Адаптация ребенка в детском саду: что нужно знать родителям

Хотели как лучше: 9 грубых ошибок родителей и воспитателей в дни адаптации ребёнка к садику

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Впервые ребенок приходит в детский садик в 2-3-летнем возрасте

В этот период адаптация становится самой тревожной.  Если обратить внимание, то многие детки идут с интересом в новое место. Рядом находится родитель, который держит за руку и показывает новое место, где есть много игрушек и деток

Естественно, ребенка это увлекает, он переключает свое внимание, начинает играться. Именно в этот момент родители часто без прощания уходят, оставляя ребенка в детском садике, чтобы избежать плача и истерик, если они скажут, что должны оставить ребенка. А теперь представьте, как себя чувствует малыш, который начинает искать маму или папу, с которым пришел в детский садик, а тот вдруг внезапно исчез.

Малыш ощущает себя ненужным, брошенным или потерянным. Для него это стресс, поскольку он думает, что потерялся навсегда. Но тут возвращается родитель и забирает ребенка. На следующий день малыш будет плакать при одном упоминании о том, что он идет в детский садик, поскольку уже пережил тот стресс, когда потерялся. Теперь оставить его в детском саду будет очень сложно, поскольку он просто боится, что за ним не вернутся (и он не знает, во сколько это будет).

В первые дни адаптации у разных детей наблюдаются различные расстройства. Это вполне нормально для периода адаптации.

  • Оскудневает словарный запас. Ребенок молчит.
  • Отгораживается от окружающих. Сидит в сторонке и наблюдает.
  • Перестает играть.
  • Теряет навыки самообслуживания.
  • Становится замкнутым, нервным, необщительным.
  • Снижается познавательная активность.
  • Ребенок становится либо заторможенным, либо слишком активным.
  • Меняется домашнее поведение.
  • Снижается аппетит.
  • Сон становится беспокойным.
  • Появляются болезни вследствие понижения иммунитета из-за стресса.

Вполне нормальны такие признаки, которые проявляются в ребенке в первые дни адаптации. Успешное привыкание к детскому саду отмечается тем, что ребенок постепенно выходит из своего «заторможенного» состояния, начинает играть, общаться с детьми, слушаться воспитателей, нормализуется его сон и аппетит. Обычно это занимает около месяца. Некоторым деткам нужно 4 месяца, чтобы привыкнуть.

Рекомендации для родителей

Родители совершают очень много ошибок в период, когда их дети только привыкают к новым детсадовским условиям. Это лишь усугубляет процесс адаптации, делая ребенка агрессивным и нервным. Вот почему необходимо знать все этапы адаптации ребенка к саду, а также рекомендации, которые можно дать для родителей.

Подготовка ребенка к детскому саду проводится путем доброжелательного общения с ним о том, что его ожидает. Ошибкой является мнение взрослых о том, что ребенка необходимо сразу оставлять одного в новом учреждении. Психологи говорят о необходимости мам и пап первое время оставлять ребенка на 1-2 часа или на полдня, а иногда вместе с ним оставаться в группе. Пока малыш не узнает новой для себя обстановки, необходимо щадяще относиться к его детсадовскому режиму.

Максимально приблизьте режим дня ребенка в доме к режиму, которого он будет придерживаться в детском садике. Это не заставит его дополнительно адаптироваться к новому режиму, помимо того, что все в детском садике является для него новым.

Общаясь с малышом о детском садике, необходимо всегда отзываться только в положительной манере. Как говорится, учите ребенка искать что-нибудь хорошее в той ситуации, где ему бывает плохо.

Пока малыш проходит адаптационный период в детском саду, необходимо стать терпеливыми и менее требовательными к нему. Если еще и дома он будет переживать и находиться в стрессе, это только усугубит его душевное состояние. Родители должны окружить малыша заботой, он должен чувствовать, что делает все правильно, а также нужен маме и папе, которые просто иногда не находятся с ним рядом.

Очень важными становятся поступки родителей в момент адаптации ребенка к саду. Если они его поддерживают, искренне общаются, раскрывают свои планы («Я приду за тобой через 2 часа. Это когда маленькая стрелочка будет на цифре 12»), тогда уровень тревожности снижается. Ребенок все равно пребывает в стрессе, однако он уверен в остальных вопросах.

Адаптация ребенка к саду

У многих родителей возникают проблемы при отводе ребенка в детский садик. Каждое утро превращается в целую страшную историю, когда малыш плачет, истерит, не хочет кушать, одеваться и идти. Адаптация ребенка к саду занимает определенный период времени. Если родители и воспитатели совершают здесь ошибки, тогда первый опыт социального привыкания становится неудачным и запоминается надолго.

Поскольку ребенок кардинально меняет свой распорядок дня, он должен к этому привыкнуть. Если родители и воспитатели его в этом не поддерживают, тогда данный процесс становится еще более тяжелым. Во-первых, не следует требовать от ребенка спокойствия. Даже взрослые люди, когда у них кардинально меняется жизнь, переживают, пребывают в стрессовом состоянии. Во-вторых, следует успокаивать малыша и устранять его страхи, которые часто обостряются в данный период.

Ошибкой многих родителей является то, что они игнорируют или принижают значение переживаний, которые происходят с малышом в период адаптации. Они не замечают, как их ребенок нервничает, боится, волнуется. Нередко он начинает заболевать или у него расстраивается аппетит, сон. Если родители пускают все на самотек, продолжая «насиловать» малыша походами в детский садик, еще больше усугубляют ситуацию.

Чему научить ребёнка заранее

«Приобщайте ребенка к совместным играм на детской площадке, приглашайте друзей и сами ездите в гости. На общих праздниках, днях рождения понаблюдайте, как ребёнок себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован», — говорит Ольга.

С ребёнком психолог советует обсудить положительные стороны детского сада: новые друзья, много игрушек

«Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, — тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожайте детским садом, как наказанием „за грехи“ и за непослушание», — говорит Ольга

Также не стоит обсуждать при ребенке проблемы, связанные с детским садом.

Дома ребенка стоит приобщать к навыкам самообслуживания. Должно быть привычно, что не только мама может надеть штаны или помыть руки.

К временной разлуке с родителями тоже стоит готовить заранее: «Почаще отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. Это не должно вызывать у него особых потрясений», — говорит Ольга Литавор.

Влияние различных факторов на адаптацию

Возраст: 2 года – 2 года 6 месяцев

Общая моторика

Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе на доске, лежащей на полу; учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляется на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает  небольшие препятствия (высотой20 смприставным шагом); хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях; старается попадать в горизонтальную цель; ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочках, ходит на цы­почках; катается на трехко­лесном вело­сипеде, пере­бирая по по­лу ногами

Мелкая моторика

Работает с пластилином, глиной, влажным песком; лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним паль­цами; хорошо держит ложку и совершает вращательные движения ки­стью при за­черпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ла­донями

Когнитивное развитие

Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в кон­трастных величинах по убыванию -возрастанию в пределах 3-4 пред­метов (ку­бики, кольца, пирамид­ки), соот­нося их по размерам «больше -меньше», соотносит конфигурации объемных геометриче­ских предме­тов с их пло­скостным изображени­ем — «Почто­вый ящик», подбирает крышки к коробкам; .ориентирует­ся в 4 основ­ных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздейст­вия на другой, бьет молоточ­ком по щечке, стерженьку, «как взрослый мастер»; разли­чает «один -много», начи­нает с числа «два», «пара»; учится подби­рать парные картинки, на­зывает многие картинки по темам: «живот­ные», «посуда», «одежда», «мебель»
Навыки поведения
С интересом слушает короткие стихии, рассказы, смотрит по  телевизору мультфильмы и детские передачи; вниматель­но слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным, движением или состоянием зачарованности, умиротво­рения; вы­ражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых «собери , игрушки», понимает слова «хо­рошо», «плохо»; дает себе оценку «хо­роший», «красивый»; ребенок начинает  восприни­мать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используе­мые им в обиходной речи слова
Навыки самообслуживания
Хорошо держит ложку в ладони и ест ак­куратно,  не обли­ваясь; час­тично одевается и раздева­ется; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взросло­го – обувь (без  шнурков); может снять рас­стегнутую одежду; контроли­рует свои физиоло­гические потреб­ности, сообщая о них оп­ределен­ными словами; подражает элемен­тарным бытовым действиям близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпоч­кой «лу­жицу»
Социально-эмоциональное развитие
Играет самостоятельно; проявляет; фантазию; производит несколько последова­тельных игровых действий,  связанных между со­бой про­стым сюже­том (начи­нается «сюжетная игра»); вы­бирает для игры рядом со свер­стниками аналогичные игрушки («парал­лельная игра»); любит совер­шать дей­ствия, произво­дящие измене­ния в окру­жающей среде (включа­ет — вы­ключает свет)
Игра
Распознает эмоциональ­ное состояние близких людей, реаги­рует на них; подражая взрослому, жалеет плачу­щего ребенка, больное животное;использует для выражения своих чувств определенные  жесты, эмоциональные слова, интонации; эмоционально предвосхищает результаты зна­комых дейст­вий, изберет неприятных; событий, ситуаций; злится при ограничении свободы дви­жений; удержи­вает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза)

Истерики, срывы и болезни: адаптация может быть разной

По словам психолога, адаптация может быть легкой, тяжелой и средней.

Легкая — когда ребенок вливается в новый коллектив безболезненно в течение месяца. Ребенку комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. «Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации „срывы“ все же возможны», — объясняет Ольга.

При среднем типе адаптации ребенок терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. «В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать».

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания. Могут быть резкие перепады настроения, частые срывы и капризы, ребенок часто болеет.

«В данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад, — объясняет Ольга. — Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют».

«Чтобы этот день прошел успешнее». Советы от психолога

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу ребенку. Помните! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
Отправляйте только здорового ребенка в детский сад.
Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Что нравится/ не нравится, его/ее умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
«Оптимизируйте» обстановку для ребенка: принести с собой свои игрушки

Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими.
Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими.
Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно

Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Как адаптировать ребенка к саду?

Самое активное участие в адаптации ребенка к саду принимают родители. Привыкание должно происходить еще до того, как он пойдет в ДОУ. Нужно рассказывать интересные истории о том, как будет ребенку в детском садике, говорить о новых знакомствах с детьми, прогуливаться вокруг детского садика и наблюдать за другими детками, которые уже в нем находятся, играть в ролевые игры «Детский сад» и т. д. Адаптировать ребенка к саду легко, если заранее ему рассказать о том, что его там ждет и как быстро он будет возвращаться домой к родителям.

Хорошо, если родители первые дни, когда ребенок начинает посещать детский садик, будут рядом. Пока он знакомится с новыми детками и общается с воспитателями, рядом должны быть мама или папа. Это даст ему уверенность и защиту, пока он только знакомится с новой обстановкой.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru акцентирует внимание на том, что детям легче привыкается, если они заранее подготовлены к детскому саду, а также физически являются здоровыми. Поскольку любой ребенок первое время напрягается и переживает стресс, его силы будут брошены на восстановление эмоционального равновесия

Будет благоприятным, если родители научат ребенка самым элементарным навыкам самообслуживания до вступления в детский сад. Он будет уметь одеваться, застилать кровать, самостоятельно принимать пищу и т. д. Это избавит его от необходимости срочно обучаться данным навыкам в детском саду.

Также рекомендуется родителям за пару месяцев до первого прихода крохи в детский сад изменить его режим дня. Узнайте в ДОУ, какого режима дня они придерживаются, и создайте такой же режим в домашних условиях, чтобы малыш к нему привык. Чем больше дом будет похож на детский садик, тем легче ребенку будет к нему привыкать.

Если необходимо, то позвольте ребенку взять в детский садик его любимую игрушку, чтобы она не только его защищала, но и создавала ощущение, что о нем не забыли.

Прогноз

Невозможно заранее поставить прогноз тех мероприятий, которые совершаются воспитателями, родителями и детьми. В каждой ситуации итог становится непредсказуемым. Многое зависит от внешних обстоятельств, психических и физических особенностей ребенка, поведения родителей и воспитателей.

Если взрослые воспользуются рекомендациями данной статьи, они значительно снизят переживания ребенка, которые он непременно будет ощущать. Невозможно заранее избавить малыша от стресса. В любом случае придется пройти процесс адаптации в первые дни пребывания малыша в детском саду. Однако при активном участии родителей данный процесс может стать менее долгим.

Рекомендуется общаться с воспитателями своего ребенка. Ваши меры по адаптации малыша должны быть согласованными и подкрепляющими. Хорошо, если воспитатель вашего ребенка заинтересован в стабилизации психического состояния ребенка и занимается данным вопросом. Если же воспитатель игнорирует переживания малыша, тогда следует задуматься о переводе ребенка в другую группу.

Если же процесс адаптации проходит медленно, эмоциональное и физическое состояние ребенка ухудшается, тогда следует привлечь психолога. Меры родителей и воспитателей не помогают, значит, они в чем-то ошибочны. Чтобы еще больше не навредить ребенку, следует посетить психолога не только крохе, но и его родителям. Даже на данном этапе малыш нуждается в присутствии мамы и папы.

Другие записи журнала

  • Психология любви: как понять, что тебя любят?
  • Конгруэнтность
  • Завышенная самооценка
  • Самолюбие
  • Мужская психология в отношении женщин
  • Прием психотерапевта
  • Общение детей со взрослыми и сверстниками

Советы психолога

Со своей стороны психологи тоже дают советы, которые помогут в адаптации ребенка к саду. Учитывая особенности маленьких людей, они во многом перекликаются с рекомендациями педагогов. Однако здесь можно найти что-то новенькое.

  1. Подготовка ребенка к саду. Заранее следует сочинять сказки о том, как герой пойдет в детский садик, где ему сначала будет грустно, однако он там найдет много новых друзей, с которыми будет весело.
  2. Спокойное настроение. Отправляясь в детский сад, необходимо быть спокойными. Если мама плачет или переживает, каково будет ее ребенку в детском саду, данное настроение передастся малышу.
  3. Легкое расставание. Было замечено, что дети с одними родителями расстаются быстро, а с другими – мучительно. Если отправлять ребенка в детский сад с родителем, с которым он легко расстается, тогда данный процесс будет быстрым.
  4. Обозначьте время возвращения. Родители обязательно должны говорить ребенку о том, когда они за ним вернутся. При этом не следует опаздывать.
  5. Ритуал прощания. Хорошо, если ребенок со своими родителями придумает ритуал прощания, после которого они спокойно и решительно будут расставаться. Совершили определенный жест – и решительно уходите.

Психологи не рекомендуют родителям делать следующее:

  • Ругать малыша за то, что он плачет.
  • Высмеивать или обсуждать в его присутствии его переживания.
  • Пугать детским садом.
  • Отрицательно отзываться о садике, воспитателях или воспитанниках.
  • Обманывать ребенка о том, когда его заберут.

Нередко психологическая помощь необходима не только ребенку, но и его родителям. Есть очень любящие мамы, которые сами готовы лить слезы, когда их дети отправляются ежедневно в детский садик. Это не помогает в процессе адаптации. Родителям следует верить в возможности ребенка, который является сильной личностью. У него все получится, родители должны быть в этом уверены.

Детский сад — начните с себя и соблюдайте режим

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: