Дислалия: виды дефектов произношения звуков и способы коррекции

Озвончение согласных: примеры

Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают

Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот — парный

Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие — он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!).

Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема — это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» — приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» — мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» — вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее.

Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы — служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации — это все случаи озвончения.

Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог — служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее.

Озвончение согласных: примеры

Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают

Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот — парный

Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие — он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!).

Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема — это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» — приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» — мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» — вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее.

Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы — служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации — это все случаи озвончения.

Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог — служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее.

Основные понятия фонетики русского языка

Самое главное в данной дисциплине — звуки. У них нет никакого значения (в отличие от целых слов), но они помогают отличать друг от друга разные слова и формы слова: пел — пил, дом — дома — домой и так далее. На бумаге для обозначения звуков используются это называется транскрипцией.

Звуки бывают Первых всего десять, их произносить легче, чем согласные: воздух спокойно проникает через рот. Гласные можно растягивать, выкрикивать, пропевать. Когда артисты поют, они тянут как раз эти звуки. Именно от их количества зависит, сколько слогов в слове. А бывают слова, состоящие исключительно из гласных (например, союзы или предлоги).

Согласных — 21, при их выговаривании воздух наталкивается на препятствие: либо в виде щели, либо в виде смыкания. Это два способа образования согласных звуков. Щель получается при приближении языка к зубам. Так произносятся звуки «с», «з», «ж», «ш». Это шумные звуки, они издают шипение либо свист. Второй способ — это когда смыкаются губы. Такие звуки не растянешь, они резкие, короткие. Это «п», «б», «г», «к» и прочие. Зато они очень чувствуются.

Так же, как и по твердости и мягкости, согласные могут составлять пары по звонкости и глухости. Отличить их просто: звонкие произносятся звонко, глухие — глухо. Это такие пары, как «б» — звонкая, и «п» — глухая; «д» — звонкая, и «т» — глухая. Всего подобных комбинаций шесть. Есть, кроме того, пять согласных, у которых отсутствует пара. Они всегда остаются звонкими. Это «л», «м», «н», «р» и «й».

Складываясь в различные слова, составляя фразы, звуки приобретают множество свойств. Такое, например, как озвончение и оглушение согласных. Как же оно происходит?

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки — достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя «соседей» и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться). Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то — типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного. В любом случае изменения звуков в потоке речи — явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

Основные понятия фонетики русского языка

Самое главное в данной дисциплине — звуки. У них нет никакого значения (в отличие от целых слов), но они помогают отличать друг от друга разные слова и формы слова: пел — пил, дом — дома — домой и так далее. На бумаге для обозначения звуков используются это называется транскрипцией.

Звуки бывают Первых всего десять, их произносить легче, чем согласные: воздух спокойно проникает через рот. Гласные можно растягивать, выкрикивать, пропевать. Когда артисты поют, они тянут как раз эти звуки. Именно от их количества зависит, сколько слогов в слове. А бывают слова, состоящие исключительно из гласных (например, союзы или предлоги).

Согласных — 21, при их выговаривании воздух наталкивается на препятствие: либо в виде щели, либо в виде смыкания. Это два способа образования согласных звуков. Щель получается при приближении языка к зубам. Так произносятся звуки «с», «з», «ж», «ш». Это шумные звуки, они издают шипение либо свист. Второй способ — это когда смыкаются губы. Такие звуки не растянешь, они резкие, короткие. Это «п», «б», «г», «к» и прочие. Зато они очень чувствуются.

Так же, как и по твердости и мягкости, согласные могут составлять пары по звонкости и глухости. Отличить их просто: звонкие произносятся звонко, глухие — глухо. Это такие пары, как «б» — звонкая, и «п» — глухая; «д» — звонкая, и «т» — глухая. Всего подобных комбинаций шесть. Есть, кроме того, пять согласных, у которых отсутствует пара. Они всегда остаются звонкими. Это «л», «м», «н», «р» и «й».

Складываясь в различные слова, составляя фразы, звуки приобретают множество свойств. Такое, например, как озвончение и оглушение согласных. Как же оно происходит?

Озвончение согласных: примеры

Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают

Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот — парный

Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие — он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!).

Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема — это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» — приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» — мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» — вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее.

Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы — служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации — это все случаи озвончения.

Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог — служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее.

А как у других?

Самый распространенный в мире язык — английский — имеет свои особенности в фонетике, как и любой другой язык. От русской фонетики британскую отличает следующее:

  1. В России гласные не делятся на долгие и краткие, а в Англии — делятся.
  2. Согласные в английском язык всегда произносятся твердо, а в русском могут смягчаться.
  3. Английские согласные никогда не оглушаются, потому что это может поменять смысл целого слова.

Неважно, школьник ты или взрослый, но если ты живешь в России, ты должен уметь правильно выражать свои мысли и знать особенности родного языка. Ведь наш язык — наше богатство!. Замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

Замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

1) в коце слова. Оглушение конечного звонкого происходит:

а) перед паузой. Набрать букет роз (рос);

б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным согласным, а также (в) и (j). Род средний (рот), прав он (праф), рожь растет (рош), cад ваш (сат), слаб я (слап);

2) в середине слова перед глухим согласным. Гладко (глаткъ). см.
ассимиляция регрессивная.

  • — нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие — затруднено, а действия — заторможены…

    Психологический словарь

  • — Синдром нарушенного сознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и замедленным образованием ассоциаций, затруднением их течения…

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • — I Оглуше́ние форма помрачения сознания, характеризующаяся повышением порога всех внешних раздражителей, замедлением и затруднением течения психических процессов, скудостью представлений, неполнотой или…
  • — форма помрачения сознания, характеризующаяся повышением порога всех внешних раздражителей, замедлением и затруднением течения психических процессов, скудностью представлений, неполнотой или отсутствием…

    Большой медицинский словарь

  • — рауш-наркоз, возникающий при ингаляции паров эфира…

    Большой медицинский словарь

  • — нарушение деятельности сознания, характерное резким повышением порога восприятия для всех внешних воздействий; при этом восприятие затруднено, а действия заторможены…

    Большая психологическая энциклопедия

  • — термин, объединяющий ряд независимых друг от друга изменений в способе артикуляции согласных при переходе их из индоевропейского праязыка в прагерманский и из западногерманского в верхненемецкий язык. В…

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • — историческое изменение артикуляции группы согласных одного способа образования…

    Большая Советская энциклопедия

  • — см. согласные звуки…
  • — Качество согласных, обусловленное наличием дополнительной средненёбной артикуляции, которая соединяется с основной артикуляцией согласных, что резко повышает характерный тон и…

    Словарь лингвистических терминов

  • — Замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях: 1) на стыке Морфем: сбор, сделка; 2) на стыке предлогов со словом: к дому, с дачи; ,.—, 3) на стыке слова с частицей: дочь бы…

    Словарь лингвистических терминов

  • — Один из видов живых чередований. Изменение звуков в речевом потоке, обусловленное ассимиляцией по звонкости – глухости. Например, звонкого согласного в конце слова: миллион алых роз…
  • — оглуше́ние ср. 1. процесс действия по гл. оглушать, оглушить II 2. Результат такого действия…

    Толковый словарь Ефремовой

  • — оглуш»…

    Русский орфографический словарь

  • — См. devocalizzazione…

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • — Смягчение согласных путем добавочного участия в артикуляции средней части языка. Например: нь, ль. Палатализация – один из видов дополнительной артикуляции…

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Слайд 8В качестве исходного звука для постановки щелевых [з] и [ж]

можно использовать звук . В произнесении этого звука проблем нет,

он произносится правильно и звонко.Но бывают случаи, когда звук все-таки отсутствует, то тогда его можно попробовать поставить от звука включением голоса (ф —» в). Если и этот прием результатов не дал, то ребенку можно предложить держать губы не полностью сомкнутыми на озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении такого упражнения периодически нужно широко открывать рот, в результате чего должны получаться звуки . После такого приема артикуляцию звука необходимо уточнить перед зеркалом.

Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное . Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.

А как у других?

Самый распространенный в мире язык — английский — имеет свои особенности в фонетике, как и любой другой язык. От русской фонетики британскую отличает следующее:

  1. В России гласные не делятся на долгие и краткие, а в Англии — делятся.
  2. Согласные в английском язык всегда произносятся твердо, а в русском могут смягчаться.
  3. Английские согласные никогда не оглушаются, потому что это может поменять смысл целого слова.

Неважно, школьник ты или взрослый, но если ты живешь в России, ты должен уметь правильно выражать свои мысли и знать особенности родного языка. Ведь наш язык — наше богатство!. Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи — явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по «языковому», филологическому профилю, но и логопеды и их посетители

Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего. А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи — явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по «языковому», филологическому профилю, но и логопеды и их посетители. Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего. А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить «дуб», «зуб», «огород». Вариантов можно указать немало. В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость. Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков. Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника. Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи — ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную. Пример полной ассимиляции можно найти в слове «сшить», где звук «с» в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку «ш». К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести «д» в слове «подкоп». Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную. Первая — влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно — наборот.

Особенности звукопроизношения у детей с дислилией у старшего дошкольного возраста

Организация: ГБОУ школа-интернат №68 г.Санкт-Петербурга, СП «Детский сад»

Населенный пункт: г.Санкт-Петербург

Звукопроизношение – процесс образования звуков, который осуществляется отделами речевого аппарата, такие как дыхательный, голосообразовательный и звукообразовательный. Звукопроизношением занимались лингвисты — Р. А. Аванесов, Г. О. Винокур, В. А. Богородицкий, И. Л. Бодуэн де Куртене, А. Н. Гвоздев, Л. Р. Зиндер, А. А. Потебня, Ф. де Соссюр, А. И. Томсон, Л. В. Щерба.

Звукопроизношение развивается в онтогенезе постепенно, сначала появляются гласные и губно- губные согласные, потом губно-зубные согласные и простые переднеязычные звуки, заднеязычные и среднеязычные звуки, затем звуки из группы свистящих, шипящих и сонорных. К концу дошкольного возраста все звуки у ребенка должны быть сформированы, чтоб не было трудностей в школе.

Дислалией называется нарушение произношения звуков, не связанное с нарушениями слуха или повреждениями головного мозга. Дислалию изучали ученые такие как: Б. М. Гриншпуна, В. А. Олтушевский, Е. Ф. Pay, А.М. Смирнова, И. Франк, М. Е. Хватцев и другие.

Нарушения звукопроизношения у детей с дислалией могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, в их искажениях и заменах. В соответствии с характером произношения выделяют следующие группы:

сигматизм (это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков),

ротацизм (это дефектное произношение звуков , не соответствующее фонетическим нормам русского языка),

ламбдацизм (это фонетическое нарушение, выражающееся в ненормативном произношении и ) ,

дефекты произношения заднеязычных звуков ( названия каппацизм — звуков к и к;,

гаммацизм — звуков г и г;, хитизм — звуков х и х;), дефекты оглушения или озвончения ( это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими и наоборот),

дефекты смягчения (это постоянные, регулярно повторяющиеся замены мягких согласных соответствующими твердыми парами и наоборот).

В связи с актуальностью данной проблемы было решено провести исследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, с целью выявить нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией.Работа по коррекции звукопроизношения у детей с дислалией должна осуществляться в соответствии с целью работы – коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, задачами и принципами логопедического воздействия и с применением основных методов логопедической работы.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения

разделяется на три основных этапа:

1. Постановка звука

2. Автоматизация звука

3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним

Для стойкой положительной динамики должен прикладывать усилия н только логопед, но и родители. Их задача – контролировать речь ребенка в обычной жизни.

Список литературы

  1. Aндpeйчeнкo Л.H. Pyccкий язык. Фoнeтикa и фoнoлoгия. Opфoэпия. Гpaфикa и opфoгpaфия. — M., 2003. -94с.
  2. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. —— СПб: Питер, 2009. — 370с.
  3. Учителю о нарушениях речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.В. Мазурова\\ Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 59 с.
  4. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
  5. Якунина О. В.Фонетические основы логопедии: учебно-методическое
  6. Пособие для логопедов / О.В. Якунина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015. – 63 с.
Опубликовано: 26.09.2023

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение — процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

В том случае, если оглушение — логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с неправильной работой голосовых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:

  • работа над щелевыми звуками;
  • работа над последовательностью взрывных звуков.

Слайд 11 При непрерывном звучании гласных звуков [э] ([ы]) и

органах речи в артикуляционном укладе для звука на длительном

выдохе многократно выдвинув кончик языка вперед, краями немного касаясь верхних и нижних резцов, так чтобы воздух проходил через межзубное пространство, можно получить отчетливый звук .

Звук можно получить при длительном произнесении звука и включении голосовых связок. Возможен вариант постановки звука от звонкого . Для того, чтобы приблизить артикуляционный уклад звука к звуку необходимо при произнесении звука , медлен-но, не теряя дрожания, поднять язык вверх. Для поднятия языка можно использовать механи-ческую помощь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: