Детский сад №2 г. полоцка

Консультации учителя-дефектолога для  педагогов

Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО

Редактор

Опираясь на требования ФГОС ДО, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим требованиям:

— Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.

— Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника

Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности

— Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством переход от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным

Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной

Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию

— Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.

Таким образом, педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.

Этапы  патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду

Редактор

С детства жить в труде.

Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.

А начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.

Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.

Что значит подготовить ребенка к жизни?

 В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.

Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

Приложение 4

Сценарий концерта: «Народы России всех мам поздравляют …»

Задачи:

Образовательная:

формировать представления детей подготовительной группы о культуре разных народов: танцы, песни, костюмы.

Развивающая:

  • Развивать артистичность, выразительность исполнения в зависимости от музыкального произведения.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.

Материал:

Плакаты:

  1. Как вырастешь с мать, всё будешь знать.
  2. Нет отца, так зови по матери.
  3. Как кто хочет, так по своей матери и плачет.
  • Презентация: «Мамам всей планеты посвящается…»
  • Карты для цыганок (3 шт.).
  • Бубен для шамана.
  • Подушечка для султана.
  • Связка сушек.
  • Костюмы:

народов севера (4 девочки, 1 мальчик)

цыганочки (3девочки)

восточные красавицы ( 5 девочек, 1 мальчик)

украинский (2 девочки, 2 мальчика)

русский (3 девочка, 3 мальчик)

Ход

Ведущий №1.

Родиться стоит поздно или рано

хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,

Которого священней в мире нет.

Ведущий №2.

Нет, наверное, ни одной страны, где бы ни отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно, с1998 года. Он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

  1. Сегодня на целом свете праздник большой и светлый.

Слушайте, мамы, слушайте – Вас поздравляют дети!

  1. Наша группа поздравить рада

Всех мам на всей планете.

И пусть спасибо маме говорят,

И взрослые и дети.

Звучит музыка «Мама – первое слово…». Дети входят в зал, рассаживаются на стулья.

Ведущий №1.

В языках мира последовательности звуков ma, mama и им подобных во многих, часто совершенно между собой не связанных языках соответствуют слову “мама”.

Посмотрите, как пишется слово “МАМА” на разных языках.

Ведущий 1

И не важно, к какой национальности вы принадлежите, все мы живём в России и говорим на русском языке

Ведущий 2. В разговорном русском языке много слов обозначает слово мама. Самыми распространенными, конечно, являются мамочка, мамуля, мамуся, матушка.

1.На широких просторах России

Проживает русский народ,

Широтою души он славится,

И о жизни своей он поёт.

Инсценировка песни «Во деревне Ольховке»

  1. С бескрайних снежных просторов,

Где вьюги песни поют,

Примчались к вам дети севера,

Любовь привезли свою.

  1. Как северное сиянье,

Глаза пусть сверкают всегда.

Примите от нас поздравленье,

Мы рады встрече всегда.

Танец «Народов севера»

  1. На всех континентах планеты

Живет свободолюбывый народ.

И грустить в этот день вам поверьте не стоит.

Сюрприз непременно сегодня всех ждет.

  1. Яркие юбки до неба взлетят

Раскинутся веером карты.

Цыганки свой танец подарят сейчас

И вам погадают на счастье.

Цыганский танец (Ежедневно меняется мода…)

Ведущий 1: А наши цыганочки умеют предсказывать будущее.

(Цыганочки раздают мамам маленькие пожелания)

  1. Татарочки красавицы,

Их танец всем понравится.

Примите поздравления

В честь праздника осеннего.

Танец «Восточные красавицы»

  1. Без сна ночей прошло немало,

Забот, тревог не перечесть.

Земной поклон вам дорогие мамы

За то, что вы на свете есть!

  1. Разрешите вас поздравить

Радость вам в душе оставить.

Песню эту подарить,

И улыбкой озорить.

Песенка – чудесенка

  1. К вам из славной Украины

Добирались мы не зря.

Мы, славяне, значит братья,

Все об этом говорят.

  1. Если гости к нам придут,

Голодным не останутся.

Вкусный борщ, вареники

Каждому достанутся.

11.Зажигательную польку

Сегодня мы станцуем.

Дома мам своих обнимем,

Крепко поцелуем.

Украинский танец

  1. На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово: “мама”

И нету слов дороже, чем оно.

  1. Пусть невзгоды и печали

Обойдут вас стороной,

Чтобы каждый день недели

Был для вас как выходной!

  1. Мы хотим, чтоб без причины

Вам дарили бы цветы.

Улыбались бы мужчины

Все от вашей красоты.

  1. Сделать на свете мы многое сможем –

В глубинах морских и в космических тоже.

К тундре придем, и пустыням горячим.

Даже погоду переиначим.

  1. Дел и дорог будет в жизни не мало.

Спросим себя: «Ну а где их начало?»

Вот он ответ наш правильный самый:

Все: Все начинается с МАМЫ!

Песня «Мамин день»

Дети дарят подарки.

Приложение 1

Развлечение с родителями в средней группе «Театральная весна»

Задачи:

  • формировать умение поддерживать речевое общение;
  • продолжать знакомить детей с театральным искусством, видами театров, русским самодеятельным театром — балаган;
  • закрепить правила поведения в театре.
  • развивать творческие способности, речь;
  • дать возможность каждой семье проявить самостоятельность в выборе своего номера.
  • воспитывать любовь к русскому фольклору (сказкам, потешкам);

Материалы:

  • ноутбук, колонки,
  • запись фанфар для начала праздника,
  • музыка для номеров,
  • ширма, куклы.
  • костюмы, реквизит к спектаклям.

Ход мероприятия

Сказочница: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На театральную весну приглашаю вас…

В гуселькином царстве, в звездном государстве, жили-были воспитательницы-развлекательницы, логопед – хорошо языком владеет, их таланливые детишки и родители – помощники выполнять делишки.

Хоть нынче и не масленица, мы потешим вас забавами и шутками.

Только чур! — тихо сидеть, семечек не щелкать, соседей в бока не толкать и петухом не петь! А вы, какие правила поведения помните?

Ну, начинаем!

Скоморох: Кирюшка, Кирюшка, поди сюда.

Сонный голос Кирюшки: «Чего?»

Скоморох: Да поди же сюда. Представленье начинать надо.

КИРЮШКА: (так же). Чего?

Скоморох: Ты заснул, что ли? Народу собралось видимо-невидимо, а ты спишь. Иди, а не то я тебя сейчас вытащу!

КИРЮШКА: (так же). Чего?

Скоморох: А вот я тебе покажу, чего! (Вытаскивает из-за занавеса Кирюшку.) Эй ты, начинай.

КИРЮШКА: Чего начинать-то?

Скоморох: А сам не знаешь? Чай, не первый день в балагане. Заморских зверей выводи.

КИРЮШКА: Ни одного не осталось! Митьку, что у нас за медведя был, в другой театр переманили, он там на все руки.

Скоморох: А ты у меня поговори… Вон медведь с Машенькой.

КИРЮШКА: Выступают заезжие артисты…

(Инсценировка песни «Про варенье»)

СКОМОРОХ: Во городе во Муроме петух подрался с курами, козлу остригли бороду, пошел козел по городу, — козлу не до смеха, а нам зато потеха! Так-то гости почтенные, что будем показывать?

КИРЮШКА: Выступают несравненные артисты — семья….

(Кукольный театр «Курочка ряба»)

СКОМОРОХ: Господа почтенные, старики степенные, кумушки-тетки — старые трещотки, парни, молодицы, красные девицы, малые детишки!

КИРЮШКА: Ради представленья, хлопайте в ладоши, будет вам потеха, лопнете от смеха. Смейтесь на здоровье. Это все присловье, скоморошьи шутки, бабьи прибаутки. Пусть по ним не судят: сказка дальше будет…

СКОМОРОХ: Выступают долгожданные артисты – семья…

(Теневой театр «Заюшкина избушка»)

СКОМОРОХ: Приглашаю поиграть — Свою удаль показать

Проводится хороводная игра «Зайка шел»

СКОМОРОХ: Выступают знаменитые артисты — семья…

(Театр юного героя. Украинская народная сказка «Лиса и журавль»)

СКОМОРОХ: А сейчас настало время танцам.

КИРЮШКА: Выступает самая танцевальная семья….

(Танец «Веселые матрешки»)

Сказочница Гости дорогие, желанные, долгожданные! Все артисты выступили. Все постарались, в нашем балагане сегодня вместе с детьми выступили и их родители, ведь недаром говорят, что талантливы родители – талантливы и их дети …

А сейчас веселый хоровод «Веселись детвора».

Сказочница Приглашаем к нам на чаепитие.

Приложение 3

Сценарий праздника – «Широкая Масленица»

Под народную музыку дети со всех участков собираются на площади.

Ведущие, одеты в народные костюмы.

ВедущийЗдравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим!

Мы зовем к себе всех тех,

Кто любит веселье и смех.

Мы зиму провожаем, весну встречаем!

Под музыку выходит Петрушка.

ПетрушкаЗдравствуйте, гости дорогие!

Мое вам почтение и уважение!

А я шустрый Петрушка, колпак на макушке!

Мигом вас развеселю, бегать, прыгать научу!

Мы зовём на праздник всех, будут шутки, игры, смех!

ВедущийТы постой, Петрушка-проказник, а какой сегодня праздник?

Петрушка: А про это детвора знает, пусть она и отвечает!

Дети Масленица!

Петрушка Правильно, Широкая Масленица.

Как проводим Масленицу, так зиме – конец, весне – начало!

Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Песня «Про блины»

Ведущая: А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну — красную встретить.

Частушки:

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

  1. До чего же, до чего ж

Блин на солнышко похож,

Я блиночек проглочу,

Всем, как солнце, засвечу!

  1. Под весенний звон капели

Мне синички песни пели,

Я их песни слушала,

Блин с вареньем кушала!

  1. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Под музыку выходит Весна!

ВеснаЗдравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

Я Весна — Красна!

К вам на праздник я пришла.

Маслениц за собой вела

Да что-то она отстала.

Давайте ее позовем.

Дети зовут Масленицу. Приходит баба Яга, переодетая в масленицу.

Баба ЯгаЗдравствуйте, детишки,

Девчонки, да мальчишки!

Слышала, меня вы звали?

Весна Что-то не похожа ты на Масленицу.

Баба Яга Как так не похожа? Я самая настоящая Масленица и есть!

Весна Масленица нарядная.

Баба Яга И я нарядилась (показывает бусы, юбку)

Весна Масленица веселая. Приходит к нам с песнями да плясками.

Баба Яга А уж я, какая веселая!

Петрушка: А это мы сейчас и проверим (испытание устраивают для Б.Я)

Весна Ах, вот оно что! Ребята, узнали теперь, кто к нам пришел?

Дети Баба Яга!

Весна Уходи, Баба Яга обратно в лес. Сейчас настоящая Масленица приедет.

Баба Яга Как бы ни так! Посмотрю, какие вы ловкие. Тогда и уйду.

Петрушка: А сейчас мы поиграем самых ловких мы узнаем (правила маршрута)

Ребята ходят по станциям и выполняют, задания за это им дают часть картинки.

После прохождения всех испытаний команды собираются в одном месте и клеят свои части картинок, из которых получается солнце (символ масленицы, весны)

Баба-Яга: Молодцы ребята! Здорова соревновались! Отдам я вам Масленицу!

Петрушка: Расступись, честной народ,

В гости Масленица идет

Идет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Под музыку вынос Масленицы!

Группа 2 выносят чучело Масленицы. Ставят в сугроб. Поджигают.

Все вместеГори- гори ясно

чтобы не погасло

чтобы все невзгоды, холод — непогоды,

зимние морозы, неудачи, слезы,

пусть они сгорают

к солнцу улетают!

ЧУЧЕЛО ГОРИТ под музыку

ПетрушкаМы блинов давно не ели

мы блинчиков захотели

как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица, угощай

Всем блинчиков подавай

ВеснаС пылу, с жару разбирайте

Похвалить не забывайте

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи

Ведущий

Масляная неделя в Югорск прилетела!

На пенечек села, оладушек съела

Блинчиком угостила, на гулянье пригласила!

Вносите блины, угощайте детвору!

Звучит, музыка раздают блины.

Угощение детей блинами.

Особенности проведения летней прогулки

Редактор

Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель

Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:

  • подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;
  • составить план летней оздоровительной работы;
  • провести необходимую работу с родителями.

         Летом вносятся изменения в режим дня детей: ежедневно в каждой группе проводится только одно занятие в первой половине дня эстетического или оздоровительного цикла, т.е. музыкальное или физкультурное. Во второй половине дня два раза в неделю проводятся развлечения, досуги, праздники и т.д.

         Закрепление знаний и индивидуальная работа по усвоению программы проходит в играх, повседневной деятельности, коррекционной работе.

          Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми

Всякое бездействие дезорганизует детей, расслабляет организм, порождает скуку.

         Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться только на свежем воздухе

Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики. Занятия проводятся по сетке на летний период (эстетический, оздоровительный циклы).

         Должен строго соблюдаться режим питания детей. Летнюю пищу необходимо обогащать свежими овощами, фруктами, ягодами. Так как учреждение не может удовлетворить эту потребность в полной мере, необходимо привлекать родителей к решению данного вопроса.

         Особое внимание необходимо обратить на соблюдение питьевого режима (суточная потребность в воде детей 3-4 лет около 1 литра, детей 5-6 лет – 1,3 литра, в жаркий период она увеличивается). Для питья должно быть приготовлена всегда свежая питьевая вода

Недопустимо во время прогулки пользоваться одной либо двумя чашкой для питья. У каждого ребенка должна быть индивидуальная посуда, которая моется после использования в соответствии с гигиеническими требованиями.

         Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 3,5- 4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.

         Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

Здоровый педагог — здоровый ребенок

Редактор

Психологическое здоровье – это субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А.И. Аверьянов).

Критерии психологического здоровья:

  1. Гармония человека с окружающей средой.
  2. Гармония человека с самим собой.
  3. Способность к самореализации.

Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне общей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно. Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми, а порой вызывают зависть, усугубляя и без того невеселое настроение. На самом деле секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно все лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть своих страхи.

Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание несовершенств и готовность к изменениям.

Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. Как показывают исследования, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам, к болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоционально негативные состояния обостряются при наличии заниженной самооценки. Психологический дискомфорт имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующим причинам:

А) Объективные:

— физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

— высокий уровень ответственности;

— тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников;

— авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

Б) Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержке.

Памятка для педагогов и родителей

Редактор

                                                                              «Как обращаться с мальчиками и девочками»

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать их надо по-разному.

2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

3. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать

Особенно это важно для мальчиков

4. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

5. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

6. Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи»

Цель: познакомить родителей с
дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического
слуха и зрительного восприятия.

— Нас окружает мир, полный
разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим – это
звуки. Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из
звуков. Звуком слово начинается, звуком и заканчивается. В середине слова тоже
звуки. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них
несколько портретов букв. Есть буквы – загадки: портрет один, а звук совсем
другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться слушать и слышать звуки.

Есть физиологический слух – это
умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц,
гудок автомобиля, музыку.

А есть фонематический слух –
это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка.

Недостаточное развитие
фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в
последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в
школе, что приводит к ошибкам на письме. Дети с нарушением фонематического
восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят
правильно

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь
родителей, педагогов и логопеда. На помощь придет дидактическая игра

Дидактическая игра имеет две
цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует
ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. В
игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую
активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого
напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра
имеет и определенный результат, который является финалом игры, где
подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является
показатель успеха детей в усвоении знаний и умений

Что же такое дидактическая
игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это
многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего
воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и
игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами,
специально созданными взрослыми.

Дидактическая игра имеет
определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной
форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа
игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять
воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает
игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство
удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок
выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный
результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого
ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении
знаний и умений.

Роль пестушек и потешек в развитие речи детей раннего возраста

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Редактор

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование— это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель,  если есть инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.

Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Безопасная прогулка весной

Редактор

Главная задача воспитателя, да и родителя, с раннего возраста учить детей навыкам безопасности жизнедеятельности: не попадать в опасные ситуации, угрожающие жизни и здоровью, не ходить с незнакомцами, не верить их обещаниям, не открывать дверь незнакомым людям, не садиться в чужую машину и т.д. Надо знакомить детей с элементарными знаниями о том, как избежать опасности, предупредить бытовые травмы, защитить себя в конкретной ситуации. Это можно делать как на занятиях в группе, так и на прогулке на участке, проигрывая ситуации, которые представляют потенциальную опасность.

Опасности на детской площадке.

Предложите детям внимательно осмотреть участок, на котором они обычно играют во время прогулки. Что, по их мнению, опасно для здоровья? Совершая «экскурсию» от одного предмета к другому, приведите в пример реальные случаи из жизни и обсудите с детьми, каким образом можно избежать чрезвычайных ситуаций.

 «Опасные» заборы.

   Любопытство-качество хорошее и нужное для развития малыша — может стать причиной того, что однажды, просунув голову в отверстие забора, ребенок со страхом обнаружит, что обратно она на пролезает

     Оказавшись в такой западне, как правило, малыш привлекает к себе внимание громкими криками. Согласитесь, неприятно вдруг осознать, что твоя родная голова застряла между железными прутьями или в деревянной щели

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: