Как теория привязанности помогает в воспитании подростков

Теория привязанности: как ранние отношения с родителями влияют на нашу жизнь

Как создать правильные воспитательные установки

Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев. Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:. Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

• сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;

• установление жесткого графика кормлений;

• приучение к длительному ночному сну без кормлений;

• игнорирование детского плача и потребности в общении.

Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.

Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.

Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.

Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.

Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.

По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.

Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.

Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

  1. Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
  2. Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
  3. Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.

Откуда возник комплекс Электры

Первым явление описал Карл Юнг. Его идеи перекликались с теорией Зигмунда Фрейда о комплексе Эдипа. Разница заключается в самом характере феномена: комплекс Электры означает привязанность дочери именно к отцу. Фрейд предлагал использовать термин «Эдипов комплекс» для обоих случаев.

Название психологического явления пришло из древнегреческой мифологии. Электра, дочь Агамемнона, жестоко отомстила своей матери за убийство отца. Острое переживание потери связано с тем, что девочка идеализировала его образ. Она всегда была любимицей Агамемнона, боготворила его и считала недостижимым идеалом. Со временем такое отношение к отцу приводит к деструктивным процессам.

Клитемнестра, мать Электры, была властной женщиной, которую не волновали переживания дочери. Она не позволяла ей развиваться, игнорировала ее чувства и переживания. Комплекс Электры – это не только влечение к отцу как к представителю противоположного пола. Это еще и олицетворение непонимания с матерью, которое с годами только становится масштабнее.

Сонастроенность

Когда кто-то или что-то важны для нас, они поглощают все наше внимание. С помощью него мы демонстрируем признательность, любовь и уважение

Внимание, которое требует физического и эмоционального присутствия, — это и есть сонастроенность

Настроенность на любимое занятие, учителя или друга — демонстрация того, что для нас важно

Дети, которые в первые три года жизни находятся в отношениях сонастроенности с родителем или опекуном, по мере взросления лучше управляют эмоциями. В таком случае исследователи говорят о безопасной привязанности. 

Мама сонастраивается с ребенком различными способами. Например замечает, что он устал, голоден, хочет спать или его нужно утешить. Чуткая мама понимает, как именно успокоить малыша. Подстраивает свои прикосновения под предпочтения ребенка. По внешним приметам угадывает, когда ребенку одиноко или страшно. И дает свободное пространство, когда видит, что малыш полностью удовлетворен. 

Через зрительный контакт, звуки и прикосновения мать учит ребенка тому, как ощущается любовь. Когда базовые потребности в утешении, пище и прикосновении удовлетворяются адекватно возрасту малыша, более поздние задачи социализации, обучения и развития даются ему легче. Сонастроенность формирует здоровую, крепкую нервную систему, которая позволяет ребенку познать себя, окружающий мир и в будущем создать счастливые взаимосвязи с другими людьми.

Какие могут быть последствия БП

  • Ребенок вырастает в несамостоятельного взрослого. Он привыкает, что все делает мама. Готовит, убирает, стирает, делает выбор в мелочах за ребенка. Конечно, личная жизнь появляется только тогда, когда захочет или постарается мама, а не взрослый ребенок. Мама превращается в манипулятора, а ребенок становится безвольным тестом, в руках матери.
  • Тревожность не покидает и в дальнейшем. Взрослый постоянно находится в тревожном ожидании чего-либо от матери.
  • Человек не ощущает счастья. С таким ребенком не хотят дружить в школе, не хотят строить отношения, потому что всегда незримо присутствует мать, от мнения которой зависит каждое движение ребенка и подростка.

Причины БП

Гиперопека. Мама по-прежнему для ребенка – весь мир, потому что она кормит, одевает, чистит малышу зубы и всячески помогает ему с ежедневным уходом, когда малыш уже может научиться самостоятельно заниматься всеми вышеперечисленными делами.

Желание матери быть главной. Мама может бессознательно пытаться стать ребенку главной, например, ревнуя его к отцу, с которым малыш хорошо проводит время и слушается. Мама постоянно посылает ребенку сигналы: я здесь, я рядом, не забывай, что мама тут и как следствие – ребенок привыкает к этому.

Отсутствие общения. БП может быть вызвана тем, что малыш длительное время болел и проводил все время с мамой, которая ухаживала за ним. Либо он воспитывается мамой-одиночкой. В таком случае, он не принимает весь мир, для него непонятно, как такое возможно, чтобы мама не была рядом.

Самолюбию матери льстит, что ребенок так трепетно к ней относится, но если взглянуть на проблему иначе, это не любовь и трепет, а именно болезненное отношение, суть которого следует понять и начать решать проблему, чтобы в дальнейшем, во взрослом возрасте, у ребенка не было еще больших проблем.

Склеивание в 3-6 месяцев: как это выглядит и как реагировать

Ваш ребенок узнает о мире и формирует отношения, наблюдая за родителями, братьями и сестрами и людьми вокруг нее. Она смотрит, как ваше лицо реагирует, когда она что-то делает — например, когда она улыбается вам, вы улыбаетесь в ответ. И она узнает, что некоторые действия получают от вас отклик — например, когда она кричит громче, чем телевизор.

Ваш ребенок будет общаться с вами по-новому . Он все еще будет плакать, чтобы сказать, что ему что-то нужно, но примерно через пять месяцев он также может кричать или визжать. Он также начнет смеяться, кричать или произносить такие слова, как «ай-гу», чтобы привлечь ваше внимание. Ваш ребенок также получает больше контроля над своими движениями , и она начинает хвататься за вещи, которые привлекают ее внимание

Ваш ребенок также получает больше контроля над своими движениями , и она начинает хвататься за вещи, которые привлекают ее внимание. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы отреагировать на своего ребенка и связаться с ним в этом возрасте:

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы отреагировать на своего ребенка и связаться с ним в этом возрасте:

Осторожно посмотрите в глаза ребенку, когда она пытается поймать ваш взгляд.
Покажите, что вы слушаете, когда ваш ребенок издает звуки. Попробуйте улыбнуться, кивнуть, расширив глаза и приподняв брови. Вы также можете сказать что-то вроде: «Что ты сказал?» или «Ты плохо говоришь!» Все это побуждает вашего ребенка продолжать общаться.
Помогите ребенку успокоиться, расстроившись или взволновавшись. Вы можете сделать это, поглаживая его, произнося нежные слова и играя успокаивающую музыку. Это помогает вашему ребенку научиться успокаивать себя, что является первым шагом к саморегуляции .
Дайте ребенку шансы преуспеть и добиться успеха. Например, вы можете держать погремушку рядом с ней, чтобы она могла ударить ее, чтобы издать шум.
Читайте с вашим ребенком . Вы можете читать со своим ребенком с рождения. И если вы держите своего ребенка близко, чтобы он мог видеть ваше лицо и книгу, это может быть отличным временем для склеивания.

Никогда не рано начинать говорить со своим ребенком . Разговор с малышом может помочь ее языку, общению и развитию мозга. И, общаясь с ребенком в теплой и нежной форме, вы также укрепляете свои отношения с ней.

Аффективная привязанность ребенка, что это?

В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.

С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.

Другая точка зрения гласит, что аффективная привязанность — это один из видов «искаженной привязанности». Она выражается в том, что с одной стороны ребенок очень привязан к маме и очень тяжело переживает ее исчезновение из поля зрения, с криком и плачем. С другой стороны, когда мама вновь появляется, он испытывает радость и злость одновременно. Кроха стремится к ней, цепляется и «липнет» и в ту же минуту отталкивает ее и начинает кричать, плакать. Такое поведение малыша зачастую провоцируется самими родителями.

Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.

Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.

Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.

При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.

Последствия привязанности

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Определение нарушений привязанности у детей

Часто случается так, когда малыш боится отпустить маму даже на минутку, не говоря о длительной разлуке. При этом чувства любви не проявляются. Это проявление поверхностной привязанности. Причина: эмоциональная боль, связанная с разлукой, стыдом или незащищённостью.

При деперсонализации привязанности ребёнок боится потерять человека, к которому привязан, и выбирает вещь, животного или ритуал

Замещает привязанность к маме общим вниманием, желанием понравиться, контактом и близостью с другими людьми. Со временем желания становятся стремлением, навязчивой идеей, одержимостью. Бывает так, что дети переносят привязанность к родным людям на одноклассников или друзей

Дарят новые вещи, тратят на них сбережения, стараясь выделиться. Такой ребёнок боится уязвимости в близких отношениях

Бывает так, что дети переносят привязанность к родным людям на одноклассников или друзей. Дарят новые вещи, тратят на них сбережения, стараясь выделиться. Такой ребёнок боится уязвимости в близких отношениях.

Провоцирование злости и раздражения у близких людей, если не получается заполучить их внимание. Проявляется у сверх опекаемых детей или выросших в пренебрежении. Волнообразная привязанность – тип эмоций, вызывающий резкие настроенческие и поведенческие перепады

Обожание сменяется отторжением и избеганием – без компромисса. Причина: нестабильные отношения родителей к ребёнку

Волнообразная привязанность – тип эмоций, вызывающий резкие настроенческие и поведенческие перепады. Обожание сменяется отторжением и избеганием – без компромисса. Причина: нестабильные отношения родителей к ребёнку.

Если человек страдает без того, к кому привязался, значит, речь идёт о болезненной привязанности. Такой ребёнок станет зависимым от других людей и вредных привычек: алкоголизма, наркомании, переедания.

Дети не отказываются от родительского внимания, но обходится без заботы и близости. Также им не нужен контакт с учителем или воспитателем. При избегающей привязанности малышам несвойственно оказывать предпочтение родителю перед незнакомыми людьми.

Это такой маленький взрослый, независимый человек. Родители, приучившие его не показывать своих чувств и скрывать эмоции, становятся виновниками хронических заболеваний.

Став взрослыми, такие дети ощущают трудность в интимных и близких отношениях, происходящих без эмоций. Не огорчаются при расставании, держатся на дистанции, отстранённо. Не делится собственными переживаниями и не разделяет чувства других людей.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

применяйте на практике активное слушание;
пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Привязанность — это базовая потребность

shurkin_son/Shutterstock.com

Человек является социальным существом, выживание которого зависит от взаимодействия с другими людьми. Исторически люди всегда жили в группах. Наши дети рождаются неприспособленными к самостоятельности, и в первые годы жизни они могут выжить только при условии заботы взрослых. Эта особенность формирует самые глубинные инстинкты человека — потребность в близости и контакте, которая в психологии называется привязанностью.

Привязанность считается инстинктом, то есть базовой бессознательной потребностью. Это не сознательный выбор, а естественный импульс: быть «под надёжным крылом» своего старшего близкого человека — родителя или заботящегося взрослого.

В конце прошлого века английский врач психолог Джон Боулби сделал фундаментальное открытие, которые повлияло на психологию и подходы к детскому развитию. Он занимался исследованием проблем ранней смертности в детских домах малютки. Дети в них получали необходимый уход, но почему-то болели и погибали чаще, чем дети, которые находились в более материально неблагоприятных условиях, но со своими семьями.

Боулби выяснил, что самым важным условием для выживания являются не чистота и своевременное питание, а близкий человеческий контакт, которого дети в приюте были лишены: их не брали на руки, не выражали чувства радости ими

Потрясённый своим открытием, Джон Боулби пришёл домой и рассказал об этом своей жене: «Дорогая, я сделал очень важное открытие, я хочу назвать это “эффектом Боулби”». На что жена ответила ему: «Не будь таким высокомерным, это же называется любовь»

Для выживания важнее всего человеческий контакт.

Быть любимым — вот базовая и самая важная потребность каждого человека

Не просто получать питание и кров, а также чувствовать к себе внимание в виде прикосновений и эмоций

От трех до шести лет: этап отношений с миром

К трем годам ребенок уже более-менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый – взаимоотношений с людьми. Часто этот этап также именуют «этапом независимости».

У малыша появляются первые друзья, происходят первые конфликты. Ребенок создает свои первые отношения вне семьи, но при этом все еще сильно связан со своими «главными взрослыми» и опирается на них.

Задача родителей на этом этапе – поддерживать малыша и обеспечить ему максимально благополучную эмоциональную среду.

На что важно обратить внимание?

1. Личные границы ребенка

Приблизительно в три года ребенок впервые осознает свою отдельность от мамы, узнает, что его желания и потребности могут не совпадать с мамиными. Поэтому часто именно в этом возрасте дети становятся конфликтными. Говоря вам бесконечные «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителей – оставаться в этих ссорах взрослым, сильным, по возможности не слишком раздражаться. Не пытаться прервать спор угрозами типа «будешь себя плохо вести – отдам в детский дом» или «отдам соседке». А вместо этого дать ребенку опыт разных способов выхода из конфликта: где-то с помощью компромисса, где-то с помощью жесткой установки правил. Но самое главное – ребенок должен понять, что ваша привязанность сильнее любых конфликтов и остается неизменной даже после ссоры.

2. «Погода в доме»

На этапе независимости, войдя в мир отношений, дети становятся особенно уязвимы и чувствительны к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте тяжелее всего переносятся скандалы и разводы родителей, потеря одного из них. Подобная травма также может привести к развитию «тревожной» модели привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка в эти годы, – это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют вам условия. Переживаний ему хватает и за родными стенами.

Четыре типа привязанности

Рассмотрим подробнее каждый из типов привязанности и его особенности.

Безопасный

Ребенок с таким типом привязанности легко успокаивается и чувствует себя в безопасности в присутствии значимого для него взрослого. Если же ребенок испытывает тревожность, он либо поворачивается к опекуну, либо каким-то образом его ищет.

Этот тип формируется, когда ребенок знает, что может рассчитывать на реакцию опекуна, и уверен, что, когда он плачет, его успокоят и о нем позаботятся. Безопасный тип привязанности становится надежным фундаментом для исследования окружающего мира.

Тревожно-избегающий

Дети с таким типом привязанности не имеют связи со своими опекунами, поскольку не чувствуют, что могут на них рассчитывать. Обычно это означает, что их основной опекун либо отсутствовал, когда они в нем нуждались, либо относился пренебрежительно к их потребностям, либо и вовсе отказывал им во внимании.

Если родители эмоционально или физически игнорируют нас в первые несколько лет жизни, нам будет непросто чувствовать себя в безопасности во всем многообразии дальнейших жизненных ситуаций.

Например, мы становимся убеждены, что с нами что-то не так, или же считаем, что мы недостойны любви и внимания. Мы часто не знаем, кому можно доверять, или даже думаем, что никому доверять нельзя.

Эйнсворт сделала вывод, что ребенок с таким типом привязанности в ситуации стресса не будет искать контакта с лицом, оказывающим ему первичный уход. Для таких детей нет особой разницы между их основным опекуном и незнакомым взрослым. Такое отношение складывается из-за того, что дети не знают, поможет ли им хоть кто-то в принципе, и не понимают, кто именно из взрослых сможет предложить им поддержку и защиту.

Тревожно-устойчивый

Детям с таким типом привязанности свойственно быть настойчивыми и навязчивыми во взаимодействии со своими основными опекунами, но, когда значимый взрослый приходит к ним с тем, в чем они нуждались, дети отказываются принимать помощь и с трудом успокаиваются. Так происходит из-за того, что основной опекун ведет себя непредсказуемо, даже обеспечивая нужную поддержку.

Возможно, опекун способен успокаивать и утешать какое-то время, но при этом уже через минуту может причинить вред или прибегнуть к насилию. Когда ребенок хочет, чтобы значимый взрослый его успокоил, он не знает точно, сможет ли тот дать ему необходимое.

Именно поэтому такие дети с трудом успокаиваются, когда родители приходят их утешить; даже в присутствии опекунов им все еще требуется убедиться, что они в безопасности.

Дети, которые растут в семье, где никогда не знаешь, какой будет реакция родителей (успокоят тебя или обидят), становятся взрослыми, которым свойственны проявления повышенной тревожности. Среди них много трудоголиков и перфекционистов

Они уверены, что если бы делали все правильно в детстве, то получали бы любовь и внимание, в которых тогда так отчаянно нуждались

Дезориентированный

Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение и могут даже казаться неуверенными или дезориентированными. Считается, что этот тип обусловлен непоследовательностью реакций основных опекунов, то есть такие родители одновременно помогают и утешают, но и внушают страх и даже способны причинить вред.

При дезориентированном типе привязанности у ребенка нет единого паттерна поведения — дети то не хотят иметь ничего общего со своим опекуном, то плачут до тех пор, пока он не появится и не возьмет их на руки, после чего тут же успокаиваются.

По сути, такие дети не знают, что именно они испытывают, равно как и не понимают, могут ли рассчитывать на своего опекуна.

Такой тип привязанности обычно формируется в отношениях, где практикуется насилие и где нет других лиц, способных оказать ребенку основной уход, поэтому опекун ассоциируется у ребенка одновременно с любовью, поддержкой, страхом и болью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: