Могут ли родители сами определить, правильно ли развивается речь у малыша?
Существует много признаков и норм для определения развития речи. Детки в течение нескольких лет овладевают правильной речью. Для каждого возраста есть своя норма. К первому году жизни нормально развивающийся малыш употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции и жесты («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
К двум годам ребенок использует простые предложения из двух-трех слов, понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию («садись на стул и принеси игрушку»), словарный запас минимум 50 слов. Правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.
В речи трехлетнего малыша начинает формироваться умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.
В речи четырехлетнего ребенка начинают встречаться сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). Осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экспедитор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Часто родители привыкают к неправильной речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем регулярно – с профилактической целью. Если же лепет у Вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью необходимо раньше.
Каковы первые признаки задержки речевого развития?
Есть этапы доречевого и речевого развития. Доречевое развитие и моторное физическое развитие тесно связаны
Важно эти моменты отслеживать, вести речевой дневник. Первый крик ребенка – это начало речи и первое взаимодействие с миром
Он должен быть сильным, мощным, не похожим на мяуканье котенка. Если здесь были какие-то сложности или проблемы в родах, то нужно держать руку на пульсе. В 3 месяца появляется комплекс оживления: ребенок при виде мамы начинает гулить, махать руками.
В 4 месяца ребёнок длительно гулит.
В 6 месяцев ребенок научился садиться и появляется лепет. В 9 месяцев ребенок уже ползает и появляется вторая фаза лепета, слоговые цепочки: “ба-ба-ба”, “ма-ма-ма”, “па-па-па”…
В год малыш уже пошел и произнес свои первые слова. Начинается речевой период, тут рамки достаточно размытые. Но основные признаки такие: если в полтора года у ребенка нет никаких слов, однозначно уже нужно бежать к логопеду и дальше по списку специалистов
Важно, что в этот период звукоподражание мы тоже считаем словами. К двум-двум с половиной годам должны появиться фразы из серии “мама, дай”, “мама, ням-ням” – существительное + глагол
Обращаю внимание: ждать трех не нужно! Не надо слушать некомпетентных специалистов и соседок! Только вы, родители, несете ответственность за своего ребенка.
Подробнее читайте в статье Оксаны «Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка»
«Как долго логопед будет ставить звук моему ребенку» или «Есть ли 100%-ная гарантия исправления речи?»
— К сожалению, дать точный ответ на этот вопрос невозможно. Считается, что если у ребенка несложный дефект, например, нарушено произношение только одного звука, то занятия с логопедом придется посещать не менее месяца (в режиме 2-3 раза в неделю, с ежедневным закреплением пройденного материала дома, с родителями).
Чаще всего нарушения речи носят комплексный характер. И мама с папой даже не догадываются об этом, считая, что малыш неправильно выговаривает только один или два звука.
После логопедического обследования может выясниться, что у ребенка общее недоразвитие речи или дизартрические расстройства. В этом случае нельзя точно сказать, сколько всего времени нужно будет ходить к логопеду. В сложных случаях коррекция речи может занять не один год.
Но, в любом случае, продолжительность коррекционной работы будет зависеть от степени участия в ней родителей. Желательно присутствовать на занятиях с логопедом, задавать вопросы, записывать рекомендации и ответственно подходить к выполнению домашних заданий.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
— не ругать ребенка за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Учитель-логопед МАДОУ № 102Слепцова О.Б.
Это моё спасение
— Какими достижениями своей работы вы гордитесь больше всего?
— Любой логопед прежде всего гордится запуском речи. Когда к тебе приходит молчащий малыш, а на выпуске он болтает без умолку.
Сейчас я занимаюсь с ребёнком, скоро ему исполнится шесть лет. У него была эхолалия. Он не понимал речь, на вопрос отвечал повтором этого вопроса. “Как тебя зовут?” — “Как тебя зовут”. Дети с таким диагнозом не понимают, что вы говорите, но такими ответами стремятся показать: я хочу общаться с тобой! Мы занимаемся уже несколько лет. Теперь он хорошо говорит, придумывает истории, осознанно общается. У этого ребёнка хорошая перспектива.
— Как вы оцениваете свой выбор профессии сегодня — спустя годы практики?
— Это замечательная специальность, моё спасение. В школе я была отличницей, не знала, куда поступать. Но не хотела быть медиком и педагогом — боялась этих профессий. Друг семьи посоветовал: иди в логопеды, четыре часа работы в день и отпуск два месяца летом. Тогда, кстати, эта специальность не была такой модной, как сегодня. И я не знала, что окажусь между двух огней — педагогикой и медициной.
— Почему вы назвали её спасением?
— На работе я забываю обо всём, что происходит в остальном мире. От ребят получаю детскую энергию, жизнерадостность, искренность. С ними невозможно проводить занятие, когда чем-то озабочен, думаешь о другом. С детьми ты постоянно открываешь что-то новое, радуешься их успехам, сопереживаешь. Ты можешь уставать после работы физически, но не душевно. Напротив, возвращаешься домой энергичный, жизнерадостный. Понимаешь, что день прожил не зря.
Когда родители впервые сталкиваются с этой проблемой — ребенок не говорит — перед ними лежит пропасть вопросов и сложно понять, как действовать, куда бежать. Расскажите, какие первые шаги должен сделать родитель, обнаружив эту проблему?
Как бы банально ни звучал мой ответ, надо в первую очередь обратиться к грамотным специалистам: неврологу, логопеду, остеопату, — и провести диагностику ребенка. Я все чаще отправляю родителей на консультацию к гастроэнтерологу, нутрициологу и психологу, даже к психосоматологу
Обязательно к сурдологу или ЛОР-врачу, чтобы исключить такие проблемы, как тугоухость, нарушение слуха в одном или другом ушке: на это почему-то редко обращают внимание, а в этом может быть причина нарушения речи. Часто к отсутствию речи приводит ряд причин: внутриутробные, родовые травмы, неправильное питание, нарушения микробиоты ребенка, который влияет на мозг и речь, и, конечно, психологические причины
Поэтому надо сразу бежать к высококлассным, неравнодушным специалистам, которые заинтересованы помочь. В условиях поликлиники это сделать практически нереально.
Что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку с речевыми проблемами, а чего ни в коем случае нельзя делать?
Очень важно понимать, что послужило толчком речевого нарушения, найти своих специалистов. Порой очень сложно распутать клубок причин и докопаться до истины, но при совместной работе неравнодушных специалистов это возможно
Бывает, нужно подключать нейропсихолога, психолога, нутрициолога, гастроэнтеролога, невролога, остеопата. Хочу еще отметить такой момент, как речевой негативизм у ребенка: это бывает с детьми, и очень сложно их уговорить что-то сделать
Тут важно перестать говорить слово “скажи”: “скажи “мама””, “скажи “машина””… просто убрать из речи всех членов семьи слово “скажи”, потому что на него детки с трудностями речевого развития реагируют очень плохо, оно вызывает обратный эффект. Поддержка очень важна: когда родители не сравнивают ребенка с другими детьми, когда они в него верят, когда трудятся выполнять вместе с ним домашнее задание
Но главное – родителям нужно верить в своего ребенка, поддерживать его и знать, что все обязательно получится.
Логопед Оксана Виноградная в соцсетях:
«Надо ли исправлять звук [Р]?»
Самый распространенный дефект произношения – картавость, когда ребенок неправильно произносит звук . Иногда это даже нравится родителям — звучит оригинально, изысканно, на французский манер. Может быть, в таком произношении нет ничего страшного, и звук исправлять не надо?
Конечно, каждый родитель волен решать по-своему. Но по правилам орфоэпии – науки о нормах произношения звуков – такой горловой вариант звука считается неправильным.
Ведь мы живем не во Франции, а в России, и говорим по-русски. Над картавыми детьми часто смеются и издеваются в школе. Наверняка, ни один родитель не захочет подвергать своего ребенка такому психологическому стрессу. Поэтому лучше исправить звук в дошкольном возрасте, в период от 4 до 5 лет.
Пусть у ребенка будет правильная, чистая речь, отличная дикция. Это поможет ему в социальной адаптации, будет залогом его успешности во взрослой жизни.
Домашнее задание на лето
- «Вот советы логопеда, что делать летом для маленьких и не только!«
- Рекомендации логопеда на летний период
- Летние логопедические домашние задания для детей старшего возраста и детей подготовительной к школе группы
- Страничка для родителей: Задания на лето
- Логопедические домашние задания на лето
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (младшая группа)
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (средняя группа)
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (старшая группа)
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (подготовительная к школе группе)
- Рекомендации логопеда на летний период родителям детей, которые посещали логопедическую группу
- Рекомендуемая литература для закрепления звуков
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат
Вернется ли ребенок к нормальной жизни, если у него имеются нарушения речи?
Успех проведенных занятий и лечения зависит от целого ряда факторов как внешних, так и внутренних и рассматривается в каждом случае индивидуально. На результативность влияет уровень выраженности имеющихся отклонений, наличие или отсутствие сопутствующих заболеваний и нарушений, регулярности проведенных занятий. Немаловажную роль играет заинтересованность детей и их родителей в процессах и их результатах
Поэтому важно четко следовать всем назначениям специалистов и постараться создать дома схожую по речевому наполнению обстановку. Проговаривайте с детьми особенно сложные моменты и тщательно следите за тем, что произносите сами
По возможности исключите из своего лексикона узкоспециализированные слова и термины, тяжелые для восприятия.
Какие советы вы дадите родителям детей с нарушением речи?
Для того, чтобы исправить ситуацию с речевой активностью ребенка, родителям необходимо решительно отказаться от чрезмерного употребления уменьшительно-ласкательных слов и фраз. Не стоит подыгрывать детям, продолжая называть “кошку” “кисей”, а машину “бибикой”
Напротив, важно, чтобы у него перед глазами был пример грамотно выстроенной, логичной, четкой и правильной речи. Старайтесь следить за скоростью разговоров — и замедленный, и ускоренный темп влекут за собой определенные трудности для понимания, что затрудняет процесс общения
Большинство экспертов сходятся во мнении, что полезно читать ему вслух подходящие для его возраста литературные произведения: сказки, потешки, стишки, басни. Желательно, чтобы под рукой были картинки для красочной иллюстрации событий. Зрительная память позволит соотнести визуальный образ с услышанной речью и существенно обогатит словарный запас.
Вопросы-ответы
-
Кто такой логопед?
Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.
-
Когда ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
-
Когда следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
- Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
- В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
- В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
- В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
- В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза )
- В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
-
Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.
-
«Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.
Что делать родителям, если ребёнок начал заикаться?
Во-первых, родителям надо успокоиться и не драматизировать ситуацию. Родительская тревога и переживания не останутся незамеченными и отразятся на поведении ребёнка. Во-вторых, родители должны безотлагательно принять меры и обратиться за помощью к компетентным специалистам: логопеду, детскому психиатру или неврологу.
Чего не нужно делать родителям:
ждать, когда запинки сами пройдут — если это заикание, то оно не пройдёт самостоятельно
просить ребёнка говорить нормально — это не сработает, поскольку дети сами не контролируют запинки
чрезмерно акцентировать внимание ребёнка — он может не придавать значения запинкам или не подозревать о проблемах
обращаться за помощью к сомнительным экспертам — такая помощь может навредить и усугубить запинки
обвинять себя или близких — никто не принимает решение начать заикаться и виноватых в этом тоже нет
Советы при работе с алалией
Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.
Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.
С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.
Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова
Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи
Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.
Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.
Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.
Заикание и логоневроз — одна и та же проблема?
Существует мнение, что логоневроз — это научное обозначение заикания, но это не так — если мы с вами откроем международную классификацию болезней, то увидим термин “заикание” и не найдём “логоневроз”. Обратимся к клинической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений и снова обнаружим “заикание” — никакого логоневроза. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с судорогами мышц речевого аппарата. Термины “логоневроз” и “заикание” — не являются синонимами одного и того же нарушения. Более того, они не всегда коррелируют, особенно в детском возрасте. Логоневроз у детей — большая редкость, особенно в инициальной стадии заикания. Логоневроз чаще присутствует в структуре нарушения речи при заикании, но только у подростков и взрослых. Логоневроз — это вторичное явление, которое появляется с опытом общения и усугубляет симптоматику данного расстройства речи
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Еще одна грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным.
Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны ,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает.
Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Что делать родителям
В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет — наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.
Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:
- развитие фонематического слуха;
- обучение звуковому анализу и синтезу;
- формирование правильного грамматического строя речи;
- тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
- упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
- обучение чтению;
- развитие грамотной связной речи.
Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!
Советы родителям будущих первоклассников
Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться
Не запугивайте «новой жизнью».
Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
Создавайте дома развивающую речевую среду
Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.
Когда обращаться к логопеду
С некоторыми речевыми нарушениями, не вызванными недоразвитием речевых центров головного мозга, родители могут справиться самостоятельно. А логопед поможет подобрать упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Специалист проведет диагностику и определит структуру речевого дефекта. От этого зависит успех коррекционной работы.
Логопед работает в ДОУ, поэтому большинство родителей не обращаются за его помощью раньше трех лет. Но если вы заметили что:
- первые слова и фразовая речь у ребенка появились намного позже, чем у сверстников;
- он не говорит;
- плохо понимает обращенную речь;
- не стремится к общению с окружающими;
- его речь с трудом понимают другие люди.
В таком случае необходима консультация логопеда. Он может посоветовать обратиться к другим специалистам, если у малыша сложное речевое нарушение и нужно комплексное воздействие.