Физические данные
Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.
В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:
Показатели роста (в см) | Показатели веса (в кг) | Описание параметра |
Менее 75,9 | Менее 8,1 | Недостаточный |
Менее 78,6 | Менее 9,1 | Ниже нормы |
78,7-81,5 | 9,2-10 | Чуть ниже среднего |
81,6-87 | 10,1-12,8 | Норма (средний) |
87,1-89,7 | 12,9-14,2 | Чуть больше среднего |
89,8-92,5 | 14,3-15,8 | Большой |
Более 92,6 | Более 15,9 | Не соответствует возрасту, крайне большой |
В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:
Показатели роста (в см) | Показатели веса (в кг) | Описание параметра |
Менее 73,7 | Менее 7,5 | Недостаточный |
73,8-76,6 | 7,6-8,3 | Ниже нормы |
76,7-79,6 | 8,4-9,3 | Чуть ниже среднего |
79,7-85,6 | 9,4-12 | Норма (средний) |
85,7-88,6 | 12,1-13,6 | Чуть больше среднего |
88,7-91,6 | 13,7-15,6 | Большой |
Более 91,7 | Более 15,7 | Не соответствует возрасту, крайне большой |
Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.
Психическое развитие ребенка
Дети 4-х лет очень эмоциональны, их реакция на происходящее может очень быстро меняться, так как психика еще не такая устойчивая, как у детей в 6 лет. Очень многое начинает зависеть от ситуации, настроения ребенка и его потребностей в данный момент. Малыш без стеснения может показать свою агрессию, обиду, стыд, гнев, расстроенное состояние. Однако именно в 4 года проявляются качества доброты, сопереживания и отзывчивости, проницательности и дружелюбия.
К 4 годам ребенок еще не умеет оценивать себя, поэтому ему свойственны сомнения в собственных силах, обида на критику и нежелание признавать свою вину. И именно в этот период происходит осознание себя как личности. Поэтому в воспитании должна присутствовать похвала, оценка его поступков и одобрение. А вот осуждение должно сопровождаться правильными словами и с очень аккуратным посылом.
Социализация: общение, эмоции
Prostock-studio/Shutterstock.com
В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.
В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.
Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.
Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.
Изобразительная деятельность
Эстетическое развитие ребенка так же важно, как и интеллектуальное. У четырехлетних детей активно развивается восприятие, воображение, наблюдательность
Поэтому они могут и должны уметь переносить свои впечатления на бумагу в виде рисунка.
В детском саду изобразительная деятельность является неотъемлемой частью обучения детей. Она имеет три направления: предметное (изображение отдельных предметов), декоративное (узоры, орнаменты) и сюжетное рисование (предметы, объединенные общей сюжетной линией).
В 4 года ребенок должен уметь:
- рисовать карандашами, фломастерами, красками;
- раскрашивать раскраски;
- уметь передавать на рисунке основные детали (на лице – нос, рот, глаза, уши);
- уметь нарисовать человека, животное, дерево.
Изобразительная деятельность положительно влияет на развитие когнитивных процессов, поэтому стремление ребенка к творчеству нужно поощрять.
Отличия в развитии мальчиков и девочек в 4 года
Основным отличием в развитии мальчиков и девочек в этом возрасте является то, что первые лучше развиты физически, а вторые – интеллектуально. Мальчики быстрее бегают, дальше прыгают, легче осваивают велосипед или самокат.
Что касается девочек, то у них лучше развита речь, их словарный запас богаче. Они могут изъясняться более сложными фразами. Им проще даются задания, касающиеся пересказа сказок, составления рассказов по картинкам и т.д.
Однако эти различия проявляются не всегда. Нередко встречаются физически развитые девочки или мальчики с отличной дикцией и богатой речью. Здесь все зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие малышей дома
Четырёхлетние детки уже отличаются усидчивостью и способностью концентрировать внимание. Этот период является идеальным для раннего развития
Не так много времени осталось до школы, и пора тренировать руку письменным навыкам. Лучше всего для этого — рисовать, такое занятие по нраву любому ребёнку
Важно «поставить» сыну или дочке руку для правильного держания карандаша, кисточки, фломастера или восковых мелков. Здесь пригодятся разнообразные книжки-раскраски и альбомы
Развитие детей 4-х лет в домашних условиях должно сопровождаться упражнениями по тренировке мелкой моторики рук. Помимо подготовки детской ручки к письму, это благотворно скажется на речевом развитии. Инструментарий для этой задачи может быть разным: от пластилина и теста для лепки до пальчиковых красок, конструкторов и пазлов. Можно вместе с сыном или дочкой делать фигурки по технике оригами или поделки из папье-маше.
Следует уделять внимание развитию устной речи и тренировке памяти. Для этих целей подойдёт разучивание с детьми коротких стихотворений и скороговорок, чтение разных книг
Если у малыша есть проблемы с речью или произношением, необходимо посетить логопеда для определения причины проблем и способов их устранения. Хорошим упражнением для формирования речи является игра «Разные голоса», когда кроха произносит определённую фразу по-разному: тише, громче, быстрее, медленнее, тонким голосом или басом.
Чтобы правильно воспитывать и развивать четырёхлетнего ребёнка — нужно не мешать его познаниям, учить правильному общению со взрослыми, ровесниками, прививать нормы поведения вне дома, содействовать в раскрытии его способностей: музыкальных, художественных, артистических и других.
Originally posted 2018-04-08 14:11:31.
Поводы для беспокойства — на что следует обратить внимание
Активный и достаточно развитый ребенок в 4 года должен уметь довольно многое, и часто внимательные мамочки мучаются вопросом — а достаточно ли развит малыш, не отстает ли он в развитии по сравнению со сверстниками? Развеять или подтвердить сомнения помогут признаки, на появление которых следует обратить внимание. Считается, что четырехлетний карапуз отстает в развитии, если он:. — отказывается от игр со сверстниками;
— отказывается от игр со сверстниками;
— не желает общения с другими людьми;
— не в силах расстаться с родителями и остаться в садике или с няней;
— не умеет самостоятельно кушать, умываться, мыть руки, чистить зубы, одеваться и обуваться;
— никак не может запомнить свои фамилию и имя;
— провести линию карандашом или построить башню из десятка кубиков — непосильная задача для малыша;
— категорически отказывается выполнять действия, которые год назад не вызывали протеста и затруднений.
Если большинство перечисленных признаков применимо к вашему малышу, не считайте это пустяком, обратитесь к доктору. Он проверит обоснованность возникших опасений и, если потребуется, назначит соответствующее лечение.
Развитие каждого малыша — индивидуальный и уникальный процесс, нельзя ожидать совершенно одинаковых успехов и достижений ото всех детей в определенном возрасте. Однако существуют критерии, по которым опытный специалист квалифицированно определит, правильно ли развивается малыш и не нуждается ли в помощи и поддержке.
Развитие речи
Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:
- четко произносит гласные и согласные звуки;
- умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
- составляет связный текст до 6 предложений;
- с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
- называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
- называет свой возраст, домашний адрес;
- различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
- использует единственное и множественное число;
- не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
- в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.
Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и . В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.
Хотите тираж со своим логотипом?
Книга с корпоративным брендингом — отличный подарок вашим партнерам, сотрудникам и клиентам.
А также саммари, аудиокниги, тесты, курсы и видео — в корпоративной библиотеке Alpina Digital. Подключайте своих сотрудников!
Форма успешно отправлена.
123007, Москва, 4-я Магистральная улица, дом 5, строение 1
2023, ООО «Альпина Паблишер»
Все права защищены
Книги реализуются ООО «Альпина Паблишер» по договору комиссии с ООО «Альпина нон-фикшн» №А-1213/02 от 1 декабря 2013 года, по договору комиссии с ООО «Интеллектуальная литература» №А-1213/01 от 30 декабря 2013 года.
Только для зарегистрированных пользователей
Только для зарегистрированных пользователей
Возможные проблемы
Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:
Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.
Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.
Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития
С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться
Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.
Развитие памяти у дошкольников
Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания.
Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.
В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.
И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни.
Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!
Физическое развитие 5-летнего ребенка
Координация 5-летки уже значительно лучше, вестибулярный аппарат крепчает и если малыш склонен к укачиванию в дороге, теперь это случается реже.
- Пятилетний ребенок уже может освоить двухколесный велосипед, по прежнему с удовольствием катается на беговеле и самокате, но уже пытается выполнять всевозможные трюки – езда по прямой дороге для него слишком проста. С удовольствием бегает, перепрыгивает небольшие канавки и лужи, ходит по бордюру без помощи взрослых (ну, или почти без помощи). Прекрасной тренировкой для пятилетки станут популярные сейчас веревочные парки, где приходится использовать координацию и тренировать ловкость и смелость. Может выдержать довольно долгие пешие прогулки, запоминает то, что видит по дороге и может удержать в памяти несколько историй.
Мелкая моторика
Насколько должна быть развита мелкая моторика у ребенка 4-х лет:
- он может с легкостью продеть шнур через несколько отверстий;
- нанизывает разновеликие бусины на нить;
- способен показать комбинации из пальцев, объединяя их в группы;
- старается правильно взять в руку ложку, ручку, карандаш, кисточку для рисования и т.д.;
- обводит ручкой несколько точек, соединяя их в контур какого-либо предмета;
- разукрашивает рисунок, не выходя за пределы достаточно толстого контура (при этом вполне допустимо, если остаются не прокрашенные пустоты);
- может использовать трафарет;
- лепит из пластилина не только крупные, но и мелкие детали, соединяет их вместе;
- ровно вырезает ножницами по заданному контуру.
В целом развитие мелкой моторики способствует всестороннему развитию малыша, поэтому по-прежнему приветствуются разнообразные игры для ладошек и занятия прикладным творчеством.
В то же время многие психологи отмечают, что не стоит расстраиваться, если малыш не умеет держать ручку правильно. Следует мягко и терпеливо приучать его, чтобы в 5 лет он мог держать ручку так, как нужно.
Математика
Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:
- Малыш должен знать правильное расположение предметов: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине.
- Малыш должен знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
- Малыш должен знать все цифры от нуля до десяти, должен считать предметы в пределах 10-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой.
- Малыш должен уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности.
- Ребёнок в 4 года умеет уже понимать значение: меньше – больше, поровну.
- Малыш учится верно писать цифры, знакомиться с графическим образом числа.
Как способствовать развитию детей? Практические советы
Prostock-studio/Shutterstock.com
Все родители хотят, чтобы ребёнок рос здоровым и развивался в соответствии с возрастом. Естественным является и стремление стимулировать освоение новых навыков у детей. Какие условия будут способствовать развитию малыша и как их обеспечить?
- Годовалый ребёнок должен не менее 180 минут в день заниматься различной физической активностью любой интенсивности.
- Подвижность бодрствующего ребёнка не должна ограничиваться дольше, чем на час подряд, он не должен сидеть в течение продолжительного периода времени в колясках, детских креслах, переносках и эрго-рюкзаках. В эти периоды ребёнку нужно обеспечить общение со взрослым, например, почитать сказку, послушать складную речь.
- Годовалым детям не рекомендуется смотреть мультфильмы, проводить время с телевизором или гаджетами.
- Ребёнок в 12 месяцев должен иметь график сна и бодрствования, при этом на сон отводится не менее 11 часов в сутки.
Как развить у ребёнка крупную и мелкую моторику?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Занимайтесь лепкой и рисованием. Эти упражнения также способствуют развитию цветового восприятия и воображения ребёнка.
Играйте с песком. Это стимулирует творческую фантазию, восприятие форм и цветов. Коллективные игры в песочнице с другими детьми улучшают коммуникативные способности.
От того, насколько развита моторика детских рук и ног, зависит и речь ребёнка, так как основной метод познания в этом возрасте — сенсорный. Поэтому давайте ребёнку больше играть, используя самые разные вещи — от мячей до воды.
Как развить у ребёнка речь?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Как можно больше говорите с детьми. В год их уже можно знакомить с названиями одежды, предметов обихода, игрушек или животных.
Читайте каждый день. Это хорошо влияет не только на речь — книжки с яркими картинками и объёмными элементами стимулируют выработку пространственного мышления и фантазию.
Играйте в сюжетные игры. Регулярное общение в такой форме будет очень полезно.
Хорошо влияет на развитие речевых навыков общение с другими детьми.
Как укрепить иммунитет ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Занимайтесь плаваньем. Упражнения в воде помогают укрепить опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движения и иммунитет. Принесёт пользу даже купание в обычной домашней ванне с игрушками.
Практикуйте закаливание. Начните с проветривания во время смены подгузника и переодевания, постепенно переходя к поддержанию прохладной температуры в помещениях (оптимальные значения – 20-22 градуса). Затем продвигайтесь к опытам с водой – после горячей ванны поливайте ребёнка водой более низкой температуры (но не холодной!), обтирайте конечности, спину и грудь прохладной соленой водой.
Читайте больше про правила закаливания детей и подростков.
Годовалый возраст — важнейший период в жизни ребёнка, во время которого формируется фундамент для его дальнейшего роста и развития, как физического, так и психического
Очень важно, чтобы процесс протекал гармонично, в соответствии с общими педиатрическими стандартами. Однако все дети разные, кто-то начинает позже ходить, кто-то говорить, поэтому не стоит их искусственно стимулировать, подталкивая к тому, к чему они ещё готовы
Всему свое время! Задача родителя – мягко направлять малыша.
Физическое развитие
Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.
Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.
Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры
Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, — содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией
В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).
В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.
Адаптация в коллективе
Дети могут подолгу играть в одиночестве, однако, интереснее для них в этот период игры с ровесниками. Они охотно общаются и знакомятся. Заметно преобладание ролевых игр и занятия, где можно проверить свою ловкость и физические навыки.
В 4 года малыш может выступить в роли актёра, сыграв несложную роль в импровизированном спектакле, рассказав со сцены стихотворение или спев песенку. Лучшим поощрением в этом случае будут овации и похвалы.
В этом возрасте происходит разделение игровых предпочтений по половому признаку: мальчиков влекут машинки и самолёты, девочки тяготеют к куклам и играм в «Дочки-матери». Они любят наряжаться в красивые платья и любуются мамиными украшениями. Мальчишки стремятся стать папиными помощниками: с интересом перебирают инструменты, помогают в ремонте автомобиля или техники.
Умственное развитие
К четырем годам дети уже многое умеют. Малыши, которые ходят в детский сад или посещают развивающие занятия, обычно имеют больше интеллектуальных навыков, нежели их сверстники, сидящие дома.
Четырехлетний ребенок должен уметь следующее:
концентрировать внимание на текущем занятии в течение 7 минут;
знать свое полное имя, фамилию и отчество, а также имена членов семьи и домашний адрес;
помнить дорогу от дома до детского сада или другого места, куда он часто ходит со взрослыми;
запоминать и уметь пересказывать недавно произошедшие события;
собирать пазлы с крупными элементами;
хорошо ориентироваться в пространстве, различать право, лево, верх, низ;
запоминать основную сюжетную линию сказки, рассказа;
сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;
знать время суток, времена года, уметь рассказать, чем они отличаются друг от друга;
знать названия животных, предметов, деталей одежды и т.д.;
выполнять несложные задания по образцу;
раскрашивать картинки.
Развитие памяти, мышления, внимания напрямую зависит от того, насколько взрослые занимаются с малышом. В этом возрасте у детей преобладает образное мышление, а память напрямую связана с эмоциями: кроха лучше всего запоминает эмоционально значимые для него события.
Отличие девочек от мальчиков
Исходя из статистики, специалисты говорят, что девочки в физиологическом развитии немного опережают мальчиков в 1 год 4 месяца. На деле все индивидуально. Мальчики предпочитают игры с машинками, кубиками, оставляя куклы и кукольную посуду девочкам.
Малыши мужского пола уже в этом возрасте любят смотреть картинки с машинами, самолетами, мотоциклами. Девочки любят повторять поведение мам. Они любят посмотреть на себя в зеркало, пытаются расчесывать волосы себе, маме, папе, куклам.
В общей массе мальчики ленивее девочек. Многие позднее начинают говорить. Их активность больше направлена на движение, освоение пространства. При небольших отличиях в физическом развитии дети в 1 год 4 месяца имеют равный уровень поведенческой активности.
Нервно-психическое развитие ребенка
В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.
В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.
В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия
Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме
Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.
В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей, умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.
Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.
Мелкая моторика
Prostock-studio/Shutterstock.com
От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:
- раскрашивает картинки, не выходя за контур;
- старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
- обводит карандашом образцы, трафареты;
- запускает юлу;
- складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
- сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
- нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
- достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.
Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.
Психическое развитие детей в возрасте четырех лет
В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.
Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.
Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.