить в зоопарк на экскурсию? (Ответы детей – да).
— Что нужно приобрести, чтобы пройти в зоопарк? (Ответы детей – билеты).
— А где их можно приобрести? (Ответы детей – в кассе).
— Кто вам их продаст? (Ответы детей – кассир). А кассиром у нас сегодня будет… (воспитатель назначает ребенка, дети покупают билеты в кассе. Контролер проверяет билеты у входа в зоопарк.
7. «Экскурсия». Беседа о животных.
— Вероника, кто живет в твоем вольере? (Ответы детей – тигр).
— Расскажите о нем (Ответы детей).
— Продолжаем путешествие по зоопарку. Отправимся в гости к слону. Кто расскажет нам про слона? (Ответы детей) (Наблюдение за животными в зоопарке). Животные проголодались, нужно их покормить. Я вам предлагаю подойти к столу, приготовить угощение для животных.
8. Итог.
— Ребята, вам понравилась игра зоопарк? (Ответы детей).
— Какие животные вызвали у вас интерес? Почему? (Ответы детей).
— С какими животными вам не хотелось бы встретиться в лесу? Почему? (Ответы детей).
— Как вы думаете, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние животные? (Ответы детей).
— Можно ли заводить диких животных в квартире? Почему? (Ответы детей).
Приложения:
-
file0.docx.. 16,8 КБ
Опубликовано: 24.11.2022
Значение руководства сюжетно-ролевой игрой
Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.
Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.
Замечание 1
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.
Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.
Замечание 2
Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.