Основные принципы воспитания «по-Никитински»
Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.
В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие
Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.
По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.
В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.
Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:
Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.
Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.
Необходимо сочетать физическое и умственное развитие
Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.
Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.
«Сложи узор»
Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.
Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:
- У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
- В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
- Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
- Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
- Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.
Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.
«Сложи квадрат»
Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.
Набор «Дроби»
Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.
«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:
- целые круги,
- разделенные на сегменты – «дольки».
В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:
- разложить кусочки по цветам,
- составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов,
- разложить в ряд детали от меньшей к большей,
- разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.
Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.
Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.
Принципы воспитания
Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.
Система Никитиных предпологает:
Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:
- не навязывайте определенную программу обучения;
- не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
- начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.
Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности
Для родителей важно помнить следующее:
- не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
- если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
-
если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.
Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.
Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.
Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи
Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.
Результаты и достижения детей
Раннее развитие интеллекта
Благодаря активным играм и упражнениям, дети получают возможность развивать свой интеллект с самого раннего возраста. Один из основных принципов методики – развитие чувства логики и абстрактного мышления, что позволяет детям легко усваивать новые знания и развиваться более эффективно в школе.
Кроме того:
- Дети, обученные по методике Никитиных, часто показывают повышенные результаты на уроках математики и логики.
- Раннее развитие речи и языковых навыков
- Попутно с развитием интеллекта, дети также занимаются развитием речи и языковых навыков. Они активно учатся читать, правильно произносить слова и фразы, а также широко пополняют свой словарный запас. Это позволяет детям успешно общаться и адаптироваться в школьной среде.
Развитие социальных навыков
Методика Никитиных также помогает развивать у детей социальные навыки – умение общаться с другими детьми и взрослыми, решать конфликты, работать в команде. Эти навыки являются важными в школе и будущей жизни, поэтому развитие социальных навыков является неотъемлемой частью программы обучения.
В результате обучения по методике Никитиных дети приобретают не только знания и навыки, но и самостоятельность, уверенность в себе и лидерские качества. Все это готовит их к успешной адаптации и дальнейшему обучению в школе и дальнейшей жизни.
Примеры игр по методике Никитиных
Игра «Сложи узор»
В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.
Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.
Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.
В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.
С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.
Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.
Б.П
Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым
Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.
Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.
Вот список фигур:
- Круг
- Квадрат
- Равносторонний треугольник
- Эллипс
- Прямоугольник
- Ромб
- Трапеция
- Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
- Параллелограмм
- Равнобедренный треугольник
- Шестиугольник
- Пятиконечная звезда
- Прямоугольный равнобедренный треугольник
- Пятиугольник
- Неправильный шестиугольник
- Разносторонний треугольник.
Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.
Варианты заданий:
- Найти вкладыши и вставить в рамочки
- Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
- Раскрасить фигурки цветными карандашами
- Обвести фигурки двойным контуром
- Создать орнамент из фигурок
- Угадать фигурку на ощупь
- Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
- Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.
Игра «Обезьянки»
Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции
У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются
Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.
В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов
Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.
Плюсы и минусы
К числу преимуществ методики можно отнести следующее.
- Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
- Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
- Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
- Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.
Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.
- Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
- Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
- Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
- Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.
Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.
Какими должны быть игры?
Главная особенность игр Никитиных – их многофункциональность. Такие занятия дают деткам свободу творчества, заинтересовывают, зачастую, не только малышей, но и более взрослых братьев и сестёр. И даже… родителей! Задания отличаются уровнем сложности, сначала – более лёгкие, затем – более сложные. Такое построение игр даёт возможность малышу постоянно развиваться, добиваться своих целей.
Для решения задач малышу предлагаются кубики, кирпичики, квадратики, детали конструктора. Сами задачи выглядят как модель или плоскостной рисунок, чертёж или текст, который сначала придётся читать тем, кто уже умеет – братишкам. Сестрёнкам или маме с папой. Малыш уже усвоил, что передавать информацию можно разными способами? Отлично!
Сложность заданий постоянно возрастает – сначала задания вполне доступны двух-трёх летнему ребёнку. А самые сложные задачки могут показаться занятными даже среднему… взрослому человеку! То, что задания усложняются постепенно – позволяет ребёнку плавно развиваться в течение многих лет, воспитывать в себе творческие способности. Играете с ребёнком по методике Никитиных? Соблюдаёте правила.
Нельзя рассказывать ребёнку, как решить ту и ли иную задачу. До способа и хода решения малыш должен додуматься сам. Совсем нельзя подсказывать. Ведь только самостоятельно решив то или иное задания, ваш отпрыск получит новые практические знания, научится быть наблюдательным, самостоятельным.
Задача не поддалась решению с первого раза? Ни в коем случае не ругайте его! Предложите задачку через недельку-другую, даже через месяц. Хвалите его за более успешные попытки выполнить задание.
Задание выполнено? Малыш в полной мере сможет оценить результаты своего труда, увидев рисунок, узор или сооружение из кубиков, кирпичей или деталей конструктора. То есть правильное решение всегда можно увидеть и потрогать. И даже самостоятельно оценить, насколько правильно выполнено задание.
Большинство заданий не ограничиваются играми, упомянутыми в методичках. Пособия Никитиных оставляют большой простор для творчества и детям, и их родителям!
Основная особенность игр по методике Никитиных в том, что они построены от более простых заданий к более сложным задачам. В процессе решения задач лучше использовать игру, вовлекая в неё и старших детей, взрослых. Однако, ребёнку нельзя подсказывать ход решения задач, тем более выполнять задания вместо него.
Предоставьте ребёнку свободу творчества, старайтесь и саамы выдумать новые интересные задания. Нельзя ругать ребёнка за неудачу, лучше похвалите за успешно выполненное задание. Неплохой сборник игр, разработанных Борисом Никитиным, называется «Интеллектуальные игры». Самыми популярными среди двух — трёхлетних малышей считаются игры «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат»… Более взрослым деткам можно предложить игры «Дроби» и «Уникуб».
Впрочем, если у вас уже есть опыт общения с этой системой раннего развития – расскажите, а как вы играете со своим малышом? И каких успехов он уже успел добиться?
КТО ТАКИЕ БОРИС И ЕЛЕНА НИКИТИНЫ?
Борис и Лена Никитины – это мама и папа многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.
Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей. Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.
Методика воспитания Никитиных: интеллектуальные игры
Важную роль в развитии ребёнка Борис Павлович Никитин отводит играм. В своей книге «Интеллектуальные игры» педагог предлагает родителям множество самых разных игровых занятий для развития творческих способностей малышей
Сайт sympaty.net предлагает родителям обратить внимание на следующие варианты:
Игры с кубиками
В методике раннего развития Никитиных таким играм придаётся немалое значение.
- «Кубики для всех». В комплект игры входит набор деталей и книжка-инструкция со схемами различных фигур. Суть игры состоит в том, что взрослый предлагает ребёнку выбрать любую модель из книжки и построить по ней фигуру. В процессе занятия у малыша будет развиваться пространственное мышление, он сможет научиться понимать чертежи и планы.
- «Уникуб». Игровой комплект представляет собой набор из книжки-инструкции и кубиков с гранями, окрашенными в разные цвета. Взрослому нужно давать малышу задания, связанные с кубиками, например, построить «дом» или выложить «площадку» с рисунком шахматной доски. Можно также выбрать задание из книжки-инструкции с иллюстрациями. Справляться с этим заданием ребёнок должен самостоятельно, маме или папе можно лишь наблюдать за ним со стороны, хвалить его за успехи и подбадривать, если у него что-то не получается. В процессе такой игры малыш учится быть внимательным, аккуратным, чётким.
- «Сложи узор». В игровой набор входит 16 кубиков, все они совершенно одинаковые, а вот грани их окрашены в 4 цвета по-разному. Благодаря этому из кубиков можно складывать многоцветные узоры, напоминающие контуры различных картин и предметов. В наборе также есть книжка-инструкция со схемами узоров, которыми можно воспользоваться при работе с кубиками. Игра «Сложи узор» помогает развивать у малышей способности к синтезу и анализу, пространственное мышление, умение создавать из деталей целые формы.
Дроби
В методике раннего развития Никитина есть игровой набор, которая состоит из 12 кругов разных цветов. Из них только один круг является целым, а остальные делятся на «дольки». С такими кругами, разделенными на части, можно придумывать для ребёнка самые разные задания, благодаря которым малыш получит первые знания о дробях.
Опытные родители с каждым из упомянутых игровых наборов смогут придумать для своего малыша развивающие занятия, соответствующие его возрасту и способностям. Ещё одним плюсом игр методики Никитина для детей является возможность самостоятельного изготовления пособий для них. Например, цветные круги для знакомства с дробями сам автор методики рекомендует изготавливать из листов фанеры.
Для изготовления кубиков можно использовать пенопласт.
Самостоятельность
К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.
Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:
Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.
Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому. Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п. Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:
Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли. Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде. Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.
Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.
Интеллектуальное развитие ребенка
Для умственного понадобятся кубики, головоломки, конструктор, развивающие доски. Ребёнок получает задание и приступает к выполнению любым выбранным им способом. Развивающих игр должно быть много, считали Лена и Борис. Они создали не только теоретические наработки, но и предложили конкретные игровые пособия, предлагаемые другим родителям для использования в развитии детей.
Самые популярные игры Никитина
«Кирпичики» позволяют ознакомиться с основами черчения; «Внимание» тренирует память и учит способности видеть детали; «Сотни» – таблица помогает научиться считать; «Узелки» развивают мелкую моторику и логическое мышление; «Таблица Пифагора» помогает усвоить таблицу умножения; «Термометр» знакомит с положительными и отрицательными числами; «Часы» необходимы для формирования понятий «часы» и «минуты»
Рамки и вкладыши
Набор состоит из 16 рамок и подходящих для них геометрических фигур. Младенцам можно предлагать одну рамку и одну фигуру, чтобы попытались их объединить. По мере взросления предлагается уже целый набор для выбора соответствующих элементов для каждой из рамок. В 4-5 лет задание усложняется просьбой обвести фигуры по контуру, заштриховать вкладыши и т.д.
Сложи узор
В наборе – 16 кубиков с разноцветными гранями. Некоторые из них однотонные, но есть и двух-, трёх- и даже четырёхцветные. Окрас изменяется по диагонали или разделён по прямой. Малыш должен сложить узор. На первых порах делается копия по книжке-инструкции. Со временем ребёнок начинает проявлять фантазию, придумывая собственные варианты. Детей до 2 лет родители просят повторить за ними простую конструкцию, например, поезд. К 4 годам ребёнок способен создать по шаблону гармоничный узор с учётом цветов кубиков. Усложнённым вариантом задания будет создание узора как на картинке, с применением других цветов. Высшим пилотажем станет придумывание собственного узора. Нельзя ставить перед сыном или дочерью план по количеству узоров. Пусть делает столько, сколько захочет, – один, три, пять, десять.
Сложи квадрат
Набор из 12 квадратов позволяет развиваться по трём уровням сложности. Каждое изделие обладает выбранным цветом и разрезано на неправильные кусочки. Задача малыша – собрать игру Никитиных «Сложи квадрат» в единое целое, получив правильную геометрическую фигуру. Для этого придётся выбирать детали одного цвета из общей массы. Двухлеткам можно предлагать складывать однотонный квадрат из трёх частей. В дальнейшем постепенно переходить на увеличение фрагментов до 5-6-ти. Самые сообразительные дети способны сложить головоломку из 7 частей.
Уникуб
В набор входит 27 кубиков с разноцветными гранями. Взрослые придумывают задание – построить крепость, выложить фигуру гранью одного цвета и т.п. Заниматься таким образом можно, начиная с 1,5 лет. Для начала предлагать сложить кубики в коробку, затем постепенно усложнять задания, руководствуясь книжкой-инструкцией. Вмешиваться в процесс родители не должны никоим образом, даже если кажется, что малыш делает что-то неправильно. Возможно, это просто нестандартное решение. Задача взрослых – сформировать задание и похвалить за его успешное завершение.
Точечки
Необходимы для развития математического мышления. Игра состоит из 44 квадратов разных цветов, на которых изображены цифры и точки, выложенные в виде геометрических фигур. Чтобы правильно разложить карточки, ребёнок должен ориентироваться в цветах, цифрах и количестве точек.
Дроби
Набор из 12 кругов разных цветов. Присутствуют целые круги и разделённые на сегменты. Вариантов игр Никитиных может быть несколько:
- распределить части по цветам;
- составить круг из долек одного цвета;
- чередовать цвета сегментов;
- разложить частички от меньшей к большей;
- выложить стопочку.
Такие игры позволят сформировать представление о дробях, которые детям в школе обычно даются с большим трудом. Начинать лучше с 3-летнего возраста и практиковать до 7 лет. Если ребёнок не справился с поставленной задачей на данном этапе, подсказывать не следует. Лучше вернуться к этой головоломке через 2-3 месяца. Занятия «по Никитиным» станут прекрасной подготовкой к будущим школьным урокам. Они приучают малышей к самостоятельному принятию решений, опираясь исключительно на собственные силы и интеллектуальные возможности.
Что должны сделать родители?
Как у нас заведено? Предки всегда заняты: зарабатывают денежку или занимаются своими делами. Детки растут сами по себе с гаджетами в обнимку. Воспитывают малышню бабушки с дедушками или чужие тети. С лет 2-3-х их отдают в руки государства. А там как повезет.
Родители, желаете ли вы вырастить здорового и способного ребенка? Так это зависит от вас! Сознательное, вдумчивое отношение к своим отцовским обязанностям – ваш путеводитель. Помогите маленькому в первых шагах на ступеньках творчества.
Главные секреты развития, по принципах Никитиных:
- помогая малышу, взрослому самому необходимо включить мозги и заняться творчеством;
- постараться не опоздать с развитием;
- не навязывать воспитание;
- поддерживать любую заинтересованность;
- показывать на личном примере «что такое хорошо».
Организуйте домашнее пространство таким образом, чтобы максимально помочь малышу постигать окружающий мир.
Итак, в доме должны быть:
- художественные и технические книги, словари, схемы, карты энциклопедии для интеллектуального развития;
- умные игрушки, кубики, конструкторы для развития логического мышления;
- спортивный уголок, экипированный спортинвентарем для физкультурных занятий;
- рабочая мастерская с различными инструментами для наработки практических навыков.
Главные принципы
Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.
Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.
- Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
- Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
- Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.
Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.