Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

Логоритмика для детей 4 лет

Для 4-летнего ребенка первостепенную важность имеет физическое развитие, совершенствование двигательных навыков. Также важно учить дошкольников правильному общению, красивому произношению, четкому проговариванию звуков

Делай, как животные

Предложите воспитанникам имитировать движения и звуки разных животных. Например, как ходит и рычит медведь – дети отвечают «р-р-р», при этом двигаются вразвалочку косолапыми шагами. Или, как летит и кричит гусь – игроки отвечают «га-га-га», при этом широко размахивают руками.

Иду-плыву-лечу

Услышав слово «земля», дети топают по полу. При слове «вода» они делают движения руками, словно плывут. А при слове «воздух» взмахивают руками, как птицы при полете.

Овощи

Показывайте воспитаннику иллюстрации овощей, при этом произносите их названия четко по слогам: по-ми-дор, ка-ба-чок, ре-дис, ку-ку-ру-за. Ребенок должен хлопать в ладоши после каждого услышанного слога.

Покорми птиц

Для игры по логоритмике нужно подготовить зерно, горох и небольшие камушки, а также 6 емкостей. Предложите воспитаннику покормить птиц, прилетевших к кормушке. Для этого он должен переложить зерно, горошины и камушки в другую тару. Сначала малыш делает это одной рукой, затем другой, потом двумя. Далее использует только пальцы: большой с указательным, затем со средним, с безымянным и, наконец, с мизинцем.

Поезд

Дошкольники имитируют вагоны поезда: становятся друг за другом, сгибают руки в локтевом суставе, прижимают к бокам, ладони сжимают в кулаки. Начинают двигаться под музыку в соответствующем ритме, топая ногами и одновременно совершая круговые движения руками. Темп музыки меняется, вслед за ним дети меняют скорость движений.

Автомобиль

Дети отвечают на вопросы, сопровождая ответы соответствующими действиями:

  • как гудит автомобиль – «би-би-би» – дети давят кулаком о раскрытую ладонь другой руки;
  • как шумит мотор – «ж-ж-ж» – делают круговые движения руками, словно управляют рулем;
  • как мы быстро едем – «р-р-р» – громко и быстро стучат ногами о пол;
  • как шины шуршат об асфальт – «ш-ш-ш» – дети трут ладони одну о другую;
  • как вертятся колеса – «та-та-та» – делают круговые движения руками в одну сторону.

Логопедическая ритмика для дошкольного возраста

Что развивает логоритмика?

  • Крупную моторику. Выполняя различные упражнения, малыш постепенно начинает контролировать свое тело, учится прыгать, бегать, наклоняться и пр.
  • Координацию движений. Происходит освоение новых движений, развивается ловкость, чувство равновесия, баланса.
  • Физические навыки. Ребенок постепенно становится более активным, гибким, выносливым, укрепляется опорно-двигательный аппарат.
  • Воображение и речь. Веселые стишки или песенки создают игровую ситуацию, позволяют крохе фантазировать, погружаться в определенный сюжет и становиться его активным участником. Попутно происходит пополнение словарного запаса, развитие образного мышления.
  • Память. В процессе выполнения упражнений ребенок осмысляет текст, пытается его запомнить, воспроизвести.
  • Чувство темпа и ритма.Постепенно формируется умение чувствовать музыкальный ритм, подстраиваться под определенный темп (медленный или быстрый), происходит развитие музыкальных способностей.
  • Коммуникативные навыки. Малыш учится взаимодействию и общению, пытается согласовывать свои движения с движениями взрослого или других детей, наблюдает за их эмоциями, реакциями.

Правила успешных занятий логоритмикой

  • Хорошее настроение ребенка.Обязательно учитывайте расположение духа крохи, не заставляйте его заниматься без желания.
  • Длительность не более 5-10 минут. Оптимальное время проведения зарядки – 2-3 минуты. Если ребенок вовлекся в процесс, можно продлить занятие до 10 минут. Старайтесь не превышать это время, чтобы избежать переутомления вашего чада.
  • Интересная тематика. Выбирая тематику упражнений, учитывайте интересы малыша, его возрастные особенности. Отдавайте предпочтение простым и понятным стихам и песенкам с увлекательным сюжетом.
  • Простота выполнения. Движения должны быть простыми и доступными для ребенка.

ВАЖНО!

С детками примерно до полутора лет необходимо практиковать ритмичную ходьбу, отстукивание ритма по различным поверхностям, танцы, хлопки в ладоши, топот ножками, поднимание и опускание рук. В дальнейшем занятия можно постепенно усложнять и насыщать новыми элементами.

Как строится занятие по логоритмике

Многие дети с самого детства настороженно относятся к слову «занятия», поэтому лучше называть логоритмические упражнения игрой. А, как известно, в каждой игре существуют свои правила и особенности.

Итак, разберём «правила» логоритмики:

  1. Занимайтесь регулярно. Лучше — в одно и то же время.
  2. С креативом подойдите к оформлению игрового пространства. Такие занятия должны ассоциироваться у ребёнка с весельем и радостью, чтобы в следующий раз карапуз сам предложил вам поиграть подобным образом. Продумайте декорации, красочно оформите методический материал, подберите яркую одежду, возможно даже – карнавальные костюмы.
  3. Используйте музыку. Это — необходимая составляющая обучения. Включите малышу его любимые песни из мультфильмов, познакомьте с классическими произведениями, написанными специально для детей.

  4. Подбирайте занятия по силам ребёнка. Выбирая задания, ориентируйтесь на возраст и развитие вашего чада.
  5. Будьте терпеливы. Если ребёнку сложно выполнять какие-то упражнения, наберитесь терпения и доведите нужный «элемент» до совершенства. Если задание совсем не поддаётся выполнению, на время исключите его из программы урока.

  6. Не ругайте ребёнка. Даже если кроха пассивен или слишком медленно делает упражнения. Все дети разные, и каждый требует индивидуального подхода. И потом — может быть, малышу просто неинтересно? Попробуйте поменять «программу».
  7. Придерживайтесь единого ритма музыки, движений и речи. Это главный принцип, который вам нужно соблюдать.

В чём польза логоритмики

Умственные и физические способности должны развиваться в тандеме. Учёные уже давно доказали, что заболевания психо-эмоциональной сферы вылечиваются быстрее, если в комплекс корректирующих мер включены физические упражнения.

Когда мозг получает сигналы от различных систем организма, он начинает работать активнее, что оказывает положительное влияние и на развитие речевого аппарата. К тому же, такой фитнес помогает малышу освободиться от накопившейся энергии, улучшить осанку, научиться правильному темпу дыхания и речи. Слишком пассивные дети становятся более подвижными, а супер активные малыши — учатся справляться со своей энергией. Поэтому логоритмика будет полезна всем детям без исключения! Кто же откажется от весёлого времяпрепровождения?

Тем более что методика помогает:

привести в норму темп и ритм речи;
развить слуховое внимание;
развить фонематический слух – необходимый для обучения в школе навык;
развить мимику;
увеличить словарный запас;
раскрепостить тело;
избавиться от зажимов.

Примеры логоритмических упражнений

Предлагаем Вам несколько упражнений, которые подойдут для самых маленьких деток. 

Упражнение «Дождик»

С неба дождик как-кап-кап,

Намочил и мам, и пап,

Катю, Сашу, Лешу,

Таню и Сережу! (постукиваем пальцем по ладошке)

А по крыше «трам-пам-пам»

Бьют как будто в барабан! (стучим по поверхности или хлопаем в ладоши)

По земле ручьи бегут,

Лужи под ногами «хлюп»! (интенсивно топаем ногами)

Раз, два, три, четыре, пять–

Будем мы по ним скакать!

Прыг-скок, прыг-скок!

Повторяй за мной, дружок!

(прыгаем по воображаемым или вырезанным из картона лужам)

Даже если кроха не может самостоятельно выполнить все движения, Вы можете помочь ему в этом.

Упражнение «Грибы»

Мы в лесок гулять пойдем:

Топ-топ-топ,

И грибов там наберем:

Топ-топ-топ! (топаем)

Раз грибок

И два грибок

Мы положим в кузовок!

Три грибок, грибок четыре –

Мы накормим всех в квартире! 

(наклоняемся и касаемся руками пола или приседаем)

Где заниматься: с мамой или педагогом?

В обоих случаях есть свои плюсы и нюансы. Занимаясь дома, не надо никуда выходить, искать компетентного педагога и подстраиваться под расписание группы. Но привычная домашняя обстановка в определённый момент может наскучить, да и редко какой малыш выполняет все мамины требования на 100%. А занимаясь логоритмикой, нужно полностью отдаваться процессу. Иначе результат окажется совсем не таким, как вам того хотелось бы.

Занятия в группе – это не только смена обстановки и новые игрушки, это ещё и общение с такими же ребятами под присмотром профессионала. Такие специалисты в силу своего педагогического опыта легко находят общий язык даже с самыми капризным и сложным деткам. Как показывает практика, такие уроки оказываются более эффективными.

Особенности и средства

Такая методика включает в себя следующие аспекты.

Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.
Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.
Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.
Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.
Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.
Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.
Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой

Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.
Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями.
Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата

Требуются деткам с дефектами речи, в частности заиканием.
Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.
Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.
Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом.

На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. А когда сможет запомнить весь текст – пусть повторяет его от начала до конца.

  • На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).
  • В ванной легко получается поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику.
  • Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).

Возможностей вовлечь малыша в логоритмические занятия много, фантазия взрослых может подсказать и другие варианты.

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся:

  • игры;
  • упражнения;
  • песенки;
  • стишки.

Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение.

С чего начать?

Малыши, которые только начинают познавать мир через движение и осязание, тоже могут начать занятия по логоритмике. Включите крохе детскую мелодию, возьмите своей рукой его ладошку и отстучите ритм под музыку, проговаривая стишок или отсчитывая каждый удар. Кстати, «Ладушки» — это тоже вариант простого логоритмического упражнения.

Для малышей постарше, которые уже начали говорить, подойдут короткие стишки. Ребёнку в данном случае нужно не только повторить движения за мамой, но и пробовать проговаривать рифмующиеся слова или хотя бы последние слоги в них.

Логоритмическое упражнение «Капельки»

Дождик, дождик, веселей (вытягиваем руки вперед ладонями вверх, подставив под «капельки дождя»),

Капай, капай, не жалей! (проговариваем «кап-кап-кап»)

Брызни в поле пуще — Станет травка гуще (приседаем на корточки и трогаем «травку»),

Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединяем руки над головой, прикрываясь от капель),

Зря в окошко не стучи! (грозим пальчиком).

В возрасте 4-5 лет ребёнок уже может повторить практически любые движения взрослого. К тому же, у него уже достаточно развит речевой аппарат, поэтому в этот период следует сделать акцент на правильное дыхание и отработку звуков.

Чистоговорка на звук «С»

Са-са-са: в клетке спит лиса (кладём сомкнутые ладони под одно ухо),

Су-су-су: смотрим на лису (ребро ладони прижимаем к бровям),

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы (имитируем поглаживающие хвост движения сначала правой, потом левой рукой),

Се-се-се: знаем сказку о лисе (поочерёдно топаем ножками).

Основные цели и задачи логоритмики

Логоритмика является многогранной методикой, ориентированной на разностороннее развитие детей. Ее главные цели и задачи включают в себя:

Коррекция звукопроизношения:Чрезвычайно важно не только исправлять ошибки в произношении звуков, но и сделать этот процесс увлекательным
Например, с использованием игр, таких как «Охота за звуками» или «Звуковые истории»: дети вовлекаются в активное обучение, что содействует эффективному усвоению правильного произношения.

Развитие логического мышления:В рамках логоритмики уделяется внимание развитию логического мышления у детей. Разнообразные игры и упражнения способствуют формированию логических связей, положительно влияющих на когнитивные способности ребенка
Например, использование головоломок и логических задач позволяет детям развивать аналитическое мышление.

Обогащение словарного запаса:Чрезмерно важным является расширение словарного запаса

Логоритмика предлагает игровые задания, направленные на увлекательное освоение новых слов. Игры в ассоциации или конструирование предложений с использованием новых слов способствуют эффективному обогащению словаря детей.

Улучшение коммуникативных навыков:Логоритмика также акцентирует внимание на формировании эффективных коммуникативных навыков. Различные игры и упражнения, такие как «Расскажи историю» или «Диалогические игры», способствуют развитию навыков ведения беседы, выражения мыслей и восприятия мнения собеседника.

Повышение самооценки и мотивации:Логоритмика не только направлена на достижение языковых целей, но и на поддержку эмоционального и мотивационного аспектов развития. Успехи в играх и упражнениях создают положительный опыт, укрепляя самооценку и мотивацию детей к активному участию в процессе обучения.

Какими должны быть логоритмические упражнения?

Если разные логоритмические упражнения выполнять каждый день в одно и то же время, то это приучит воспитателей и дошкольников к определенному режиму, который будет оказывать оздоровляющий эффект. Например, утром можно проводить дыхательную голосовую зарядку, которая может сочетаться с разными движениями под музыку.

В другие режимные моменты можно проводить релаксацию, петь с детьми гласные звуки и разучивать с ними короткие песенки, также можно учить детей сочетать ритм музыки и движения. Именно регулярные занятия позволяют перестроить многие процессы в самых разных системах человеческого организма.

Чтобы занятия были эффективными, повторяемые действия нужно постоянно сочетать с новыми. В результате повторение будет вариативно: упражнение будет меняться, также будут варьироваться приемы выполнения и содержание проводимых занятий

Благодаря вариативности можно вовлечь детей в процесс: повысить их внимание, развить положительные эмоции

Новые элементы нужно вводить без резких скачков, соблюдая принцип постепенности. Согласно И.П. Павлову нужно за правило брать постепенность и упражняемость в процессе логоритмической коррекционной работы.

Проведенные наукой исследования дают возможность максимально правильно учитывать особенности физиологии и психологии людей, страдающих речевыми нарушениями: их работоспособность, их двигательные возможности, скорость утомляемости, степень речевой активности, особенности логического и образного мышления, преобладающий вид деятельности и многие другие.

Что такое ритмика?

С помощью ритмики дети развиваются с физической точки зрения гармонично, их музыкальных слух становится тоньше, формируется музыкальная память, а движения становятся более выразительными. Дети знакомятся с разными танцами и музыкальными произведениями, с помощью движений они начинают выражать характер звучащей музыки.

На занятиях по логоритмике применяется множество самых разных движений: это и прыжки, и игры, и бег, и гимнастические упражнения, и танцы, и имитации. Логоритмика – это полноценная часть педагогики и логопедии, особенно на корректирующем курсе.

Не стоит считать логопедическую ритмику альтернативой логопедической коррекционной работе. Это лишь часть всего логопедического комплекса занятий, которая выполняет цели логопедии.

Были проведены масштабные исследования детей с речевыми аномалиями, были обследованы их компенсаторные процессы, также учтены данные разных реабилитационных практик, что внесло существенный вклад в развитие логопедической ритмики.

Логоритмика исследует особенности обучения и формирования людей, страдающих разными речевыми нарушениями. В ее компетентность также входят дефекты в развитии неречевых способностей психики. С помощью экспериментов и практической работы определяются задачи воспитания по методу логоритмики, их содержание. Также определяются необходимые для реализации задач средства и методы, что позволяет правильно организовать занятия по логоритмике.

Одной из главных задач, которая ставится перед логоритмикой (являющейся лишь одной из многих составляющих логопедической работы) является воздействие на двигательные функции людей, страдающих речевыми дефектами. Через движения перестраивается речь человека, устраняются имеющиеся дефекты.

Согласно литературным источникам уже исторически сложилось понимание логоритмики, как сочетания движений частей тела с произнесением под музыку речевого материала.

Для детей 6 лет

Роль и значения

Логоритмика включает три основных элемента:

  • слово (звук);
  • ритм;
  • движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

  • повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;
  • ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
  • улучшаются мимика, интонация и темп речи;
  • развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;
  • слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;
  • улучшается осанка малышей;
  • раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;
  • детки становятся более сильными, выносливыми.

Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях:

  • в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи;
  • при общем недоразвитии речи;
  • при заикании, а также при предрасположенности к нему;
  • деткам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим;
  • при нарушениях звукопроизношения, а также детям со слишком быстрой, слишком медленной или прерывистой речью, с плохой интонацией;
  • детям, отстающим в развитии моторики и координации движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Разные подходы к определению «логоритмика»

Сегодня логоритмика имеет несколько расширенное определение. Современные авторы пишут о ней, как об эффективном средстве, через которое можно воздействовать на нарушения у детей с ОНР психомоторных функций, функций сенсорики. Воздействие это оказывается с помощью сочетания слов, музыки и движений.

Если упростить, то логоритмика – это переплетение музыки со словами и телесными движениями. Эти элементы могут по разному взаимодействовать друг с другом, в разных упражнениях каждый из них может занимать преобладающую позицию, но в результате мы получаем множество разнообразных направлений, включающих в себя эти элементы.

Логопедическая ритмика должна быть включена в любую коррекционную методику работы с людьми, имеющими разные нарушения в речевом развитии. Во время занятий по логопедической ритмики дети совершают движения под звучащую музыку и произносят речевые конструкции.

Этот метод является частью лечебной ритмики.

Примеры упражнений

Цель ритмики

Целью ритмики является помощь детям в исправлении речевых дефектов, которое происходит в результате двигательной активности. Ее внедряют в разные воспитательные методики по реабилитации. Далее обсудим подробней термины, которые описывают работу логоритмики. Это даст возможность глубже проникнуть в суть этого направления в логопедии.

Первый термин – объект. Объектом логоритмики считается структура имеющегося дефекта в речи, нарушенные функции психологии и речи у людей, страдающих речевыми дефектами.

Следующий термин – предмет. Предметом логоритмики выступают разнообразные нарушения, связанные с сенсорикой и психомоторикой. Также предметом можно назвать и систему занятий логоритмики.

Следующий термин – цель. Целью логоритмики является избавление человека от речевых дефектов с помощью коррекции речевых и неречевых функций психики. В конечном итоге эти занятия позволят человеку адаптироваться под условия среды.

Следующий термин – задачи. Логоритмика ставит перед собой задачи следующего характера: оздоровление человека, развитие его познавательных способностей, воспитание ребенка, коррекция его речи.

Все принципы, на которых основана логоритмика, можно разделить на две большие группы: это специфические принципы и дидактические принципы. Эти группы действуют взаимосвязано и дают возможность добиться единства в области воспитания и коррекции речи людей с речевыми дефектами. Обсудим эти группы более подробно.

Главный принцип, касающееся коррекционной работы вообще и логоритмических занятий в частности – это принцип систематичности. Он проявляется в том, что материал курса логоритмики должен раскрываться последовательно, теоретические и практические элементы занятий должны быть взаимосвязаны, необходимо следить за постепенным раскрытием курса и правильно распределять материал в процессе занятий.

Принцип системности обязателен для всех элементов комплекса занятий по логопедии и логоритмике. Коррекционный процесс должен быть непрерывен, занятия проводиться регулярно и планомерно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: