Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков с, з, ц в картинках

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков
[ с ], [ з

Слайды и текст этой презентации

и верхние передние зубы. Описание:
-Улыбнуться без напряжения так, чтобы были

видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания:Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

его широким, распластанным.Описание.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю

губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

положении.Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю

губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания:Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.Боковые края языка должны касаться углов рта.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык «.

Слайд 5Упражнение: «Трубочка»Цель: Выработать движение губ вперед.Описание.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать

в таком положении под счет от одного до пяти —

десяти.

Методические указания.Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 — 2 см от губ, и взять её губами.

Слайд 6Упражнение: «Почистим нижние зубки»Цель: Научить детей удерживать кончик языка за

нижними зубами. Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»

нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. 

Методические указания.Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

струю, идущую посередине языка.Описание:
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Автоматизируем звук

Даже научившись правильно выговаривать звуки и , ребенок может продолжать произносить их по-старому во многих словах. Поэтому после налаживания артикуляции необходимо закрепить свистящие звуки в речи. Постепенно малыш отвыкнет подменять их другими и заговорит чисто.

Руководствуясь принципом «от простого к сложному», логопеды рекомендуют автоматизировать свистящие в следующем порядке:

  1. в начале слова в сочетании с гласным звуком: солнце, сыр, санки, заяц, цапля;
  2. в конце слова после гласной: колос, мороз, перец;
  3. в сочетании с согласными: свет, звонок, цветок.

В таких упражнениях обязательно использовать карточки с яркими картинками — это испытанное средство, помогающее удержать внимание детей и поддержать игровую атмосферу. Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам

Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука

Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам. Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука.

Произношение свистящих — одна из наиболее частых проблем в детской речи, но если она не вызвана физиологическими причинами, ее не так уж сложно решить. Главное — сделать это своевременно и грамотно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Когда не обойтись без логопеда

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Комплекс упражнений

Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата

Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной

Задания для губ

  1. «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
  2. «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.

«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.

Задания для языка

Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.

  • Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
  • Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.

Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.

Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.

Упражнения на формирование сильного выдоха

К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.

  • «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
  • Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.

Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.

Комплекс упражнений для губ

Первый способ

«Насос»

Вспомните вместе с малышом, как свистит насос, которым надувают мячик или резиновый матрас. А теперь предложите ему попробовать сымитировать этот звук.

Возьмите зеркало в руки и попросите ребёнка широко улыбнуться. Скажите ему, что зубки во время этого упражнения должны быть плотно сомкнуты, как заборчик. И вот в этом положении (рот широко открыть в улыбке, зубки сжаты) попросите ученика сделать выдох, подуть, издавая звук, похожий на свист насоса «с-с-с».

Для того чтобы проводимое упражнение было более понятно ребёнку, продемонстрируйте прохладную воздушную струю, которая образуется у него при выдохе. Для этого во время выдоха ему нужно приставить тыльную сторону ладошки к губам и рту.

Ошибки при выполнении гимнастики

Во время зарядки для языка нужно следить за правильностью ее выполнения. Тогда получится сформировать нужный уклад для произношения С. Но у детей с речевыми расстройствами недостаточно развита артикуляционная моторика, поэтому некоторые задания могут вызвать затруднения.

  • При выполнении базового упражнения «Улыбка» зубы не видны. Чтобы ребенку было проще его освоить, можно потренировать произношение гласного И, постепенно смыкая зубы.
  • Ребенок слишком далеко высовывает язык. Или он не занимает широкое положение, наблюдается тремор. Тогда нужно пройти курс логопедического массажа или научить делать самомассаж.
  • Неправильное положение губ при выполнении заданий может быть вызвано тем, что не освоено базовое положение − «Улыбка».
  • Также распространенная ошибка – это выполнение движений не только языком, но и нижней челюстью. Или человек помогает себе губами. Тогда во время гимнастики придерживают нижнюю челюсть.
  • При выполнении «Горки» частая ошибка – кончик языка выходит за нижние зубы. Взрослый может помочь малышу при помощи ватной палочки, зафиксировав его в нужном положении. Еще вариант – ребенок произносит про себя И.
  • Выполняя дыхательную гимнастику, надувают щеки, в результате выдох получается несильным и ненаправленным.
  • Еще одна ошибка при выполнении дыхательных упражнений – осуществление вдоха и выдоха ртом. Если у человека наблюдается данная особенность дыхания, несколько занятий занимает постановка правильного дыхания: вдох носом, выдох ртом.

Это самые распространенные ошибки, которые делают не только дети, но и взрослые. Если упражнение выполняется неправильно, его необходимо приостановить и дать более простое задание. Вначале объясняют, как звук произносится в норме, чтобы ребенок мог контролировать работу органов артикуляции. Только когда гимнастика будет выполняться без ошибок, можно переходить к этапу постановки.

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,  З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм.  Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм.  Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм.  Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками  (парасигматизм).  Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук Счаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук Зчаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Цчаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет  артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Буква Ж

Особенности дополнительных методик в разных возрастных периодах

Для того чтобы занятия проходили интересно, для каждой техники разработано сопровождение в стихотворном варианте. Если ребенок устает и отвлекается, можно включать в программу элементы развивающих занятий с применением картинок, пазлов и игрушек.

Длительность урока определяется специалистом индивидуально, но не должна превышать 45 минут. У маленьких детей лучше начинать с 20 минут. При регулярных тренировках, при отсутствии тяжелой патологии, результат лечения будет заметен в течение 10 уроков. Однако каждый ребенок особенный. Поэтому с первого раза затруднительно определить время, за которое малыш научится правильно выговаривать звуки.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «с» включает выполнение упражнений с помощью языка и губ, а также работу с литературой. Существуют специально разработанные методические пособия, которые содержат слова, предложения и скороговорки для тренировки произношения букв. Родители воспроизводят слова в определенной последовательности, а ребенок их правильно повторяет.

Для малышей разработана артикуляционная гимнастика для звука «с» в картинках. Такой подход позволяет заинтересовать ребенка

Визуализация буквы, которую нужно запомнить и произнести, помогает ребенку быстро ориентироваться на уроке и удерживает внимание на длительный период времени. Упражнения выполняют до достижения автоматического произношения. Некоторые дети в старшем возрасте контролируют себя во время разговора

Если они неправильно воспроизводят звук, то сразу его исправляют

Некоторые дети в старшем возрасте контролируют себя во время разговора. Если они неправильно воспроизводят звук, то сразу его исправляют

При этом главное — не мешать ребенку и не акцентировать внимание на речевых ошибках. Выполнять артикуляционные упражнения для звука «с» необходимо под контролем логопеда. При этом важны ежедневные тренировки дома

Они поддерживают произношение и технику на должном уровне

При этом важны ежедневные тренировки дома. Они поддерживают произношение и технику на должном уровне.

Ставим звук

После того как ребенок научится правильно и четко выполнять все упражнения, придавать языку разные положения без дрожания, можно переходить к постановке звука. Для этого существуют разные способы.

  • Ребенок произносит звук, подражая взрослому, который медленно, поэтапно демонстрирует ему, как звук образуется (каким должно быть положения губ, языка, как выходит воздух).
  • Дошкольник имитирует действие, при котором получается звук . Например, сдувающийся шарик. Для большей мотивации можно воспользоваться настоящим шариком, пусть малыш «посоревнуется» с ним.
  • Если ребенок умеет произносить звук или , логопед может помочь ему немного изменить артикуляцию, чтобы получить нужный .
  • Иногда специалисты используют механический способ: сами с помощью подручных инструментов (ложечки, например) выставляют правильное положение органов речи. Ребенок выдувает воздух, произнося звук С. Далее он делает это самостоятельно.

После того как малыш научится выговаривать букву правильно, переходят к автоматизации ее в речи. Для этого прекрасно подходят поговорки, скороговорки, чистоговорки на звук , стихи, в которых на эту букву сделан акцент.

Чтобы заинтересовать ребенка в таких занятиях, можно использовать яркие карточки с изображением слов, начинающихся с этой буквы, картинки, по которым составляют рассказ, или сочинять и проигрывать сказки – например, о приключениях буквы С. При этом можно задействовать любимые игрушки ребенка, устраивать соревнования – у кого лучше получится, кто большее число раз произнесет правильно слова с этой буквой, и т. д.

Чтобы добиться правильного произношения звука, мало научить малыша артикулировать. Нужно четко поставить звук и довести его произношение до автоматизма. Это долгий процесс, требующий терпения и ласки. Но результат того стоит.

Ставим звуки [Р], [Р’]

Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.

Получить правильный звук «Р» — трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.

Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:

«Малярная кисть»

Малыш улыбается и приоткрывает рот. Далее ребенок языком поглаживает верхнее небо в направлении вперед-назад, то есть от передних зубов в сторону горла, отводя язык максимально глубоко. Повторить упражнение нужно 10-12 раз.

«Гармошка»

Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения — 15-20 раз.

«Комарик»

Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».

Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук , используют еще и специальные упражнения:

  1. Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
  2. Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
  3. Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
  4. Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.

Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,  З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

Причины

К нарушениям фонетической стороны речи у детей приводит множество логопедических заболеваний (ринолалия, изменения голосообразования, дислалия, скрытая дизартрия). Особенности этих патологий — фонационные и звукопроизносительные дефекты. Классификация ФНР производится в зависимости от прямых причин фонетических нарушений:

  • Патологии строения языка. Артикуляция практически всех согласных происходит с помощью языка, а значит, любые изменения его анатомии оказывают влияние на правильное произношение. Распространенной патологией, встречающейся чаще всего, является анкилоглоссия (короткая подъязычная связка).
  • Стоматологические пороки развития. Наиболее частой причиной изменений речи детей с фонетическими нарушениями признан неправильный прикус: дистальный, мезиальный, боковой и передний открытые. К этим же этиологическим факторам нарушений фонетической речи относят пороки развития неба (готическое небо, волчья пасть), искажающие не только правильное произношение, но и речевое поведение в целом.
  • Мышечный тонус речевой мускулатуры. Спазм или парез мышц артикуляции — характерная особенность дизартрии. При таких патологиях ухудшается подвижность губ, языка, связок голосового аппарата, снижается активность неба, изменяется речевой выдох (слабый, рассеянный).
  • Заболевания гортани, такие как ларингит, трахеит, аномалии развития, папилломатозные изменения, функциональное переутомление голосовых связок, приводят к возникновению диспросодии.
  • Двуязычие, иначе билингвизм, в системе ФНР встречается довольно часто. Для этих детей характерны, например, межзубный , увулярный , двугубный .
  • Влияние окружающей среды. Отсутствие должного внимания со стороны педагогов и родителей к развитию речи у ребенка приводит к фонетическим расстройствам. Необходимо помнить, что возникновение нарушения фонетического строя речи у детей с социально-педагогической точки зрения может быть связано с манерой речи взрослых (сюсюканье, картавость, излишняя смягчение звуков, шепелявость и др.).

Существуют примеры более тяжелых форм системного (общего) недоразвития вербальной функции или фонетико-фонематической патологии, которые включают в себя нарушение фонетической стороны речи и тяжелее поддаются коррекции.

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работа по коррекции фонетических расстройств речи у детей с диагнозом ФНР проводится по уникальным методикам и включает в себя формирование и укрепление навыков правильного произношения звуков (развитие артикуляционного аппарата), а также постановку речевого дыхания и звуков, произносимых с дефектом.

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,  З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Упражнения для языка

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Откуда берется проблема и когда ее устранять?

Основной причиной, препятствующей правильному произношению звука , является малая подвижность органов речи: челюстей, губ, языка. Это может быть вызвано тем, что ребенок мало говорит (с ним мало говорят), артикуляционный аппарат не натренирован. Возможно, проблема связана с повышенным тонусом артикуляционных мышц или спазмом челюстных (причина тут чаще всего психологическая, например сильный испуг, или неврологическая – нарушение работы отделов головного мозга), неправильным прикусом, дефектами речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа»).

Если необходимости в хирургической или ортопедической коррекции нет, помочь подготовить необходимые мышцы к правильному произношению звука может артикуляционная гимнастика.

В логопедии принято начинать занятия по постановке звука не ранее 4 лет. Во-первых, до этого возраста малыш вполне естественно не выговаривает много звуков из-за физиологического несовершенства речевого аппарата, которое со временем компенсируется. Во-вторых, к этому возрасту у детей обычно формируется фонетическое восприятие, без которого научить ребенка произношению нужного звука не получится. Ребенок должен на слух отличать в речи все звуки языка. А в-третьих, после 4 лет наступает самый благоприятный в плане обучаемости возраст. Но при этом артикуляционной гимнастикой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста (с 1,5 лет или даже с года), даже до появления полноценной активной речи. При этом не нужно ожидать от малыша четкого выполнения всех заданий. Начиная с простых упражнений, в форме игры или сказки тренируйте вместе губы и язычок.

Общие рекомендации

Однако присутствие специалиста по корректировке нарушений произношения букв не помешает. Именно он должен помочь ребенку в развитии речи и обучить родителей в домашних условиях помогать дочке или сынишке исправлять неточности артикуляции.

Речь – особо важная функция для малыша. Ее нарушения приводят к многочисленным проблемам:

во-первых, ребенку тяжело общаться со сверстниками и взрослыми;

во-вторых, трудности произношения звуков могут привести к психологическим сложностям, влияющих на формирование личности.

Поэтому, дабы в самом начале определить дефекты речи, важно все-таки посетить логопеда в возрасте 2-3 лет. Он определит особенности развития речи малыша, даст родителям рекомендации и расскажет, как заниматься с ребенком дома

Упражнения для исправления шепелявости

Если вы обнаружили, что ребенок шепелявит, требуется незамедлительное посещение логопеда! Он не только оценит работу артикуляционного аппарата ребенка, но и пропишет эффективные и правильные упражнения. Случается, что некоторые причины сигматизма можно устранить лишь через определенные хирургические процедуры, такие, как, например, подрезание уздечки под языком.

Какие бывают упражнения против шепелявости? Например, массирование сердцевины языка (кошачий хребет), касание кончиком языка верхних и нижних зубов, подтягивание языка к гортани (чайной ложкой). Не менее важны упражнения для губ. А также позитивная мотивация к повторению правильно проговоренных крылатых фраз, стихов, речёвок, куплетов, частушек, пословиц, скороговорок. Например, извечная «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Безусловно, игровая, неутомительная форма таких речевых упражнений чрезвычайно важна для коррекции произношения ребенка.

Как уже упоминалось выше, помним, что основа успеха – правильная, грамотная речь в общении с ребенком. Нормальным, «взрослым» языком, без каких-либо «лялечных», «пусичных» искажений, сюсюканий.

Как правило, подбор и последовательность упражнений определяет логопед. В этом процессе исправления нарушений очень важны не только регулярные занятия у специалиста, но и ежедневная работа с ребенком в домашних условиях. Проблемой нельзя пренебрегать, так как со взрослением шепелявость у ребенка будет исправить все сложнее.

Если шепелявящий ребенок посещает детский сад, где есть немало младших детей с такой же проблемой – это не так критично, там он будет одним из многих и незаметен. И совсем другое дело, когда он пойдет в школу, где он столкнется со старшими детьми и с ровесниками, у которых чаще всего шепелявость уже будет исправлена. В таком случае есть большой риск получить издевательства одноклассников, что чревато в дальнейшем тяжёлыми психологическими проблемами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: