Нарушения эмоционально-волевой сферы

Нарушение эмоционально-волевой сферы: какие бывают

Формирование эмоционально-волевой сферы

Дошкольный возраст

  • Нормальное развитие. Интернализация норм и правил поведения; эмоциональная саморегуляция; побуждения и торможение действий регулируется реальными внешними стимулами. Внешняя произвольная регуляция сформирована; внутренняя произвольная регуляция продолжает свое развитие.
  • Нарушенное развитие. Избирательно сформирована внешняя произвольная регуляция (реакция на яркие стимулы). Сопротивление предъявляемым требованиям; нарушение эмоциональной регуляции (импульсивность, лабильность), гиперактивность.

Младший школьный возраст

Нормальное развитие

Инициативность при выборе цели, самостоятельность; формируются произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Преобладание произвольности волевой регуляции всех психических процессов.

Нарушенное развитие

Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Нарушение внимания порождает низкую успеваемость в процессе обучения, в других видах деятельности (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). Минимальный уровень осознанности реакций в момент совершения действий свидетельствует о дефиците эмоционально-волевой регуляции, следствием чего является дезадаптивное поведение.

Подростковый возраст

  • Нормальное развитие. Развитие самосознания и самооценки, появляется чувство взрослости, идентификации с группой значимых сверстников, чувства собственного достоинства. Механизмы волевой регуляции недостаточно сформированы. Преобладание возбуждения над торможением, низкая выдержка, самообладание.
  • Нарушенное развитие. Эмоциональная неустойчивость, напряжённость, повышенная возбудимость. Трансформация эмоциональных состояний проецируется в устойчивых шаблонах поведения, которые также носят бесконтрольный характер. Недостаточная настойчивость в деятельности, слабо регулируемая активность, импульсивность. Несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении поручений.

Компоненты

Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.

Наименование Краткая характеристика Примеры
Эмоции Простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление)
Чувства Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
Настроение Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное.
Воля Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели

Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.

Развитие волевых качеств

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.

Помогут в достижении цели следующие правила.

Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними

Постепенно уровень повышается.
Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

Научить малыша ставить цель и достигать ее поможет веселая игра «Котенок». Детям дается задание представить, что домой принесли котика, – один из них на время перевоплощается в животное. Другие должны позаботиться о нем. Дети поставят цель (стать котенком или ухаживать за ним) и предпримут определенные действия для ее достижения. Подвижные и настольные игры с правилами также станут отличным подспорьем родителям.

Игра «Да и нет» также поможет развитию волевых качеств. Суть ее проста – малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь маму?», «Тебя зовут Маша?», его задача – давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».

Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Мама дает ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просит его найти и вычеркнуть все буквы «А».

Эмоциональная сфера личности

Эмоциональная сфера личности включает весь спектр эмоций, которые отражают личную значимость познания с помощью вдохновения, одержимости, пристрастности и интереса. Структуру эмоциональных процессов необходимо отличать от структуры познавательных процессов. В состав эмоций включены такие проявления:

  • Настроение,
  • Чувства,
  • Аффект,
  • Страсть,
  • Стресс и др.

Наиболее мощной эмоциональной реакцией считается аффект, который способен полностью захватить психику человека. Он как бы сплавляет основной воздействующий раздражитель со всеми смежными раздражителями. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, который предопределяет единую реакцию на ситуации через сопутствующие ассоциации (движение).

Эмоциональная сфера включает также настроение, которое представляет собой эмоциональное «хроническое» состояние, способное окрашивать поведение человека. Оно относится к слабо выраженным положительным или отрицательным эмоциям, которые существуют в течение долгого времени.

Чувство представляет собой высшую, культурно-обусловленную эмоцию личности. Оно связано с некоторым социальным объектом и является устойчивым психическим состоянием, обладающим четким и выраженным предметным характером. Чувства человека призваны для выражения устойчивого отношения к определенным объектам реального или воображаемого мира. Конкретная отнесенность чувств может проявляться через то, что человек не способен переживать чувство вообще. Например, он не в состоянии испытать чувство любви тогда, когда у него нет объекта для этого.

Страсть представляет собой сильно выраженную увлеченность человека каким-либо объектом. Она связана с глубокими эмоциональными переживаниями и относится к определенному объекту. Страсть отличается от аффекта тем, что это более длительное состояние, проявляющееся в качестве реакции не только на свершившиеся события, но и на вероятные (вспоминаемые).

Стресс — это составляющая эмоций, которая имеет очень важное значение в жизни. Он представляет собой состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, которое связано с отсутствием способности целесообразно и разумно действовать в неожиданной и напряженной обстановке

Компоненты эмоций

Сутью эмоции является процесс субъективной оценки воспринимаемой ситуации как переживание ее значимости к потребностям индивида. Возраст, уровень интеллекта, профессионализм, жизненный опыт не имеют ровно никакого значения. Любая ситуация будет оценена как значимая или незначимая для удовлетворения наших потребностей. Значимость отражается в эмоциональном тоне ощущений – положительном или отрицательном. Это именно психологический компонент эмоций.

Давайте посмотрим, что происходит при этом на биологическом, или соматовегетативном, уровне. Психологическая значимость события сопровождается целым рядом физиологических проявлений: изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачков и пр., а также изменением экспрессии – мимики, пантомимики, голоса. Процесс этот, уже доказано, являются двусторонним – то есть эмоции вызывают соматовегетативные изменения, но и соматовегетативные изменения способны вызвать соответствующие эмоции.

Задействуется моторный компонент – автоматически в организме происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. То есть переживаемая эмоция может усилить или прекратить нашу текущую деятельность. Отсюда использование эмоции в воспитании человека – положительные эмоции побуждают субъект к их достижению и сохранению, отрицательные стимулируют избегание вредных воздействий.

О волевом компоненте можете почитать здесь.

Развитие эмоциональной сферы

Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику

В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир

Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь

Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.

  • Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый дает малышу установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку.
  • Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребенок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.
  • Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.

Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.

Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы

Подходы

Идею связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л. С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека»

Эту идею развивает Е. О. Смирнова. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям».

Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции на этом этапе связаны так же с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над формированными психическими новообразованиями.

Интересный подход в понимании природы волевого усилия в регуляции деятельности развивает в настоящее время В. К. Калин. Он выделяет особую внутреннюю активность человека, проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных условиях — как развёрнутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком. В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. В. Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты

Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь

Устранение расстройств

Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.

Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.

«Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней

При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.

«Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми

Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.

«Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.

«Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).

Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания. Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр


Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.

  • Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
  • Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
  • Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
  • Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
  • Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.

Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.

Отличия эмоций от познавательных психических процессов

Эмоции не являются познавательным процессом, т.к. не отражают свойства и характеристики внешней среды. Но отражая субъективную значимость ситуации для человека, они обладают следующими отличительными свойствами:

  • полярность – каждая эмоция обладает одновременно положительным и отрицательным знаком. Радость-печаль, веселье-грусть, счастье-горе. Чем сложнее эмоциональное чувство, тем чаще полярности одной и той же эмоции образуют сложные противоречивые единства. Например, любовь к ребенку всегда сопровождается переживанием за него.
  • энергетическая насыщенность – Фрейд ввел в психологию понятие “энергии” именно в контексте эмоций. Каждая эмоция вызывает у нас напряжение и разрядку. По этому принципу эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции характеризуются повышением активности (полюс эмоции неважен – и радость, и злость будут одинаково толкать нас к действию). Астенические эмоции сопровождаются понижением активности (например, печаль, но полюс тоже неважен).
  • интегральность (=целостность) – эмоция охватывает человека целиком: все психофизиологические системы, весь организм, саму личность, все ее переживания.
  • неотделимость от других психических процессов – эмоции вплетены в психическую жизнь человека и сопровождают все без исключения психические процессы. Например, в ощущении они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятно-неприятно). В мышлении – как интеллектуальные чувства (интерес, вдохновение и др.).

Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.

Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.

Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи

Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности

Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.

Особенности эмоций

Отношение личности к окружающему миру не только понимаются ею, но и проявляются через действия, переживаются в виде эмоций. Эмоции представляют собой одну из форм отражения сознанием реального мира. Восприятие способно отражать реальный мир в случае непосредственного его действия на органы чувств, а мышление опосредствованным образом отражает связь и отношения между предметами и явлениями. При этом эмоциональная сфера отвечает за предметы не сами по себе, а за отношение человека к ним.

Человек не только переживает эмоции, но и выражает их с помощью телесных проявлений. Проявления тела включают:

  • Мимику (например, изменение положения губ, бровей);
  • Пантомимику (например, жест, поза);
  • Тон голоса (вокальная мимика);
  • Вегетативные явления (например, изменение частоты сокращения сердца, учащение дыхания, покраснение, побледнение, изменение тонуса мышц, дрожь, потоотделение);
  • Глубокие биохимические изменения в организме (например, выделение адреналина, рост уровня сахара в крови, появление белка в моче).

Наблюдение за соответствующими телесными проявлениями эмоций способствует их изучению. Тем не менее, не в любом случае можно обозначить содержание и особенности переживаемых чувств.

Эмоции (эмоциональные переживания) представляют собой различные человеческие реакции. Это могут быть бурные взрывы страсти или тонкие оттенки настроения. В психологии эмоции обозначаются в качестве процессов, которые способны отражать личную значимость и оценку ситуаций внешнего и внутреннего мира.

Самая существенная черта эмоций представлена их субъективностью. Если восприятие и мышление помогают личности осуществлять более или менее объективное отражение окружающего мира, не зависящего от нее, то эмоции предназначены для того, чтобы отражать субъективное отношение человека к самому себе и к миру вокруг.

Волевая сфера личности

Волевая сфера личности включает совокупность волевых качеств, которые характеризуют личность человека. Она отражает способность достигать поставленную цель в условиях трудностей реальной жизни. Основные качества волевой сферы представлены силой и стойкостью воли, целеустремленностью.

Сила воли является степенью необходимого волевого усилия, которое личность проявляет для достижения желаемых целей. Качество начинает проявляться в трудностях, которые человек должен преодолевать.

Стойкость воли заключается в уровне постоянства и повторений усилий, которые человек прилагает для достижения цели в течение долгого промежутка времени. Стойкость может проявлять практически любая личность, которая оказывается в условиях, вынуждающих ее выдержать удар судьбы. Постоянно противостоять условиям судьбы может только тот человек, который отличается стойкостью воли.

Целеустремленность представляет собой степень осознанности и четкости представления целей. Она проявляется как упорство, с которым люди преодолевают препятствия при ее достижении. Ближайшее «окружение» воли в качестве личностного качества, благодаря которым она проявляется, включает следующие черты: самостоятельность, самообладание, стойкость, самоограничение, решительность, уверенность в себе. Она состоит из настойчивости, напористости, выдержки, обязательности, инициативности, смелости, терпеливости и упорства.

Волевые качества этой сферы могут проявляться и в прочих характеристиках личности (например, склонности к риску, локусе контроля).

Современный взгляд на коррекцию

Всем известно, что профилактические меры обходятся намного дешевле, чем последующее лечение заболеваний. Это актуально и для психологического состояния. Не допустить нарушения эмоционально-волевой сферы помогут следующие советы:

  • Если у человека, будь то ребенок или взрослый, проявляются признаки эмоциональной травмы, то окружающие должны проявлять спокойствие и доброжелательность.
  • Нельзя держать переживания в себе, нужно почаще делиться с ближними.
  • Физический труд и творчество, в частности рисование, — отличная профилактика от психологических проблем.
  • Нормальный режим дня обеспечит здоровье.
  • Стоит обходить стороной ситуации с гарантированным стрессом и держать под контролем переживания.

Не надо первому встречному изливать душу и делиться переживаниями. Нужно понимать, кому и что можно рассказывать. В идеале должен быть такой человек, с которым можно без опаски делиться наболевшим, он точно выслушает и поможет по мере сил.

В чем заключается нарушение эмоционально-волевой сферы у взрослого?

У человека наблюдается сбой во всей цепочке от генерирования желаний до достижения целей. При этом он не способен построить планы и оценить последствия своих действий. Нередко патология сопровождается ограничением способности управлять какой-то частью тела — так называемый синдром «чужой конечности».

В чем заключается нарушение эмоционально-волевой сферы у детей?

Если у ребенка наблюдаются аутические симптомы, но при этом нет оснований для постановки неврологического или психиатрического диагноза, то состояние относят к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Хотя со стороны центральной нервной системы никаких выраженных патологий не выявляется, отклонения эмоционального характера, сопровождающееся неспособностью к адекватным действиям, являются достаточно серьезным препятствием полноценному развитию ребенка.

Почему возникают эмоционально-волевые нарушения?

На фоне продолжительного или хронического стресса, психологической травмы, гиперопеки или полной бесконтрольности, психоастении (при этом состоянии у человека проявляется аномальная самокритичность) нарушается эмоционально-волевое поведение. Помимо этого, причиной могут стать сбои эндокринной системы и серьезные авитаминозы. При наличии каких-либо симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы следует обращаться к специалистам для коррекции. Нормальный эмоциональный фон необходим во всех сферах человеческой жизни. Если возникают сбои, то ухудшается психическая активность и в результате само качество жизни. Особую опасность представляют длительные тревожные состояния, депрессии, эмоциональный стресс, биполярное расстройство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: