Зачем нужны познавательные игры для детей?

Игры на развитие внимания

Lumosity — головоломка, 6+ 

Широкий спектр головоломок, тренировок и игровых задач, которые помогают активировать когнитивные процессы и логику игроков

В игре Lumosity вы столкнётесь с различными видами головоломок, включая задания на внимание, память, скоростную обработку информации, логическое мышление. Игра предлагает комбинацию стимулирующих задач, которые требуют концентрации и активного взаимодействия с игровым процессом

Peak — головоломка, 8+ 

Коллекция игровых заданий и головоломок, способствующих развитию внимания, логического мышления и памяти. Каждый сюжет и уровень игры Peak — это уникальный вызов, требующий логического мышления, внимания к деталям и стратегического планирования. Игра постепенно увеличивает сложность, что мотивирует игроков развивать свои навыки и продвигаться вперёд.

MindSnacks — головоломка, образование, 5+ 

Серия образовательных игр, предназначенных для развития внимания, языковых и математических навыков  у детей в возрасте 5 лет и старше. MindSnacks предлагает игровой подход к обучению: интересные и захватывающие задания, тренировки и головоломки. 

Игры на умственное развитие младших дошкольников

В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.

Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.

Кто пропал?

Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.

Чемодан.

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению  также формируется логическое мышление.

Назад-вперед и лево-право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Развивающие игры для школьников

‘В отличие от дошкольников, ребята школьного возраста уже обладают базовыми знаниями и навыками, а потому занятия с ними должны быть направлены на более углубленное развитие их способностей. Для этого можно использовать познавательные игры для детей, которые подобраны с учетом их возраста.

‘Так, например, младшим школьникам отлично подойдут игры на развитие кругозора, в которых используются карточки с картинками. На них могут быть изображены природные явления, представители флоры и фауны, различные достопримечательности, техника и так далее. Задача ребенка – объяснить родителям, что изображено на картинке, не называя название этого объекта. В процессе такого досуга школьник будет расширять свой кругозор, узнавать новую информацию и развивать умение формулировать и доносить до собеседника свои мысли.

‘Подобное упражнение может понравиться и ученикам средних классов, но чаще оно кажется им слишком легким. Поэтому можно предложить им поиграть вместе со взрослыми в интеллектуальные викторины. Задания могут быть самыми разными: посчитать в уме сумму двух случайно выбранных многозначных чисел, назвать имя исторической личности, изображенной на портрете, угадать слово по его определению. Чем разнообразнее будут вопросы, тем интереснее играть.

‘Родителям нужно помнить, что основная их задача – постараться увлечь школьника, привить ему тягу к знаниям. Если окажется, что он не проявил интереса к тому или иному виду упражнений, то лучше подобрать задания из другой области. Стоит учитывать увлечения школьника, его возраст и предпочтения, чтобы вместе с ним найти наиболее увлекательные и полезные варианты обучения. Тогда он будет заниматься и расширять свои познания с большей самоотдачей.

Кукольный театр

Развивающие игры для детей направлены на то, чтобы активизировать различные области психики. Сделать этот процесс ненавязчивым. Побудить ребенка к развитию талантов и естественных склонностей. Одна из них — играть разные роли в качестве необычных персонажей. Такую возможность даёт театр. Здесь вы можете узнать, как организовать дома театр теней.

Первый этап — представление кукол. Конечно, будет лучше, если мы сделаем это вместе с ребенком. При этом можно использовать различные ненужные предметы быта:

  • крупные пуговицы;
  • кусочки пряжи и материалов;
  • цветную бумагу и картон;
  • пластиковые бутылки и т.д.

Затем, мы создаем сцену. Для этой цели мы можем использовать, например, большую картонную коробку. Последний подготовительный момент состоит в том, чтобы придумать историю и позволить вашему ребенку представить ее самостоятельно. Можно разыгрывать уже известные сказки, которые вы читали вместе.

Подготовка кукольного театра развивает художественные способности. Поддерживает навыки резки, склеивания, раскраски и т.д

Игра разных ролей имеет важное социальное и эмоциональное значение. Дети могут на мгновение почувствовать себя другим человеком, изменить взгляд на мир, радости и проблемы

Благодаря этому, им легче распознавать эмоции и поведение людей, с которыми они живут. Театр также влияет на формирование детского характера и личности.

Игра в кукольном театре требует, чтобы ребенок рассказал историю. Он должен вести повествование и строить диалоги, что положительно влияет на развитие речи и воображения.

Варианты дидактических игр

Игры для изучения программирования

Human Resource Machine — казуальная, симулятор, 12+

С помощью компьютерных игр можно не только тренировать мышление, но и осваивать реальные навыки. Human Resource Machine — игра для обучения программированию. В ней нужно управлять офисным работником и решать головоломки — переносить коробки по инструкции начальства. Управление персонажем осуществляется с помощью команд. Из них нужно составить последовательность действий для решения конкретной задачи. Забавное оформление и юмор делают обучение программированию интереснее.

Untrusted — логическая, симулятор, 12+

Захватывающая онлайн-игра, которая призвана помочь игрокам проверить знания в области JavaScript и развить навыки программирования. В этой игре вам предстоит направлять главного героя, доктора Эвала, через машинный континуум и изменять его реальность, чтобы обрести свободу. Игровая среда Untrusted создана в виде мошеннической, а окно консоли предоставляет вам доступ к JavaScript-коду.

Robocode — интеллектуальная, симулятор, 16+

Вам предстоит написать код, который определяет стратегию вашего танка, его движение, атакующие и защитные действия. Как только робот будет готов, вы сможете отправить его в сражение против других роботов-танков и определить, кто станет непобедимым в этом эпическом сражении. Robocode предлагает увлекательный опыт, где вы сможете применить знания программирования и стратегическое мышление, чтобы стать лучшим разработчиком роботов-танков. 

Настольные игры

Для детей 5-6 лет настольные игры представляют собой увлекательное занятие. Такой тип игры приучает ребёнка действовать по правилам, дожидаться своего хода, уметь договариваться. В настолках обязательно есть какая-либо атрибутика, которую можно потрогать: кубики, пазлы, фигурки. Тактильный контакт с ними развивает не только любознательность, но и мелкую моторику ребёнка.

Существуют настольные игры, которые больше подходят для девочек, например, с героинями сказок

Настолки для мальчиков также важно подбирать с учётом их интересов

  1. «Дженга». Популярная игра, которая развивает мелкую моторику. Подходит для взрослых и детей. Представляет собой набор из деревянных брусков. Игра начинается со строительства башни из 3 брусков, сверху кладётся ещё 3 бруска, но в другом направлении и так со всем набором. Когда башня построена, участники одной рукой достают брусок так, чтобы ничего не обрушилось. Вытянутый брусок кладут поверх башни. Проигрывает тот, после чьего хода башня обрушивается.
  2. «Монополия». Игра существует в различных вариациях. Выбирайте детскую монополию для детей от 5 лет. Количество участников – от 2 до 4 человек. Главная польза от монополии в том, что она позволяет освоить навыки экономики. Игровое поле проходят по очереди все игроки. Бросок кубика определяет, сколько шагов участник должен сделать. Побеждает тот, кто добьётся банкротства других игроков и станет  монополистом.

Преимущества игровых обучающих игр

Обучающие игры, основанные на играх, предлагают ряд преимуществ, которые способствуют более эффективному и увлекательному образовательному процессу. Вот четыре основных преимущества:

  • Более увлекательное обучение: Игры делают обучение увлекательным и интересным, поддерживая вовлеченность и мотивацию учащихся. Задачи, награды и социальные аспекты игр привлекают игроков, делая процесс обучения приятным.
  • Лучшие результаты обучения: Исследования указывает на то, что GBL может значительно улучшить результаты обучения по сравнению с традиционными методами. Активное участие в процессе обучения посредством игр улучшает запоминание информации, критическое мышление и навыки решения проблем.
  • Повышение командной работы и коммуникации: Многие обучающие игры, основанные на играх, предполагают командную работу и сотрудничество, предоставляя игрокам возможность улучшить свои навыки общения и межличностного общения. Это происходит в безопасной и приятной обстановке, способствующей позитивному социальному взаимодействию.
  • Индивидуальный опыт обучения: Платформы GBL могут настраивать уровень сложности и содержание в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Это гарантирует, что каждый учащийся получит персонализированный и более эффективный опыт обучения, отвечающий его уникальным потребностям и предпочтениям.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

‘Период с младенчества и до поступления в школу считается чуть ли не самым важным с точки зрения формирования интеллекта. Именно в раннем детстве малышу прививаются те знания и навыки, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни. Для этого можно использовать игровые задания, способствующие познавательному развитию детей в дошкольном возрасте. Отдавать предпочтение лучше тем из них, которые:

учат различать цвета и формы предметов. Играть и заниматься можно с помощью кубиков, конструкторов, несложных головоломок, в которых нужно сопоставить предмет с его формой.
прививают знания о животных, растениях, транспорте, профессиях и так далее

Важно с детства развивать кругозор, и для этого можно использовать загадки. Они воспринимаются не как сложные упражнения, а скорее как развлечение, а потому отлично подходят для развития дошкольников.
обучают цифрам и счету, буквам и основам чтения, учат ориентироваться в пространстве и времени

Заниматься можно с использованием любых игрушек. Задача родителей – придумывать задания и задачи во время того, как они играют с малышом. Например, можно предложить ему повернуть направо или налево, если он играет в машинки, или спросить сколько продуктов «купила» кукла в магазине. 

Топ-5 полезных развивающих приложений для детей

Сегодня в магазинах приложений доступно огромное количество самых разнообразных тренажёров и «развивашек» как для детей, так и для взрослых. Мы выбрали лучшие полезные приложения, которые придутся по вкусу детям разного возраста.

«IQша»

С развивающим приложением «IQша» дети смогут изучать математику, грамоту, английский язык, окружающий мир и логику. Увлекательные задания разного уровня сложности разработаны для малышей и детей постарше.

  • Рекомендуемый возраст: 2–11 лет.
  • Что развивает: логику, кругозор, навыки чтения, письма и счёта.
  • Стоимость: 10 заданий в день бесплатно; безлимитная подписка от 3 990 рублей за полгода.

«StudyGe — География мира»

Атлас мира и разнообразные викторины по географии помогут маленьким детям расширить кругозор, а школьникам — подтянуть знания по школьной программе.

  • Рекомендуемый возраст: от 3 лет.
  • Что развивает: кругозор, память.
  • Стоимость: бесплатно; есть встроенные покупки от 99 рублей.

Star Walk

Приложение поможет школьнику изучить основы астрономии, узнать удивительные факты о нашей вселенной и с помощью виртуального телескопа разглядеть все созвездия в небе. А для самых маленьких астрономов разработано приложение Star Walk Kids.

  • Рекомендуемый возраст: для детей и взрослых.
  • Что развивает: кругозор, воображение и память.
  • Стоимость: бесплатно; есть встроенные покупки от 75 рублей.

Animation Desk

Приложение позволяет не просто поупражняться в рисовании, а создавать настоящие короткометражные мультфильмы. Ваш ребёнок почувствует себя художником-аниматором — для этого ему понадобится только смартфон или планшет.

  • Рекомендуемый возраст: от 10 лет.
  • Что развивает: креативность, творческий потенциал, фантазию, мелкую моторику.
  • Стоимость: бесплатно; премиум-подписка от 299 рублей.

MentalUP

Тренажёр для развития умственных способностей детей MentalUP состоит из множества игровых упражнений и головоломок, которые рекомендуется выполнять ежедневно по 20 минут. У приложения нет русскоязычной версии; но пользы от него будет в два раза больше, если при выполнении заданий ваш ребёнок заодно «подтянет» свой английский.

Рекомендуемый возраст: для детей старше 4 лет и до подросткового возраста.

Что развивает: логику, память, внимание и пространственное мышление.

Стоимость: есть бесплатная демо-версия; стоимость подписки от 1150 рублей.

Речевые игры на развитие логики

В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.

Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.

Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.

Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.

Слова для примера:
— тяжелый – легкий;
— белый – черный;
— умный – глупый;
— твердый – мягкий;
— холодный – теплый;
— чистый – грязный;
— пустой – полный;
— длинный – короткий;
— светлый – темный.

Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).

Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».

Наглядно-действенное мышление у детей

Как заниматься?

  1. Стремимся к осмысленному действию, чтобы приобрести опыт. Показываем, что и для чего нужно, что и как делать. Ребенок может совершать ошибки, но именно так он получает опыт. Например, надев на пирамидку сначала маленькое колечко, кроха поймет, что большое он уже не наденет. Ни в коем случае нельзя говорить «ты делаешь неправильно». Просто показываем, что можно сделать «по-другому» и будет другой результат.
  2. Вовлекаем малыша в помощь по дому (помыть тарелку, вытереть пыль, подмести, перемешать салат и пр.). Это будет для него бесценным опытом.
  3. Развиваем тактильные ощущения (играем с пластилином, крупами, песком, водой, снегом, льдом, трогаем различные ткани и поверхности). Каждое новое ощущение – это маленькое открытие!

Проводим короткие творческие занятия

Игрушки для развития мышления

  • Сортеры;
  • Пирамидки;
  • Стаканчики;
  • Кубики;
  • Конструкторы;
  • Шнуровки;
  • Рамки-вкладыши;
  • Простые пазлы;
  • Базовые игрушки (куклы, машинки с кузовом, основные животные, музыкальные игрушки, фрукты и овощи, посудка и т.п.)

Игры для самых маленьких

  1. «Кто как говорит?». Достаем нескольких игрушечных животных и издаем характерные для них звуки. Сажаем их поочередно в домик (или прячем), затем достаем в разной последовательности и просим ребенка изобразить, кто и как «говорит». Второй вариант игры: издаем звук сами, не показывая животное, а ребенок должен назвать его.
  2. «Путешествие игрушки». Путешествуем по дому и рассказываем игрушке, что и для чего нужно.
  3. «Где котенок?». Прячем котенка в разные места (на стол, под стул, за штору), проговариваем вслух, куда спрятали, а затем проделываем то же самое еще раз спрашиваем у малыша, где котенок?Подобным образом отрабатываем понятия «назад-вперед», «быстро-медленно» и пр.
  4. «Прятки в стаканчиках». Накрываем 2-3 стаканчиками соответствующее количество предметов, предварительно назвав их, меняем стаканчики местами и спрашиваем, где лежит определенный предмет.
  5. «Чего не хватает?». Показываем три игрушки. Прячем одну и спрашиваем, чего не хватает?
  6. «Стаканчики». Играем со стаканчиками – вкладышами и проверяем, что с ними можно делать? (ставить друг на друга, вкладывать, что-то в них класть, сортировать по размерам). Проверяем, в какой из стаканчиков поместится больше камешков, а в какой меньше.
  7. «Большой-маленький». Подбираем подходящие по размеру игрушки для большой и маленькой куклы. Даем маленькой кукле большое платье, а большой – маленькое. Ребенок должен понять, почему платья нужно поменять местами. Таким же образом можно менять местами чашки, тарелки, стулья и пр.
  8. «Угощения».Раздаем печенье членам семьи: папе много, маме поменьше, малышу – чуть-чуть
  9. «Картонные пазлы». Разрезаем картонные геометрические фигуры пополам, перемешиваем, а затем ищем и соединяем нужные части.

Обучающие игры

Обучающие игры для детей развивают психические процессы: память, мышление, воображение. Цель познавательной игры заключается в обучении ребёнка знаниям, навыкам, действиям, необходимым для дальнейшего развития.

Для обучения чтению и письму

Обучение чтению и письму начинается со знакомством ребёнка с буквами и звуками. Когда дошкольник научится слышать в слове отдельные звуки, тогда он сможет писать. Развить этот навык можно с помощью игр:

  1. «Назови слова на букву…»: взрослый называет букву, а ребёнок подбирает как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы. На начальном этапе используйте в помощь картинки с изображениями слов.
  2. «Найди букву»: взрослый показывает картинки с изображениями букв разных шрифтов и размеров. Ребёнок должен найти букву, которую задали. С помощью зрительной памяти дошкольник запомнит, как выглядят буквы, и сможет самостоятельно их писать.

Для обучения математике

Математические игры помогают детям 5-6 лет подготовиться к школе. Знакомство с математикой начинается с обучения цифрам, счёту, а затем вычислениям. Ребёнку будет легче освоить математические представления, если подобрать занимательные игры.

  1. «Геометрические фигуры». Игра с ребенком 5 лет направлена на развитие знаний геометрических фигур, которые можно вырезать из картона. Взрослый называет фигуру, а ребёнок выбирает её среди остальных фигурок. По итогу игры постройте вместе домик или любую другую фигуру.
  2. «Скажи, какое число пропущено?». Игра для детей, которые умеют последовательно считать до 20. Необходимо вставлять пропущенные числа, которые идут перед, между или после заданного числа.

Для обучения пересказу

Умение пересказывать тексты необходимо тренировать уже с дошкольного возраста. Делайте это, когда занимаетесь домашними делами. Пусть ребёнок расскажет, что было в любимом мультике или книге. Чтобы разнообразить детскую деятельность, воспользуйтесь играми для пятилеток и шестилеток.

  1. «Театр дома». Выберите сказку, которая нравится малышу. Распределите роли и устройте театральное представление. Детям очень нравится примерять роли любимых персонажей, поэтому запомнить сценарий будет несложно. Такое занятие научит ребёнка не только запоминать и пересказывать текст, но и сделает речь выразительной.
  2. «Письмо от лесного жителя». Для пятилетних детей игра с участием воображаемого животного будет интересным способом вообразить, как чувствует себя тот или иной персонаж. Подготовьте набор картинок с сюжетом, например, как проходит один день из жизни зайца. Предложите ребёнку составить рассказ по картинкам или дополнить свою версию. 

Познавательная деятельность

‘Потребность постоянно увеличивать объем своих знаний, открывать для себя все больше ранее неизвестных понятий – это и является интересом к познанию. Проявляется он с самых ранних лет, когда младенец изучает лица родителей, различные предметы и обстановку вокруг себя. В детстве человек наиболее активно впитывает информацию, так как все неизведанное кажется ему удивительным и интересным. Но ближе к школьному возрасту ситуация постепенно меняется – родители и педагоги отмечают, что у ребят снижается, а то и вовсе пропадает интерес к новым знаниям. 

‘Связано это с изменением подачи информации и повышением ее сложности. Если в раннем детстве малыши узнавали действительно интересные факты о мире вокруг, то теперь им нужно изучать менее увлекательные области знаний – чтение, счет, а также различные науки. Также и сам формат обучения становится все более рутинным – легкие упражнения постепенно вытесняются многократным повторением и знакомой всем «зубрежкой». В итоге отсутствие интереса к занятиям неблагоприятно отражается на результатах образовательного процесса.

‘Чтобы исправить ситуацию, нужно уделять повышенное внимание познавательному развитию ребенка, выбирая для этого подходящие методы. Одним из самых распространенных приемов является внедрение игровых элементов в учебный процесс

В чем же преимущества такого подхода?

Тезисы и выводы

Были проведены специальные исследования, по которым сделаны следующие выводы:

  • ребёнок, который играет в компьютерные игры, в жизни становится более внимательным и сосредоточенным, что помогает в дальнейшем во время учебы – слушать и запоминать больше информации;
  • различные головоломки, квесты и другие задания развивают логику и способность к многозадачности;
  • мелкая моторика приходит в норму благодаря работе с клавиатурой и манипулятором;
  • с каждым новым уровнем ребёнок учится анализировать его сложность, а далее это поможет верно оценивать свои возможности по жизни, что, в свою очередь, тоже будет помогать в саморазвитии;
  • чтобы сбросить некое нервное напряжение, можно подобрать игры с элементами сдержанной агрессии, только на них стоит больше обращать внимания родителям, и для начала выбрать их самостоятельно;
  • в компьютерной игре нет никаких ограничений для фантазий и даже для действий, это помогает в развитии кругозора и познании окружающего мира.

Конечно же, есть и негативные стороны в компьютерных играх, поскольку все не может быть, как светло и красиво. Во время длительного сидения перед ПК глаза подвергаются сильной нагрузке. А иногда ребенок не хочет больше ничем другим заниматься. В игре он забывается, и отключается от реальности, что в свою очередь минимизирует контакты с людьми.

Но, все эти минусы легко можно сгладить родителям, если они будут следить за своим чадом, а не просто включать ему планшет, каждый раз просто чтобы он «не мешался под ногами». К тому же есть множество различных компьютерных развлечений, где родители могут играть вместе со своим ребенком.

Игры для детей разделяют на категории в зависимости от темы, направленности.

И если говорить о детях дошкольного или школьного возраста, тогда есть свой топ-лучших компьютерных игр для развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: