Распоряжение минпросвещения рф от 06.08.2020 n р-75

Слайд 34Критерии выбора артикуляционного упражненияучет нормальной артикуляции вызываемого звука;учет конкретной формы (пропуск,

замена, искажение) нарушения воспитываемого звука;учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. За отправную точку отсчета принимается артикуляционный уклад нормированного звука. При этом артикуляционный уклад разбивается на элементарные составляющие движения. Каждому отдельному движению соответствует определенное упражнение. Исходя из названного критерия выбора упражнений, для одного звука в среднем можно использовать до десяти упражнений. Это количество увеличивается или уменьшается за счет следующего критерия, критерия учета формы нарушения звукопроизношения. Так, в случае пропуска звука комплекс упражнений будет максимально полным, поскольку артикуляционный уклад не сформирован и следует воспитывать большинство артикуляционных движений и положений. При заменах и искажениях у ребенка в наличии либо артикуляционный уклад звука-субститута, либо звука-аллофона, а это предполагает, что отдельные артикуляционные умения уже в наличии. Значит, число необходимых упражнений может быть уменьшено.

Слайд 33 Гигиенические требования и методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики Упражнения проводятся в хорошо

проветренном помещении.Упражнения выполняются при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следят за осанкой и удобной посадкой.Пассивная гимнастика проводится предварительно вымытыми чистыми руками. В качестве вспомогательных средств используются чистые зонды, шпатели.Любые движения выполняются легко, плавно, без напряжения, в спокойном темпе

Обращается внимание на точность (качество), симметричность, полный объем движений, амплитуду, отсутствие синкинезий. Соблюдается определенная нагрузка на мышцы за счет тщательно продуманной дозировки

Используются все виды контроля: зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический. Приветствуется использование наглядных материалов.

Компоненты логопедического обследования

Принимая в качестве основной цели логопедической диагностики выявление речевых нарушений, определение их характера, степени выраженности и анализ, какие компоненты речевой и языковой системы они затрагивают, необходимо выделить ряд компонентов обследования и их иерархическую структуру (Таблица 1).

Первый компонент – дискурс-анализ, имеющий прагматическую направленность, нацеленный на исследование: какие языковые знаки и каким образом ребенок использует в ходе реального общения. При этом считается, что в ситуации общения «ребенок-ребенок» могут быть получены более достоверные результаты, чем в ситуации общения «ребенок-взрослый», поскольку последняя часто имеет формализованный характер, ограничивающий процесс общения со стороны ребенка, особенно в условиях учебного взаимодействия, коим, по сути дела, и является обследование.

В рамках дискурс-анализа исследуется не только практическое употребление лингвистических единиц, но также паралингвистических и экстралингвистических знаков, составляющих неотделимую часть средств коммуникации.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что каждый из выделенных компонентов не имеет четко очерченных временных или каких-либо еще границ. Поскольку весь процесс обследования представляет собой коммуникативное взаимодействие «ребенок – учитель-логопед», постольку анализируются продукты данного общения

Условно выделяется следующий компонент обследования – углубленное обследование отдельных сторон речи и языковых средств. Данный компонент реализуется только в том случае, если в процессе дискурс-анализа были отмечены те или иные недостатки. Исключением является обследование фонематического восприятия в предшкольном периоде, которое должно обследоваться НЕЗАВИСИМО от результатов дискурс анализа как фактор риска нарушений чтения и письма в школе.

Углубленное обследование проводится на специально отобранном материале в ходе выполнения ребенком тех или иных заданий. Важным условием является необходимость учета фоновых наблюдений за результатами выполнения данных заданий. Поясним, что имеется в виду на конкретных примерах. Например, при обследовании словарного запаса ребенка, учитывается характер звукопроизношения, особенностей слоговой структуры слова и т.д

При обследовании грамматического строя речи обращается внимание на адекватность использования лексических единиц, сформированности звукопроизносительных навыков и проч. Таким образом учитель-логопед имеет достаточно широкий набор речевого материала, что служит основанием для объективного анализа уровня сформированности отдельных сторон речи ребенка

Наличие ограничений в номенклатуре языковых единиц или способах их использования в процессе общения требует дальнейшего обследования уже на уровне выявления сохранной/неполноценной языковой способности. Данный компонент обследования принципиально важен при обследовании детей с неполным двуязычием, для определения наличия речевой патологии, для дифференциации социальных форм недоразвития речи, выявления групп детей с темповыми задержками речевого развития.

Спецификой организации данного компонента является обучающий эксперимент, в рамках которого выявляется степень обучаемости ребенка тем или иным языковым явлениям, например, грамматическим моделям.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Слайд 3 Этапы логопедического обследованияГ.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие

этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза (опрос родителей, изучение специальной документации) и установление контакта с ребёнком; на основе полученных данных предварительно определяется речевой дефект.2) дифференцированный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.Грибова О.Е. предлагает выделить пять этапов:I этап. Ориентировочный.II этап. Диагностический.III этап. Аналитический.IVэтап. Прогностический.V этап. Информирование родителей.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Слайд 62Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые

приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитии фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки).Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательнойсферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов:слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Слайд 54Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.• «Пропеллер». Образовать узкую щель между

растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

Слайд 57 Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы: Тактильный

контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.«Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо. Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.  

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные

Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Слайд 53Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкойНапряжение круговой мышцы рта.• Не надувая щек,

дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т.п.). Дуть накусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.• Задувание свечи.• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.• Пускание мыльных пузырей.• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.• Сильно дуть на воду до образования брызг.• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.• Дутье-катание по желобку легких деревянных или целлулоидных шариков.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит  6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы  — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Слайд 55Дутье на язык.• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку»

— положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, что бы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.• «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: