Автоматизация звукопроизношения

Консультация-практикум для родителей «автоматизация поставленных звуков в домашних условиях». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Что же такое автоматизация звука и зачем она нужна?

Организация: МАДОУ ЦРР №96

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Что же такое автоматизация звука и зачем она нужна?

Автоматизация звуков — это процесс выработки способности произносить звук без сознательного его регулирования.

Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения.

На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, то есть звуки, которые у ребенка еще не поставлены.

Для автоматизации звуков используются тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся у детей произносительных навыков.

Ваш ребенок, не выговаривает звук? Или несколько звуков?

Здесь нужна, конечно же, помощь логопеда.

Логопед начнет работу с подготовки органов артикуляции к произнесению звука. Подготовка заключатся в том, что бы те самые ораны артикуляции, сделать, как можно подвижнее и научить выполнять разные артикуляционные позиции языка без трудностей. На этом этапе логопед делает ребенку логопедический массаж и разучивает артикуляционную гимнастику.

Как только начинают получаться, нужные для вызывания звука упражнения, начинается второй этап — постановка звука.

Он достаточно трудоемкий и занимает у ребенка много сил и времени.

Ура! Звук поставлен!

Но почему ребенок не говорит его в словах?

«Произнеси РРРРР»: просят родители. Ребенок произносит: «РРРРРРР». Скажи Рыба. Ребенок произносит: «Ыба» Ребенок не говорит звук в словах, потому, что требуется автоматизация этого звука и введение его в речь. Это- третий и очень важный этап логопедической работы.

Что значит автоматизация? Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». И только многократное повторение звука даст возможность его ввести в речь.

Как важно на этом этапе быть внимательным к ребенку! Ребенок занимается с логопедом, занятия не являются легкими, ребенок вкладывает очень много усилий в эту работу и нуждается в дополнительном, поощрении со стороны родителей. Ребенок должен видеть и чувствовать, что его труд очень важен для родителей, они видят все его старания, помогают ему, и, конечно же, контролируют его речь

Обязательно контролируют! Это дает возможность говорить ребенку правильно не только на занятиях, но и дома в общении с родителями.

Потому — что автоматизация это непрерывный этап. Только при совместной работе логопед, ребенок, родитель наблюдается хорошая, положительная динамика. В итоге: счастливы все, счастлив ребенок, у него получается правильно и красиво говорить, он видит одобрение в глазах логопеда, родителей, его самооценка возрастает, он чувствует себя уверенно. Счастлив специалист, его труд заметен и приносит положительные плоды. Счастливы родители, они видят своего успешного уверенного в себе ребенка!

УСПЕХОВ НАМ ВСЕМ!!!))))

Приложения:

  1. file0.doc.. 30,5 КБ

Опубликовано: 15.04.2024

Что такое автоматизация звуков речи и для чего нужна?

Автоматизация звуков речи  — это процесс, в ходе которого человек обучается правильному произношению звуков и фонем, чтобы сформировать четкую и понятную речь. Она необходима для развития артикуляционной моторики, совершенствования навыков произношения звуков и улучшения коммуникативных навыков

Автоматизация звуков для детей имеет важное значение для развития речи и языка. Неправильное произношение звуков может создавать трудности в понимании и восприятии речи, а также отрицательно сказываться на самооценке и коммуникативных навыках ребенка

Процесс автоматизации звуков речи включает в себя специальные упражнения и тренировки, направленные на развитие артикуляционной моторики и правильное произношение звуков. Это может включать работу с учителем речи, логопедом или использование специализированных программ и приложений. Автоматизация звуков речи помогает сформировать четкую и понятную речь, улучшить навыки коммуникации и преодолеть возможные речевые проблемы.

Звук, который появился у ребенка, необходимо закрепить и ввести в речь. Иначе малыш его забудет.

Виды подходов к автоматизации звуков

Специалисты отмечают, что важным положительным фактором в логопедической работе является мотивация и заинтересованность ребенка. Классические занятия в виде урочной системы приводят к быстрой утомляемости и потере интереса к занятиям. Лучшим вариантом является построение сеанса в игровой форме с чередованием различных видов деятельности.

Игровые методы

Использование специальных пособий и дидактических игр наиболее эффективно при посещении сеансов логопеда. В домашних же условиях проще и удобнее использовать то, что в прямом смысле находится «под рукой».

Варианты игр:

  • «выбери игрушку». Из ряда игрушек ребенок должен выбрать тех, название которых начинается на нужный звук;
  • «кто выше». Для игры подойдут обычные кубики. Ставим один на другой, каждый раз называя слово на отрабатываемую букву;
  • «выбор наоборот». А теперь нужно выбрать предметы или игрушки, которые содержат нужный звук или слог в середине (конце) слова.

Упражнения на развитие моторики

Установленным фактом является прямая связь между развитием мелкой моторики и речевыми функциями. Поэтому игры и упражнения, связанные со стимулированием мускулатуры кисти, очень полезно использовать в рамках работы по автоматизации звуков.

Классические игры со шнуровкой, нанизывание бусин можно совместить с произнесением нужной фонемы:

  • Надеть на нитку столько бусин, сколько раз изучаемый звук будет произнесен педагогом в различных словах.
  • Продевать шнурок в отверстие одновременно в повторением нужного слога или буквы. Хорошо выполнять в команде — тот, кто ошибется, не делает «хода», а значит игра приобретает характер соревнования. Кто первый закончит шнуровку?
  • Эффективное и наглядное упражнение для автоматизации звука в слогах — «Здравствуй, пальчик!». На пальцы ребенку надо надеть бумажные колпачки с написанными звуками — главными и согласными. По заданию педагога нужные пальчики должны встретиться, чтобы ребенок мог озвучить получившийся слог.

Автоматизация звуков при помощи скороговорок

Переходить к этому этапу следует в том случае, когда звук уже четко и уверенно произносится в отдельных слогах и словах. В рамках введения нового звука в фразовую речь используются не столько сами скороговорки, сколько их упрощенный вариант — чистоговорки.

На этой стадии ребенку не следует стараться повторить фразу как можно быстрее. В логопедии работа строится по другому принципу. Сначала ребенок заучивает нужную фразу, а затем старается повторить ее правильно в медленном темпе. Наращивать скорость не рекомендуется во избежание возникновения стойких ошибок.
Обязательно вначале четкое проговаривание чистоговорки педагогом или родителями, чтобы ребенок мог слышать правильное звучание и видеть артикуляцию.

Логоритмика для автоматизации звуков

О пользе занятий логоритмикой известно достаточно давно. Объединение определенных движений с речевым материалом не только стимулирует развитие речи, но и делает уроки живыми, интересными для учащихся. Кроме того, современные дети крайне нуждаются во включении здоровьесбергающих элементов во все виды занятий.

Речевые игры с мячом, ритмичные движения под музыку с заучиванием нужного лексического материала позволяют детям незаметно для себя формировать правильное произношение звука. Помимо этого, в процессе игры развиваются столь нужные качества как чувство ритма, правильное речевое дыхание и координация.

Занятия на персональном компьютере в рамках автоматизации звуков

Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволяют увеличить эффективность занятий. Заинтересованность ребенка, индивидуальный подход к каждому, наглядность заданий и активная работа детей в упражнениях дают хороший результат в работе над закреплением в речи поставленного звука.

Используются различные виды игр:

  • «Разложи слова по схемам». Ребенку требуется определить, в каком месте слова находится изучаемый звук или слог, и разместить его в нужном столбце.
  • Составление предложений с использованием нужных слов по предметным картинкам
  • Специальные программы для работы логопедов с детьми, имеющими различные нарушения речи.
  • Компьютерные игры для домашнего использования (будет лучше, если их порекомендует ваш логопед).

Для того, чтобы повысить эффективность занятий, улучшить мотивацию детей и стимулировать их речевую деятельность, специалистами используются как традиционные, так и инновационные способы работы. Широко применяются такие методы как:

  • сказкотерапия;
  • мнемотехники;
  • биоэнергопластика;
  • песочная терапия и др.

Однако при выборе методики на первом месте всегда находится ребенок. Индивидуальный подход, учет личных особенностей — главный залог успеха.

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 267

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1022

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Рекомендации родителям

Может потребоваться автоматизация звуков с логопедом, что позволит в короткие сроки исправить речь. В любом случае, прежде чем применять автоматизацию, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалист расскажет, каким образом использовать данный метод и какие конкретные звуки нужно усиливать

Важно использовать технические средства, которые позволяют проигрывать звуки, которые предварительно записываются. Занятия должны проводиться регулярно

Звуки нужно повторять много раз, чтобы дети могли научиться правильно воспроизводить их.

Следите за прогрессом ребенка. Записывайте или сохраняйте аудиозаписи занятий и периодически прослушивайте их, чтобы оценить, как хорошо ребенок прогрессирует. Если вы замечаете, что ребенок исправил свои ошибки и стал лучше воспроизводить нужные звуки, поощряйте его и продолжайте работу. Также понадобятся различные игры и упражнения для стимуляции моторики речи. Автоматизация звуков может быть более эффективной, если ребенок активно участвует в различных заданиях. Например, вы можете предложить повторять звуки, пока он делает различные движения, такие как прыжки или махание руками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: